Следим за состоянием тормозов. Контроль уровня тормозной жидкости

Следим за состоянием тормозов. Контроль уровня тормозной жидкости

уход и Обслуживание за автомобилем

Исправное состояние тормозной совокупности играется первостепенную роль в обеспечении безопасности дорожного перемещения. При обнаружении нарушений в обычной работе тормозов перемещение направляться без промедлений прекратить. Более того, кроме того буксировать машину с таковой неисправностью на мягкой сцепке запрещено, по причине того, что воздействие сопряжено с опасностью.

В случае если тормоза не трудятся. Далеко не самый нехороший вариант

Неспециализированное состояние тормозной совокупности нужно контролировать до начала любой поездки. Делается это легко – по окончании того, как тронетесь с места, надавите на педаль, несущую ответственность за остановку автомобиля, и замечайте за результатом. В случае если машина послушно останавливается, значит – всё в порядке и возможно благополучно продолжать поездку.

Однако, аналогичного контроля работоспособности тормозной совокупности очевидно не хватает. В большинстве случаев её неспециализированное состояние проверяется на протяжении прохождения техосмотра, в то время, когда посредством особой аппаратуры определяется время полной остановки автомобили с момента нажатия на педаль тормоза. Но для уверенности в безопасности, нужно иногда контролировать уровень тормозной жидкости.

Место под капотом автомобиля, где находится бачок с тормозной жидкостью

Бачок, в который она заливается, находится в моторном отсеке. На его боковых стенках нанесены отметки, соответствующие минимальному и большому уровням тормозной жидкости. Нужно, дабы её количество соответствовало показателю «максимум».

В случае если же визуально её не хватает, значит, где-то случилась тормозная система и утечка автомобиля будет в аварийном состоянии.

На бачке в обязательном порядке будут метки по которым возможно делать выводы об уровне тормозной жидкости

Не следует восполнять уровень тормозной жидкости без произведения полного контроля состояния всей совокупности. Быть может, где-то износился резиновый шланг, по которому она циркулирует, а из места нарушения герметичности происходит утечка. При таких условиях износившийся элемент обязательно подлежит замене.

В большинстве современных машин употребляется тормозная жидкость DOT-4. Потому, что при её производстве используется единый стандарт, никакой отличия между компанией-производителем продукта не существует. Основное, на что направляться обратить внимание при выборе, это наличие вышеуказанной маркировки.

Помните о том, что с течением времени тормозная жидкость элементарно стареет. Соответственно, ухудшаются её свойства и, как следствие, понижается эффективность тормозов. Исходя из этого нужно систематично поменять жидкость, так проводя профилактику всей совокупности.

В большинстве случаев замена производится один раз в два года, в случае если в управлении по эксплуатации транспортного средства не предусмотрен другой срок.

Регулярный контроль уровня тормозной жидкости окажет помощь своевременно не допустить происхождение более значительных неприятностей и диагностировать неисправность на ранней стадии. Со своей стороны, это положительно отражается на неспециализированной безопасности дорожного перемещения, довольно часто помогая сохранить жизни. Исходя из этого не ленитесь, а хотя бы несколько раз в тридцать дней открывайте капот автомобиля для того, дабы проконтролировать уровень всех несущих ответственность за работоспособность транспортного средства жидкостей.

В обязательном порядке к прочтению:

Part 2 — The Wind in the Willows Audiobook by Kenneth Grahame (Chs 06-09)

Статьи как раз той тематики,которой Вы интересуетесь:

уход и Обслуживание за автомобилем Роль тормозной жидкости при эксплуатации автомобиля переоценить весьма сложно. Надёжная езда без нее легко неосуществима. Соответственно и требования, каковые…

Чтобы проверить тормозную совокупность, нужно наступить на педаль и надавить на нее, обращая внимание на то, как вы ощущаете педаль под ногой и оценить эти ощущения. Что…

Собственными руками На легковых авто используется пара видов рабочих жидкостей, делающих определенные задачи. Но любая из этих жидкостей имеет собственный ресурс, что обладатель авто может еще и…

Собственными руками Любой автовладелец сталкивался с обстановкой, в то время, когда требовалось прокачать тормоза. И в случае если с простой тормозной совокупностью сложностей редко появляется, то прокачка тормозов с…

Для чего платить солидные деньги за то, что возможно сделать собственными силами? Тем более замена тормозной жидкости – дело достаточно простое и доступно любому автолюбителю. Основное – иметь желание и…

Как проверить тормозную жидкость

Как часто нужно проверять тормозную жидкость в машине?

Зная, как проверить тормозную жидкость помогает нам поддерживать в нашем автомобиле тормозную систему в должном состоянии, благодаря чему тормоза в машине будут исправны и не подведут при возникновении экстренной ситуации на дороге. Эта жидкость в автомобиле отвечает за передачу давления от педали тормоза к тормозным узлам в колесах. Другими словами тормозная жидкость делает так, чтобы все компоненты тормозной системы работали вместе исправно и как единое целое. Для того чтобы выполнять эту работу круглый год при любых температурах окружающий среды, тормозная жидкость должна выдерживать экстремальный температуры, без закипания и замерзания. К сожалению, со временем тормозная жидкость теряет свои свойства и загрязняется. Поэтому в любом автомобиле периодически она должна быть заменена на новую.

Если вовремя не поменять тормозную жидкость, то многие тормозные компоненты автомобиля могут выйти из строя. В итоге это может напрямую отразиться на вашей безопасности.

Соответственно каждый водитель должен (обязан) регулярно проверять уровень тормозной жидкости и ее состояние. Наше руководство поможет вам проверить уровень тормозной жидкости в машине. Также вы узнаете, нужно ли или можно ли доливать новую жидкость, когда нужно полностью заменить тормозную жидкость и сможете научиться определять потенциальную утечку жидкости в тормозной системе вашего автомобиля.

