Устройство и работа термостата, признаки неисправности

Zheka147 › Блог › Как проверить термостат, не снимая с машины

Выход из строя данного узла неизбежно приводит к ряду проблем — перегреву мотора или невозможности набора им нужной температуры.

Вот почему автолюбителю нужно знать, как проверить термостат, и какие неисправности данного устройства существуют.

Распространенные причины поломок;
Способы решения проблем;
Проверяем устройство без снятия и с демонтажем;
Особенности проверки на автомобилях ВАЗ;
Проверяем устройство при покупке;
Подводим итоги.

Распространенные причины выхода из строя устройства

В процессе эксплуатации авто возможны следующие поломки термостата и причины их появления.

1. Повышенное время нагрева силового узла.

Мотор работает неустойчиво (к примеру, троит), что приводит к чрезмерным колебаниям клапана термостата и повреждению его седла. Из-за воздействия сильной вибрации происходит повреждение термочувствительного элемента.

Итог — попадание охлаждающей жидкости внутрь узла (выход воска наружу), что приводит к нарушению функций устройства, которое перестает открывать или закрывать клапан при достижении нужного уровня температур.

Причиной такой поломки может стать попадание ОЖ внутрь специального элемента, контролирующего уровень температуры антифриза в системе.

Итог — повышение общего объема наполнителя и преждевременное открытие клапана.

3. Открытие термостата происходит с задержкой.

Причина — появление течи специального наполнителя, позволяющего устройству реагировать на изменение температуры.

Изменение объема данного элемента в меньшую сторону потребует большего прогрева для открытия клапана.

Итог — срабатывание термостата с определенной задержкой по времени.

4. Двигатель регулярно перегревается.

К примеру, возможны ситуации, когда термостат пропускает ОЖ вовремя, но мотор все равно набирает высокую температуру.

Причина — пропускание жидкости не через главный радиатор, а ее сброс через обратку снова в мотор.

5. Клапан термостата открыт не до конца по причине механических повреждений.

Итог — поступление в радиатор малого объема жидкости для полноценного снижения температуры в системе.

6. Клапан закрыт не до конца.

Такое возможно, когда к рабочему элементу «пробралась» охлаждающая жидкость.

Из-за повышения объема рабочего элемента клапанная тарелка не может закрыться полностью.

7. Неправильная работа устройства.

К примеру, открытие и закрытие его раньше положенного времени. Такое возможно в случае сбоев в заводских настройках и чрезмерном перегреве системы охлаждения силового узла.

8. Разрушение резинового уплотнителя.

Из-за поломки в охлаждающую жидкость попадает масло. Последнее действует как растворитель резинового клапанного уплотнения (резина попросту не выдерживает воздействия).

К возможным решениям проблемы можно отнести:

1. При превышении температуры ОЖ выше нормы (при условии работоспособности термостата и его правильном выборе) необходима замена устройства, но с более высокой температурой открытия. Как правило, такой шаг рекомендуется для автолюбителей, которые эксплуатируют авто в условиях гор и в регионах с высокой среднегодовой температурой.

3. Раннее открытие термостата возможно из-за чрезмерного давления в системе. Около устройства часто появляются зоны разного давления, что приводит к раннему срабатыванию клапана. Причин здесь несколько:

выход из строя системы охлаждения;
ослабла пружинка термостата;
мотор работает на повышенных оборотах в период прогрева.
4. Двигатель греется слишком долго.

неполное закрытие клапана термостата;
нарушение целостности клапанной тарелки (к примеру, появилась щель);
неправильная позиция термостата (возможно изменение местоположения воздушного клапана).
5. Мотор греется выше нормы даже в ситуации, когда термостат полностью открыт:

пробки или низкий уровень ОЖ;
выход из строя радиатора (закупоривание его сот);
выход из строя насоса охлаждения или вентилятора;
загрязнение системы охлаждения.

Описанные выше проблемы могут появиться в любой момент. Во избежание перегрева двигателя и его повреждения необходимо знать, как проверить термостат прямо на автомобиле и после его демонтажа в домашних условиях.

Важно знать, что после пуска мотора клапан термостата еще закрыт и ОЖ идет по малому контуру (через мотор и печку). Это позволяет силовому узлу быстрей набрать нужную температуру.

Как только требуемый уровень достигнут, происходит открытие клапана и пропуск ОЖ через основной радиатор.

Понимание данного принципа очень важно в процессе проверки термостата.

Поэтому предлагаем вам ознакомиться со схемой.

1. Без демонтажа устройства.

Проще всего — не снимать устройство, а выполнить проверки прямо на автомобиле. Главное условие — холодный мотор.

Процесс диагностики начинается с пуска силового узла и его прогрева в течение 2-3 минут на ХХ.

Этого времени недостаточно, чтобы мотор прогрелся и ОЖ пошла по большому кругу, поэтому радиатор пока не подключен к общей системе охлаждения мотора.

Дабы проверить, что система работает корректно, прикасайтесь рукой к патрубку, который подходит к верху основного радиатора.

Патрубок должен быть холодным, что сигнализирует о прохождении ОЖ по малому кругу (только через мотор и печку).

Следовательно, клапан проверяемого устройства находится в закрытом положении (на данном этапе так и должно быть).

Продолжайте наблюдать за работой системы охлаждения. Как только температура ОЖ достигает уровня 90 градусов Цельсия (можно контролировать по датчику), касайтесь подводящего патрубка. Клапан в этот момент должен быть открыт.

