Есть ли смысл в промывке двигателя при замене масла

Промывка двигателя при замене масла: на пользу или во вред?

Потом залили в мотор масло, самое густое, какое только нашлось. Цилиндры были не из лучших и слегка стучали. Это возмещалось густотою смазки, мотор работал удивительно тихо.

Предназначены для промывки систем смазки автомобильных двигателей без их разборки, при смене моторного масла. Промывочные масла получили в России огромную популярность. На западе в виду менталитета «зачем я буду тратить лишние деньги?» промывочные масла не получили большой популярности.

Обычно промывочное масло представляет из себя обычное минеральное, самое простейшее и дешевое масло — минералку (а зачем туда дорогое? Не ездить же на нем.), в которое добавлены моющие присадки, противоизносные присадки.

Вот лабораторный анализ промывочного масла Лукойл

То есть по анализу мы видим что добавлены противоизносные присадки (Цинк фосфор) и добавлены моющие нейтрализующие присадки (кальций). Добавлены они в гораздо меньшем содержании чем в стандартных моторных маслах. Фактически эта промывка для того что бы перемешаться с не сливаемым остатком старого масла (в картере а так же детали двигателя все равно в грязном масле) и нейтрализовать кислотную среду в двигателе. Все это сливается вместе с промывкой — вот главная и основная цель промывочного масла. Боюсь что отмыть грязный двигатель в шламе или лаке оно не способно…

Принцип применения промывочных масел примерно такой: Завели автомобиль погоняли 10-20 минут на холостом ходу, слили отработанное моторное масло, залили промывочное масло в том же заправочном объеме что требуется автопроизводителем для моторного масла, погоняли на холостом ходу 10-20 минут, слили промывочное масло и залили свежее масло.

На западе промывочные масла не прижились и не пользуются спросом, там на прилавках вы не увидите промывочных масел (для гражданского транспорта) брендов Mobil, Shell, Castrol итд (встречалась BP в Японии) — производители озвучивают стандартное мнение «При использовании наших моторных масел — промывки двигателя не требуются!» И по своему производители моторных масел правы. Если купить новый автомобиль в автосалоне, менять масло почаще (порой даже чаще чем требует официальный дилер), лить хороший бензин — то отложений в двигателе не возникнет! Зачем тратить в пустую деньги? Потратьте их на мороженое детям! Но к сожалению не у всех новые автомобили, не всем достался чистый двигатель, и не всегда интервалы соблюдаются строго. Именно для таких случаев и существуют промывочные масла.

В России промывочные масла представлены в достаточном ассортименте. Потому что спрос, в данном случае, породил предложение. Например очень серьезная и крупная отечественная компания Лукойл — не считает зазорным производить то, от чего открещиваются мировые производители моторных масел. Так же на рынке представлены бренды Spectrol, Felix, Новоуфимский НПЗ, ХАДО Verylube, Luxe, Волга ойл, Сибтэк, Unico, Роснефть, G-energy, ZIC итд.

Лить или не лить промывочные масла — решайте сами! Я для себя решил — что они мне не нужны «деньги на ветер!», и придерживаюсь версии «при разумных интервалах смены — промывочные масла как и промывки не нужны». Но если вы например затянули с интервалом смены или купили автомобиль с неизвестной историей смены масла, промывочное масло может помочь убрать несливаемый кислотный остаток.


Автомобиль тот же Toyota Curren 94 года выпуска, двигатель 3s-fe. Режим так же — город 80% и трасса 20%.

Типы промывок

Процедура чистки мотора при замене масла напрямую зависит от типа используемой промывочной жидкости:

Это техническая жидкость с минеральным составом, включающая в себя множество активных присадок. В отличие от «пятиминутки», она не смывает защитный слой с трущихся деталей, оказывая более мягкое воздействие на ДВС. Но использовать ее нужно также не дольше 5 -10 минут, на холостом ходу

В каких случаях мотор нужно промывать обязательно?

  • При переходе с одного масла на другое. Это касается и типа (синтетика, полусинтетика, минералка), и вязкости (5w30, 5w40, 10w40…), и производителя. Каждое масло имеет свой уникальный состав присадок, которые лучше не смешивать.
  • При покупке подержанного автомобиля. Вы никогда наверняка не узнаете, какое масло заливал прежний хозяин, как часто его менял, как давно мыл и когда была последняя замена. Промывка двигателя позволит “начать жизнь с чистого лица”.
  • При интенсивной эксплуатации. Если вы любите ездить быстро и много, учитывайте, что мотору необходима более интенсивная смазка. Следовательно, продукты износа придется удалять часто.
  • На турбомоторах. Турбины “любят” качественное и чистое масло, а оставшаяся грязь очень быстро “убивает” их.