Оглавление

Что вы должны знать о тормозной жидкости

Главный тормозной цилиндр

Проверка уровня тормозной жидкости

Остерегайтесь утечки жидкости

7 причин, почему вы должны проверить состояние тормозной жидкости

Как проверить свойства тормозной жидкости

Что вы должны знать о тормозной жидкости

Тормозная жидкость гигроскопична (впитывает влагу), что позволяет защищать компоненты тормозной системы * Тормозная жидкость имеет светло-желтый цвет * Не сжимается в объеме при сжатии, что идеально подходит при применении в автомобильных тормозных системах * Смазывает поршни в главном тормозном цилиндре, в поршнях суппортов и колесных тормозных цилиндрах * Тормозная жидкость смазывает резиновые уплотнители в главном тормозном цилиндре и в тормозных цилиндрах установленных на колесах * Тормозная жидкость имеет хорошую устойчивость к перепадам температуры * Тормозная жидкость DOT 3 имеет температуру кипения 205 градусов * Температура кипения жидкости DOT 4 230 градусов * После двух или трех лет использования тормозной жидкости в ней поднимается уровень содержания влаги, что в итоге приводит к начале коррозии тормозных элементов и к потере свойств жидкости * При использовании тормозной жидкости рекомендовано использовать только, ту жидкость, которую автопроизводитель указал в руководстве по эксплуатации транспортного средства.

Главный тормозной цилиндр

Главный тормозной цилиндр работает как насос, который под давлением подает тормозную жидкость в каждое колесо, где находятся тормозные устройства машины. То есть каждый раз, когда вы задействуете педаль тормоза, главный тормозной цилиндр качает жидкость, направляя ее по всей тормозной магистрали автомобиля.

Главный тормозной цилиндр также имеет резервуар для тормозной жидкости. Таким образом, для того чтобы проверить уровень тормозной жидкости вы должны найти этот резервуар под капотом вашей машины.

Как правило, главный тормозной цилиндр установлен на вакуумном усилителе тормозов. Усилитель тормозов (круглый большой компонент под капотом автомобиля), как правило, установлен на стороне водителя в задней части моторного отсека. Главный тормозной цилиндр это небольшой металлический цилиндр с тонкими металлическими трубками, исходящие из цилиндра, над которым установлен металлический или пластиковый контейнер (резервуар). В эту емкость налита тормозная жидкость.

Проверка уровня тормозной жидкости

Новые модели автомобилей (с середины 1980-х годов и по сегодняшний день) используют полупрозрачный контейнер (емкость, резервуар) прикреплённый к главному тормозному цилиндру. Благодаря прозрачности емкости, вам нет необходимости отворачивать крышку, чтобы проверить уровень тормозной жидкости. Проверяя уровень тормозной жидкости, помните, что он должен быть между отметкой “MIN” (минимальной отметки) и отметкой “MAX” (максимальной отметки).

Стоит отметить, что некоторые модели автомобилей (в том числе более старые) имеют металлический не прозрачный резервуар для хранения тормозной жидкости. Поэтому чтобы проверить уровень жидкости в металлической емкости, необходимо снять крышку.

Перед тем как снять крышку с резервуара тормозной жидкости, необходимо обязательно протереть крышку от пыли, масла, грязи и т.п., используя чистую тряпку. Это защитит загрязнение тормозной системы перед снятием крышки бачка тормозной жидкости.

На старых моделях автомобилей (и на некоторых современных) для того чтобы снять крышку может понадобиться отвертка, которой нужно приподнять пружинный зажим, или открутить болт в верхней ее части.

Открутив крышку бачка тормозной жидкости, проведите осмотр жидкости. Если вы не видите сплошную линию, отмеченную внутри резервуара, убедитесь, что уровень жидкости находится примерно в 6 мм от верхней части резервуара.

Если при осмотре выяснилось что уровень тормозной жидкости низкий, то придется долить ее до оптимального уровня. Для этого используйте тот тип жидкости, который рекомендован производителем автомобиля (как правило, это тормозная жидкость DOT 3 или DOT 4).

В некоторых моделях автомобилей также тип используемой тормозной жидкости указывается под крышкой бачка тормозной жидкости.

Если у вас нет руководства к эксплуатации автомобиля, то вы можете купить или скачать в сети Интернет руководство по ремонту и обслуживанию вашего автомобиля. Как правило, в таких книгах содержится информация об используемой марки и типе тормозной жидкости.

Также вы можете обратиться в любой автомагазин, в котором по ВИН-номеру вашей машины определят, какая тормозная жидкость используется в ней.

Для получения визуального представления о том, как проверить уровень тормозной жидкости в автомобиле вы можете посмотреть несколько видео ниже.

Теперь когда вы знаете как проверить уровень тормозной жидкости пришло время проверить состояние жидкости, то есть ее свойство.

Справка 1GAI.RU: Со временем уровень тормозной жидкости может снижаться либо в результате утечки жидкости их системы, либо из-за износа тормозных колодок, тормозных дисков или тормозных барабанов (при наличии). В результате естественного износа тормозных компонентов, зазор между деталями увеличивается, что в результате приводит к уменьшению уровня тормозной жидкости.

Таким образом, небольшое снижение уровня тормозной жидкости, это вполне нормальный процесс при эксплуатации автомобиля. Если же вы заметили, что уровень тормозной жидкости резко снизился за короткий срок, то есть большая вероятность, что в тормозной системе есть утечка, которую нужно обязательно найти.

7 причин, почему вы должны проверить состояние тормозной жидкости

Если вы проверяете регулярно уровень тормозной жидкости, это еще не означает, что вы следите за состоянием тормозной системы. Помимо уровня вы также должны регулярно проверять состояние жидкости, чтобы определить не потеряла ли тормозная жидкость своих химических свойств.

