Аквапланирование: причины и последствия

Аквапланирование: причины и последствия

Обучаемся руководить автомобилем

При выборе покрышек умелые водители уделяют внимание не только комфорту перемещения, экономичности эксплуатации резины. Для безопасности перемещения важное значение покупают меры, каковые производители шин предпринимают к уменьшению таких страшных эффектов как пробуксовка, ледовое скольжение, аквапланирование.

  • 1 Происхождение результата аквапланирования, его опасности
  • 2 Поведение водителя при происхождении аквапланирования
  • 2.0.1 Видео: Что такое аквапланирование, и как ответствен износ протектора
  • 3 Борьба с аквапланированием производителей шинной продукции

    Происхождение результата аквапланирования, его опасности

    Эффект аквапланирования появляется на высоких скоростях из-за появления гидродинамического клина между затопленной поверхностью дороги, пятном контакта шины. Несжимаемость воды выносит автомобиль на водяной валик, в неуправляемое скольжение. Лучшим примером аквапланирования делается использование результата в прототипе современных водных лыж – акваплане. Доска с ровной нижней поверхностью, привязанная за катером, при повышении скорости легко поднимает тяжелого спортсмена на поверхность воды.

    В водных видах спорта подъемная сила аквапланирования употребляется в серфинге, виндсерфинге.

    При перемещении автомобиля присутствие водяного слоя, вызывающего аквапланирование, свидетельствует утрату сцепления с дорогой, утрату контроля управления.

    Эффект появляется при скоростях, на которых шина не удаляет воду из пятна контакта. Критические значения скорости зависят от толщины водной пленки, глубины протектора, его рисунка, площади пятна контакта. На полигонных опробованиях тесты продемонстрировали, что эффект аквапланирования появляется на скоростях около 70 км/час.

    Уменьшение критической скорости «всплывания» колес может происходить при износе протектора, сниженном давлении в покрышке. Изношенные шины (с уменьшенной глубиной водоотводящих канавок) хуже выталкивают воду из-под покрышки. Протектор, изношенный до остаточной глубины в 1 мм, сохраняет 11% обычной рабочей площади.

    Такое же уменьшение критической скорости происходит при недостаточной накачке шин.

    Особенно страшно эффект аквапланирования проявляется по окончании проезда грязевых участков, забивающих канавки протектора. Эффект аквапланирования появляется при меньшей скорости, при выходе из лужи машина может попасть (при неровности дороги, близком повороте) в неуправляемое боковое скольжение, усиленное скользкой грязью.

    В зимних условиях аквапланирование не меньше страшно. В принципе, особые зимние покрышки лучше защищены от его происхождения более большим рисунком протектора. Но при слое воды на тающем льду обстановка усложняется.

    Мягкая зимняя резина трудится как недокачанное колесо, небольшие кусочки льда, снежная каша забивают протектор.

    Эффект скольжения на льду проявляется при каждом выходе из режима аквапланирования. Исходя из этого рекомендуется устанавливать узкие шины с глубоким протектором, широкими канавками. Дополнением к глубине протектора делается высота шипов (у шипованной резины), не смотря на то, что на яркое происхождение аквапланирования шипы не воздействуют.

    Поведение водителя при происхождении аквапланирования

    Обучиться верной технике вождения при появлении результата аквапланирования достаточно тяжело. Особых полигонов для автомобилистов, методик обучения не существует. Навыки поведения смогут вырабатываться лишь опытом вождения (время от времени печальным).

    В настоящей езде аквапланирование проявляется в том, что при проезде лужи автомобиль не реагирует на тормозную педаль, перестает слушаться руля (руль делается «ватным», легко поворачивается, нет обратной связи).
    Самым страшным с таковой обстановки становятся лихорадочные перемещения рулем с громадной амплитудой. Изменение угла направления колес при падении скорости, выходе из лужи, происхождении сцепления приведёт к резкому броску автомобиля в сторону. Необходимо постараться сохранить прямое перемещение до появления сцепления с покрытием, затем сглаживая автомобиль.

    Видео: Что такое аквапланирование, и как серьёзен износ протектора

    Неприемлемы действия, простые при заносе на льду (выворачивание руля в противоположную сторону, добавление газа), не дают результата резкое нажатие на тормоза, акселератор. Каждые резкие перемещения смогут стать страшными при выходе из аквапланирования. Понижение скорости делается самым действенным для выхода, автомобиль, теряя скорость, «тонет», приобретает сцепные качества.

    Тормозить необходимо двигателем, обратными переключениями скоростей. Вероятна и естественная утрата скорости.

