Суперлюкс, или история создания Москвич-2140 SL

Технические решения

Принято считать, что “суперлюкс” отличался от стандартного седана АЗЛК-2140 лишь экстерьером и интерьером. Однако вместо примитивного карбюратора К-126Н Москвич-2140 SL получил “жигулевскую” деталь производства Дмитровградского автоагрегатного завода. Причем изделие от ДААЗ было не чем иным, как лицензионным карбюратором Weber! Впрочем, по соображениям токсичности “вебер” вскоре заменили “Озоном” – как на ВАЗах, так и на люксовом Москвиче.

Еще одно важное отличие АЗЛК-2140-117 – распределитель зажигания. Вместо обычного “трамблера” под капотом появилось лицензионное изделие фирмы Bosch с индексом Р147.

В отличие от бывшего итальянского “неженки”, рожденный в СССР Москвич не мог похвастать “печкой”, обеспечивающей достаточный уровень тепла в условиях суровых советских зим. Именно поэтому “люкс” получил модернизированную систему отопления, благодаря которой в седанах московского автозавода стало заметно теплее и уютнее. И не только в “люксах”: с 1982 года усовершенствованный отопитель начали устанавливать и на обычные “сороковки”. Причем остальные инновации также перешли на базовую модель: речь о “скоростном” редукторе заднего моста с передаточным отношением 3,89, а также радиальных шинах Ми-166 (позже – Ми-16) вместо “дубовых диагоналок” модели М-145. Также по моде конца семидесятых улучшенный Москвич лишился поворотных форточек в передних дверях – точно так же поступили на ВАЗе на пятой модели.

К слову, у решения по ликвидации форточек во все времена были как свои противники, так и сторонники; первые утверждали, что без форточек микроклимат в салоне ухудшился, а вторые ратовали за улучшение внешнего вида и обзорности с места водителя.

Еще одно важное отличие АЗЛК-2140-117 – распределитель зажигания. Вместо обычного “трамблера” под капотом появилось лицензионное изделие фирмы Bosch с индексом Р147.

zorovor › Блог › Американский салон, металлик и импортные детали: мифы и факты об АЗЛК-2140 SL

Конечно эти разрушители мифов, тоже предоставили не совсем достоверную информацию, но любителям марки пролистать должно быть интересно.

МИФ 1: АББРЕВИАТУРА SL РАСШИФРОВЫВАЛАСЬ КАК SUPER LUX

МИФ
Буквы SL на крышке багажника и передних крыльях давали понять, что это – специальная версия Москвича. Советские автомобилисты расшифровывали эту аббревиатуру по-разному – «суперлюкс», «специальный люкс» и даже «сатурнус люкс».
Последний вариант изобрели те, кто был осведомлён о техническом партнёре АЗЛК – югославской фирме Saturnus, выполнявшей роль дилера советского «Автоэкспорта» на Балканах. Именно это предприятие продавало там автомобили производства СССР и в рамках сотрудничества с Московским автозаводом взяло на себя обязательства по поставке некоторых комплектующих для новой модели.

Однако официально этот автомобиль именовался совсем не как Moskvich-1,5 SL – в заводской документации модификация «сорокового» проходила под индексом Москвич-2140-117, а также обозначалась как Москвич-2140 в исполнении «люкс».

Интересно, что в семидесятые годы «литерные» обозначения S, L, LS и ES использовали многие европейские дилеры Lada, «шестёрка» для финского рынка с 1978 года в некоторых комплектациях называлась Lada 1500SL, а АЗЛК-2140 там же обозначался как Elite 1500S. Вероятно, «суперлюксовость» Москвичей возникла именно поэтому.
МИФ 2: ЛЮКСОВЫЙ МОСКВИЧ КОМПЛЕКТОВАЛСЯ ИМПОРТНЫМИ ДЕТАЛЯМИ

ПРАВДА
Бамперы, светотехнику, сиденья и другие комплектующие для АЗЛК-2140 SL действительно выпускали в Европе. Фирма Saturnus, о которой мы упомянули в предыдущем разделе, поставляла эти детали в рамках кооперации, а советская сторона рассчитывалась с югославами товарными автомобилями.

Объемные пластиковые бамперы, которые делали в СФРЮ для «сорокового люкса», на момент начала производства этой модификации еще не имели аналогов, ведь ни ВАЗ-2107, ни «восьмёрка» с деталями из аналогичных материалов еще не выпускались. Важно, что продуманный до мелочей дизайн этих, казалось бы, сугубо функциональных элементов позволил преобразить устаревший уже к концу семидесятых годов облик привычного Москвича.

На фоне предшественника новая машина выгодно выделялась оригинальными «подфарниками», которые были «объемно» вписаны в архитектуру переднего бампера. Не отставала и задняя оптика, уступавшая по размерам разве что огромным фонарям Волги ГАЗ-3102.

МИФ 3: В ИНТЕРЬЕРЕ АЗЛК-2140 SL ПРИМЕНЯЛИ ДЕТАЛИ ВАЗ-2108

МИФ
Появившаяся в середине восьмидесятых годов тольяттинская «восьмерка» отличалась непривычным после Жигулей салоном, который ни по дизайну, ни по цветовым решениям не перекликался с прежними моделями. Зато в интерьерах последнего заднеприводного Москвича многие увидели «зубильный» след, считая, что именно от ВАЗ-2108 Москвичу достались некоторые элементы интерьера.

МИФ 4: ТЕХНИЧЕСКИ ЭТА МОДЕЛЬ ОТЛИЧАЛАСЬ ОТ “СОРОКОВОГО” В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ

ПРАВДА
Хотя «люксовая» модель и сохранила унификацию с исходником на уровне 94%, она отличалась от базового «сорокового» не только более «гламурными» экстерьером и салоном. Так, вместо карбюратора К-126Н на этот автомобили устанавливали «жигулёвский» – лицензионный Weber, который впоследствии заменили более экологичным и экономичным «Озоном». Еще АЗЛК-2140-117 получил выпускаемый по лицензии фирмы Bosch распределитель зажигания под индексом Р147.

Принципиальных отличий в конструкции обычного «сорокового» и Люкса не было, но вместе с рестайлингом Москвич стал чуть совершеннее. Впоследствии «обновления» перекочевали и на обычный седан АЗЛК
Вместо дубовых «диагоналок» М-145 на «люкс» ставили радиальные шины Ми-166, а впоследствии — Ми-16, которые в то время появились и на актуальных моделях Жигулей. Для улучшения экономичности главную пару сделали «скоростной» с передаточным числом 3,89. С учётом климата в СССР новая модификация получила еще одну очень важную доработку – изменённую схему циркуляции жидкости в системе отопления, что снизило вероятность образования паровых пробок и довело эффективность «печки» до жигулёвского уровня. Наконец, именно на «люксе» были «обкатаны» такие решения, как лишенные форточек передние стёкла и бесступенчатая регулировка спинок передних сидений с помощью купленного по лицензии маховика.

Остальные мифы по ссылке смотрите пожалуйста в статье —

Принципиальных отличий в конструкции обычного «сорокового» и Люкса не было, но вместе с рестайлингом Москвич стал чуть совершеннее. Впоследствии «обновления» перекочевали и на обычный седан АЗЛК
Вместо дубовых «диагоналок» М-145 на «люкс» ставили радиальные шины Ми-166, а впоследствии — Ми-16, которые в то время появились и на актуальных моделях Жигулей. Для улучшения экономичности главную пару сделали «скоростной» с передаточным числом 3,89. С учётом климата в СССР новая модификация получила еще одну очень важную доработку – изменённую схему циркуляции жидкости в системе отопления, что снизило вероятность образования паровых пробок и довело эффективность «печки» до жигулёвского уровня. Наконец, именно на «люксе» были «обкатаны» такие решения, как лишенные форточек передние стёкла и бесступенчатая регулировка спинок передних сидений с помощью купленного по лицензии маховика.

Москвич-суперлюкс: история разработки АЗЛК-2140 SL

У поколения молодых автомобилистов, рожденных в конце ХХ века, буквосочетание “SL” обычно вызывает ассоциации с легендарным уже родстером Mercedes – например, модели с индексом R129. Между тем у “советских” была собственная гордость – а если точнее, свой “эс-эль”. Ведь именно такие шильдики украшали передние крылья “позднего” АЗЛК-2140, выпускавшегося с 1980 по 1988 годы.

Новее, еще новее

Совсем недавно мы вспоминали о том, что в начале семидесятых годов XX века конструкторы Автозавода имени Ленинского комсомола изо всех сил пытались осовременить Москвич модели 412, чтобы он на фоне новейших Жигулей смотрелся не столь бедным родственником. Результатом труда стал АЗЛК-2140 – модель, в которой заводчанам удалось малой кровью прибавить Москвичу немного комфорта, а заодно слегка освежить внешность при минимальных косметических изменениях.

Увы, даже на фоне тольяттинской «трёшки» Москвич выглядел довольно скромно. А ведь в тот момент на конвейер встала шестая модель ВАЗа… Не говоря уже о том, что в Тольятти активно работали над глубокой модернизацией Жигулей, о чем на АЗЛК были осведомлены.