Так что если вы еще никогда не проверяли свойства тормозной жидкости, то вот для примера 7 причин по которым вы должны сделать это обязательно:

  • Тормозная жидкость содержит некоторое количество спирта и поглощает влагу
  • Влага будет взаимодействовать с металлическими деталями вашей тормозной системы, и со временем вызывать их коррозию
  • Резиновые шланги и уплотнители тормозной системы со временем изнашиваются и загрязняются от тормозной жидкости
  • Как правило, в первую очередь изнашивается главный тормозной цилиндр, который начинает течь
  • Если в результате утечки тормозной жидкости из главного цилиндра она попадет в главный усилитель тормозов, то его придется заменить
  • Тормозная жидкость, как правило, не должна использоваться более 2-3 лет эксплуатации автомобиля (при пробеге не более 20,000-30,000 в год). После этого тормозная жидкость полностью теряет свои свойства. В итоге из-за плохой жидкости в вашей машине могут неожиданно полностью отказать тормоза.
  • Также если вовремя не менять тормозную жидкость ваша тормозная система может выйти из строя. Особенно если ваш автомобиль оснащен системой ABS. В таком случае ремонт может составить несколько тысяч долларов.
Читайте также:  Как снять свечи зажигания и установить на их место новые

Как проверить свойства тормозной жидкости

Некоторые автопроизводители автомобилей рекомендуют, как мы уже сказали, менять тормозную жидкость раз в два года. Некоторые производители транспортных средств заявляют, что интервал замены тормозной жидкости должен составлять раз в пять лет. Но некоторые производили порой не указывают срок службы тормозной жидкости. Но это не говорит о том, что тормозная жидкость вечная. Мы не советовали менять жидкость очень редко. Особенно это касается эксплуатации автомобиля в нашей стране, где условия гораздо суровее, чем в той же Европе.

К сожалению, многие владельцы автомобилей не уделяют должного внимания тормозной жидкости, забывая проверять не только ее уровень в бачке, но и менять ее на новую через определенное время эксплуатации машины. В итоге неправильный интервал замены жидкости приводит загрязнению и коррозии тормозной системы.

На свойство тормозной жидкости влияет много факторов. Например, изменение климатических условий в течение года, содержание влаги в окружающей среде, состояние тормозной системы и снятие крышки бачка тормозной жидкости, напрямую влияет на состояние жидкости, которая в итоге со временем начинает разъедать компоненты тормозной системы.

Вот почему так важно проверять не только уровень тормозной жидкости, но ее состояние. Мы рекомендуем проверять жидкость в тормозной системе два раза в год и менять ее на новую каждые два-три года даже в том случае если ваш автопроизводитель рекомендует вам менять тормозную жидкость через более долгие интервалы владения машиной.

Многие также ошибочно полагают, что состояние тормозной жидкости можно определить по ее цвету. Но на самом деле цвет жидкости не может точно сказать вам о реальных свойствах тормозной жидкости.

Да, когда жидкость новая она, как правило, имеет прозрачный светло-желтый цвет, который с течением времени может потемнеть. Но изменение цвета не обязательно является показателем ухудшения свойств тормозной жидкости.

С другой стороны загрязнение жидкости (за исключением накопления влаги) может привести к потемнению тормозной жидкости.

Наиболее простой и практичный способ проверить состояние жидкости в тормозной системе это использовать тест-полоски тормозной жидкости. Тест-полоски вы можете приобрести в автомагазине или заказать их в интернет-магазинах.

Тестирование свойства жидкости займет всего 1 минуту.

Проверка тормозной жидкости с помощью тест-полосок

1. Для тестирования тормозной жидкости вы должны очистить крышку бачка жидкости от пыли, грязи и т.п. чистой салфеткой и затем открыть ее.

2. Затем вытащите тест–полоску из упаковки.

3. Опустите частично тест-полоску в бачок тормозной жидкости.

4. Установите крышку бачка тормозной жидкости назад.

5. Подождите от 30 до 60 секунд, пока жидкость вступит в реакцию с химическими веществами, нанесенными на тест-полоску.

6. Посмотрите на поверхность тест-полоски, и сравните их с образцами, указанными на упаковке (описание образцов тестирования смотрите на упаковке или в инструкции к тест-полоскам).

7. Если цвет тест-полоски изменился, то это говорит о том, что тормозная жидкость в вашей машине находится в хорошем состоянии.

Благодаря этим тест-полоскам вы избавите себя от вопроса, менять ли тормозную жидкость на новую.

Кроме того, на Российском рынке также есть электронные тестеры, с помощью которых вы можете проверять состояние тормозной жидкости. Но, к сожалению, стоимость подобных устройств, оправдана только для применения тестеров на автосервисах или частных автомастерских.

Зная как проверить тормозную жидкость, вы самым простым способом сможете значительно сэкономить немалые деньги на обслуживании автомобиля. Меняя вовремя тормозную жидкость и следя за ее уровнем в тормозной системе, вы способствуете долгому сроку службы всей тормозной системы. Если же не следить за тормозной жидкостью в машине, это может привести к преждевременному выходу из строя тормозной системы, ремонт которой может стоить очень дорого.

Таким образом, проверяйте уровень тормозной жидкости не реже одного раза в месяц или каждый раз, когда вы поднимаете капот машины. Но старайтесь не поднимать часто крышку бачка тормозной жидкости, чтобы избежать быстрого насыщения жидкости влагой, которая содержится в воздухе.

Также проверяйте состояние (свойство) тормозной жидкости один раз в два года и в случае необходимости замените ее на новую.

Эта простая проверка может вам избежать проблем с производительностью тормозной системы, а также поможет предотвратить появление коррозии в тормозных компонентах, которая может появиться из-за плохой тормозной жидкости.

Если вы живете в местности с влажным климатом, то менять тормозную жидкость лучше 1 раз в год. Если в сухом климате с небольшой влажностью воздуха, то жидкость нужно менять 1 раз в три года.

Таким образом, вы увеличите срок службы вашей тормозной системы, и снизите риск дорогостоящего ремонта тормозной системы и ее снижение эффективности при торможении.

Датчик уровня тормозной жидкости

Тормозная жидкость используется в системе экстренной и штатной остановки автомобиля во время движения.

Для контроля уровня этой жидкости предназначен датчик уровня. От его исправности зависит надежность системы предупреждения об аварийной ситуации в системе торможения.

Большинство датчиков уровней различных жидкостей построено по поплавковому типу.