    В борьбе с аквапланированием лучшими становятся предупредительные меры

    1. соблюдение правил вождения;
    2. приобретение надежной резины;
    3. профилактический контроль износа шин (сокращает возможность появления аквапланирования до 50%);
    4. визуальный контроль качества, состояния дороги;
    5. постоянное перемещение на надёжной скорости, при входе в лужу – сброс скорости.

    Борьба с аквапланированием производителей шинной продукции

    Первыми начали борьбу с аквапланированием производители спортивных шин. В автогонках огромные скорости приводят к проявлению результата кроме того при водяной пленке в один миллиметр. Утрата управления приводит к фатальным последствиям, исходя из этого автогонщики меняют резину при мельчайших намеках на трансформацию погоды.

    При сильном дожде, с постоянной водной пленкой на треке, спортивные гонки обычно прекращаются.

    Для спортивных шин были изобретены особые дождевые протекторы, неспешно перекочевавшие на массовую шинную продукцию. В конструкции дождевых протекторов используются направленные, асимметричные картинки, глубокие водоэвакуационные каналы, разветвленные водоотводящие канавки. Специализация шин отражается в их заглавии, пиктограммах в маркировке, словах «rain», «water», «aqua».

    Пионерами в конструировании особых водоотводящих протекторов были компании Michelin, Dunlop, Pirelli & C, Goodyear. Финский производитель Nokian Tyres лидирует в конструировании протекторов зимних шин с эффектом предупреждения аквапланирования.

    Борьба производителей выражается в изобретении новых картинок протекторов, особенных составов резины. Дождевые протекторы отличаются размещением водоотводящих канавок (формы «елочки», «бабочки»), глубокими ножевидными диагональными прорезями, пересекающими боковые канавки, числом глубоких продольных водоэвакуационных каналов. Так, протектор дождевой шины Yokohama Geolandar снабжен двумя ребрами, диагональными изогнутыми канавками, четырьмя продольными каналами.

    Не считая предупреждения аквапланирования, протектор оборудован широкими плечевыми территориями, повышающими противодействие скольжению.

    Наряду с этим конструкция протектора не ухудшает вторых параметров покрышки (уровня шумности, бокового увода, тормозного пути, сопротивления качению). По всем этим параметрам проводятся тестовые рейтинговые опробования шинной продукции, в каковые составной частью входят тесты на продольный, поперечный аквапленинг. В комплексных тестах новые модели шин Goodyear, Pirelli теряют очки в аквапленинге, имея хорошие показатели по сцеплению на снегу, хорошие тормозные качества, динамические характеристики.

    В прошлогоднем тесте лучшую универсальность зимней резины (при хорошей сопротивляемости аквапланированию) продемонстрировали покрышки Dunlop SP Winter Спорт, Pirelli Winter 210SP, Continental Winter Contakt, Michelin Pilot Alpin, GoodYear Eagle Ultra Grip. Рядовые автомобилисты редко выбирают для приобретения особую дождевую резину из-за большой стоимости. При постоянном скоростном перемещении (независимо от погоды) ее установка существенно повышает безопасность.

    В обязательном порядке к прочтению:

    Последствия аквапланирования

    Статьи как раз той тематики,которой Вы интересуетесь:

    Главная причина поддерживать верное давление в шинах – это безопасность езды. В соответствии с изучениям 6% ДТП со смертельным финалом произошли из-за прокола шин либо неправильного давления в…

    У отечественных автомобилистов начало зимы ассоциируется не только с первым снегом, наступлением морозов, но и с суматохой, неизменно сопутствующей подготовке транспортного средства к…

    Поиск хорошего горючего часто делается головной болью для автомобилистов. Торговать бензином и дизтопливом – дело удачное, исходя из этого сейчас в Российской Федерации существует очень много больших, средних…

    уход и Обслуживание за автомобилем Содержание статьи 1 Из-за чего скоро разряжается аккумулятор 2 Проверка аккумулятора для автомобиля 2.0.1 Видео: Как выяснить неисправность аккумулятора…

    уход и Обслуживание за автомобилем Комфортабельность в салона автомобиля обеспечивается рядом совокупностей, среди которых и совокупность кондиционирования поступающего в салон воздуха. Но потому, что…

    Что такое аквапланирование и как его избежать?

    Как избежать потери управления автомобилем из-за аквапланирования?

    Сегодня мы рассмотрим такое частое явление, которое может произойти абсолютно с любым автомобилем на дороге, как аквапланирование. Давайте узнаем, что означает этот термин, а также как это явление может влиять на ваш автомобиль. В том числе мы узнаем, что делать если ваша машина начала аквапланировать.