Стало очевидно, что Москвич нуждается в более радикальных изменениях экстерьера и интерьера, чем это было реализовано в рамках нововведений «первой фазы». Тем более, что работая над проектами С-серии, дизайнеры и конструкторы АЗЛК «забежали» далеко вперёд в своих решениях и приёмах. Работая над «сорок первым» уже на базе французской Simca, они пытались выполнить проект на мировом уровне. А обычный серийный Москвич с его хромированными бамперами, форточками, клыками и прочими рудиментами автомобилей шестидесятых годов XX века смотрелся, мягко говоря, неактуально не только на фоне последних достижений западноевропейского автопрома, но и в сравнении с автомобилями стран СЭВ. Именно поэтому интерес к советской машине в странах Восточной Европы к середине 1970-х стал явно угасать, и появление АЗЛК-2140 на ситуацию особо не повлияло.

02. Антология Москвичей. Слева направо: 408, 412, 2140, 2140 SL

Дизайн от зарубежных ателье

К «рестайлингу» Москвича, как его бы сейчас назвали в наше время, было решено привлечь иностранных специалистов. Да еще каких! Руководство АЗЛК «получило добро» свыше и начало вести переговоры с представителями ателье Raymond Loewy Design, которое принадлежало мэтру индустриального дизайна Раймонду Фернану Лоуи. К тому времени американец уже давно сделал себе имя в масштабах всей планеты – в частности, им был разработан модернизированный дизайн бутылки Coca-Cola, интерьер авиалайнера Конкорд и даже раскраска «борта №1» – самолёта президента США Air Force One.

Правда, проектом модернизации Москвича занимался французский офис европейского отделения Лоуи.

УВЫ, 80 000 ДОЛЛАРОВ, КОТОРЫЕ СОВЕТСКАЯ СТОРОНА ИЗРАСХОДОВАЛА НА ЭТОТ ЗАКАЗ, БЫЛИ ПОТРАЧЕНЫ НАПРАСНО:
предложенный Лоуи вариант интерьера оказался слишком нетехнологичным и дорогостоящим для серийной реализации.

По этой причине московские конструкторы были вынуждены заняться «облагораживанием» своего седана собственными силами. Причем решили действовать по той же схеме, какую применяли многие производители – «люксовая» модель отличалась от базовой лишь элементами наружной отделки и интерьером, в то время как силовая структура кузова (и другая техника) оставалась практически без изменений. Иными словами, конструкторам предстояло разработать более богатую комплектацию Москвича – исполнение «люкс».

Такой автомобиль должен был побороться за покупателя как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Ведь даже в условиях пресловутого дефицита продукция московского автозавода на фоне Жигулей пользовалась спросом разве что в случае, если приобрести тольяттинскую машину не представлялось возможным.

В то время главным дизайнером АЗЛК был Игорь Андреевич Зайцев, возглавивший после возвращения Бюро художественного конструирования завода. Однако идея привлечь иностранцев к модернизации модели не утратила актуальности даже после первой неудачи с американцами. Правда, на этот раз было решено сотрудничать «со своими» – то есть с предприятием Saturnus из СФРЮ. Такое партнерство было интересно как нашим, так и югославам, ведь «по бартеру» московский завод должен был получать комплектующие (бамперы, оптику, детали интерьера), а иностранные партнеры, соответственно – готовые автомобили.

03. Американский вариант приборной панели

У поколения молодых автомобилистов, рожденных в конце ХХ века, буквосочетание “SL” обычно вызывает ассоциации с легендарным уже родстером Mercedes – например, модели с индексом R129. Между тем у “советских” была собственная гордость – а если точнее, свой “эс-эль”. Ведь именно такие шильдики украшали передние крылья “позднего” АЗЛК-2140, выпускавшегося с 1980 по 1988 годы.

Москвич-суперлюкс: СССР заплатил за дизайн $80 000

Делать «трудовые подарки» к очередному партийному форуму было нормой поведения любого трудового коллектива советской эпохи. АЗЛК не был исключением — надо было подготовить что-то новое к XXVI съезду, то есть к началу 1981 года.

Но действительно новый Москвич с передним приводом модели 2141 пребывал в ту пору исключительно в виртуальном состоянии — о пуске производства не было и речи. Пришлось применить старый проверенный способ: взять предыдущую модель, максимально приукрасить и объявить, что это «вариант Люкс». Именно так и появился на свет Москвич 2140 SL, который за глаза обозвали «суперлюксом».

Но действительно новый Москвич с передним приводом модели 2141 пребывал в ту пору исключительно в виртуальном состоянии — о пуске производства не было и речи. Пришлось применить старый проверенный способ: взять предыдущую модель, максимально приукрасить и объявить, что это «вариант Люкс». Именно так и появился на свет Москвич 2140 SL, который за глаза обозвали «суперлюксом».

Москвич-2140SL

Легковой четырёхдверный седан малого класса, имевший переднеприводную компоновку, выпускался в СССР в Москве на заводе АЗЛК с 1981 по 1987 год под наименованиями: Москвич-2140SL, Москвич-2140-117 и Moskvich-1500SL. Представлял он собой глубокую модернизацию серийного седана Москвич-2140 и был унифицирован с конструкцией этого автомобиля на 94%. Это позволяло его владельцам сильно экономить на ремонте автомобиля, а производителю на его выпуске. Целью создания данного «Москвича» было обновление модельного ряда машин поставляемых на экспорт. Туда они шли под наименованием Москвич-214006(7)-117.

В связи с тем, что некоторые детали автомобиля производились югославской фирмой «Saturnus», содержащиеся в наименовании буквы «SL» расшифровывались как «Saturnus-lux» или же «Special-lux».

К разработке дизайна новинки руководства АЗЛК привлекло сотрудников американского дизайнерского ателье, которым был выплачен гонорар в размере 80 тысяч долларов. В результате ими был построен демонстрационный макет интерьера салона автомобиля. Однако из-за допущенных в проекте макета элементарнейших эргономических просчётов, ничего из данных наработок в серию не пошло.

От базового прототипа – Москвич-2140, его основной экспортный вариант сохранил достаточно надёжный мотор УЗАМ-412, имевший мощность 75 лошадиных сил и объёмом 1,5 литра. Иногда по особому заказу АЗЛК устанавливал на этот автомобиль двигатель УЗАМ-412ДЭ имевший мощность 65 сил.

Тип привода здесь был задний, КПП – механическая четырёхступенчатая. Названные технические характеристики силовой линейки машины позволяли достигать ей максимальной скорости в 142 км/ч.

Кроме того, Москвич-2140SL имел современное диафрагменное сцепление, модифицированную под международные правила безопасности тормозную систему, такую же рулевую колонку, усиленный кузов и новую систему глушения выпуска. Специалисты АЗЛК установили так же здесь карбюратор «Озон», который выпускал завод ДААЗ, а так же производимой по лицензии немецкой компании «Bosch» -распределитель Р147. Такое оснащение топливной системы позволяло обеспечивать высокий уровень экономии топлива при работе двигателя данного автомобиля.

Кроме того, снижению объёма потребляемого топлива способствовало применение шин МИ-166 радиального типа оснащённых металоокордом. Кроме того инженеры завода снизили с 4,22 до 3,89 передаточное число главной передачи. В результате при движении со скоростью от 40 до 140 км/ч расход топлива при поезде на сто километров снизился на пол-литра, при сохранении тех же скоростных характеристик. Это значительно снизило износ узлов и агрегатов двигателя.

По сравнению с базовым седаном на новом автомобиле удалось резко повысить срок к службы и эффективность работы синхронизаторов коробки передач, деталей дифференциала, а так же срок службы шестерёнок в КПП., кроме того значительно улучшилась и её герметичность.

При этом Москвич-2140SL полностью сохранил кузов от своего прототипа. Внешние отличия от него заключались в изменении элементов дизайна и интерьера. Кроме того машина получила в своё распоряжение новые передние и задние бампера из пластика. Такое техническое решение было принято впервые в истории советской автомобилестроительной промышленности.

Радиаторную решётку здесь выполнили из чёрного пластика, отделанного декоративной плёнкой, она имитировала хромированное покрытие. Колёса отличались новыми тёмными вставками и отсутствием колпаков. Так же впервые в истории выпуска «Москвичей» на автомобиль установили отделанные тёмными вставками наружные дверные ручек, корпуса зеркал заднего вида, рамки дверей. Боковины получили молдинги, а уплотнители заднего и лобового стёкол – декоративные пластиковые канты.

Что касаться надписей, то крупную надпись «AZLK», поместили на облицовку радиаторной решётки, «SL» и «Moskvich 1.5» – на крышке багажника, а «SL» – на передних крыльях.

Светотехника так же была обновлена. Так в передний буфер встроили изготовленные из пластика подфарники с размещёнными на них секциями указателей поворотов. Сзади установили многосекционные фонари. Они в несколько раз увеличивали поверхность рассеивателей.

Стоит отметить, что салон Москвича-2140SL был оснащён новой «низкой» эргономичной приборной панелью. При этом разработанный американскими специалистами проект салона на заводе пришлось поправить. В результате большое количество приборов на приборной доске было заменено контрольными лампами, кроме того, поменялась графика циферблатов, сигнализаторы и приборы были сгруппированы на доске по зонам.

Из иного оборудования салона можно отметить электронные часы с цифровым циферблатом, секундомер, УКВ-радиоприёмник югославского производства А-275. Кроме того, югославы в лице компании «Сатурнус» (Saturnus) изготовили и обивку салона в двойной цветовой гамме – бежевой и серой.