К слову, горячим будет и нижняя трубка системы охлаждения, отходящая от радиатора.

Если описанное выше условие не выполняется, то можно говорить о поломке термостата и неправильном срабатывании устройства (к примеру, клапан могло заклинить). В такой ситуации нужно проверить устройство и при необходимости заменить его.

Возможен и второй вариант, когда после пуска мотора подходящая к радиатору трубка прогревается почти сразу.

Одна из причин — заклинивание клапана в открытой позиции и, как следствие, движение ОЖ сразу по большому кругу.

Результат в данном случае очевиден — мотор будет работать на пониженной температуре из-за невозможности выхода на нормальный температурный режим работы.

Подобная неисправность не опасна для силового узла, но может привести к росту потребления топлива.

Возможны ситуации, когда клапан «зависает» в срединном положении, то есть не закрывается и не открывается в полной мере. Диагностируется проблема по долгому прогреву силового узла.

Проверку термостата, в таком случае, можно провести только путем его демонтажа.

2. Проверка работоспособности термостата со снятием (температурный метод).

Если определить поломку без демонтажа не удается, то действуйте следующим образом:

сливайте антифриз в заблаговременно подготовленную емкость. При этом сначала устанавливайте сосуд, а после выкручивайте пробку для слива. Чтобы ускорить процесс выхода ОЖ откручивайте пробку на расширительном бачке;
если такой пробки нет, то ставьте емкость под нижнюю часть патрубка радиатора. послабляйте хомут, который удерживает трубку на радиаторе, и демонтируйте сам патрубок. Дождитесь полного слива ОЖ в емкость, после чего приступайте к демонтажу термостата;
демонтируйте отходящий патрубок;

Автомобили ВАЗ продолжают оставаться по-настоящему «народным» транспортным средством. Давайте же рассмотрим, как проверить термостат на авто данной марки.

Для начала отметим, что на всех моделях Волжского автозавода (ВАЗ 2107, 2114, 2109, 2110, 2114 и прочих) принцип проверки термостата идентичен. Единственное, что может меняться — температура открытия и закрытия клапана. Но эту информации можно посмотреть в инструкции к своему авто.

1. Со снятием устройства (диагностика дома).

Алгоритм действий аналогичен тому, что был описан выше.

Термостат опускается в емкость с нагреваемой водой, последующим замером температуры и контролем срабатывания клапана.

Как только температура доходит до уровня 87-90 градусов Цельсия, можно заметить перемещение клапана.

Полное открытие должно происходить при 102 градусах Цельсия. Нормальный ход клапана — 8 мм.

Пускайте мотор и убеждайтесь, что какое-то время после пуска нижний (отводящий) шланг остается холодным, а после быстро прогревается. Это свидетельствует о том, что ОЖ начала циркулировать по большому кругу.

Как проверить устройство при покупке.

Во время покупки нового термостата дуньте в штуцер. Это позволит убедиться, что в охлажденном состоянии штуцер закрыт максимально плотно.

Хотя это и не гарантирует 100% — го качества, но все же хоть частично обезопасит вас от брака. К сожалению бракованных термостатов, на рынке сейчас много.

Зная способы проверки термостата, вы всегда сможете определить неисправность и избежать повреждения силового узла.
источник www.avto-pulss.ru
При этом помните, что игнорирование поломок данного устройства может привести к перегреву мотора и его выходу из строя. Итог — еще большие затраты.


Термостат

Термостат двигателя представляет собой механический клапан необходимый для регулирования температуры охлаждающей жидкости в системе.

Предназначение и конструктивные особенности термостата

Термостат предназначается для блокирования циркуляции жидкости по системе охлаждения до полного прогрева мотора автомобиля с целью ускорения этого процесса, и дальнейшего поддержания необходимой рабочей температуры.

Принцип работы термостата базируется на плавлении искусственного воска, размещенного в небольшом цилиндре в направлении мотора. Воск плавится при температуре не менее 80 градусов. При этом он расширяется, увеличиваясь в объеме, благодаря чему выдавливает блокировочный штырь из цилиндра, разблокируя клапан термостата и восстанавливая циркуляцию.

В целом, термостат состоит из:

  • входного патрубка, подключаемого к системе охлаждения двигателя;
  • перепускного клапана, при необходимости перекрывающего малый круг охлаждения;
  • выходного патрубка, подключаемого к качающему охлаждающую жидкость насосу;
  • пружины, удерживающей перепускной клапан;
  • воскового шарика;
  • входного патрубка, подключаемого к радиатору;
  • пружины, удерживающей основной клапан;
  • самого основного клапана, предназначенного для перекрывания основной циркуляции;
  • поршня;
  • корпуса.

До прогрева двигателя циркуляция охлаждающей жидкости полностью не останавливается – она осуществляется по так называемому малому кругу, где ОЖ идет от помпы лишь через рубашку охлаждения и радиатор печки, для того, чтобы система не застаивалась. При открытии клапана основной циркуляции малый круг автоматически перекрывается.

То есть все устройство термостата, это фактически только цилиндр, возвратный штырь, воск и ряд второстепенных деталей. Такая простая схема термостата эффективна и надежна, поэтому она не изменяется и в большинстве самых новых автомобилей.

В разных моделях автомобилей термостаты настроены на различную температуру открытия, которая чаще всего указывается на корпусе устройства. Кроме того, на разных авто могут устанавливаться корпусные или без корпусные термостаты. Основное их отличие это непосредственно сама установка, или в блок двигателя, или в отдельный корпус являющийся сложными двухуровневыми контуром.