    К сожалению, в большинстве регионов нашей страны каждый год выпадает огромное количество осадков. Больше всего конечно эти осадки выпадают в виде дождей, ливня и града. Наибольшую опасность для всех автомобилистов представляет конечно дожди, которые приводят к образованию луж на дорогах.

    Лужи представляют угрозу не только двигателю автомобиля (например, из-за воды может произойти гидроудар двигателя), но могут стать причиной аквапланирования машины.

    Возможно вы имеете огромный стаж вождения и ниразу не сталкивались с аквапланированием автомобиля на дороге. Но это не означает что аквапланирование редкое явление и что с вашим автомобилем подобное никогда не произойдет.

    Помните, что на дороге может произойти все что угодно. Даже маловероятные события. Так что вы должны быть готовы ко всему. В том числе и аквапланированию. Также вы должны знать, что делать в этом случае.

    Что такое аквапланирование?

    Аквапланирование – несмотря на сложное название довольно таки просто объяснить. Это такое явление, когда ваш автомобиль начинает терять сцепление с дорогой из-за слоя воды под колесами. В тот момент, когда шины автомобиля перестают справляться с большим количеством воды, пятно контакта покрышек с дорожной поверхностью, начинает резко сужаться. В конечном итоге автомобиль может полностью потерять сцепление с дорогой. Это и называется аквапланирование. При этом машина перестает реагировать на рулевое управление, на торможение и даже в некоторых случаях на ускорение.

    Читайте также:  Как парковаться передним и задним ходом

    Почему так происходит и почему даже на новой резине автомобиль может саквапланировать на дороге? Напомним, что каждые шины имеют на поверхности специальный протектор, который предназначен для отвода воды при движении по мокрой и влажной поверхности. Этот отвод воды и создан для того чтобы предотвращать постоянное аквапланирование автомобиля на дороге.

    Благодаря этому протектору для отвода влаги, вода в буквальном смысле рассекается и рассеивается, осушая участок дорожной поверхности, с которым взаимодействует покрышка.

    Если же объём воды на дороге больше, чем может отвести протектор шин автомобиля, то под колесом образуется избыток воды. В результате автомобиль может потерять сцепление с дорогой, произойдет аквапланирования, после чего транспортное средство может стать полностью не управляемым.

    Вот почему так важно следить за состоянием шин. Особенно за глубиной протектора. Ведь от состояния резины зависит ваша безопасность, безопасность пассажиров и других участников дорожного движения.

    Вы должны помнить, что новые или неизношенные нормальные шины могут удалять достаточное количество воды чтобы в большинстве случаев избежать аквапланирования. Правда это касается только новых или слегка изношенных покрышек. Так, по данным экспертов новая летняя шина может всего за 7 секунд отвести (удалить) с дорожной поверхности стандартное ведро воды. Правда эта скорость отвода воды достигается при максимальной скорости вращения колеса, которая предусмотрена производителем покрышек.

    Если протектор шин имеет недостаточную глубину (изношен), то под колесами во время дождя начинает образовываться избыток воды. Вода под шинами может накапливаться и достигнуть критичной точки, когда пятно контакта покрышек с дорожной поверхностью сузится до опасного размера или полностью исчезнет. В результате, под шинами может образоваться водная подушка, которая поднимет колеса над дорожным покрытием, и машина начнет аквапланировать из-за того, что шины полностью потеряют контакт с дорогой.

    Обычно, наиболее подвержены аквапланированию передние колеса, поскольку задние шины обычно взаимодействуют уже с более сухим асфальтом, после отвода воды передними шинами. Это означает что при аквапланировании автомобиль может потерять управляемость. В том числе при аквапланировании может значительно теряться эффективность тормозной системы, поскольку передние колеса при аквапланировании не смогут должным образом остановить машину.

    В том числе, при аквапланировании на переднеприводных автомобилях не поможет и педаль газа, чтобы вывести машину из неуправляемого состояния, поскольку передние колеса, куда передается крутящий момент, не смогут ускорить машину из-за отсутствия контакта с дорожной поверхностью.

    Также могут потерять сцепление с дорогой и управляемость заднеприводные и полноприводные автомобили. Например, когда все четыре колеса потеряют контакт с дорожным покрытием из-за водной подушки, которая может образоваться под колесами.

    Что делать, если произошло аквапланирование?