Упаковка – просто огонь! Как у микстуры от кашля – прозрачная бутылочка, картонная коробочка. Впрочем, главное чтоб помогало!

Почему не надо промывать двигатель автомобиля перед заменой масла

В стародавние времена, к коим условно отнесем года до “миллениума”, заливка промывочного масла после слива “отработки”, а уж тем более при переходе с одного вида смазки на другой, настоятельно рекомендовалась.

Дело в том, что после стандартного слива масла, скажем на ТО, в двигателе остается как минимум 15% отработки, а это микропыль, несгоревшие частицы топлива, лаки и продукты износа.

Весь этот мусор задерживается в скрытых полостях двигателя и после заливки свежего масла моментально ухудшает его состав. Кроме того, рекомендации по промывке основывались на том, что большая часть автопарка страны активно использовала “минералку” и “полусинтетику”, что во многом объяснялось соображениями экономии. Между тем в таких, назовем их условно, бюджетных смазках был крайне низок процент чистящих и моющих присадок. Отсюда, собственно, и многочисленные рекомендации по промывке, которые давали пару десятков лет назад.

Читайте также:  Лучшие свечи зажигания для автомобилей ВАЗ

Экономы практиковали следующие бюджетные способы выгнать остатки “отработки” – после слива основного объема масла – отворачивали фильтр и “трогали” мотор стартером, после чего из магистрали выходило еще какое-то количество масла. Для удаления остатков “отработки” использовали также специальные шприцы с присоединенной к ним капельницей и даже продувочный пистолет.

Что же касается собственно промывки, промывочное масло заливали в мотор уже после слива “отработки”, давали силовому агрегату поработать на такой смазке четверть часа, после чего промывочный материал сливался, ставился новый фильтр и заливалось уже новое масло. Кроме того, практиковался и такой способ – в двигатель заливалось обычное моторное масло, на котором можно было проехать несколько десятков километров, после чего оно сливалось, унося с собой остатки отложений.

Особая статья – использование “пятиминуток”. Такие средства заливают в мотор перед заменой масла, после чего двигатель работает на холостом ходу пять – десять минут. Минус “пятиминуток” состоит в том, что их остатки с агрессивными моющими свойствами остаются в моторе, ухудшают характеристики уже нового масла и вредят прокладкам и сальникам.

Современные моторные масла, в особенности синтетические, от ведущих производителей, отличаются хорошими моющими свойствами уже по умолчанию. Поэтому, если вы по регламенту льете в ваш двигатель качественную “синтетику”, этим и ограничьтесь. В тех случаях, когда происходит замена определенного типа смазки на аналогичный, промывать двигатель также нет необходимости.

Более того, любое промывочное масло, прямо скажем, инородная для двигателя субстанция. В его состав входят присадки, растворяющие грязь и выводящие шлак, а также компоненты для устранения дефектов и царапин на поверхности мотора. Теперь представьте – вы промыли мотор, извините за тавтологию “промывкой”, и слили ее.

Но при этом в скрытых полостях мотора опять-таки останется 10-15% промывочного масла, и оно смешается с уже новым, свежим, которое вы зальете после. Потому уж если занялись промывкой, озаботьтесь тщательным удалением ее остатков. Как это сделать, – читай выше – “трогание” мотора стартером, специальные шприцы и продувочный пистолет.

Промывка двигателя по-прежнему рекомендована, если вы решили сменить минеральное моторное масло на полусинтетику или синтетику. Дело в том, что после слива “минералки” большая часть внутренних поверхностей мотора покрыта тягучей, плохо растворимой масляной пленкой. По сути это аналог лака.

Промывочная жидкость имеет ингредиенты, которая растворяет и убирает этот налет. Прямой смысл в промывке имеется также, когда вы меняете марку или производителя масла, когда есть подозрения, что в двигатель могло попасть некачественное топливо, антифриз или контрафактный лубрикант. Промывайте также моторы с изношенной цилиндропоршневой группой, когда имеет место повышенный расход масла на угар.