Причины поломки термостата

Самый главный признак поломки термостата – отсутствие циркуляции в системе охлаждения двигателя, что приводит к его перегреву.

Читайте также:  Почему окисляются клеммы аккумулятора?

Причин, по которым работа термостата нарушается, может быть довольно много, но наиболее распространенной проблемой является коррозия, съедающая цилиндр и блокировочный штырь, из-за чего поток жидкости полностью не прекращается ни в каком положении клапана.

Двигателю в такой ситуации будет гораздо сложнее прогреваться, и времени это займет куда больше, чем в нормальном режиме. Если же наоборот, термостат постоянно остается закрытым, двигатель быстро перегревается, что ведет к полной невозможности продолжения движения или более серьезными последствиями, такими как температурная деформация блока цилиндра и дорогостоящий капитальный ремонт двигателя.

Когда индикатор температуры ОЖ на грани перегрева, при том что один шланг горячий, а другой холодный – скорее всего можно говорить что клапан термостата подклинил в закрытом состоянии и жидкость не проходит через радиатор.

Определение работоспособности термостата

Для того, чтобы определить, работает ли данная деталь не обязательно даже знать где находится термостат. Достаточно просто прогреть двигатель, но не доводить его температуру до красной линии. Затем мотор следует выключить и открыть капот, отыскать там верхний и нижний шланги радиатора. Достаточно просто дотронуться до них. Если один шланг окажется горячим, тогда как другой остается холодным, скорее всего клапан термостата при работе мотора так и не открылся, а значит, он не работоспособен и нуждается в срочной замене. Схема термостата довольно проста, устройство дешевое, поэтому пытаться его ремонтировать нет смысла – поменять гораздо проще.

5 признаков неисправного термостата

  1. Мотор автомобиля долго набирает рабочую температуру.
  2. Двигатель быстро перегревается.
  3. Стрелка температуры двигателя падает на скорости меньше чем обычно, а поднимается после остановки.
  4. Когда нижний патрубок теплый уже после нескольких минут работы, что свидетельствует о постоянно открытом термостате.
  5. Если нижний патрубок холодный, в то время как температура на панели приборов говорит о закипании (при этом мотор работает длительное время), кроме случаев выхода из строя датчика вентилятора радиатора, то это говорит о заклинившем термостате в закрытом положении.

Такие признаки неисправности термостата могут возникнуть как через механическое повреждение вроде заклинивания штока, так и при использовании некачественной ОЖ.

Чтобы проверить работу термостата и принимать решение о его замене, стоит произвести простейшую проверку методом кипячения. Так как на корпусе детали пишется температура срабатывания, вы наглядно можете убедится как работает термостат поместив его в горячую воду с термометром.

Подпишись на наш канал в Я ндекс.Дзене

Еще больше полезных советов в удобном формате

Как проверить работоспособность автомобильного термостата?

Термостат является ключевым узлом в системе охлаждения. На нем лежит ответственность за качественное прогревание мотора благодаря тому, что своевременно будет перенаправляться поток антифриза по малым и большим кругам.

Но стоит только термостату выйти из строя, как ДВС начинает перегреваться или, наоборот, сложно набрать необходимую температуру. Чтобы не допускать негативных последствий водителю следует знать, как проводить проверку термостата.

После запуска ДВС, термостат должен быть закрытым, циркуляция антифриза будет осуществляться по малому кругу, это будет способствовать быстрому прогреванию мотора. Как только антифриз достигает определенных температур, внутри термостата происходит открытие специального клапана, тогда циркуляция начинает происходить по большому кругу. У каждого автомобиля температура для открытия своя. Когда термостат прекращает функционировать, то это становится одной из причин перегревания мотора или же причиной слишком длительного прогрева.

Стоит всегда следить за работоспособностью термостата. Произвести проверку способен каждый автомобилист, при этом совсем необязательно прибегать к помощи специалистов. При этом даже нет никакой необходимости в снятии термостата с автомобиля. Для этого необходимо следующее:

  1. Запускаем мотор машины и ждем того момента, пока антифриз нагреется до определенного градуса, когда сработает термостат. После того, как антифриз нагреется водителю необходимо прикоснуться руками к двум патрубкам. Первый, а точнее верхний отвечает за подвод жидкости, а нижний за подвод.
  2. Как только температура достигнет 70 градусов, нижний патрубок должен быть прохладным. Однако, стоит температуре подняться до 90-95, как термостат начинает работать и патрубок вмиг становится горячим. При отображении прибором температуры, которая превышает 100 градусов, а патрубок все так же остается прохладным, это указывает на наличие проблем термостата. Тогда двигатель внутреннего сгорания будет серьезно перегреваться.

Это интересно: Сколько времени остается вам, чтобы заправить машину после того, как загорелась лампа низкого уровня топлива?

Термостат отремонтировать невозможно. Единственный вход из ситуации – это замена. Благодаря данным способам вы можете без труда проверить свой термостат без специалистов.

Это интересно: Простой метод, который может помочь избавиться от воздуха в системе охлаждения Отличная статья 0

Основные неисправности термостата

Термостат представляет собой довольное простое устройство, которое редко выходит из строя. Если возникли проблемы с термостатом, чаще всего они связаны со следующими причинами:

  • Клапан переключения циркуляции жидкости с большого на малый круг перестал плотно закрываться. Из-за этого сразу после пуска двигателя антифриз циркулирует по полному большому кругу, из-за чего разогрев до рабочей температуры в 90 градусов Цельсия занимает в разы больше времени, чем при исправном термостате;
  • Клапан переключения циркуляции жидкости заклинил в закрытом состоянии. В такой ситуации датчик на его открытие срабатывает, но заслонка не может сдвинуться. Это приводит к тому, что тосол даже после разогрева мотора продолжает циркулировать по малому кругу. Соответственно, детали двигателя не получают необходимого охлаждения, и он перегревается.