    И так, представьте. Вы едете по дороге, впереди видите большую лужу и не снижая скорости заезжаете в воду. В этот момент предположим, что ваш автомобиль начинает аквапланировать. Как понять, что ваша машина потеряла контакт с дорожной поверхности и начала аквапланировать? Для тех, кто не знаком с этим и никогда не попадал в аквапланирование в первые секунды будет тяжело разобраться что произошло с машиной, но тем не менее даже новичок поймет спустя несколько секунд, что машина начала аквапланировать. Правда желательно это понять сразу, поскольку от этого будет зависеть сможете ли вывести авто из аквапланирования.

    Как же распознать в первую секунду что ваша машина начала аквапланировать? Во-первых, при аквапланировании как правило резко возрастают обороты двигателя (из-за снижения сопротивления необходимого для вращения колес). Во-вторых, рулевое колесо становится легче (опять же из-за уменьшения усилия требуемого для поворота колес).

    Что делать в этой ситуации?

    Как и во многих опасных ситуациях самое худшее что вы можете сделать за рулем, это запаниковать. Например, при аквапланировании самой частой ошибкой водителей являются неадекватные действия. Например, торможение или попытка резко дернуть рулевое колесо, с целью вернуть машине траекторию движения.

    Но помните, что как правило автомобиль начинает аквапланировать из-за того, что передние колеса потеряли контакт с дорожной поверхностью, поэтому торможение или рулевое управление будут малоэффективны для восстановления управляемости машины.

    Вот что вы должны сделать при аквапланировании:

    – Если вы используете круиз-контроль, то при первых же признаках аквапланирования выключите его

    – Не нажимайте педаль тормоза, поскольку это может привести к заносу машины

    – Плавно и медленно отпустите педаль газа. Поскольку тормоза и рулевое управление при аквапланировании не помогут, вам ничего не остается делать, как снизить обороты двигателя, плавно отпустив педаль газа, для того чтобы автомобиль начал замедляться естественным образом. Также ни в коем случае не стоит при аквапланировании нажимать педаль газа, добавляя обороты двигателю, поскольку это только усугубит аквапланирование и возможно приведет к заносу

    – По мере снижения скорости автомобиля, осторожно проверьте стало ли рулевое колесо тяжелее (жестче). Если да, то осторожно и медленно начинайте тормозить, нажав педаль тормоза. Если рулевое колесо намного легче чем при нормальной ситуации, то не поворачиваете его и не начинайте торможение, поскольку это означает что колеса автомобиля еще не имеют необходимого пятна контакта с дорожной поверхностью

    – Помните, что только плавные и последовательные действия за рулем помогут вам восстановить контроль над машиной после аквапланирования

    – К сожалению, вышеописанные действия возможны только если вы двигаетесь на небольшой скорости и у вас будет время медленно и плавно восстановить контроль над машиной. Но чаще всего аквапланирование происходит на большой скорости и в самый неподходящий момент. Например, перед поворотом. В этом случае вам придется попытаться остановить машину нажимая плавно педаль тормоза и корректируя движение автомобиля с помощью рулевого колеса (если конечно это будет возможно).

    Но и в этом случае вы должны держать себя в руках и не паниковать. То есть ни в коем случае не делайте резких движений рулевым колесом и не нажимайте резко педаль тормоза. Все движения должны быть плавными и медленными.

    Как избежать аквапланирования автомобиля?

    Когда ваш автомобиль начинает аквапланировать, то вы в большинстве случаев из водителя фактически превращаетесь в пассажира, поскольку перестаете контролировать автомобиль в буквальном смысле. Поэтому лучший способ действий- это предотвратить аквапланирование.

    Есть несколько золотых правил, которые следует соблюдать чтобы уменьшить риск аквапланирования автомобиля во время движения.

    Во-первых, всегда учитывайте дорожные условия. Если на дороге, например, вы увидите большую лужу или пошел сильный ливень обязательно снизьте скорость автомобиля. Во время дождя вы также должны избегать движения по затопленным участкам дороги. Особенно по глубокой колее, где обычно скапливается много воды.

    Снижая скорость, вы даете шинам автомобиля больше возможности для отвода воды и сохранения пятна контакта. Помните, что чем медленней движется машина, тем меньше накапливается избыточной воды под колесами. Соответственно снизив скорость вы по сути увеличиваете пятно контакта шин с дорогой.

    Конечно, чтобы избежать аквапланирования автомобиля вы также должны следить за состоянием покрышек. Изношенные или поврежденные шины менее эффективны при рассеивании воды с дорожной поверхности. Поэтому в случае если глубина протектора шин не соответствует установленной минимальной норме, вы должны заменить покрышки на новые, иначе существует огромный риск аквапланирования.