Читайте также:  Седан или хэтчбек — в чем разница?

Кроме того, в отделке салона были широко применены детали из пластика, ручки открывания дверей, поручни и т.д. ради повышения уровня безопасности до европейских норм с передних дверей сняли передние форточки, а так же установили на сиденья водителя и пассажира инерционные ремни безопасности.

Рулевое колесо так же несколько изменили. Так на него установили мягкую облицовку обода из интегрального пенополиуретана, а так же чувствительную клавишу звукового сигнала. Наконечник рычага переключения передач получил новую форму и отделку «под кожу».

Данный автомобиль имел такие редкие на тот момент опции как новая вентиляционная система и отопитель салона. Передние сиденья обивались велюровой тканью, а передние сиденья регулировались по углу наклона. При этом специальные партии Москвич-2140SL открашивались в редкий тогда цвет «металлик».

Перечисленные особенности помогли Москвич-2140SL стать в 80-х годах стать основным экспортным автомобилем АЗЛК. При этом данная модель весьма ценилась и на внутреннем рынке, и приобрести её считалось большой удачей среди советских автолюбителей.

В связи с тем, что некоторые детали автомобиля производились югославской фирмой «Saturnus», содержащиеся в наименовании буквы «SL» расшифровывались как «Saturnus-lux» или же «Special-lux».

МИФ 5: ТОЛЬКО МОСКВИЧ-ЛЮКС ОКРАШИВАЛСЯ МЕТАЛЛИКОМ

МИФ

В середине семидесятых годов массовые легковые автомобили (и не только они) стали окрашивать эмалями с металлизированным эффектом. Впервые в практике советской автомобильной промышленности в «металлик» начали окрашивать именно Москвичи! Правда, это произошло раньше, чем первый «люкс» сошел с конвейера – еще в 1978 году необычная краска появилась на стандартных АЗЛК-2140.

Автомобили для финского рынка назывались Elite. Отличить «элитный» Москвич можно было по окрашенным в цвет кузова дефлекторам системы вентиляции на задних крыльях. Обратите внимание на оригинальный струйный омыватель фар
Вопреки расхожему мнению, в металлик продукцию АЗЛК начали красить раньше, чем появился Люкс
В сентябре 1986 года юбилейным четырёхмиллионным автомобилем Москвич стал именно люксовый экземпляр цвета «Снежная королева»

Но специально для версии SL были созданы два оттенка металлика – «Снежная королева» (серебристо-серый) и «Страдивари» (оранжево-коричневый). Впрочем, большинство из 170 700 выпущенных до 1987 года «люксовых» Москвичей окрашивали той же краской, что и остальные «сороковые» — и это были обычные эмали безо всяких «спецэффектов».

Не только на «гражданке»: для популяризации новой модели за рубежом Люкс принимал участие и в различных международных ралли.

Но специально для версии SL были созданы два оттенка металлика – «Снежная королева» (серебристо-серый) и «Страдивари» (оранжево-коричневый). Впрочем, большинство из 170 700 выпущенных до 1987 года «люксовых» Москвичей окрашивали той же краской, что и остальные «сороковые» — и это были обычные эмали безо всяких «спецэффектов».

Оставить комментарий или два

Затвитить пост!

Советская автотехника

Уже к концу семидесятых годов двадцатого века наметилось моральное устаревание продукции отечественных автомобильных заводов – даже самые современные тогда «Жигули» на фоне новинок мировых конкурентов смотрелись, мягко говоря, консервативно. Это заставило разные предприятия этой отрасли расширять ассортимент выпускаемых автомобилей за счёт модернизации существующих. Таким путём пошёл, например, ВАЗ, постоянно обновляя «классику» или ГАЗ, создавая всё новые варианты своей «Волги» ГАЗ-24.

Решил не отставать и АЗЛК, попытавшийся немного подогнать 412-й Москвич к мировым стандартам, что в результате вылилось в появление модели 2140. По ряду причин популярностью она не пользовалась как на внешнем, так и на внутреннем рынке, из-за чего завод начал производить машины себе в убыток, теряя так трудно заработанную репутацию. Поэтому руководство автозавода, видимо ориентируясь на конкурента из Тольятти, осознало, что выгоднее было бы иметь несколько вариантов исполнения одной и той же машины, что и натолкнуло его разрабатывать улучшенную версию Москвича 2140.

В то время в советской промышленности наблюдалась тенденция сотрудничества с разными иностранными фирмами, поэтому АЗЛК решил заключить контракт о создании интерьера будущей машины с французским отделением американской компании известного дизайнера Раймонда Лоуи. Вскоре проект был готов, однако на заводе его посчитали сложным в производстве и изобилующим элементарными эргономическими просчётами, из-за чего получалось, что потраченные на этот проект восемьдесят тысяч долларов вылетели в трубу. Оправдать такие расходы можно было только созданием новой машины, поэтому художники-конструкторы взялись за работу. Первым делом решили обновить внешность, разработав новые детали из модного тогда пластика: самой заметной из них получились бамперы, сделанные не просто как элемент пассивной безопасности, а как маленький «шедевр социалистического реализма» с объёмными формами и скруглёнными углами, а задние к тому же украшались маленькими полуклыками. Они поставлялись вместе со световыми приборами и другими деталями в обмен на готовые автомобили югославской фирмой Saturnus. Вторым важным изменением стала изменённая передняя и задняя оптика – помимо пластиковых подфарников это были максимально увеличенные задние фонари, выполнявшиеся полностью из цветного поликарбоната и хорошо заметные в ночное и дневное время суток. Заканчивали «люксовый» облик добавленные различные декоративные элементы – колёса получили современные пластиковые колпаки выверенной дизайнерами формы с хромированными гайками крепления к диску, в нижней части кузова появились пластиковые молдинги с алюминиевыми полосами в верхней части и декоративные надписи «SL», крепившиеся с помощью качественного импортного двухстороннего скотча. Системой пазов и шипов крепились разве что шильдик «Moskvich1,5» на крышке багажника и эмблема «AZLK» на полностью изменившейся пластиковой облицовке радиатора.

Однако салон подвергся более масштабным изменениям – по сути, он был создан с нуля. Первым делом громоздкая «высокая» приборная панель была заменена изящной «низкой», схожей с появившимся только на переднеприводных «Спутниках» изделием. Она получила широкую выемку в верхней части, новое расположение клавиш и щелей воздуховодов, абсолютно иную приборную комбинацию под маленьким козырьком вместе с контрольными лампами с пиктограммами и электронными часами с зелёными символами, выполнявшими также функцию секундомера и календаря. В стандартное оснащение вошли также взятый у «Жигулей» и «Волги» радиоприёмник, обогрев заднего стекла и другой руль с трёхрычажным переключателем на рулевой колонке. Богаче стала и отделка, которая выполнялась теперь в сером или бежевом цвете. В интерьере появились новые передние сидения с «дырявыми» подголовниками и задний диван, отделываемые импортной велюровой обивкой, на полу расстелились ворсовые коврики, соединённые для удобства в один липучками, иной стала вся обшивка дверей с изменёнными пластиковыми ручками стеклоподъёмников, открывания дверей и т.д. Также Москвич-2140SL стал первым отечественным автомобилем с бесступенчатой регулировкой передних сидений. Также он и его «старший брат» 2140 стали первыми в СССР машинами, окрашиваемыми синтетическими эмалями с металлизированным эффектом производства финской фирмы «Tikkurila» двух цветов – коричневый «Страдивари» и серебристый «Снежная королева». Однако стоит отметить, что металликами окрашивались мелкие партии автомобилей, основная же масса красилась обычными синтетическими эмалями.

Перемены затронули и техническую часть: на него устанавливался только адаптированный карбюратор от «Жигулей» серии ДААЗ, а позже ОЗОН и двигатель УЗАМ-412, лишь на специальный заказ дефорсированный под 76-й бензин. В лучшую сторону изменилась полностью переделанная система вентиляция и отопления, трамблёр был заменён на лицензионное изделие, изменилась модель генератора и передаточное число главной передачи, а диагональные покрышки уступили место радиальным с металлокордом серии МИ-166, а позже МИ-16.

Появление модели 2140-117 или 2140SL, разработанной больше для оживления экспортного потенциала продукции АЗЛК, к желаемому результату не привело, поэтому выпуск сместился в сторону стран СЭВ и СССР. Таким образом, новый Москвич свою задачу выполнил лишь на половину – спросом он всё же пользовался, что и позволило семейству «2140» продержаться на конвейере двенадцать лет с 1976 по 1988, а самому «SL» немного меньше – с 1980 по 1987.