Стоимость термостата невелика, но далеко не во всех проблемах с охлаждением двигателя виноват он. Именно поэтому перед тем как производить замену термостата, необходимо убедиться в его неисправности.

О принципе работы термостата

Деталь представляет собой термочувствительный элемент, открывающий заслонку при нагревании до определенной температуры (от 87 до 93 °С). Исполнительный механизм срабатывает от расширения рабочего тела – специальной жидкости, реагирующей на изменение температуры окружающей среды (в данном случае – антифриза).

Термостат с герметично закрывающейся заслонкой обычно помещен в собственный корпус и является отдельной деталью. Но существуют и бескорпусные изделия, устанавливаемые внутрь предусмотренного канала в двигателе. Алгоритм работы у всех моделей одинаков:

  1. После запуска холодного мотора охлаждающая жидкость течет по малому кругу – через водяную рубашку силового агрегата и малый теплообменник печки. Проход к основному радиатору перекрыт заслонкой, благодаря чему прогрев двигателя ускоряется.
  2. При достижении установленного порога температуры заслонка начинает открываться, пропуская часть антифриза охлаждаться в главном радиаторе.
  3. Когда мотор прогревается до рабочей температуры (свыше 90 °С), проход открывается полностью и весь тосол движется по большому контуру циркуляции.

Первичные признаки неисправности термостата сводятся к двум симптомам: постоянное «кипение» либо невозможность прогреть силовой агрегат, особенно в зимний период.

Как проверить термостат автомобиля

Можно выделить два основных способа проверки термостата автомобиля. Один из них проходит без снятия детали, но требует наличия пирометра, а второй более простой, но элемент потребуется на время проверки снять с двигателя.

Проверка термостата не снимая с двигателя

Как известно, корпус термостата соединяется с верхним шлангом радиатора, который включен в большой круг циркуляции охлаждающей жидкости. Соответственно, при рабочем термостате после пуска мотора верхний шланг радиатора должен оставаться холодным (слегка теплым) некоторое время, до того момента как по нему будет пущен антифриз.

Чтобы проверить термостат не снимая с двигателя, обзаведитесь пирометром (прибор для измерения температуры). Можно встретить мнение, что проверку следует производить и без прибора, замеряя температуру руками, но это довольно опасно, учитывая большое количество подвижных деталей при работе двигателя.

Направьте пирометр на верхний шланг радиатора и запустите мотор (холодный пуск). На протяжении двух-трех минус наблюдайте за показателями прибора. Далее сделайте вывод об исправности термостата по следующим правилам:

  • Шланг на протяжении двух-трех минут был холодным (или его температура слегка поднималась), а после быстро нагрелся. Это свидетельствует о том, что термостат исправен, и он переключил циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой после достаточного прогрева мотора;
  • Шланг изначально медленно прогревался. В таком случае можно говорить, что термостат заклинил в открытом положении, и антифриз не циркулирует по малому кругу;
  • Шланг не начал быстро прогреваться спустя две-три минуты. То есть, термостат неисправен, и он не переключает циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой.

Важно: В процессе проверки термостата следите за температурой двигателя на панели приборов. Если термостат заклинил и не переключит охлаждающую жидкость на большой круг, двигатель начнет перегреваться, что может привести к выходу из строя дорогостоящих деталей.

Проверка термостата в кастрюле

Широко распространенный и хорошо известный способ самостоятельной проверки термостата, это с использованием кастрюли. Как несложно догадаться, перед диагностикой потребуется снять термостат с двигателя машины и принести его домой. После этого проделайте следующее:

  1. Возьмите кастрюли и наполните ее водой;
  2. Осмотрите корпус термостата и ознакомьтесь на нем с технической информацией, в которой указывается, на какой температуре он должен переключиться;

Подвесьте в кастрюле термостат таким образом, чтобы он был погружен в воду, но при этом не касался стенок и днища емкости, то есть соприкасался только с водой;

  • Начните подогревать воду и положите в нее обычный термометр для замера температуры жидкости;
  • Когда вода подойдет к значению переключения термостата из закрытого состояния в открытое, убедитесь, что это происходит. Также сравните показатель термометра, зафиксировав температуру, на которой открывается клапан переключения круга циркуляции охлаждающей жидкости, с идеальными значениями, указанными на корпусе устройства.
  • Если клапан при нагреве воды открывается, отследите его поведение при охлаждении жидкости, проверив, на какой температуре он вернется в исходное положение. На основании полученных данных сделайте вывод о работоспособности термостата.

    Способы проверки элемента

    Самостоятельно проверить работу термостата можно прямо на автомобиле. В подавляющем большинстве случаев такая диагностика дает достоверный результат. Начинать проверку нужно при полностью остывшем моторе: завести его и периодически ощупывать нижнюю часть радиатора и патрубок, отходящий от него снизу обратно к двигателю.