Рекомендована промывка также после любого ремонта двигателя, связанного с вскрытием головки блока цилиндров. И, наконец, это стоит сделать, когда вы приобрели машину с пробегом и не уверены, какое масло залито в мотор и как давно оно там находится. И в заключение – главный совет: меняйте масло примерно на пробеге 7,5 тыс. км, то есть в два раза чаще, чем рекомендует большинство автопроизводителей, и никакая промывка вам точно не понадобится.

Экономы практиковали следующие бюджетные способы выгнать остатки “отработки” – после слива основного объема масла – отворачивали фильтр и “трогали” мотор стартером, после чего из магистрали выходило еще какое-то количество масла. Для удаления остатков “отработки” использовали также специальные шприцы с присоединенной к ним капельницей и даже продувочный пистолет.

Что такое промывка для двигателя и промывочное масло

Промывочные жидкости и масла в основе имеют дешевое минеральное масло, которое не рассчитано на создание эффективной защиты трущихся пар. В указанную базовую основу производители добавляют пакеты моющих присадок, что на деле означает высокое содержание щелочи и других активных компонентов. Задачей такой промывки является растворение отложений в двигателе. Сегодня промывочные жидкости можно встретить в следующих вариантах:

  • в виде готового промывочного масла;
  • добавки в отработанное масло;
  • так называемые «пятиминутки»;

Первая группа на данный момент практически не используется и в свободной продаже встречается редко. Принцип использования заключается в том, что нормальное масло из мотора сливается, заливается промывочное масло и на нем двигатель какое-то время эксплуатируется в относительно щадящем режиме. Неоспоримым плюсом такой промывки является достаточно качественная очистка системы смазки двигателя от загрязнений. Главными недостатками данного решения является сама длительность промывки (около 2 дней), ряд ограничений по нагрузке и оборотам при езде на промывочном масле, а также ощутимый вред от контакта щелочи с сальниками двигателя. Последние попросту затвердевают и крошатся, что нередко приводило к необходимости последующего дорогостоящего ремонта ДВС.

Появление «промывок-пятиминуток», как их стали упрощенно называть автолюбители, обещало быструю и качественную очистку мотора от грязи, а также намного меньший вред для двигателя. У многих ответственных автолюбителей на этом фоне возникает ряд вопросов, что входит в состав новой промывочной жидкости и позволяет за такой короткий срок (около 10-15 минут) отмыть загрязнения на холостом ходу, которые раньше отмывались промывочным маслом под определенными нагрузками на мотор около 2 дней. Также актуальными являются и опасения по поводу состояния сальников после такой промывки.

Читайте также:  Масляный насос двигателя

Начнем с того, что быстрое удаление отложений и грязи удалось реализовать при помощи предельно высокой концентрации активных моющих компонентов в промывках второго типа по сравнению с промывочными маслами. Что касается сальников, по заверениям производителей в промывочную жидкость также добавлена особая присадка, которая создает защитный слой на резиновых уплотнителях. Другими словами, сальники надежно защищены от большого количества щелочи в промывке. Что касается отложений на металлических деталях и поверхностях, промывка нового типа удаляет загрязнения максимально эффективно. Такова теория.


В отдельных случаях двигатели удавалось отмыть и собрать без ремонта, то есть безболезненно ввести в дальнейшую эксплуатацию. Также встречались моторы, для которых последствия использования промывки перед заменой масла оказывались крайне серьезными, особенно для ГБЦ: разрушение распределительного вала, постели распредвала и т.д. Другими словами, в головку не поступало масло и детали не справлялись с масляным голоданием, хотя уровень недавно залитого при замене масла в поддоне картера оставался в норме. Далее мы ответим, почему это произошло.

Способы промыки

Если вы решили не прибегать к услугам профессионалов, а своими силами заняться обслуживанием системы движка и провести процедуру его очистки, то замена масла должна начинаться с определения способа промывки мотора. Существуют следующие виды моющих средств:


После выполнения всех этапов устанавливается новый масляный фильтр и заливается свежая защитная смазка.

Стоит ли промывать двигатель при замене масла?

Вопрос от том, нужно ли производить промывку двигателя при замене масла в последнее время очень актуальный среди автомобилистов. Это обусловлено тем, что на сегодня достаточно много автомобилей покупаются на вторичном рынке. И соответственно нельзя предугадать, как долго не менялось масло, какого оно качества, и в каком состоянии масляный фильтр. Чтобы разобраться в обозначенном вопросе нужно разобраться во всех нюансах, которые позволят принять верное решение.