    В том числе вы не должны выезжать на дорогу если давление в колесах не соответствует норме, которую как правило устанавливает автопроизводитель. Помните, что недокаченные шины не смогут максимально эффективно отводить воду с дорожной поверхности.

    В том числе советуем вам в дождь или во влажную погоду ехать ровно по следам другого автомобиля, чьи колеса как правило уже достаточно осушили дорожную поверхность. Правда в этом случае будьте осторожны, поскольку для этого необходимо ехать за другим автомобилем достаточно близко. Но помните, что если во время движения пойдет ливень, то вам придется увеличить дистанцию до другого автомобиля, поскольку в сильный дождь увеличивается тормозной путь.

    Аквапланирование: что это, чем опасно и как избежать

    Сильный дождь вызывает не только ухудшение видимости на дороге, но увеличивает риск потери управляемости. Проблема возникает при ухудшении сцепления шин с дорожным покрытием, когда машина оказывается в условиях, похожих на гололед. Рассмотрим что такое аквапланирование, чем оно опасно, и можно ли избежать подобной ситуации.

    Понятие аквапланирования и возможные причины

    Аквапланирование происходит в момент, когда между поверхностью асфальта и покрышками автомобиля образуется тонкая водяная пленка. Автомобиль начинает скользить, теряя при этом управление.

    Рассмотрим причины, которые приводят к такой ситуации:

    1. Состояние дорожного покрытия. Большое количество воды, лужи, на проезжей части.
    2. Неадекватная скорость. Превышение скорости более 80-90 км/час увеличивает риск потерять управление на мокрой дороге.
    3. Недостаточное давление в шинах. Низкое давление ухудшает способность протектора к сцеплению с асфальтом, что негативно влияет на управление автомобилем.
    4. Изношенная резина. Стертый протектор не способен быстро выводить излишек воды из-по колес, поэтому снижается сцепление, машина уходит в занос.
    Читайте также:  Безопасный обгон - что это такое

    Риски и последствия

    В плохую погоду водителю важно прогнозировать риски и к чему может привести несоблюдение правил вождения:

    1. Во-первых, важно соблюдать скоростной режим, так как 80% случаев аквапланирования начинаются после достижения скорости 90 км/час.
    2. Во-вторых, необходимо следить за состоянием дороги. Если вода не успевает уходить через «ливневки», то на покрытии образуется акваслой, который и вызывает скольжение.
    3. Немаловажный фактор – качество резины. Водителю следует следить за состоянием протектора и не допускать езды на «лысой» резине.

    Действия в ситуации аквапланирования

    Что делать, если машина начала скольжение по воде:

    • не делать резких поворотов рулем;
    • экстренное торможение может ухудшить ситуацию;
    • сбросить газ до появления нормального сцепления колес с дорогой.

    Своевременная профилактика

    Как подстраховаться от скольжения машины по мокрой дороге:

    • использовать сезонные шины, протектор которых помогает отводить воду из пятна контакта с дорогой;
    • проверять давление в шинах перед выездом на дорогу;
    • поддерживать нормальную работу рулевого управления и тормозной системы;
    • не применять агрессивный способ вождения при плохих погодных условиях;
    • соблюдать дистанцию с автомобилем впереди вас.

    Экстренной ситуации на дороге можно избежать, если соблюдать правила вождения, заботиться о техническом состоянии машины. Но если ваш автомобиль попал в условия скольжения, оставайтесь спокойным и постарайтесь без паники выйти из аварийных условий, соблюдая указанные выше рекомендации.


    Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться

    Аквапланирование – эффект, о котором многие слышали, а некоторые даже ощущали, но который, тем не менее, зачастую остается без внимания. Его потенциальная опасность при этом обычно не только недооценивается, но еще и усугубляется – несоблюдением скоростного режима, несвоевременной заменой шин, неподходящими действиями в опасной ситуации… Выясняем, что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как его избежать.

    Аквапланирование – это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. Как следует из самого слова, это буквально эффект «планирования по поверхности воды» – его еще называют «водяной клин». Как правило, он возникает, когда автомобиль на слишком большой для текущих условий скорости въезжает в лужу или другое скопление воды. Главная опасность при этом – полная потеря сцепления с дорогой: здесь оно даже ниже, чем на льду, поскольку никакого трения в пятне контакта нет вовсе.

    Избыточная скорость при этом является одной из главных причин, но может быть разной в зависимости от конкретных условий, поэтому нельзя сказать, что какая-то минимальная (из дорожных) скорость является универсальным способом гарантированно избежать аквапланирования. Однако помимо скорости есть и ряд других факторов и причин, провоцирующих этот эффект.