Однако салон подвергся более масштабным изменениям – по сути, он был создан с нуля. Первым делом громоздкая «высокая» приборная панель была заменена изящной «низкой», схожей с появившимся только на переднеприводных «Спутниках» изделием. Она получила широкую выемку в верхней части, новое расположение клавиш и щелей воздуховодов, абсолютно иную приборную комбинацию под маленьким козырьком вместе с контрольными лампами с пиктограммами и электронными часами с зелёными символами, выполнявшими также функцию секундомера и календаря. В стандартное оснащение вошли также взятый у «Жигулей» и «Волги» радиоприёмник, обогрев заднего стекла и другой руль с трёхрычажным переключателем на рулевой колонке. Богаче стала и отделка, которая выполнялась теперь в сером или бежевом цвете. В интерьере появились новые передние сидения с «дырявыми» подголовниками и задний диван, отделываемые импортной велюровой обивкой, на полу расстелились ворсовые коврики, соединённые для удобства в один липучками, иной стала вся обшивка дверей с изменёнными пластиковыми ручками стеклоподъёмников, открывания дверей и т.д. Также Москвич-2140SL стал первым отечественным автомобилем с бесступенчатой регулировкой передних сидений. Также он и его «старший брат» 2140 стали первыми в СССР машинами, окрашиваемыми синтетическими эмалями с металлизированным эффектом производства финской фирмы «Tikkurila» двух цветов – коричневый «Страдивари» и серебристый «Снежная королева». Однако стоит отметить, что металликами окрашивались мелкие партии автомобилей, основная же масса красилась обычными синтетическими эмалями.

Москвич-2140SL в ралли

В 1983 году была произведена международная омологация раллийной версии Москвича 2140SL, которая получила название AZLK 1600 SL RALLYE. Машина была зарегистрирована по международной группе А6 (до 1600 куб.см.). В отличие предшествующей спортивной модификации модели 2140 (Moskvitch 1600 Rallye), Спортбюро АЗЛК было уделено большее внимание ходовым качествам машины. Основные отличия от базовой модели — форсированный двигатель объёмом 1.6 литра, мощностью 145 л. с. (использовались сдвоенные карбюраторы Weber 45DCOE, КПП КП-9, 2 амортизатора на каждое колесо, передние дисковые тормоза с четырёхпоршневыми суппортами, передние и задние стабилизаторы поперечной устойчивости, на заднем мосту автомобиля для лучшей управляемости был установлен параллелограмм Уатта. На SL RALLYE советские раллисты неоднократно принимали участие в зарубежных соревнованиях, в частности, югославском ралли «Сатурнус» ru sl , стабильно занимая места в первой десятке финишировавших. Так, в 1984 году, на автомобилях SL RALLYE в Югославии были заняты 7, 9 и 10 места в абсолютном зачете, в 1985 году — 5, 7 и 8 места, в 1986 году — 3, 5 и 17 места, в 1987 году — 3 место. Гонки 1985 и 1986 года являлись этапами чемпионата Европы по ралли [4] . Не менее примечательно участие раллийного 2140SL в знаменитом финском ралли «1000 Озёр», этапе чемпионата мира по ралли. В 1984 году в Финляндии, AZLK 1600 SL RALLYE под управлением Владислава Штыкова занял 33-е место в абсолютном зачете, 2-е место в группе А-6 и 11-е место в общем зачете группы A. В 1985 году Валерий Филимонов, оказался быстрейшим в Финляндии среди всех советских спортсменов, заняв 26-е место в абсолютном зачёте, 3-е место в группе А6 и 15-е место в общем зачете группы А. В следующем, 1986 году автомобиль под управлением Штыкова занял 38 место в абсолютном зачете, 2-е место в группе А6 и 16-е место в общем зачете группы А [5] .

Существовали и другие версии этой раллийной модели, такие как Москвич-2140SL Ралли 2000 9-го класса группы Б (по внутрисоюзной автоспортивной классификации), с двигателем рабочим объёмом 1820 куб.см и мощностью 150 л.с. [6]

В 1983 году была произведена международная омологация раллийной версии Москвича 2140SL, которая получила название AZLK 1600 SL RALLYE. Машина была зарегистрирована по международной группе А6 (до 1600 куб.см.). В отличие предшествующей спортивной модификации модели 2140 (Moskvitch 1600 Rallye), Спортбюро АЗЛК было уделено большее внимание ходовым качествам машины. Основные отличия от базовой модели — форсированный двигатель объёмом 1.6 литра, мощностью 145 л. с. (использовались сдвоенные карбюраторы Weber 45DCOE, КПП КП-9, 2 амортизатора на каждое колесо, передние дисковые тормоза с четырёхпоршневыми суппортами, передние и задние стабилизаторы поперечной устойчивости, на заднем мосту автомобиля для лучшей управляемости был установлен параллелограмм Уатта. На SL RALLYE советские раллисты неоднократно принимали участие в зарубежных соревнованиях, в частности, югославском ралли «Сатурнус» ru sl , стабильно занимая места в первой десятке финишировавших. Так, в 1984 году, на автомобилях SL RALLYE в Югославии были заняты 7, 9 и 10 места в абсолютном зачете, в 1985 году — 5, 7 и 8 места, в 1986 году — 3, 5 и 17 места, в 1987 году — 3 место. Гонки 1985 и 1986 года являлись этапами чемпионата Европы по ралли [4] . Не менее примечательно участие раллийного 2140SL в знаменитом финском ралли «1000 Озёр», этапе чемпионата мира по ралли. В 1984 году в Финляндии, AZLK 1600 SL RALLYE под управлением Владислава Штыкова занял 33-е место в абсолютном зачете, 2-е место в группе А-6 и 11-е место в общем зачете группы A. В 1985 году Валерий Филимонов, оказался быстрейшим в Финляндии среди всех советских спортсменов, заняв 26-е место в абсолютном зачёте, 3-е место в группе А6 и 15-е место в общем зачете группы А. В следующем, 1986 году автомобиль под управлением Штыкова занял 38 место в абсолютном зачете, 2-е место в группе А6 и 16-е место в общем зачете группы А [5] .

Москвич-2140SL в ралли

В 1983 году была произведена международная омологация раллийной версии Москвича 2140SL, которая получила название AZLK 1600 SL RALLYE. Машина была зарегистрирована по международной группе А6 (до 1600 куб.см.). В отличие предшествующей спортивной модификации модели 2140 (Moskvitch 1600 Rallye), Спортбюро АЗЛК было уделено большее внимание ходовым качествам машины. Основные отличия от базовой модели — форсированный двигатель объёмом 1.6 литра, мощностью 145 л. с. (использовались сдвоенные карбюраторы Weber 45DCOE, КПП КП-9, 2 амортизатора на каждое колесо, передние дисковые тормоза с четырёхпоршневыми суппортами, передние и задние стабилизаторы поперечной устойчивости, на заднем мосту автомобиля для лучшей управляемости был установлен параллелограмм Уатта. На SL RALLYE советские раллисты неоднократно принимали участие в зарубежных соревнованиях, в частности, югославском ралли «Сатурнус» ru sl , стабильно занимая места в первой десятке финишировавших. Так, в 1984 году, на автомобилях SL RALLYE в Югославии были заняты 7, 9 и 10 места в абсолютном зачете, в 1985 году — 5, 7 и 8 места, в 1986 году — 3, 5 и 17 места, в 1987 году — 3 место. Гонки 1985 и 1986 года являлись этапами чемпионата Европы по ралли [4] . Не менее примечательно участие раллийного 2140SL в знаменитом финском ралли «1000 Озёр», этапе чемпионата мира по ралли. В 1984 году в Финляндии, AZLK 1600 SL RALLYE под управлением Владислава Штыкова занял 33-е место в абсолютном зачете, 2-е место в группе А-6 и 11-е место в общем зачете группы A. В 1985 году Валерий Филимонов, оказался быстрейшим в Финляндии среди всех советских спортсменов, заняв 26-е место в абсолютном зачёте, 3-е место в группе А6 и 15-е место в общем зачете группы А. В следующем, 1986 году автомобиль под управлением Штыкова занял 38 место в абсолютном зачете, 2-е место в группе А6 и 16-е место в общем зачете группы А [5] .

Существовали и другие версии этой раллийной модели, такие как Москвич-2140SL Ралли 2000 9-го класса группы Б (по внутрисоюзной автоспортивной классификации), с двигателем рабочим объёмом 1820 куб.см и мощностью 150 л.с. [6]

В 1983 году была произведена международная омологация раллийной версии Москвича 2140SL, которая получила название AZLK 1600 SL RALLYE. Машина была зарегистрирована по международной группе А6 (до 1600 куб.см.). В отличие предшествующей спортивной модификации модели 2140 (Moskvitch 1600 Rallye), Спортбюро АЗЛК было уделено большее внимание ходовым качествам машины. Основные отличия от базовой модели — форсированный двигатель объёмом 1.6 литра, мощностью 145 л. с. (использовались сдвоенные карбюраторы Weber 45DCOE, КПП КП-9, 2 амортизатора на каждое колесо, передние дисковые тормоза с четырёхпоршневыми суппортами, передние и задние стабилизаторы поперечной устойчивости, на заднем мосту автомобиля для лучшей управляемости был установлен параллелограмм Уатта. На SL RALLYE советские раллисты неоднократно принимали участие в зарубежных соревнованиях, в частности, югославском ралли «Сатурнус» ru sl , стабильно занимая места в первой десятке финишировавших. Так, в 1984 году, на автомобилях SL RALLYE в Югославии были заняты 7, 9 и 10 места в абсолютном зачете, в 1985 году — 5, 7 и 8 места, в 1986 году — 3, 5 и 17 места, в 1987 году — 3 место. Гонки 1985 и 1986 года являлись этапами чемпионата Европы по ралли [4] . Не менее примечательно участие раллийного 2140SL в знаменитом финском ралли «1000 Озёр», этапе чемпионата мира по ралли. В 1984 году в Финляндии, AZLK 1600 SL RALLYE под управлением Владислава Штыкова занял 33-е место в абсолютном зачете, 2-е место в группе А-6 и 11-е место в общем зачете группы A. В 1985 году Валерий Филимонов, оказался быстрейшим в Финляндии среди всех советских спортсменов, заняв 26-е место в абсолютном зачёте, 3-е место в группе А6 и 15-е место в общем зачете группы А. В следующем, 1986 году автомобиль под управлением Штыкова занял 38 место в абсолютном зачете, 2-е место в группе А6 и 16-е место в общем зачете группы А [5] .