Задуматься о смене масла в двигателе автомобиля стоит в основном, когда транспортное средство приобретается у другого автомобилиста, а не с салона. Основаниями могут стать такие причины, как:

Нужно ли промывать двигатель при замене масла?

Промывка двигателя при замене масла вызывает множество вопросов у автомобилистов. Нужно ли это делать? Можно ли промывать двигатель? Как это скажется на состоянии мотора? И это далеко не полный перечень, ведь замена масла в двигателе является одной из самых ответственных операций в регламенте технического обслуживания.

Неудивительно, что на форумах масса мнений по этому поводу, многие из которых прямо противоположны друг другу. Следовательно, данный вопрос требует самого пристального изучения, дабы простой автовладелец, смог самостоятельно оценить необходимость в промывке двигателя.

Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях нужно промывать двигатель при замене масла и как правильно это делать. А внизу страницы предлагаем посмотреть видео о том, что думает о промывке профессор кафедры “Двигателей внутреннего сгорания”.

Подробная инструкция по замене масла и масляного фильтра в двигателе легкового автомобиля находится здесь.


Неудивительно, что на форумах масса мнений по этому поводу, многие из которых прямо противоположны друг другу. Следовательно, данный вопрос требует самого пристального изучения, дабы простой автовладелец, смог самостоятельно оценить необходимость в промывке двигателя.

Промывка двигателя при замене масла и в других случаях

В процессе эксплуатации видимые поверхности автомобильного мотора покрываются грязью либо нагаром. Представьте, что творится внутри, где работают трущиеся детали и различные подшипники в сопровождении высокой температуры. Опытные автолюбители, собственноручно ухаживающие за машиной, знают решение проблемы – необходима промывка масляной системы двигателя с целью удаления стружки и лишних отложений. Используемые средства, периодичность и технология выполнения процедуры – темы, рассмотренные в данной публикации.

  • естественный износ трущихся поверхностей с образованием мелкой металлической стружки;
  • на моторах с изношенной цилиндропоршневой группой наблюдается повышенный расход масла на угар;
  • налет черного либо желтого цвета появляется из-за применения низкокачественных смазывающих материалов;
  • слой нагара быстро увеличивается, когда хозяин машины меняет смазку с опозданием на 2–4 тыс. км после положенного срока;
  • из-за неправильного перехода на другой тип масла, например, с минерального на синтетическое.

Видео: Промывка двигателя (соляркой) + замена масла



Использовать «пятиминутки» допускается в редких случаях с высокой загрязненностью двигателя. В иных случаях оправдано применение полнообъемного промывочного масла.

Почему не стоит промывать двигатель перед заменой масла?

Ну а теперь, здравого смысла. Такая промывка заливается в старое масло. То есть, фильтр при этом остается старый. Значит, весь мусор, который в нем имеется, измельчится, расщепится и попадет в смазочную магистраль. Дальше он попадет в каналы коленвала, в каналы смазки постелей коленвала и распредвала. Объяснять не стоит, что это все приведет к недостаточной смазке повреждению. Конечно, не сразу, но значительно быстрее, чем без такого «средства».

Читайте также:  Горит лампочка давления масла! Что нужно делать?

Думаем дальше. Как уже говорилось, присадки – это 15 % всей массы масла. Так вот, представьте себе, что в него залили еще столько же химии. Прежде всего, это повлияет на вязкость. Кроме того, неизвестно, совместимы ли такие присадки вообще. В общем, в двигателе получается такая жижа, в которую просто посмотреть страшно. Как бы мастер не старался, он не сможет слить абсолютно все масло. Порядка 200 грамм остается в двигателе, неважно где:

в коленчатом валу

в головке блока (основная часть)

  • в поддоне (его можно снять)
  • После того, как залили новое масло, все это смешивается и опять получается жижа. Дальше объяснить не стоит. Но, не стоит думать, что это однозначный ответ на вопрос: «Нужно ли промывать двигатель при замене масла?». Нет, есть и иные способы промывки, которые не приведут к таким последствиям и действительно помогут. Для начала, стоит рассмотреть ситуации, когда надо промывать двигатель при замене масла.