    Как уже было сказано выше, первым и главным фактором является избыточная скорость. Шина обычного автомобиля имеет водоотводящие канавки, рассчитанные на отведение определенного количества воды из пятна контакта. Когда же автомобиль на большой скорости въезжает в лужу или просто на очень мокрую дорогу, шина может просто физически не справиться с отведением такого количества воды. В результате в пятне контакта возникнет водяная пленка между шиной и дорогой, и сцепление с дорогой пропадет.

    Толщина водяной пленки – это второй логичный фактор. Если глубина пресловутой лужи велика, то уже никакая шина не сможет отвести всю эту воду из пятна контакта. То есть, при определенной скорости и толщине водяной пленки возникновение аквапланирования попросту неизбежно, и единственный способ на это повлиять – заранее снизить скорость.

    Остаточная глубина протектора шины – третий из главнейших факторов, влияющих на потенциальный риск возникновения аквапланирования. Чем меньше глубина ламелей и канавок, отводящих воду, тем меньше этой самой воды они могут отвести. Изношенная шина, соответственно, куда менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая – это нужно учитывать, выбирая скорость. Кроме того, некоторые активные водители в погоне за максимальным сцеплением на сухой дороге устанавливают на свои автомобили специализированную спортивную резину – так называемые полуслики или даже слики, но не всегда учитывают, что меньшее число водоотводящих каналов означает меньшую пригодность к движению по мокрой поверхности. Поэтому нужно осознанно подходить как к выбору резины, так и к ее своевременной замене.

    Еще несколько факторов, от которых зависит возможность проявления этого опасного эффекта – это давление в шине, техническое состояние подвески автомобиля, его масса и состояние дорожного полотна. С дорогой все просто: чем ровнее и лучше дорога, и чем меньше на ней бугорков, неровностей и выпуклостей, тем ровнее по ней распределяется вода – и тем выше риск аквапланирования. Кроме того, большую опасность представляют асфальтовые колеи, заполненные дождевой водой: если двигаться «по накатанной траектории», можно внезапно потерять управление.

    Давление в шине тоже влияет на минимальную скорость возникновения аквапланирования вполне очевидно: если давление в шине недостаточное, то встретившись с водяной преградой, шина не будет эффективно «взрезать» ее, а просто «промнется», оставив воду в пятне контакта. Поэтому приспущенные шины повышают риск аквапланирования и снижают начальную скорость его возникновения. Аналогичная ситуация и с подвеской автомобиля: неисправные амортизаторы, не имеющие достаточной упругости и жесткости, дополнительно усугубляют неспособность автомобиля «прижиматься» к дорожному полотну – а значит, повышают потенциальную опасность. Ну а с массой автомобиля все еще проще: легкий автомобиль имеет больше шансов «всплыть» на меньшей скорости, чем тяжелый.

    Первый и самый очевидный способ избежать этого опасного эффекта – выбирать правильную скорость движения. Опасность аквапланирования в том, что его начало нельзя предсказать — если только вы не летите на скорости далеко за 100 в огромную лужу: тут уж все ясно. В остальном же выбор оптимальной скорости, учитывающей количество воды на дороге, однородность дорожного полотна, тип и состояние шин, массу автомобиля и все прочие факторы – главный залог безопасности.

    Кроме скорости, нужно помнить и о траектории: шины максимально эффективно отводят воду при равномерном движении по прямой, и в повороте могут быть чуть менее эффективными. Поэтому повороты следует проходить медленнее, чем обычно – мало того, что мокрая дорога скользкая, так еще и внезапная лужа на дуге может резко изменить текущий расклад.

    Если же вы уже чувствуете, что автомобиль внезапно «поплыл», то главное – не крутить рулем и не бить по тормозам. Водяная пленка под колесом – это не обледенелая дорога и не укатанный снег, и привычные методы борьбы с заносом тут не сработают. Если вы повернете руль в момент «всплытия», то как только шина вновь коснется дороги, она спровоцирует резкий рывок в сторону – и последующий занос. Ровно то же самое касается и заблокированных педалью тормоза колес.

    Исходя из вышеописанных условий, оптимальным сценарием действий при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля. Если автомобиль «поплыл», нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной.

    Еще один нюанс: зачастую аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух: например, если автомобиль въезжает в лужу одной стороной. В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие: ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой. Поэтому общий сценарий действий тот же: не въезжайте на мокрые участки на слишком большой скорости и не пытайтесь резко рулить или тормозить, когда одна из сторон автомобиля находится «на воде».

    Аквапланирование шин: что это и как с ним бороться?