    Исправность термостата определяется по следующим признакам:

    • на начальном этапе прогрева радиатор и подходящие к нему патрубки полностью холодные;
    • при температуре антифриза 40–60 °С начинает прогреваться верхний подающий шланг, нижний остается холодным;
    • когда тосол нагревается до 90–95 °С, горячим становится вся площадь теплообменника и нижний патрубок, что свидетельствует об открытии заслонки и движении жидкости по большому контуру.

    Диагностику рекомендуется проводить до момента срабатывания датчика и автоматического включения вентилятора.

    Отклонения от нормы интерпретируются так:

    1. Если сразу теплеет входной и выходной патрубок вместе с радиатором, термостат заклинил в открытом положении. Антифриз изначально идет по большому кругу, отсюда и нагрев.
    2. При достижении температуры 90 °С низ теплообменника и отходящий шланг остается холодным – заслонка термоэлемента закрыта наглухо, деталь пришла в негодность.
    3. Когда верх радиатора горячий, а низ – слегка теплый, термостат заклинил в полузакрытом состоянии.

    В отличие от первых двух пунктов, последний вывод требует обязательного подтверждения. Довольно сложно поставить четкий диагноз, когда охлаждающая жидкость делится на два потока, движущиеся по разным контурам. Неравномерный прогрев ребер теплообменника, включение вентилятора и скачки температуры – признаки косвенные. Аналогично проявляются симптомы воздушной пробки в охлаждающей системе.

    Чтобы четко проверить работоспособность термостата, его придется демонтировать с автомобиля. Разборка и диагностика выполняется в следующем порядке:

    1. Дайте мотору остыть и слейте антифриз – сначала из блока цилиндров, потом из радиатора. Опорожнять систему удобнее в широкую емкость с невысокими бортами.
    2. Ослабьте хомуты крепления патрубков к термостату. Отключите их и вытащите элемент.
    3. Осмотрите деталь на предмет приоткрытой заслонки. Если неисправность обнаружена, дальнейшая проверка бессмысленна – нужно покупать и ставить новую запчасть.
    4. Нагрейте на кухонной плите кастрюлю с водой. Когда ее температура приблизится к кипению, опустите в емкость термостат и наблюдайте за заслонкой. Она должна открыться без задержек.
    5. Извлеките деталь из кастрюли. При остывании термоэлемент должен немедленно закрыть проход.

    Напоминание. После опорожнения системы охлаждения сразу отсоедините патрубок подогрева дроссельной заслонки. Когда станете заливать тосол обратно, воздух выйдет через снятый шланг.

    Если в процессе проверки выяснилось, что заслонка не срабатывает либо заклинивает, деталь необходимо заменить, поскольку она не подлежит ремонту. Учитывая большое количество подделок на рынке автозапчастей, новый термостат можно предварительно испытать в магазине. Закройте пальцем выходной патрубок и попытайтесь продуть воздух сквозь входной. Герметично закрытая заслонка не даст этого сделать.

    Устройте повторную проверку новой запчасти в домашних условиях, погрузив ее в кастрюлю с кипятком. Если термочувствительный механизм не сработает, сдайте некачественную деталь обратно в магазин либо поменяйте на другую.

    Устройство и работа термостата, признаки неисправности

    уход и Обслуживание за автомобилем

    Многим людям и водителям, весьма далеким от устройства двигателя внутреннего сгорания (ДВС), точно, знакома картина, ярко растиражированная режиссёрами, в то время, когда из-под капота автомобиля поднимаются частые клубы пара, а главный герой с задумчивым лицом всем своим видом изображает немую сцену — “приехали”. Виновником этого значимого события обычно не редкость незаметная, но очень важная подробность совокупности охлаждения – термостат.

    Приблизительно так выглядят все автомобильные термостаты

    Как раз термостат обязан машинально перенаправлять потоки охлаждающей жидкости при различной температуре нагрева двигателя по так называемым контурам совокупности охлаждения: громадному – через радиатор, и малому – минуя его. В случае если двигатель перегрелся, то термостат отправляет охлаждающую жидкость к радиатору по громадному контуру. В радиаторе излишнее тепло отводится. В случае если двигатель холодный, то термостат прогоняет охлаждающую жидкость по малому контуру, что разрешает двигателю стремительнее нагреться.

    Зимой неправильно трудящийся термостат всецело парализует работу печки, и салон автомобиля обогреть нереально. Термостат имеется у многих автомобильных двигателей, применяющих жидкостную совокупность охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, и его устройство принципиально ничем не отличается ни у русских, ни у европейских либо автомобилей из Японии.

    • 1 Принцип работы термостата
    • 2 Устройство термостата
    • 3 Как проверить термостат
    • 4 Показатели неисправности термостата

    Принцип работы термостата

    Главным узлом термостата есть механический клапан: он приводится в воздействие достаточно несложным и правильным механизмом. В герметичном корпусе находится термочувствительный неестественный воск, что при расплавлении возрастает в количестве и сжимает резиновую камеру, выталкивающую железный хромированный шток, что и приводит в воздействие клапаны. В этом и содержится принцип работы термостата.

    Так трудится термостат

    При нарушении целостности данного механизма воск вытекает благодаря применения некачественного антифриза (тосола) либо коррозии и возрастает сила трения подвижного штока. Термостат начинает функционировать неправильно, неспешно и неумолимо превращая жизнь водителя в преисподняя.

    Устройство термостата

    Термостат является клапаном , время от времени помещенный в корпус, регулирующий поток охлаждающей жидкости в двигателе вашего автомобиля. По конструктивным изюминкам устройство термостатов не редкость корпусным и бескорпусным.