Читайте также:  Корейские близнецы Киа Сид и Хендай i30 — поиск отличий

Суперлюкс, или история создания Москвич-2140 SL

Москвич-2140SL – представляет собой модификацию “Люкс” базовой модели. По составляющим частям он унифицирован с ней на 94%, благодаря чему удешевляются производство и ремонт автомобиля. Он сохранил от “Москвича-2140” надежный двигатель, современной конструкции сцепление диафрагменного типа, а также соответствующую международным требованиям тормозную систему, травмобезопасную рулевую колонку, совершенную трехступенчатую систему глушения выпуска и прочный несущий кузов. На новой машине установлен карбюратор “Озон” производства ДААЗ, современный прерыватель-распределитель Р147, выпускаемый по лицензии “Bosh”, которые обеспечивают более экономичную работу двигателя.

В немалой степени способствуют снижению эксплуатационного расхода топлива новые шины МИН-66 радиального типа, а также уменьшенное с 4,22 до 3,89 передаточное число главной передачи. В частности, последнее изменение позволило снизить расход топлива (в диапазоне скоростей от 40 до 140 км/ч) на 0,5 л/100 км без потери динамических качеств. Кроме того, уменьшенное передаточное число главной передачи способствует снижению износа двигателя, поскольку он на километр пробега теперь совершает меньше, чем прежде, оборотов.

Одновременно увеличена долговечность ряда узлов. В частности, существенно повышены эффективность и срок службы синхронизаторов коробки передач, а также срок службы шестерен в коробке передач и деталей дифференциала. Завод улучшил герметичность коробки передач и заднего моста благодаря применению сальников новой конструкции из фторкаучука.

Основные внешние отличия новой модификации от базовой модели заключаются в изменении интерьера, передней и задней частей кузова. Среди этих отличий прежде всего передний и задний буфера, впервые в практике автомобилестроения CCСР изготовленные из пластмассы (поликарбонат типа “лексан”). В декоративных элементах большую роль играют детали с темным матовым покрытием, придающие всему внешнему облику автомобиля индивидуальность. Изменен рисунок облицовки радиатора, выполненный из черного пластика с отделкой декоративной пленкой, имитирующей светлое хромированное покрытие. Из темной пластмассы изготовлены вставки колес, хорошо гармонирующие с хромированными глухими колесными гайками. Традиционных колпаков нет.

Элементы наружных дверных ручек, оба корпуса наружных зеркал, рамки дверей получили черное покрытие. Уплотнители лобового и заднего стекол теперь снабжены декоративным пластмассовым кантом. Графически новое внешнее оформление кузова подчеркивают также молдинги на боковинах. Кроме того, введены отличительные объемные надписи: “АЗЛК” – на облицовке радиатора, “SL” и “Москвич—1.5” – на крышке багажника, “SL” – на передних крыльях. Сделанные латинскими буквами, они подчеркивают экспортное назначение этой модификации.

Изменения коснулись и наружных светотехнических приборов, среди которых встроенные в передний буфер пластмассовые подфарники с секциями указателей поворота, задние многосекционные фонари, имеющие не только увеличенную по сравнению с базовой моделью поверхность рассеивателей, но и секцию для освещения дороги при движении задним ходом.

Полностью оригинально у “Москвича-2140SL” оформление салона. Тон ему задает совершенно иная, чем у базовой модели, по архитектурному решению панель приборов. Вместе с консолью, составляющей с ней единое целое, измененными обивкой и арматурой дверей, фасоном и материалом обивки сидений, ковровым (из материала “малимо”) покрытием пола она создает образ совершенно нового, современного и более просторного интерьера.

Повышение надежности механизмов автомобиля позволило сократить количество приборов и заменить их сигнальными лампами. Существенно изменена графика циферблатов, а сами приборы и сигнализаторы сгруппированы по зонам в соответствии с современными тенденциями. Все приборы, кнопки и рычаги, окрашенные в черный цвет, четко выделяются на панели. В комбинацию приборов входят дигитальные (с цифровой, а не стрелочной индикацией) электронные часы с тремя программами: время, календарь, секундомер. Такое оборудование впервые нашло применение на отечественном легковом автомобиле массового производства. Кроме электронных часов машина комплектуется новым приемником модели А-275 с диапазоном УКВ.

В панели приборов намного увеличено полезное пространство для хранения мелких вещей. Она выполнена в двух цветах – сером и бежевом, гармонирующих с отделкой салона.

Рулевое колесо сохранило прежний наружный диаметр (380 мм), но получило новый, более чувствительный, включатель сигнала и эластичную облицовку обода из интегрального пенополиуретана (кстати, тоже впервые в отечественном автомобилестроении). Новая конфигурация придана наконечнику рычага переключения передач. Поверхность наконечника, как и чехла на входе рычага в коробку передач, имеет тиснение, имитирующее кожу. Под рулевым колесом установлен трехрычажный переключатель для управления световыми приборами, омывателем и очистителем стекла.

Совершенней стала система вентиляции и отопления кузова. В частности, в отопителе предусмотрен поток жидкости по схеме “снизу—вверх”. Улучшение вентиляции позволило отказаться от архаичного уже элемента – поворотной форточки в передней двери, что ко всему прочему снизило шум в салоне. Безопасности и комфортабельности служат наружные зеркала заднего вида, смонтированные на передних дверях и управляемые из салона машины, а также новые подголовники передних сидений. Сами передние сиденья теперь имеют механизм бесступенчатого регулирования по углу наклона спинки. Обивка у всех – из синтетической ткани типа “велюр”.

Оформление интерьера автомобиля дополняют новая по фасону обивка и пластмассовые травмобезопасные ручки дверей, пластмассовые поручни, синтетические ковры на полу. Дальнейшему повышению безопасности, которая всегда была одним из достоинств “москвичей”, служат инерционные ремни на передних сиденьях и обогреваемое током заднее стекло.

Краткие технические характеристики модели Москвич-2140SL:
Общие данные: число мест – 5. Полезная нагрузка – 400 кг. Масса буксируемого прицепа: 600 кг с тормозами и 300 кг без тормозов. Объем багажника – 0,325 м3. Запас топлива – 46 л. Снаряженная масса – 1080 кг.

Размеры: длина – 4250 мм. Ширина – 1550 мм. Высота (без нагрузки) – 1480 мм. Наименьший дорожный просвет – 165 мм. База – 2400 мм. Колея – 1270 мм. Наименьший радиус поворота по колесу – 5,25 м.

Эксплуатационные параметры: максимальная скорость: с полной нагрузкой – 140 км/ч, с водителем и пассажиром – 142 км/ч. Время разгона с места до 100 км/ч с полной нагрузкой – 20 с, с водителем и пассажиром – 19 с. Контрольный расход топлива, л/100 км: при скорости 90 км/ч – 7,9; при 120 км/ч – 10,5; при езде по городскому циклу – 11,4. Уровень внешнего шума, создаваемого автомобилем – 80 дБ (А).

Двигатель: число цилиндров – 4. Рабочий объем – 1478 смЗ. Степень сжатия – 8.8. Топливо – бензин АИ-93. Мощность – 75 л. с при 5800 об/мин. Максимальный крутящий момент – 11,4 кгс-м при 3400 об/мин.

Трансмиссия: сцепление – однодисковое диафрагменное. Коробка передач – четырехступенчатая с синхронизаторами на четырех передачах. Главная передача – гипоидная. Передаточное число главной передачи – 3,89. Шины – 165/80R—13.

Управление: рулевое – с травмобезопасной колонкой и механизмом типа “червяк и ролик”. Число оборотов вала руля от упора до упора – 4,5. Тормоза – с раздельным гидравлическим приводом и автоматической регулировкой зазора, дисковые (диаметр 251 мм) – впереди и барабанные (диаметр 230 мм) – сзади.

Подвеска колес: Независимая пружинная спереди и зависимая рессорная сзади. Телескопические гидравлические амортизаторы.

Кузов: цельнометаллический, несущий, четырехдверный.

Совершенней стала система вентиляции и отопления кузова. В частности, в отопителе предусмотрен поток жидкости по схеме “снизу—вверх”. Улучшение вентиляции позволило отказаться от архаичного уже элемента – поворотной форточки в передней двери, что ко всему прочему снизило шум в салоне. Безопасности и комфортабельности служат наружные зеркала заднего вида, смонтированные на передних дверях и управляемые из салона машины, а также новые подголовники передних сидений. Сами передние сиденья теперь имеют механизм бесступенчатого регулирования по углу наклона спинки. Обивка у всех – из синтетической ткани типа “велюр”.