    Даже с новыми шинами от именитого производителя при толщине слоя воды на асфальте сантиметров в десять машина может потерять контакт с дорогой на скорости и до 80 км/ч.

    Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины. То есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося автомобиля от дороги. С точки зрения физики, объяснение следующее: когда колесо попадает на залитую водой поверхность, в зоне контакта увеличивается давление воды, когда же его величина становится больше, чем давление шины на опорную поверхность, шина всплывает.

    Читайте также:  Рекомендации относительно езды по дорогам зимой

    Электронная энциклопедии «За рулем» наглядно иллюстрирует процесс. Взгляните на рисунок. На сухой дороге (а) пятно контакта шины с покрытием составляет величину 1. На мокрой дороге этот участок уменьшается из-за появления водяного клина (участок 2, рис. б). По мере увеличения скорости движения и количества воды шина все больше всплывает над дорогой подобно мчащемуся катеру, поскольку возрастает подъемная сила клина и ей приходится выдавливать больше воды из зоны контакта за меньший промежуток времени. Наконец, когда скорость достигнет определенной величины, называемой критической, и между шиной и покрытием останется слой воды (рис. в), автомобиль, потеряв контакт с дорогой, станет неуправляемым. Опасность очевидна, поэтому аквапланирования следует избегать.

    Факторы, влияющие на аквапланирование

    Большое влияние на аквапланирование оказывают рисунок и степень износа протектора. Чем прямее, шире, глубже и чаще расположены канавки на покрышке, тем быстрее и больше удаляется воды из зоны контакта шины с дорогой, а стало быть лучше их сцепление. У гладкой шины (типа слик), например, коэффициент подъемной силы на водяном клине в два раза выше, чем у шины с рисунком. Вот почему «Правилами эксплуатации шин» запрещается применять покрышки, глубина канавок которых меньше 1,6 мм.

    Аналогичная зависимость проявляется и в отношении дорожного покрытия. Чем крупнее зернистость асфальта, тем быстрее и больше воды выдавливается из зоны контакта. Самым опасным с точки зрения склонности к аквапланированию оказываются гладкие дорожные покрытия. Особенно в поворотах.

    Толщина водяной пленки — еще один фактор, влияющий на возникновение аквапланирования. Чем глубже лужа — тем больше в ней воды, тем труднее вывести ее всю из пятна контакта.

    Фактор, на который в первую очередь может повлиять водитель, — скорость движения автомобиля. Чем выше скорость, тем больше вероятность того, что колеса вашей машины превратятся в водные лыжи.

    Один известный производитель шин провел испытания, по результатам которого составил таблицу зависимости величины пятна контакта шины от износа протектора и скорости движения.

    Техническое состояние подвески на склонность автомобиля к аквапланированию, вопреки заблуждениям, не влияет. Другое дело — при повышенных люфтах в рулевом управлении или шаровых опорах, при неотрегулированном развале/схождении и неработающих амортизаторах труднее контролировать автомобиль — он будет хуже реагировать на действия водителя. При этом вывести автомобиль из заноса, вызванного аквапланированием, будет сложнее. Однако сама физика потери контакта между колесом и дорогой от состояния подвески не зависит. Куда важнее вес автомобиля. Более тяжелому автомобилю проще вытеснить воду из пятна контакта. В том числе поэтому грузовикам позволено ездить на шинах с меньшей, чем у легковых автомобилей, глубиной протектора — 1 мм.

    Пониженное давление в шинах — еще одна причина для возникновения аквапланирования. Исследования, проведенные одним из мировых лидеров в производстве шин, показали, что снижение давления в шине легкового автомобиля до 1,7 бара вместо положенных 2,4 бара приводит к тому, что на скорости 100 км/ч шина лишается пятна контакта и полностью всплывает.

    Как проявляется аквапланирование?

    Если руль во время движения вдруг стал легким, а на его отклонение автомобиль не реагирует, сохраняя прямолинейное движение, значит эффект аквапланирования уже наступил.

    Чем опасно аквапланирование?

    Водитель теряет контроль над автомобилем, а это может привести к аварии. Как правило, машину начинает заносить в сторону наклона профиля дороги или в ту сторону, где лужа под колесами оказалась глубже. Ну а дальше — сценарий малопрогнозируемый.

    Как избежать аквапланирования?

    Если во время поездки вас застал ливень, то избежать риска аквапланирования на дороге можно лишь одним способом — значительно снизив скорость. Учтите, что даже с новыми шинами от именитого производителя, при толщине слоя воды на асфальте в десять сантиметров машина может потерять контакт с дорогой даже на скорости до 80 км/ч.