Поплавок движется по направляющей или на штоке в соответствии с уровнем тормозной жидкости. Если уровень жидкости уменьшается, поплавок смещается вниз. При достижении критически минимального уровня тормозной жидкости контакты датчика размыкаются, и на приборную панель (систему управления кузовом, бортовой компьютер, блок управления двигателем, блок АБС) поступает сигнал о низком уровне тормозной жидкости.

Срабатывает система оповещения водителя о критически низком уровне тормозной жидкости. В некоторых авто предусмотрено блокирование работы двигателя.

Большинство датчиков уровня срабатывают «на размыкание» контактной группы. Это увеличивает надежность контрольной системы на случай повреждения электропроводки (обрыва).

В качестве контактной группы (системы контроля) используются:

  • традиционные электрические контакты, выполненные из латуни, бронзы или меди;
  • герконы;
  • оптоэлектронные средства контроля с электронной системой;
  • ультразвуковые объемные датчики.

Геркон представляет контактную группу, заключенную в герметичный корпус. Этим достигается повышенная надежность срабатывания контактов в условиях повышенной агрессивности паров тормозной жидкости. Геркон имеет на порядок больший срок эксплуатации по сравнению с традиционной контактной группой.

Он срабатывает при помещении в его зону контроля постоянного магнита. Магнит крепится на поплавок. При уменьшении уровня тормозной жидкости магнитик входит (или наоборот уходит) в зону срабатывания геркона. Его контакты размыкаются, индикаторная система срабатывает.

Оптоэлектронные датчики уровня, использующие систему светодиод-фотодиод как средства контроля уровня тормозной жидкости, сейчас применяются крайне редко. Такие датчики показали недостаточную надежность в транспортных средствах.

Ультразвуковые объемные датчики контроля уровня жидкости находят применение в авиастроении, когда летающее транспортное средство может резко изменять положение относительно горизонта. Есть практика применения таких датчиков в гоночных автомобилях (при больших боковых ускорениях жидкость смещается в сторону, обратную от направления поворота).

Основные причины неисправности датчиков уровня тормозной жидкости

Наиболее вероятные причины отказа датчиков уровня:

  • нарушение контактов в результате процессов оксидации, электролиза, нарушения контактов в разъеме;
  • залипание штока поплавка;
  • нарушение герметичности поплавка;
  • механическое повреждение;
  • отказ электронной системы датчика (для электронных датчиков);
  • разгерметизация геркона.

Признаки неисправности датчиков

Основные признаки неисправности датчика:

  • срабатывает индикация тормозной жидкости при нормальном уровне «тормозухи»;
  • не срабатывает индикация при критическом уровне;
  • появляется сообщение об ошибке датчика.

В случае появления перечисленных признаков следует немедленно приступить к устранению неисправности.

Последовательность проверки датчика уровня тормозной жидкости

Для того чтобы проверить систему контроля уровня тормозной жидкости следует:

  • Заправить «тормозуху» до максимального уровня (показан на бачке).
  • Установить поплавок и разъемы датчика на штатное место.
  • Включить зажигание.
  • Снимать-устанавливать разъем датчика. При исправной проводке индикаторная лампа на приборной панели (сообщение бортового компьютера) должно появляться-исчезать.
  • Снять разъем. Замыкать-размыкать контакты разъема при помощи перемычки (можно в случае обычных контактных датчиков использовать канцелярскую скрепку). Сообщения о критическом уровне также будут появляться-исчезать.
  • Демонтировать поплавок с датчиком, установить разъем. Вручную поднимать-опускать шток с поплавком. Сообщения о критическом уровне должны появляться-исчезать.
  • Выключить зажигание. Снять разъем. Щупы мультиметра в режиме измерения сопротивления (или прозвонки) соединить с контактами разъема датчика. При вертикальном перемещении штока поплавка контакты должны замыкаться-размыкаться, что будет показывать мультиметр. В некоторых датчиках для увеличения информативности в цепь последовательно установлен резистор сопротивлением около 1 килоОм. В этом случае мультиметр следует установить на предел измерения сопротивления 2К.

В электронных датчиках проверка при помощи мультиметра и простым отсоединением разъема неэффективна. Для контроля лучше использовать заведомо исправный датчик уровня, временно подключая его на место неисправного.

Помните, от исправности тормозной системы, в том числе и датчика уровня жидкости, зависит жизнь участников дорожного движения!

Как ухаживать за тормозной системой автомобиля и избежать неисправностей?

Тормоза придумали отнюдь не трусы, как уверяет фольклор, а очень толковые инженеры. Тормозная система — важнейшая в автомобиле: никто не хочет оказаться в машине, не способной самостоятельно остановиться. Чтобы такого не случилось, нужно следить за техническим состоянием тормозов и грамотно их использовать. Выделим самые важные пункты правильной эксплуатации тормозной системы.

Состояние тормозной жидкости

Тормозная жидкость — это «кровь» тормозной системы, передающая усилие с педали непосредственно на колодки. Для безотказной работы в любых условиях она устойчива и к замерзанию, и к кипению. С одной оговоркой — пока она новая.

Слабое место тормозной жидкости — гигроскопичность, то есть склонность впитывать влагу. Всего за пару лет она разбавляется водой из атмосферы на 3–4% своего объёма, начиная кипеть уже при 140–160 градусах вместо положенных 230°C. Для жидкости, которая работает в раскалённых тормозных механизмах, это фатально: локальное кипение образует пузырьки воздуха, приводящие к внезапному провалу педали и полной потере тормозов. Кроме возможного закипания, влага в тормозной жидкости вызывает коррозию металлических частей системы (тормозных трубок, поршней, цилиндров), что не менее опасно.

Нужно учитывать, что тормозная жидкость впитывает влагу постоянно, даже если машина никуда не ездит. Поэтому менять тормозную жидкость лучше по календарю, а не по пробегу: каждые 2 года необходима полная замена тормозной жидкости с прокачкой системы. Либо спустя 40 тысяч км на одометре — смотря что наступит раньше.