Сборка за пределами СССР

Автомобили «Москвич» в режиме «отверточной сборки», в том числе и М-2140, собирали в Болгарии и Бельгии. При этом объемы производства были немаленькие: более двух десятков тысяч авто в год. При этом если в Болгарии, которая была социалистической страной, соблюдали практически полностью наш технологический процесс, то Бельгия, как капиталистическая страна, внесла в эту работу существенные изменения. Так, фирма Scaldia-Volga S.A. могла поставить английский или французский двигатель, а также изменить интерьер и дизайн. В результате «Москвич» продавали в четырех комплектациях: Normal, L. S., Elita и Rally. Небольшой предпродажной переработкой грешил и финский дилер АЗЛК – «Konela» (зеркала заднего вида, фароомыватели высокого давления).

Также, чтобы не нарушать соответствующие международные требования, что было критически важно при продажах этого автомобиля за рубежом, его оснастили новейшими передними дисковыми тормозами, травмобезопасным рулем и мягкой приборной панелью. На сиденья были установлены подголовники. В случае лобового столкновения они смягчали удар головы при возвращении тела по инерции назад. Появилась (даже раньше, чем на «Жигулях») аварийная сигнализация, а наружное освещение и стоп-огни автоматически ночью снижали свою яркость.

Москвич-2140SL

Москвич-2140-117 (2140SL) — советский автомобиль III группы малого класса, выпускавшийся в Москве на заводе АЗЛК c 1980 по 1987 год. Представлял собой модернизированный и усовершенствованный вариант модели Москвич-2140 предназначенный, в основном для экспорта. Индекс SL (СЛ) расшифровывался как Super Luxe (Супер Люкс) [1] .

Разработанный в начале 1970-х годов и запущенный в производство с 1976 года автомобиль Москвич-2140 представлял собой глубоко модернизированный Москвич-412. Однако в отличие от моделей 408 и 412, пользовавшихся хорошей популярностью за рубежом и потому дающих стране неплохой экспортный потенциал, модель 2140 утратила свои экспортные возможности.

Новая, перспективная модель 2141 ещё только создавалась. Чтобы как-то выйти из сложившейся ситуации на заводе было принято решение о модернизации текущей модели 2140, а главным образом создать более современные детали как интерьера, так и экстерьера автомобиля. Первые прототипы обновленного 2140 были готовы в 1977-78 годах. Серийное производство модели получившей наименование 2140—117 «Суперлюкс» или же 2140SL, а также 1500SL (экспортное обозначение) началось в ноябре 1980 год.

Отдельные партии автомобилей данной модификации впервые в отечественной практике окрашивали «металликом». Именно Москвич-1500SL в 80-х стал основной экспортной продукцией АЗЛК, если не считать сборочных комплектов М-2140 для НРБ, но особого распространения за пределами рынков стран СЭВ не получил. Большая часть этой модификации «Москвича» уходила на экспорт, но некоторое количество поступало и на внутренний рынок. 17 сентября 1986 года с конвейера АЗЛК сошел 2140SL, ставший 4-миллионным автомобилем завода.

Всего же до 1987 года было построено 170 700 единиц 2140SL. Ряд комплектующих для этой модели поставляла югославская фирма «Saturnus» [1] .

Автомобиль получил новую отделку салона — так называемая “низкая” приборная панель полностью нового дизайна, на передних сиденьях с бесступенчатой регулировкой появились “решётчатые” пластмассовые подголовники, новое рулевое колесо с утопленной ступицей и менее крупной сердцевиной, чем у руля базового 2140. Также была изменена отделка кузова — новые, более крупные, задние фонари со стёклами из инновационного поликарбоната, более широкие пластиковые бампера (впервые использованные в СССР) с хромированными накладками и молдинги. Однако все эти детали не изготавливались в СССР, а поставлялись югославской фирмой “Сатурнус”. В окнах передних дверей упразднены форточки. Также впервые в советском автомобилестроении в салоне стали устанавливаться электронные часы [2] .

Участвовавший в разработке Москвича дизайнер Игорь Зайцев впоследствии в интервью журналу «АвтоРевю» рассказывал [3] :

«Пожалуй, именно на Люксе удалось практически всё, что можно было бы сделать. Этот проект сначала в Америке заказали. Американцы сделали демонстрационный макет интерьера, альбомы шикарные привезли… Правда, воспроизвести такой интерьер в серии не получилось бы — много там было элементарных эргономических просчётов. Заплатили за эту работу 80 тысяч долларов. Наши мужики, когда узнали, в шоке были: „Если бы нам заплатили хотя бы 80 тысяч рублей — мы бы им такое сделали!“ И сделали потом. Только обшивки дверей оставили „американские“ — и те с доработками. Люкс делали в кооперации с югославами: они поставляли нам комплектующие, а мы расплачивались машинами. Интерьер получился — приятно посмотреть. Жалко только, что мало кто в состоянии оценить, сколько в него вложено сил, знаний, опыта…»

Представляет собой четырёхдверный седан переднемоторной компоновки. Автомобиль получил двигатель УЗАМ-412 мощностью 75 л. с. Очень редко, под особый заказ АЗЛК мог поставить на Москвич 2140SL двигатель УЗАМ-412ДЭ (68 л. с.) [ источник не указан 618 дней ] Коробка передач — механическая, четырёхступенчатая. Привод — задний. По официальным данным, максимальная скорость равна 142 км/ч, однако многие владельцы этого автомобиля заявляли, что разгонялись и до больших скоростей [ источник не указан 618 дней ] . Разгон до 100 км/ч в среднем осуществляется за 19 с.

  • кузов: окраска металликом; бамперы, наружные зеркала, система отопления.
  • салон: интерьер, приборная панель, сиденья, подогрев заднего стекла, радиоприёмник А-275.
  • двигатель: распределитель зажигания Bosch Р147, карбюратор Озон, корпус воздушного фильтра.
  • трансмиссия: «скоростной» редуктор заднего моста с передаточным отношением 3,89.
  • колёса: диски и колпаки, радиальные шины вместо диагональных [1] .

Начиная с 1982 года, часть элементов “люксового” Москвича была внедрена на базовый 2140 – в целях унификации и улучшения его потребительских качеств, а именно: более производительная система отопления, стёкла передних дверей без форточек, решётчатые подголовники передних сидений и рулевое колесо нового дизайна.

В 1983 году была произведена международная омологация раллийной версии Москвича 2140SL, которая получила название AZLK 1600 SL RALLYE. Машина была зарегистрирована по международной группе А6 (до 1600 куб.см.). В отличие предшествующей спортивной модификации модели 2140 (Moskvitch 1600 Rallye), Спортбюро АЗЛК было уделено большее внимание ходовым качествам машины. Основные отличия от базовой модели — форсированный двигатель объёмом 1.6 литра, мощностью 145 л. с. (использовались сдвоенные карбюраторы Weber 45DCOE, КПП КП-9, 2 амортизатора на каждое колесо, передние дисковые тормоза с четырёхпоршневыми суппортами, передние и задние стабилизаторы поперечной устойчивости, на заднем мосту автомобиля для лучшей управляемости был установлен параллелограмм Уатта. На SL RALLYE советские раллисты неоднократно принимали участие в зарубежных соревнованиях, в частности, югославском ралли «Сатурнус» ru sl , стабильно занимая места в первой десятке финишировавших. Так, в 1984 году, на автомобилях SL RALLYE в Югославии были заняты 7, 9 и 10 места в абсолютном зачете, в 1985 году — 5, 7 и 8 места, в 1986 году — 3, 5 и 17 места, в 1987 году — 3 место. Гонки 1985 и 1986 года являлись этапами чемпионата Европы по ралли [4] . Не менее примечательно участие раллийного 2140SL в знаменитом финском ралли «1000 Озёр», этапе чемпионата мира по ралли. В 1984 году в Финляндии, AZLK 1600 SL RALLYE под управлением Владислава Штыкова занял 33-е место в абсолютном зачете, 2-е место в группе А-6 и 11-е место в общем зачете группы A. В 1985 году Валерий Филимонов, оказался быстрейшим в Финляндии среди всех советских спортсменов, заняв 26-е место в абсолютном зачёте, 3-е место в группе А6 и 15-е место в общем зачете группы А. В следующем, 1986 году автомобиль под управлением Штыкова занял 38 место в абсолютном зачете, 2-е место в группе А6 и 16-е место в общем зачете группы А [5] .

Существовали и другие версии этой раллийной модели, такие как Москвич-2140SL Ралли 2000 9-го класса группы Б (по внутрисоюзной автоспортивной классификации), с двигателем рабочим объёмом 1820 куб.см и мощностью 150 л.с. [6]

Читайте также:  Hyundai Santa Fe второго поколения

Издательство «ДеАгостини» в рамках серии «Автолегенды СССР» под номером 67 выпустило модель автомобиля «Москвич-2140SL» цвета «серебристый металлик» в масштабе 1/43 в августе 2011 года. Также модель автомобиля выпускалась мелкосерийными производителями, например, «Vector-Models» и «Херсон-Моделс».