    Корпусный термостат с двумя выводами

    Как видно на рисунке, одним из видов термостатов есть устройство, заключенное в корпус и, в большинстве случаев, имеющее как минимум несколько выводов. Исключением являются термостаты с корпусным устройством, каковые образуют сложные 2-хуровневые контуры. Корпусы термостатов изготавливают из пластика, латуни либо алюминия.

    Два вывода, находящихся рядом, в большинстве случаев именуют «малым контуром». Он не дает охлаждающей жидкости поступать в радиатор, разрешая циркулировать в радиатора и мотора печки. Это делает вероятным стремительный прогрев двигателя до нужной (рабочей) температуры – точки, при которой термостат раскрывается всецело. На машинах отечественного производства частенько видится температура полного открытия термостата 80-85 градусов.

    В большинстве случаев, у корпусных термостатов ручная регулировка температуры открытия-закрытия неосуществима, но в опытных автомастерских смогут оказать такую услугу.

    А так выглядит бескорпусный термостат

    Бескорпусный термостат устанавливается конкретно в блоки двигателей, в намерено предусмотренные для этого места. Этим он отличается от корпусного устройства. Цифровая маркировка, выбитая на термостате, свидетельствует температуру его полного открытия.

    Сейчас для одной и той же марки авто выпускаются летние и зимние разновидности термостатов. В зимних вариантах открытие устройства происходит при более больших температурах, разрешая мотору лучше прогреваться и трудиться в повышенном диапазоне температур. Суть новшества пребывает в следующем: на ветхих авто радиатор и печка засорены, и более высокая температура двигателя в холодный период и более низкая – летом разрешат автомобилю «вписаться» в допустимые рамки теплоотдачи, а исправному автомобилю совсем не нужна эта подмена с различными температурами.

    Как проверить термостат

    Не снимая термостат с автомобиля, проверить его работу возможно примерно условно. Исключения составляют случаи, в то время, когда он заклинил в всецело открытом либо закрытом положении. В таком случае по температуре патрубков, времени прогрева и датчику температуры возможно сделать вывод о вероятной неисправности термостата.

    В тёплой воде термостат обязан открыться

    Возможно проверить термостат и собственными силами, сняв его с автомобиля. Для этого его либо поливают кипятком, визуально замечая открытие, либо греют в емкости с водой на электроплитке, осуществляют контроль температуру термометром и замеряют длину выдвижения штока. Оба эти способа дают очень неточный итог, не разрешая отобразить петлю гистерезиса работы термостата и сравнить ее с образцовой, взятой в лаборатории завода-изготовителя.

    Профессионально проверить термостат возможно лишь в специальных точках диагностирования, поскольку неверная его работа не редкость связана с другими неполадками двигателя, каковые необходимо мочь различать. В случае если у вас нет нареканий на работу двигателя, что зимний период «удерживает» стрелку термометра в обычной территории, а летом не перегревается, то с вашим термостатом все в порядке. Правильная диагностика работы термостата подразумевает участие специального оборудования и опытного специалиста.

    Видео о том как самостоятельно проверить исправность термостата

    Показатели неисправности термостата

    Явными показателями неисправности термостата являются:

    • продолжительный прогрев двигателя до рабочей температуры, и стремительный его перегрев;
    • стрелка температуры двигателя падает на скорости ниже простого и подымается при остановке автомобиля;
    • нижний патрубок теплый при нескольких минутах прогрева двигателя: это указывает, что термостат все время открыт;
    • термостат заклинил в закрытом положении, двигатель кипит, а нижний патрубок остается холодным кроме того при прогретом моторе

    В обязательном порядке к прочтению:

    Как проверить термостат, не снимая его с авто.

    Статьи как раз той тематики,которой Вы интересуетесь:

    уход и Обслуживание за автомобилем Содержание статьи 1 работа и Устройство радиатора 1.1 Последствия перегрева двигателя 1.1.1 Радиатор охлаждения, демонтаж, снятие с авто… 2 промывка и Очистка…

    уход и Обслуживание за автомобилем За оптимальный температурный режим силовой установки, при котором выход мощности большой, отвечает совокупность охлаждения. Эта совокупность включает рубаху…

    В помощь автолюбителю В любом двигателе автомобиля имеется совокупность питания, которая снабжает смешивание компонентов горючей смеси и подачу их в камеры сгорания. От того, на каком горючем…

    Датчик температуры охлаждающей жидкости либо, в сокращении, ДТОЖ, является прибором , определяющий температуру антифриза в совокупности охлаждения и дающий сигнал на ее понижение при помощи…

    Машина это достаточно дорогая вещь, которую может позволить себе не каждый человек. Но, без оглядки на все это , большая часть людей находят выход, дабы приобрести себе машину. Любой человек пробует…

    Что такое Термостат: принцип работы, проверка и устранение неисправностей

    Поддержание оптимальных режимов эксплуатации двигателя автомобиля – результат слаженной работы различных систем. Существенная роль в данном случае отводится системе охлаждения. Она позволяет создать необходимые условия его функционирования, поддерживая заданные параметры, требуемые для его эффективной работы.

    Важным элементом этой системы является термостат. Нередко в процессе эксплуатации, представленный рабочий орган может выйти из строя в силу различных причин. Такая ситуация может повлечь за собой массу неприятностей, вплоть до поломки двигателя.

    Поэтому необходимо научиться выявлять характерные признаки данной неисправности и иметь практические навыки, направленные на её устранение. Представленная статья познакомит вас с понятием «термостат» и поможет решить проблему с перебоями в его работе.