Герметичность тормозной системы

Следить нужно не только за состоянием, но и за уровнем тормозной жидкости. Для безотказной работы тормозной системе требуется полная герметичность и отсутствие в ней воздуха, который, в отличие от жидкости, легко сжимается. О низком уровне тормозной жидкости (а значит, и о возможной утечке) сообщит контрольная лампа на приборной панели. Заранее убедитесь, что она работает: при включении зажигания лампа должна загораться.

Читайте также:  Нужно ли прогревать двигатель зимой?

Но не рассчитывайте на одну лишь лампу — периодически контролируйте уровень визуально. Привычка поглядывать на бачок с тормозной жидкостью под капотом однажды может уберечь от беды.

Обычные виновники утечки жидкости — манжеты тормозных цилиндров, но нередко подводят и тормозные шланги. Особенно внимательными должны быть владельцы машин с доработанной подвеской (например, подготовленных внедорожников), где тормозные шланги испытывают повышенные нагрузки.

Лучшая профилактика утечки тормозной жидкости — регулярный осмотр тормозных механизмов. На главном и рабочих тормозных цилиндрах не должно быть намёков на влагу, а на тормозных шлангах — повреждений и трещин. Осматривайте снаружи и сам автомобиль, прежде чем отправляться в путь (кстати, это предписывают и Правила дорожного движения): любые капли и лужицы с внутренней стороны колеса — повод проверить уровень тормозной жидкости в бачке.

Тормозные колодки и диски

Тормозные колодки и диски (либо барабаны) — детали, непосредственно отвечающие за торможение. Следить за этими трущимися парами нужно особенно тщательно.

Точный ресурс колодок предсказать сложно: он зависит и от характеристик машины, и от манеры езды. Поэтому производители советуют делать контрольный осмотр тормозов каждые 15 тысяч километров, проверяя, в том числе, и толщину тормозных накладок. Критической считается остаточная толщина колодок 2 мм.

Что касается дисков, то к ним, помимо минимальной толщины, есть много других требований. Равномерность износа, отсутствие буртов и выработки, трещин и сколов, искривления и биения — целый список для периодической проверки. Большинство пунктов, кстати, относятся и к тормозным барабанам.

Точить или менять — вот в чём вопрос. Популярная ещё несколько лет назад процедура проточки тормозных дисков постепенно сдаёт позиции — широкий выбор новых дисков делает восстановление старых бессмысленным. Тем более, что стоимость ремонта и замены почти сравнялась.

Правильная работа суппортов

Периодические проверки нужны и для контроля правильной работы суппортов. Закисание и заклинивание — распространенная проблема движущихся деталей суппорта, особенно при отсутствии регулярного обслуживания. Причины просты: грязь, влага и коррозия. Суппорт с заклинившим направляющим пальцем или поршнем перестаёт нормально работать, что сразу увеличивает тормозной путь и провоцирует уводы машины в сторону.

Проблемы с суппортом обычно выявляют при контрольном осмотре, но есть и более ранние признаки. Посторонние шаркающие звуки при движении, запах горелых колодок и перегрев колёсного диска — верные поводы проверить суппорт.

Поведение машины

Наряду с объективными признаками проблем с тормозами (износ деталей, утечка жидкости) есть и субъективные. Перемены в поведении машины сложно как-то измерить, но можно почувствовать, поэтому важно быть внимательным к своей технике.

Изменившаяся интенсивность торможения или усилие на педали — «звоночки», которые нельзя игнорировать. Если педаль вдруг стала мягкой и «ватной», срочно ищите утечки и воздух в системе, а чересчур жесткая педаль — повод для проверки тормозного усилителя. Нельзя подстраиваться и привыкать к таким изменениям, нужно искать их причины.

На рулевое колесо от тормозной системы приходит не меньшая обратная связь, чем на педаль. Биение при торможении явно указывает на искривление тормозных дисков, а уводы руля в сторону — на заклинивание деталей тормозного суппорта одного из колёс. Всё это — поводы для внепланового посещения сервиса.

Исправность электронных помощников

Тормозные системы автомобилей обзавелись множеством электронных помощников, от которых действительно есть толк. Кроме хорошо известной антиблокировочной системы ABS, не дающей тормозить юзом, и связанной с ней системы курсовой устойчивости (ESC/ESP/VSC/DSC), на автомобилях часто встречается «дотормаживатель» Brake Assist (BA или BAS). Система распознаёт экстренное торможение и создаёт максимальное давление в тормозном контуре, помогая остановиться раньше. Дальнейшее развитие «тормозного ассистента» — системы автоматического торможения, активно внедряемые в настоящее время. Автомобиль с подобной опцией может сам задействовать тормоза, распознав впереди препятствие.

Как контролировать исправность всех этих систем? Конечно, можно периодически устраивать «полевые» стресс-тесты… Но лучше диагностировать электронику её же методами — компьютерными. Во-первых, нужно следить за приборной панелью: самодиагностика систем известит о проблемах с помощью контрольных ламп. Во-вторых, периодически нужно подключать сканер для полноценной компьютерной диагностики — она может выявить отложенные или «плавающие» неисправности, оставшиеся в памяти блока управления (например, сбоящие временами датчики).

Самое главное — не нужно вмешиваться в исправную работу электронных систем. Такая порочная практика, как отключение ABS на зиму, «потому что машина тормозит эффективнее», не имеет ничего общего со здравым смыслом.

Правильная техника торможения

Особая зимняя техника прерывистого торможения с появлением ABS потеряла свою актуальность. В современном автомобиле водителю нужно просто давить тормозную педаль и работать рулём, не думая о возможной блокировке колёс. Но стоит помнить, что на минимальных скоростях (ниже 5 км/ч) ABS не работает, и обращаться с тормозной педалью лучше аккуратнее.

Тормозить осмотрительно нужно и на плохих дорогах. Во-первых, не стоит влетать в ямы с зажатым тормозом: несладко придётся и подвеске, и тормозным механизмам. Замедляться нужно заранее, а неровности проезжать накатом. Во-вторых, резкое торможение на крупной гравийной «гребёнке» может привести к неожиданному срабатыванию ABS, и автомобиль проедет намного дальше, чем ожидалось.