Новая, перспективная модель 2141 ещё только создавалась. Чтобы как-то выйти из сложившейся ситуации на заводе было принято решение о модернизации текущей модели 2140, а главным образом создать более современные детали как интерьера, так и экстерьера автомобиля. Первые прототипы обновленного 2140 были готовы в 1977-78 годах. Серийное производство модели получившей наименование 2140—117 «Суперлюкс» или же 2140SL, а также 1500SL (экспортное обозначение) началось в ноябре 1980 год.

Автомобиль «Москвич-2140 Люкс»

Москвич-2140SL, Москвич-2140-117, Moskvich-1500SL, (в народе — «Москвич-2140 Люкс») — советский заднеприводный автомобиль III группы малого класса с кузовом типа седан, выпускавшийся в Москве на заводе АЗЛК c 1979 по 1987 год.

Автомобиль «Москвич-2140»

Автомобиль «Москвич-2140 Люкс» представлял собой глубоко модернизированный вариант модели Москвич-2140.

Автомобиль «Москвич-2140 Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его истории. Для чего же был спроектирован «люксовый» вариант «Москвича-2140» и какую роль он сыграл на самом деле.

Автомобиль «Москвич-2140 Люкс»

Базовая модель «Москвич-2140» стала последней разработкой «старой» конструкторской команды АЗЛК.

Автомобиль «Москвич-2140»

Машину «заложили» ещё при легендарном Главном конструкторе Александре Фёдоровиче Андронове в начале 70-х годов ХХ века. Дело в том, что к 1975 году должна была полностью износиться штамповая оснастка, на которой выпускали «Москвич-412». Требовалось либо полностью менять модель, либо заказывать дублирующую оснастку.

Автомобиль «Москвич-2140 Люкс»

Александр Фёдорович Андронов знал, что Министерство автомобильной промышленности может не выделить заводу средств на полностью новый автомобиль, поэтому он решил приготовить «запасной вариант». При дублировании штампов можно путём минимальных вложений модернизировать автомобиль, изменив переднюю и заднюю части кузова. Как сказали бы сейчас, провести рестайлинг.

Новые передок и задок разрабатывали опытные «кузовщики» и дизайнеры, стоявшие ещё у истоков всего семейства «Москвичей» 408 и 412. Ведущими по кузовному «железу» были С.Д. Чуразов, А.В. Носов и С.Н. Лобов, за внешний стиль отвечали Б.С. Иванов, М.А. Елбаев и А.В. Арутюнян, все – воспитанники, ученики и коллеги А.Ф. Андронова.

1 августа 1972 года из-за состояния здоровья был вынужден уйти в отставку А.Ф. Андронов. Первый опытный образец обновлённого «Москвича-2140» построили уже без него – к 7 ноября того же года. Помимо изменённой внешности, в новую машину заложили ряд узлов, которые позволяли, даже не меняя силового каркаса кузова, оставаться на современном уровне.

Полностью новый салон соответствовал всем требованиям эргономики и комфорта – по этому показателю «Москвич» превосходил «Жигули» и не уступал целому ряду иномарок середины 70-х. Ещё при А.Ф. Андронове была куплена лицензия на дисковые передние тормоза и вакуумный усилитель английской фирмы Girling. Внедрение английских тормозов вывело на новую ступень активную безопасность автомобиля.

Автомобиль «Москвич-2140»

Именно «Москвич-2140» первым в отечественном автомобилестроении получил систему аварийной световой сигнализации. Даже на «люксовый» ВАЗ-2103 её не устанавливали и в 80-х годах.

Автомобиль «Москвич-2140»

C 1978 года «Москвич» получил новую систему охлаждения двигателя с термостатом «вазовского» типа и новую систему подачи охлаждающей жидкости в отопитель – в салоне стало ощутимо теплее, хотя качественно наладить отопление можно было и на машинах прежних выпусков.

Автомобиль «Москвич-2140»

На заводе и в отрасли А.Ф. Андронов пользовался непререкаемым авторитетом.

Автомобиль «Москвич-2140»

Облик каждой из прежних моделей «Москвича» зависел, в конечном счёте, от его решения.

Автомобиль «Москвич-2140»

После ухода А.Ф. Андронова среди конструкторов АЗЛК разгорелась бурная дискуссия, каким быть перспективному «Москвичу». Была забракована целая серия прототипов 3-5, и к 1976 году завод пришёл с обновлённой прежней моделью и требовавшей долгой доводки заднеприводной платформой, известной, как С1, С2 и С3.

Автомобиль «Москвич-2140»

Тем временем, в мировом автомобилестроении активно внедряли новые материалы и технологии. На смену металлу при производстве бамперов и световых приборов начали внедрять изделия из пластмасс, а на «бюджетных» моделях появились новые отделочные материалы, ранее применявшиеся только на машинах высоких классов.

Автомобиль «Москвич-2140»

Едва запустив зимой 1975-1976 годов производство «Москвича-2140», конструкторы АЗЛК задумались над его модернизацией.

Автомобиль «Москвич-2140»

Ещё одно обновление «Москвича» как раз затевалось ради внедрения в советском автопроме новых материалов и комплектующих, и это удалось в полной мере. По качеству отделки получившаяся машина однозначно превосходила все переднеприводные отечественные модели следующего поколения.

Модернизацию базовой модели поручили новой молодой команде конструкторов и дизайнеров. Работы возглавлял Руководитель Бюро Художественного конструирования (ХКБ) Игорь Андреевич Зайцев. Кстати, именно он вывел в 1973 году дизайнеров из состава Бюро кузовов в отдельное подразделение. Интерьером и экстерьером обновлённого «Москвича» занялись Леонид Александрович Леонов, Никита Евгеньевич Розанов и Александр Евгеньевич Сорокин.

Автомобиль «Москвич-2140 Люкс»

Правая и левая половина бамперов отличались друг от друга – шёл поиск формы. Для опытных машин с новым дизайном это обычное явление. Тогда же руководство АЗЛК вступило в переговоры с американской фирмой 3М о поставке самоклеящихся плёнок. Эмблемы из этого нового материала «примерили» первый и второй образцы. Причём, вторая машина «по железу» не отличалась от базового «Москвича-2140». В то же время силы ХКБ были брошены на перспективную модель «Москвич-2141». А руководство АЗЛК при посредничестве Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Технической Эстетики ВНИИТЭ и его директора Ю.Б. Смелякова, искало зарубежного производителя пластика и отделочных материалов для салона. Один из вариантов заказали даже в ателье Раймонда Лоуи, но его пришлось забраковать из-за эргономических просчётов. Поставлять на московский конвейер изделия из новых материалов взялась югославская фирма Saturnus, партнёр «Автоэкспорта», продававший на Балканах «Лады», «Москвичи» и прочие советские автомобили. Художникам-конструкторам АЗЛК дали задание: готовить модернизированный с применением югославских деталей «Москвич-2140». Работы стартовали в июне 1977 года, и к марту 1978-го проект был готов. Ведущим дизайнером выступил упомянутый выше Л.А. Леонов. Помимо А.Е. Сорокина и Н.Е. Розанова, машиной занимались Н.Н. Титов, И.П. Стаскевич, Н.А. Штанов, В.А. Долгополов, В.В. Скрипников. Были предложены минимум два варианта облицовки и колесных колпаков, разные виды сидений и подголовников, внутренних ручек дверей, кожуха тоннеля пола. Панель приборов сначала оставили серийную с новой отделкой, но потом югославский производитель согласился сделать новые приборы. Один из участников работ, Николай Николаевич Титов вспоминает, что приборы делали «похожими» на Ford Fiesta. Такой малолитражный автомобиль на АЗЛК был – образец закупили вместе с очередной партией иномарок-аналогов. Но в конечном итоге приборы получились оригинальные, а на смену «тяжёлой» высокой панели пришла новая низкая. Рули и приборы тоже рассматривались в нескольких вариантах. У опытных образцов посередине панели устанавливали круглые стрелочные часы от ВАЗ-2103, но в серию пошли новомодные по тем временам электронные часы с секундомером и календарём.

Надо сказать, новые пластиковые детали художники-конструкторы делали на совесть и с душой, как маленькое произведение промышленного искусства. Форму бамперов продумали до мелочей – с закруглёнными краями и канавками. Задний украсили свисающими вниз клыками. Также с душой выполнили форму приборной панели и консоли. Скромно и со вкусом разместили эмблемы и молдинги. А новые сигнальные фонари, целиком сделанные из пластика, вышли не просто красивыми – они улучшили видимость автомобиля в тёмное время суток, дополнительно повысив активную безопасность. По Техническим условиям новая модификация называлась «Москвич-2140-117» или «Москвич-2140» в исполнении «Люкс». Первые «Люксы» сошли с конвейера завода в ноябре 1980 года, тогда же новинку представили общественности. Планировалось окрашивать «Люксы» в два «фирменных» «металлика». Заводской колеровщик Игорь Александрович Шехтер придумал названия этим эмалям – серебристой «Снежная королева», коричневой – «Страдивари». В реальности добиться поставок «металликов» в массовом количестве заводу не удалось, и большинство «Люксов» выходило с конвейера тех же цветов, что и базовые «Москвичи». А вот интерьер «Люкса» бывал только двух оттенков – серый или бежево-коричневый. Впервые в нашем автомобилестроении «Люкс» получил бесступенчатую регулировку передних сидений с вращающимся маховичком, на который тоже была куплена лицензия у фирмы Kyuper. Универсал и автомобиль с правым рулём на базе «Люкса» не предусматривались.