    Промывка двигателя при замене масла производится исключительно маслом и никаким другим средством, если его так можно назвать. Причем, если переходить с полусинтетики на синтетику, с минералки на синтетику или же на другую вязкость одного и того же производителя, то промывка необязательна. В маслах одни и те же присадки, просто в разном количестве – просто сменится их концентрация. Да, свойства немного изменятся, но не критично.

    Промывочное масло

    На практике для очистки стоит пользоваться только этим типом жидкости. Промывочное масло зарекомендовало себя в качестве одного из самых надежных и эффективных вариантов очистительных средств. Для выполнения процедуры обычно приобретается недорогое масло в большом объеме. Суть заключается в том, чтобы выполнить две заливки вещества в силовой агрегат. Можно при первом же добавлении смешать купленную моторную жидкость с промывочным средством в соотношении 50/50. Допускается также последующее заливание в промывку купленной смазки, но учтите, что определенная часть жидкости в ДВС останется. Это будет чистое смазочное вещество. Состав очищающего масла включает в себя:

    1. Основу. В зависимости от производителя она будет разной. Обычно в качестве основы применяется индустриальная жидкость. Самый распространенный вариант смазки — И-40 либо И-20.
    2. Объем агрессивных присадок. Такие элементы позволяют эффективно удалить загрязнения, скопившиеся на внутренних стенках двигателя авто. Состав агрессивных компонентов будет разным в зависимости от изготовителя продукта.
    3. Дополнительные присадки. Используются для минимизации отрицательного воздействия промывочного средства на всевозможные трущиеся компоненты мотора.

    Подробнее об использовании промывочных жидкостей узнаете из видео (автор — канал Denis МЕХАНИК).

    Частота использования промывок

    В случае своевременной замены и использовании смазки удовлетворяющей всем необходимым допускам двигателя, использовать промывочные составы перед каждой заменой масла нет необходимости.

    Как правильно промывать двигатель — видео

    В условиях нормальных нагрузок на ДВС, при исправности всех систем, моющих свойств качественных моторных масел достаточно для поддержания элементов двигателя в хорошем состоянии. Использование промывок допускается в качестве профилактических целей и для раскоксовки колец.


    Перемешивание с новым моторным маслом, может изменить его смазывающие свойства. После использования промывок, для их полного вывода из системы, практикуют следующее.

    Почему возникает стук?

    Возможные причины появления стука амортизатора:

    • протекает масло;
    • корпус повредился;
    • поршень штока деформировался;
    • заливается масло низкого качества.

    Если протекает масло, значит, пора поменять прокладки, так как они перестали обеспечивать герметичность. Причинами этого бывают естественный износ (прилегающая к штоку кромка может стереться из-за постоянного движения) и повреждения, вызванные коррозией или образованием грязевых отложений в штоке.

    Кожух может деформироваться, если по нему будут постоянно наноситься удары. Вмятины станут серьезным препятствием на пути следования штока внутри резервуара. Шток будет постоянно упираться в выпуклость, что и станет причиной появления стука. Но эта проблема случается только в однотрубных устройствах. В двухтрубных механические повреждения получает только внешний резервуар, а внутренний остается невредимым.
    Амортизатор может быть плохо зафиксирован в кожухе стойки. Тогда его перемещение становится причиной образования трещин. Поршень получает повреждение, если на большой скорости машина попадет в яму. Он ударяется о дно резервуара, что приводит к повреждению поршня. Из-за этого повреждаются клапаны, нарушается нормальное протекание рабочей жидкости.

    Состояние демпфера зависит от качества масла. Его вязкость должна быть достаточной для создания нормального сопротивления ходу поршня. Зимой вязкость масла повышается, что делает его сопротивление слишком высоким.

    Кожух может деформироваться, если по нему будут постоянно наноситься удары. Вмятины станут серьезным препятствием на пути следования штока внутри резервуара. Шток будет постоянно упираться в выпуклость, что и станет причиной появления стука. Но эта проблема случается только в однотрубных устройствах. В двухтрубных механические повреждения получает только внешний резервуар, а внутренний остается невредимым.
    Амортизатор может быть плохо зафиксирован в кожухе стойки. Тогда его перемещение становится причиной образования трещин. Поршень получает повреждение, если на большой скорости машина попадет в яму. Он ударяется о дно резервуара, что приводит к повреждению поршня. Из-за этого повреждаются клапаны, нарушается нормальное протекание рабочей жидкости.

    Ссылка на основную публикацию