    Что такое Термостат, где он находится в автомобиле

    Мудрёный прибор под названием «термостат» используется на автомобилях в течении длительного времени. Практика показала, что его внедрение позволило существенно повысить ресурс и иные эксплуатационные показатели ДВС.

    Сам по себе, «термостат» представляет собой ничто иное, как клапанный механизм, который выступает в роли своеобразного терморегулирующего устройства. Подавляющее число термостатов не имеют принципиальных отличий и в основе их работы лежат одни и те же функциональные особенности. Представленное устройство состоит из нескольких элементов.

    • корпус;
    • поршневой механизм;
    • клапанный элемент;
    • перепускное устройство;
    • пружинный механизм.

    Несмотря на унификацию представленного устройства, в его конструкцию, в зависимости от марки машины, могут быть внесены некоторые изменения. Так, для некоторых видов термостатов характерно отсутствие входного и выпускного отвода ОЖ.

    Сам термостат, в данном случае помещается в специальную полость в верхней части ГБЦ, с последующим монтажом съёмной крышки. Некоторые же представляют собой цельный пластиковый корпус, с размещенным внутри терморегулирующим устройством.

    Термостат располагается преимущественно на входе в верхний бачок радиатора системы охлаждения, либо в самом подводном патрубке, либо в специальном отсеке ГБЦ.

    Устройство и принцип работы

    Для того, чтобы уяснить принцип работы представленного устройства необходимо ввести два понятия: малый и большой круг. И тот, и другой характеризуют собой движение ОЖ по определённым каналам системы охлаждения.

    Если не вдаваться в детали, можно сказать, что циркуляция ОЖ в малом контуре ограничивается лишь блоком двигателя и радиатором отопителя салона. При открытии большого контура, ОЖ помимо всего прочего начинает проходить и через основной радиатор. Циркуляция тосола/антифриза в указанных направлениях регулируется термостатом.

    Во внутренней части термостата находится специальный материал – термочувствительный элемент. Его коэффициент расширения, в зависимости от температуры теплоносителя способен изменяться. Этот принцип и положен в основу данного устройства.

    После запуска двигателя, когда возникает необходимость скорейшего достижения его рабочей температуры, тосол циркулирует по малому кругу – термостат в данном случае закрыт. По мере увеличения температуры, ОЖ начинает увеличиваться в объеме. Как только температура достигла заданного рабочего значения, термочувствительный элемент, расширяясь, толкает шток клапана.

    Преодолевая сопротивление пружины, шток тянет за собой тарельчатый клапан, открывая тем самым доступ к основному радиатору систем охлаждения. В случае, если температура ОЖ становится ниже рабочей, доступ ОЖ к большому контуру ограничивается, благодаря возвратной пружине, которая стремится уменьшить пропускную способность устройства, возвращая тарельчатый клапан в закрытое положение.

    Таким образом, термостат обладает несколькими функциями. Он обеспечивает эффективный прогрев двигателя при отрицательных температурах, предохраняет двигатель от перегрева и способствует экономии топлива.

    Схема работы термостата на ВАЗ 2110, 2112, 2114, 2115

    Для наглядности, рассмотрим конструктивные особенности термостата на примере ряда моделей семейства ВАЗ. Стоит отметить, что по мере выпуска новых модификаций, в их конструкции вносились некоторые изменения.

    Термостат ВАЗ 2110 представлен двумя типами устройств, каждый из которых указывает на принадлежность автомобиля к тому, или иному году выпуска. Более ранние девайсы по большей части напоминали модели, используемые на Ваз 2108. Они не отличались высокой эффективностью, вследствие чего, спустя некоторое время, им на смену пришли более совершенные модели.

    Последние, в отличие от предыдущих типов, отличаются лучшими показателями. Кроме того они имеют разборный корпус, что существенно облегчает и удешевляет их ремонт. Такие модели применяются и для ВАЗ 2114, 2114, 2115.

    Принцип работы термостатов ВАЗов построен по традиционной схеме. Изменения температуры теплоносителя воздействуют на биметаллический элемент, заключенный в корпусе устройства. Достигнув рабочей температуры, во время циркуляции по малому контуру, ОЖ начинает поступать через открытый клапан термостата в радиатор. Тосол начинает циркулировать по обоим контурам системы охлаждения.

    Стоит также упомянуть и некоторые доработки, которые были реализованы на поздних моделях ВАЗ. Касаются они места монтажа представленного устройства. Если на ранних «десятках» термостат соединялся при помощи двух патрубков, в промежутке между ГБЦ и радиатором, сейчас же, он крепится непосредственно на двигатель при помощи шпилек.

    Такое расположение заметно облегчает его монтаж.

    Признаки неисправностей устройства

    Работа термостата носит механический характер. И как любое другое устройство, в процессе его работы могут возникнуть разного рода неисправности.

    Стоит отметить, что меры по их устранению должны носить своевременный характер, ведь поломка этого узла в дальнейшем может обернуться негативными последствиями.

    Крайне важно выявить причину на начальном этапе её появления. Для этого необходимо определить её признаки.

    Наиболее характерные среди них:

    • длительный прогрев двигателя;
    • скачкообразные показания указателя температуры, в зависимости от режимов работы двигателя;
    • повышенный нагрев двигателя.