Но самая убийственная для тормозов водительская ошибка — резкие водные процедуры. Въезд в глубокую лужу после активных разгонов и торможений, раскаливших тормозные механизмы, приводит не только к эффектным клубам пара, но и к почти гарантированному искривлению тормозных дисков. Биение руля при торможении — прямое следствие таких действий.

В целом, тормозная система автомобиля отличается высокой надёжностью и запасом прочности, поскольку напрямую влияет на безопасность. Но сломать, как известно, можно всё, что угодно, поэтому и ей требуется регулярное обслуживание и правильная эксплуатация.

Как понять, что тормозную жидкость пора менять? Тест карманного анализатора

Заменой тормозной жидкости многие автовладельцы пренебрегают — кто-то по незнанию того факта, что она не вечна, кто-то — считая рекомендации автопроизводителей лишним разводом на деньги. Попробуем покопаться в этом вопросе поглубже! Проверяем тормозную жидкость на наличие воды, выясняем качество китайского тестера «тормозухи», консультируемся с экспертами и делаем выводы.

Как «стареет» тормозная жидкость?

D OT-4 — наиболее популярная и распространенная сегодня тормозная жидкость. На всякий случай уточню, что это не марка, а стандарт, включающий в себя определенный химический состав и набор свойств. «Тормозуху» стандарта DOT-4 производит множество брендов автохимии, и вся она совместима между собой. То есть, для доливки или замены можно использовать DOT-4 любого производителя — даже если у них различаются оттенки. И совершенно не обязательно выяснять, что за марка была залита заводом или предыдущим владельцем, гнаться за оригинальной жидкостью под логотипом автопроизводителя или просто за «крутым импортом» — российские тормозные жидкости прекрасно подходят для любой иномарки.

Теперь касательно процесса работы жидкости в тормозной системе. «Тормозуха» стандарта DOT-4 является сильным абсорбентом — она склонна активно поглощать влагу из воздуха, а также накапливает в себе микрочастицы резины от износа манжет поршней рабочих и главного тормозных цилиндров, и частицы ржавчины.

От этого развивается дальнейшая коррозия цилиндров и их закисание, возрастает усилие на педали из-за ухудшения смазывающих свойств жидкости, а также возникает риск закипания воды в составе «тормозухи» при многократных интенсивных торможениях, что может привести к проваливанию педали в экстремальной ситуации. Принято считать, что при 3-4% воды в жидкости (по массе) температура закипания снижается чуть ли не в полтора раза, и жидкость в системе необходимо менять, не дожидаясь появления в ней даже трех процентов влаги.

При этом если взвесь посторонних частиц хорошо видна визуально, и необходимость замены мутной и потемневшей жидкости — очевидна, то наличие воды оценить на глаз невозможно. Как определить срок замены «тормозухи»?

С одной стороны, можно, не ломая голову, менять по пробегу или по времени — у каждого автопроизводителя существует регламент технического обслуживания, где замена тормозной жидкости требуется раз в 40-60 тысяч километров пробега или раз в 2-3 года, если пробег небольшой.

С другой — и машины бывают с неизвестной историей, да и у «официальных» авто хорошо бы быть уверенным в том, что обслуживающий механик реально заменял жидкость, а не халтурил, ограничившись отметкой в заказ-наряде. Ведь не секрет, что даже у официального дилера можно нарваться на протирку масляного фильтра тряпкой вместо замены масла… В этом случае может помочь несложный прибор — тестер тормозной жидкости. Давайте посмотрим, как он устроен и как работает!

Тестер тормозной жидкости

Любой рукастый автовладелец понимает, что иметь качественные и сложные (а тем более — специализированные!) инструменты и приборы для ремонта и диагностики автомобиля — здорово, но едва ли оправдано. Когда ваша машина — достаточно свежая, у вас нет второго-третьего старенького чисто «хоббийного» автомобиля, а по роду деятельности с авторемонтом вы не связаны, тратить деньги на «узкозаточенный» инструмент — нецелесообразно. Поэтому тестер тормозной жидкости если уж и иметь, то разве что совсем недорогой.

Безымянный прибор для нашего обзора был приобретен в китайском интернет-магазине за 300 с копейками рублей и, судя по его внешнему виду, он является типичным OEM-устройством — например, полторы тысячи просят за абсолютно такой же гаджет под маркой JTC — относительно известного тайваньского производителя инструментов. А за две тысячи рублей продается он же, но с логотипом еще более известного инструментального бренда Jonnesway.

Проверка общего состояния тормозной системы

Перед проверкой эффективности действия тормозов и их регулировкой необходимо проверить состояние и подтяжку креплений всех узлов тормозной системы, наличие контрящих устройств (шплинтов и др.). а также общее состояние деталей тормозного механизма: фрикционных накладок (износ, замасливание), тормозных барабанов (внутренней поверхности), возвратных пружин колодок и их крепление, крепление тормозных дисков и колодок и свободное их вращение на осях и т. д. После устранения замеченных дефектов проверяют состояние и работоспособность приводных устройств.

В гидравлическом приводе проверяют уровень тормозной жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра. Уровень жидкости должен быть на 10—15 мм ниже кромки наливного отверстия.

Перед доливкой тормозной жидкости в резервуар главного тормозного цилиндра прочищают воздушное отверстие в его пробке. При наличии воздуха в тормозной системе ее прокачивают. Для этого снимают с правого заднего колеса колпачок перепускного клапана и надевают на его сферический конец резиновый шланг длиной 400—500 мм. Свободный конец шланга погружают в стеклянный сосуд емкостью 1/2 л, заполненный на 1/3-1/2 тормозной жидкостью. Отвернув перепускной клапан на 1/2-3/4 оборота, несколько раз резко нажимают на тормозную педаль и медленно отпускают ее, перекачивая жидкость из главного цилиндра в сосуд.