Комплектов югославских деталей хватало примерно на 35 тысяч машин в год. Базовую модель «Москвича-2140» в 1982 году унифицировали с «Люксом», подарив водителю и переднему пассажиру ту самую бесступенчатую регулировку спинки. Работой над модернизацией руководил конструктор-пенсионер Игорь Константинович Чарноцкий, ветеран завода, несколько лет после А.Ф. Андронова занимавший пост Главного конструктора. Важными для ходовых качеств автомобиля узлами стали новый распределитель зажигания Р147, изготовленный по лицензии фирмы Bosсh и «скоростная» главная передача с уменьшенным до 3,89 передаточным числом. Интересно, что с 1984 года Технические условия допускали установку на «Люкс» дефорсированного двигателя УЗАМ-412ДЭ. С 1986 года на этой улучшенной модели планировалось устанавливать микропроцессорную систему управления автомобильным двигателем МУСАД.

Автомобиль «Москвич-2140/1600 SL RALLYE»

В 1983 году была произведена международная омологация раллийной версии Москвича 2140SL, которая получила название AZLK 1600 SL RALLYE.

Автомобиль «Москвич-2140/1600 SL RALLYE»

Машина была зарегистрирована по международной группе А6 (до 1600 куб.см.).

Выставка «Автомобильная промышленность» на ВДНХ

В отличие предшествующей спортивной модификации модели 2140 (Moskvitch 1600Rallye), Спортбюро АЗЛК было уделено большее внимание ходовым качествам машины.

Автомобиль «Москвич-2140/1600 SL RALLYE»

Основные отличия от базовой модели — форсированный двигатель объёмом 1.6 литра, мощностью 145 л.с. (использовались сдвоенные карбюраторы Weber 45DCOE), КПП КП-9, 2 амортизатора на каждое колесо, передние дисковые тормоза с четырёхпоршневыми суппортами, передние и задние стабилизаторы поперечной устойчивости, на заднем мосту автомобиля для лучшей управляемости был установлен параллелограмм Уатта.

Автомобиль «Москвич-2140/1600 SL RALLYE»

На SL RALLYE советские раллисты неоднократно принимали участие в зарубежных соревнованиях, в частности, югославском ралли «Сатурнус», стабильно занимая места в первой десятке финишировавших.

Автомобиль «Москвич-2140/1600 SL RALLYE»

Так, в 1984 году, на автомобилях SL RALLYE в Югославии были заняты 7, 9 и 10 места в абсолютном зачёте, в 1985 году — 4,5,7 и 8 места, в 1986 году — 3 и 5 места, в 1987 году — 3 место. Не менее примечательно участие раллийного 2140SL в знаменитом финском ралли «1000 Озёр». В 1984 году в Финляндии, AZLK 1600 SL RALLYE под управлением Владислава Штыкова занял 33-е место в абсолютном зачёте, 2-е место в группе А-6 и 11-е место в общем зачёте группы А. В 1985 году Валерий Филимонов, оказался быстрейшим в Финляндии среди всех советских спортсменов, заняв 26-е место в абсолютном зачёте, 3-е место в группе А6 и 15-е место в общем зачёте группы А.

Автомобиль AZLK 1600 SL RALLYE номер 12 на югославском ралли «Сатурнус» в 1986 году

В 1986 году автомобиль AZLK 1600 SL RALLYE занял 2-е место в группе А6 и 16-е место в общем зачёте группы А.

Автомобиль «Москвич-2140 Люкс»

Машины семейства «Москвич-2140» ежегодно приносили заводу примерно 22-25% стабильной прибыли. Но решение руководства было непреклонным: как только удастся развернуть производство нового переднеприводного АЗЛК-2141, струю модель во всех вариантах надо снимать с производства. Новое семейство АЗЛК-2141 принесло предприятию 13% убытков. С этим «минусом» и с требовавшей значительной доводки новой моделью завод угодил в пучину экономических проблем, начавшихся с распадом Советского Союза и крушением старых экономических связей. Но это уже другая история.

Машину «заложили» ещё при легендарном Главном конструкторе Александре Фёдоровиче Андронове в начале 70-х годов ХХ века. Дело в том, что к 1975 году должна была полностью износиться штамповая оснастка, на которой выпускали «Москвич-412». Требовалось либо полностью менять модель, либо заказывать дублирующую оснастку.

Подержанный Mitsubishi Outlander XL: достоинства и недостатки популярной модели

Mitsubishi Outlander XL пользуется большим спросом в России. Популярность автомобиля среди граждан РФ только растет. Жители Европы и США приобретают меньшее количество этих кроссоверов. Много подержанных автомобилей данной марки можно встретить на просторах России.

На российском рынке можно было купить кроссоверы Outlander XL с тремя типами бензинового мотора:

  • 2,0 литра, его мощность составляет 147 л.с;
  • 2,4 литра с мощностью 170 л.с;
  • 3,0 литра, его мощность равна 223 л.с.

Первые два типа были оснащены механической коробкой передач. Двигатель V6 получил 6-скоростную автоматическую коробку передач. «Младший» двигатель из представленной линейки устанавливался на автомобиль с передним приводом. Остальные кроссоверы выпускались с полным приводом.

Опытные автомобилисты не имеют претензий к силовым агрегатам в Аутлендере. Они отмечают, что масло всегда держится на нужной отметке до плановой замены. Обслуживание автомобиля следует проходить один раз в 15 тысяч километров. Автовладельцы отмечают, что цепи ГРМ на Mitsubishi Outlander XL с двигателями 2,0 и 2.4 литра выдерживают до 150 тысяч километров пробега. На моделях с двигателем V6 цепь ГРМ советуют менять каждые 90 тысяч километров пробега. Обладатели Аутлендеров считают, что у авто высокий расход топлива.

У многих кроссоверов Mitsubishi в базовую комплектацию входит вариатор CVT. Автомобилисты отмечают, что если регулярно проводить замену трансмиссионной жидкости, то узел не будет ломаться. При правильном уходе пробег в 300 тысяч километров будет допустимым для коробки CVT.

Кузов Mitsubishi Outlander XL выполнен из оцинкованного железа. Если в процессе эксплуатации автомобиля появились сколы, то можно не опасаться, что сразу же проявится ржавчина. Крыша кроссовера сделана из алюминия. Владельцы Outlander XL утверждают, что лакокрасочное покрытие достаточно слабое. После года использования автомобиля становятся видны царапины и потертости. Опытные водители не советуют до пробега в 100 тысяч километров вмешиваться в работу подвески.

После достижения необходимой отметки пробега можно производить замену ступичных подшипников. Следующим этапом будет установка новых опорных подшипников. Возможно, что со временем придется поменять стойки и втулки на стабилизаторах.

Автовладельцы пишут о высокой цене на оригинальные запчасти к Аутлендерам. Есть люди, которые заказывают неоригинальные запчасти, отличающиеся низкой стоимостью. Такие запчасти подходят к автомобилю меньше, чем оригинальный вариант. Многие автосервисы не принимают их из-за частых поломок и нареканий.

Автомобиль имеет ряд преимуществ перед конкурентами:

  • Он отличается надежностью.
  • Кроссовер обладает необычным дизайном.
  • Outlander XL привлекает своей эргономичностью. Конструкторы создали автомобиль, в котором все продумано до мелочей.
  • Вместительный багажник и просторный салон приятно удивят большую семью.
  • Содержание и ремонт машины несильно «бьют по карману» ее владельца.

Данная модель имеет свои особенности, которые можно отнести к недостаткам:

  • Автомобиль не отличается хорошей шумоизоляцией. Если человек находится в салоне машины, он не будет слышать посторонние звуки с улицы. Однако будет слышать, как работают подвески. В салон может проникнуть шум, исходящий от колесных арок.
  • Если Mitsubishi Outlander XL участвовал в ДТП, то шумоизоляция становится еще хуже. Во время езды будут слышны посторонние шумы.
  • Мультимедийная система устарела по сравнению с новыми версиями.

Владельцы Аутлендеров считают, что на вторичном рынке выгодно покупать данный автомобиль с двухлитровым двигателем. Они советуют брать машину с полным приводом. Лучше всего покупать Mitsubishi Outlander XL с вариатором.

Машина имеет отличное оснащение. В России можно подобрать автомобиль, пробег которого будет меньше 120 тысяч километров. Возраст такой машины не превысит 7 лет. Аутлендер после 5 лет эксплуатации несильно падает в цене. Если человек захочет поменять автомобиль, то он мало потеряет, если брал годовалого «железного коня». Mitsubishi Outlander XL подходит для семей с маленькими детьми. В салоне будет просторно даже с детским креслом.

Опытные автомобилисты не имеют претензий к силовым агрегатам в Аутлендере. Они отмечают, что масло всегда держится на нужной отметке до плановой замены. Обслуживание автомобиля следует проходить один раз в 15 тысяч километров. Автовладельцы отмечают, что цепи ГРМ на Mitsubishi Outlander XL с двигателями 2,0 и 2.4 литра выдерживают до 150 тысяч километров пробега. На моделях с двигателем V6 цепь ГРМ советуют менять каждые 90 тысяч километров пробега. Обладатели Аутлендеров считают, что у авто высокий расход топлива.

Ссылка на основную публикацию