    Первый признак указывает на то, что вероятнее всего термостат всё время находится в открытом положении. Это приводит к тому, что вне зависимости от температуры двигателя, циркуляция ОЖ осуществляется по обоим контурам. Для того, чтобы убедится в этом, достаточно пощупать нижний патрубок радиатора. Если температура ОЖ не достигла рабочего значения, а он теплый, то данный признак подтверждается.

    На неоправданно высокие показания температуры ОЖ указывает другая неисправность. Как правило, это связано с тем, что термостат вовсе не открывается. Удостовериться в этом не составит труда. Достаточно дотронуться до того же нижнего патрубка в тот момент, когда значение температуры находится в рабочей зоне. Если он холодный – все признаки закрытого клапана термостата.

    Как проверить термостат

    Все меры по диагностике представленного устройства, после выявления признаков его поломки, выполняются после его демонтажа.

    После этого необходимо, прежде всего, произвести его визуальный осмотр. В остывшем состоянии, тарельчатый клапан должен плотно прилегать к сопряженной поверхности устройства.

    Следующий этап – воссоздание рабочих условий. Для проведения данного мероприятия потребуется любая емкость с водой. В воду нужно поместить термостат, таким образом, чтобы его элементы не соприкасались со стенками и дном ёмкости.

    Поставьте емкость на плиту. При помощи термометра с нужной градуировкой следите за температурой воды. Как только она достигнет рабочего значения для данного вида термостата, удостоверьтесь, что тарельчатый клапан открывается. В дальнейшем убедитесь, что клапан открывается полностью, и не подклинивает в полуоткрытом положении.

    Если в процессе проверки обнаружены нарушения в работе термостата, он подлежит замене.

    Термостат – неотъемлемая часть системы охлаждения любого автомобиля. Его неисправность может самым негативным образом отразиться на ключевых деталях и узлах двигателя автомобиля. Оперативное выявление и своевременное устранение его поломки даст гарантию безаварийной эксплуатации автомобиля и избавит от неоправданных расходов.

    Признаки неисправности термостата

    За поддержание оптимальной температуры двигателя отвечает система охлаждения. И одной из важнейших составляющих этой системы, выступает термостат. В некоторых автомобилях, таких устройств, даже два. Сейчас мы расскажем зачем нужен термостат в автомобиле, какие признаки его неисправности и как его диагностировать.

    Устройство системы охлаждения автомобильного двигателя

    В системе охлаждения двигателя циркулирует специальная жидкость. В совсем старых авто, в летнее время для этих целей использовалась обычная вода. Сегодня для охлаждения силового агрегата применяют, либо тосол, либо антифриз. Дело в том, что вода зимой попросту замерзает, а кроме того, от применения обычной воды сильно страдают и быстро разрушаются металлические части, которые с ней соприкасаются. А рабочая температура у моторов многих авто, выше чем температура кипения воды. Тосол же и антифриз от подобных недостатков, практически избавлены.

    Итак, в системе охлаждения существует два круга, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Малый круг включает в себя двигатель и печку. В большой круг входит еще и наружный радиатор. Пока двигатель еще не прогрелся, тосол или антифриз гуляет по малому кругу. А когда температура повышается, открывается клапан и хладагент уходит в большой круг. Вот этим-то клапаном и является термостат. Он открывается при достижении определенной температуры, которая как правило, колеблется в районе 95 – 115 градусов Цельсия. Благодаря этому, салон прогревается быстро, а кроме того, при выходе мотора в оптимальный температурный режим, охлаждение становится более эффективным. Собственно помимо комфорта, поддержание оптимальной рабочей температуры мотора, положительно сказывается на расходе топлива и сроке службы узлов и деталей силовой установки автомобиля.

    Как устроен термостат

    Термостат, это клапан, который открывается и закрывается под воздействием специального устройства. В закрытой капсуле содержится какое-то количество вещества. Это вещество при низких температурах, твердое, а при достижении определенной температуры, оно начинает плавиться и расширяться. Расширяясь, рабочее вещество давит на шток, который и открывает клапан. Как видите, все достаточно просто и в принципе, надежно.

    Тем не менее, клапан термостата иногда выходит из строя. Он может забиться, а также его иногда заклинивает в открытом или закрытом положении. Второй вариант гораздо опаснее, поскольку двигатель может попросту закипеть. А это уже чревато попаданием на большие деньги, потраченные на ремонт.

    Читайте также: Перегрев двигателя — причины и последствия.

    Симптомы неисправности термостата

    Признаков неисправности автомобильного термостата, в общем-то, немного. Если с термостатом что-то не так, то обычно это проявляется двумя вариантами:

    1. машина не может нормально и быстро прогреться;
    2. мотор быстро перегревается;

    Кроме этого характерным признаком неисправности термостата, также является ситуация, когда стрелка показывающая температуру двигателя, резко падает вниз при разгоне и уходит вверх, когда машина сбавляет ход.

    Ремонт и замена

    Если термостат засорился, его можно попытаться промыть или почистить. Этим возможности по ремонту неисправного термостата и ограничиваются. В некоторых случаях, летом можно ездить вообще без термостата. Часто, так поступают когда радиатор системы охлаждения, порядочно забит. Но, такое решение работает только в летнее время.

    Термостат на автомобиле не является устройством универсальным, а потому, для замены нужно подбирать изделие, подходящее сугубо под конкретную модель автомобиля.

    Ну и конечно же не стоит пренебрегать поломками термостата. В особенности, когда он остается закрытым, когда нужно открыть допуск в большой круг охлаждения.

    Читайте также: Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости.

    Читайте также:  Что нужно чтобы открыть автомойку
    Ссылка на основную публикацию