Читайте также:  Как подобрать и установить веерные форсунки омывателя лобового стекла

Прокачивание продолжают до тех пор, пока из шланга, опущенного в банку, прекратится выделение пузырьков воздуха. Во время прокачивания следует доливать жидкость в главный цилиндр, не допуская снижения уровня жидкости более чем наполовину. После этого, задержав педаль в нажатом состоянии, завертывают перепускной клапан. Воздух выпускают последовательно из всех колесных тормозных цилиндров, начиная с правого заднего колеса, затем из правого переднего, левого переднего и левого заднего. На передних тормозах, имеющих два колесных тормозных цилиндра, прокачку начинают с нижнего цилиндра.

Рис. Бачок для заполнения гидравлической системы тормозной жидкостью:
1 — манометр; 2 — штуцер; 3 — предохранительный воздушный клапан; 4 — шариковый запорный клапан; 5 — наконечник шланга

У автомобилей с гидровакуумным усилителем ножного тормоза (автомобиль ГАЗ-53А) для удаления воздуха из гидравлического цилиндра усилителя прокачивают его. Для этой цели на гидроцилиндре предусмотрены перепускные клапаны.

Магистраль гидравлического привода можно заполнять тормозной жидкостью при помощи бачка под давлением 1,5—2,0 кГ/см2. Жидкость подается из бачка по гибкому шлангу через наливное отверстие главного тормозного цилиндра. Для предупреждения попадания воздуха из бачка в систему гидравлического привода предусмотрен шариковый (или цилиндрический) пустотелый клапан 4 с резиновым седлом.

Основные требования, которые предъявляются к тормозной жидкости: малая вязкость в пределах изменения температуры от —40 до +40°С, достаточно высокая температура кипения ( + 115-:- +125°С), а также низкая температура застывания порядка —40° -t 45°С и отсутствие разрушающего действия на резиновые детали системы привода. Наибольшее распространение получила тормозная жидкость БСК (ТУ 1608—47) и ЗСК (ТУ 4226—57). Жидкость БСК состоит из касторового масла (47%) и бутилового спирта (53%) с примесью органического красителя (красного цвета). Тормозная жидкость ЭСК содержит касторовое масло н этиловый спирт в том же соотношении и имеет цвет от оранжевого до красного. Смешение двух жидкостей, имеющих разное основание (касторовое масло или глицерин), не допускается во избежание их расслаивания.

В системе пневматического привода тормозов проверяют давление воздуха и герметичность системы и выполняют необходимые регулировочные работы. При исправном состоянии компрессорной установки нарастание давления в системе от нуля до максимального значения (7—8 кГ/см2) при работающем на средних оборотах коленчатого вала двигателе должно происходить в течение 5—6 мин. Причинами недостаточного давления, если отсутствует утечка воздуха в системе, могут быть изношенность поршневой группы компрессора и малое натяжение ремня привода компрессора. Нормально натянутый ремень должен прогибаться между шкивами вентилятора и компрессора при усилии 3—4 кГ на 10—15 мм. Герметичность системы на участке компрессор — тормозной кран проверяют по манометру при неработающем двигателе и отпущенной педали тормоза. Давление (с 7—8 кГ/см2) не должно падать быстрее чем на 0,1 кГ/см2 за 10—12 мин.

На участке тормозной кран — тормозные камеры герметичность проверяют по падению давления при нажатии до отказа недали тормоза и неработающем двигателе. При этом давление должно резко упасть на 1—1,5 кГ/см2 и далее не снижаться.

Непрерывное снижение давления указывает на утечку воздуха в системе. Места утечки воздуха можно определять на слух и при помощи смачивания этих мест мыльным раствором. Утечку устраняют заменой деталей, подтяжкой и регулировкой. Давление воздуха в тормозной системе проверяют также присоединением манометра вместо одной из тормозных камер. При работе двигателя на холостом ходу и отпущенной педали тормоза давление по манометру на щитке приборов должно быть максимальным (7—7,35 кГ/см2), а по манометру у тормозной камеры равняться нулю. На автомобиле ЗИЛ-13O эту проверку можно выполнить по одному манометру, установленному на щитке и имеющему две шкалы: верхнюю, показывающую давление в баллонах, и нижнюю — в тормозных камерах.

У автомобилей, работающих с прицепами и снабженных выводом сжатого воздуха для присоединения пневматической системы тормозов прицепа, проверяют и регулируют по контрольному манометру давление воздуха на выводе.

В системе пневматического привода проверяют при помощи мыльной эмульсии герметичность предохранительного клапана и срабатывание его по достижении максимального давления. При необходимости клапан регулируют.

Самопроизвольное притормаживание автомобиля на ходу при отпущенной педали вследствие неплотной посадки впускного клапана крана управления устраняют очисткой и притиркой клапана к гнезду, а также регулировкой его положения.

Эффективность действия тормозов проверяют одним из следующих способов:

  • по следу торможения автомобиля
  • по величине максимального замедления
  • по величине тормозного усилия или статического момента трения, измеряемого на каждом колесе неподвижно стоящего автомобиля
  • по величине тормозного усилия, измеряемого на каждом колесе с учетом живой силы движущегося автомобиля

При первом способе контроля автомобиль на горизонтальном сухом участке дороги (при нормальном давлении в шинах) разгоняют до скорости 30—40 км/ч и резко тормозят ножным тормозом до «юза». По степени сходства между собой следов, оставляемых колесами на дороге и признакам заноса автомобиля судят об одновременности действия тормозов и о равномерности распределения тормозного усилия по колесам.

При плавном торможении от начальной скорости 30 км/ч путь торможения автомобиля должен быть в пределах значений, установленных техническими условиями. Хотя такой способ контроля широко распространен в практике, он ведет к интенсивному изнашиванию покрышек и его нельзя считать целесообразным.

При втором способе проверки эффективность тормозов оценивают по максимальному замедлению, определяемому деселерометром.

Деселерометр маятникового типа состоит из литого корпуса (из полистирола) 1, маятника 3 и кронштейна 4. Принцип действия прибора основан на перемещении маятника 3 под действием сил инерции, возникающих при торможении автомобиля. Величина перемещения маятника (инерционной массы) пропорциональна замедлению при торможении, т. е. чем быстрее автомобиль тормозится, тем на большую величину отклоняется маятник от своего первоначального (нулевого) положения, и наоборот.

Величину отклонения маятника от нулевого положения указывает стрелка 6 по шкалам 2 и 15, градуированным в величинах замедления. По нижней шкале, кроме замедления, определяют величину уклона дороги в %.

Маятник 3 может свободно качаться на оси 10 в опорах кронштейна 9. С каждой стороны маятника имеются штифты, один из которых 8 (расположенный со стороны задней стенки) служит для передвижения стрелки 6, а другой 13 — для удержания маятника в нулевом положении.

Рис. Деселерометр маятникового типа

Стрелка 6 укреплена па оси ручки 7, которая служит для перемещения стрелки и установки ее на нуль шкалы. Со стороны крышки 14 на оси ручки 11 укреплен поводок 12, который при повороте ручки вправо прижимает штифт маятника к упору, имеющемуся на внутренней стороне крышки, что исключает колебание маятника в нерабочем положении. При повороте ручки влево на 90° (до конца) маятник может свободно колебаться.

При контроле эффективности торможения автомобиля деселерометр устанавливают на стекле двери или лобовом стекле кабины автомобиля при помощи шарнирного кронштейна 4 и резиновых присосов 5 с тем, чтобы направление качания маятника совпадало с направлением движения автомобиля.

Затем, освободив гайку 16 кронштейна, поворотом корпуса совмещают маятник с нулевым делением шкалы, а вращением ручки 7 устанавливают стрелку на нуль.

При достижении скорости 30 км/ч освобождают маятник ручкой 11 и резко тормозят автомобиль; при замедлении автомобиля маятник 3 отклоняется от вертикального положения (нулевого) и увлекает за собой стрелку 6. После остановки автомобиля маятник возвращается в исходное положение, а стрелка остается зафиксированной на месте наибольшего отклонения маятника, указывая по шкале величину замедления. Сравнивая полученные значения замедления с нормативными судят об эффективности торможения автомобиля. Цена одного деления шкалы 0,5 м/сек2, точность показаний — ±0,5 м/сек2, пределы показаний прибора 0 — 8 м/сек2.

Третий способ предусматривает проверку тормозов на стендах с беговыми барабанами (роликами) или с динамометрическими площадками и лентами. Эффективность действия тормозов в этом случае оценивают по величине тормозного момента или усилия на каждом отдельном колесе, а также по синхронности их действия.

На роликовых стендах колеса автомобиля вращаются принудительно от его двигателя через трансмиссию либо через ролики, вращающиеся от электродвигателя стенда за счет сил трения, возникающих между шинами и роликами.

Наибольшее применение нашли стенды с роликами, вращающимися от электродвигателя. Стенды этого типа имеют две (реже четыре) динамометрические каретки со спаренными роликами, на которые устанавливают автомобиль. Каретки монтируют на полу у осмотровой канавы или на металлической эстакаде. Схема каретки одной из конструкций стенда показана на рисунке. Два рифленых чугунных (или покрытых литым базальтом) ролика 7, установленные на подшипниках в станине, соединены между собой роликовой цепью 12 и приводятся во вращение от электродвигателя 1 через червячную 2 и две пары цилиндрических шестерен 4, 3, 5 и 6, смонтированных в корпусе 8.

При своем вращении ролики заставляют вращаться опирающиеся на них колеса автомобиля. При затормаживании автомобиля между колесом и рифленым роликом возникает тормозная сила, замедляющая вращение колеса. С увеличением сопротивления вращению рифленых роликов шестерня 5, передавая вращение шестерне 6, будет сама одновременно вращаться относительно геометрической оси этой шестерни и валика 7, увлекая за собой корпус 8, который будет поворачиваться в подшипниках 9. Вся система будет работать по принципу планетарной передачи. Если корпус удерживать от вращения рычагом 10, то усилие, приложенное к рычагу 10, будет находиться в определенном соотношении с величиной тормозного момента, действующего на ролик 7 и шину колеса и фиксироваться динамометром 11 или записываться в виде диаграммы зависимости тормозного усилия и силы давления на педаль. Для определения начала блокировки колес автомобиля при торможении между основными роликами устанавливается вспомогательный, прижимаемый к колесу автомобиля торсионом или пружиной. Ролик вращается одновременно с колесом автомобиля и в момент блокировки колес останавливается. В этот момент зажигается контрольная лампочка или выключаются электродвигатели кареток.

Рис. Схема тормозной каретки с рифлеными валиками

Усилие на педали определяется при помощи гидравлического датчика, устанавливаемого на тормозной педали, или для этой цели применяют пневматический распор.

Усилия, регистрируемые динамометрами при вращении колес, при незаторможенных колесах будут показывать силу сопротивления качению колес. По мере увеличения силы давления на педаль пропорционально возрастает тормозное усилие до момента начала скольжения колес по тормозному ролику, что и соответствует максимальному значению тормозной силы при данном сцепном весе, приходящемся на колесо.

Стенды с подвижными площадками для контроля тормозов в статическом состоянии автомобиля не получили распространения.

В зарубежной практике на станциях обслуживания применяют стенды с динамометрическими площадками для контроля тормозов движущегося автомобиля, т.е. с учетом живой силы автомобиля. Стенд состоит из четырех рифленых площадок, расположенных на уровне пола, и измерительной колонки, расположенной сбоку от площадок. При испытании автомобиль разгоняют до скорости 10—13 км/ч и при наезде на площадки резко тормозят. Под влиянием силы инерции, действующей на автомобиль, и силы трения между шинами и рифленой поверхностью площадок они стремятся сдвинуться в направлении движения автомобиля.

Перемещение каждой площадки передается при помощи системы тяг, динамометрических рычагов и гидравлических устройств к самостоятельному указателю измерительной колонки.

По показаниям указателей можно судить о равномерности распределения тормозного усилия по отдельным колесам автомобиля и величине силы их торможения.

Ссылка на основную публикацию