    Чтобы свести к минимуму риск аквапланирования, следует соблюдать определенные правила:

    • Не допускать чрезмерный износ шин. ПДД предписывают минимальную высоту протектора в 1,6 мм для летних шин легковых автомобилей и 4 мм — для зимних. Но и до этих показателей лучше не доводить. На многих шинах предусмотрены индикаторы износа.
    • Регулярно проверять давление в шинах и поддерживать его в норме. Рекомендации производителя можно найти в инструкции по эксплуатации.
    • Ехать по мокрой дороге с умеренной скоростью.
    • Избегать быстрой езды по глубоким лужам.

    Что делать, если аквапланирование началось?

    Не крутите руль в разные стороны на большие углы, это опасно! При внезапном восстановлении сцепления с дорогой вывернутые под большим углом колеса могут спровоцировать резкий увод автомобиля в сторону. Старайтесь сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого маневрируйте.

    Не пытайтесь резко затормозить, чтобы не спровоцировать занос или разворот машины.

    Аквапланирование: как с ним бороться?

    Интересно, почему совершенно гадкое и неприятно-опасное явление для любого автомобилиста, названо таким красивым словом — аквапланирование. Аквапланирование чрезвычайно опасный эффект, который может принести негативные эмоции (это в лучшем случае, только эмоции) для любого автомобилиста, как профессионального водителя, а для начинающего водителя особенно.

    Причины аквапланирования

    Аквапланирование – это полная либо частичная потеря сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием. Как понятно по названию эффекта, аквапланирование автомобиля связано с водой, а именно при контакте с водяным слоем (лужей) на критической скорости.

    На самом деле причин этого эффекта не так уж и много, и в то же время многие факторы влияют на возникновение аквапланирования.

    Эффект получается из-за возникновения в пятне контакта шины автомобиля т.н. гидродинамического клина, а именно: протектор шины не успевает удалять воду из пятна контакта с дорогой.

    Аквапланирование может возникать по целому ряду причин:

    • высокая критическая скорость при входе в лужу;
    • маленькая остаточная глубина протектора шины;
    • неровности дорожного покрытия с водяным слоем (лужей);
    • толщина, либо неравномерная толщина водного слоя;
    • параметры давления в шинах автомобиля;
    • общее состояние подвески автомобиля.

    Обратите внимание, что практически все перечисленные причины зависят от водителя и, соответственно, от состояния автомобиля.

    Как избежать аквапланирования

    Первое и основное правило, дабы избежать аквапланирования – это не входить в лужу на скорости. В результате испытаний определена критическая скорость аквапланирования – 70 – 100 км/час. Хотя не факт, что эффект аквапланирования может не возникнуть и на меньшей скорости (см. причины).

    Правильно подобранные шины и их состояние: конструкция протектора должна содержать глубокие водоэвакуационные каналы. Естественно износ шин не должен превышать параметры указанные производителем. Наиболее удачными брендами шин считаются: Michelin; Dunlop; Pirelli; Goodyear.

    При выборе шин для авто следует обращать внимание на наличие пиктограммы обозначающей дождь или наличие слов в названии модели: water или aqua – вода, rain – дождь.

    Состояние подвески автомобиля – по умолчанию должно соответствовать норме. Особенно это касается состояния амортизаторов вашего авто.

    Действия при возникновении аквапланирования

    Бывает. Произошло. Никто не застрахован. Что делать, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия аквапланирования. В первую очередь – не паниковать, и убрать ногу с педали газа.

    Никаких резких торможений. Резкое торможение при аквапланировании провоцирует занос автомобиля. Торможение производится только двигателем.

    Положение руля. При скоростном входе в лужу руль может быть выбит из рук из-за неравномерного входа колес в зону аквапланирования и возникающего гидродинамического удара. Поэтому, руль держим крепко и по правилам: циферблат 10-2 или 9-3.

    Никаких резких движений рулем с попыткой выровнять колеса. Дело в том, что колеса реагировать не будут, но в момент вновь возникшего сцепления с дорогой, происходит повторный занос уже в ту сторону, куда повернуты колеса авто. Повторный занос авто корректируется короткими, в сторону заноса движениями руля с возвратом колес в положение «прямо».

    По большому счету, всё это можно и не запоминать, нужно всего лишь помнить об эффекте аквапланирования, не въезжать в лужи на критической скорости и стараться преодолевать их по прямой траектории. И не забывать, систематически проверять состояние шин автомобиля и подвески, всегда, но особенно в сложно-дорожные времена года: осень – зима – весна.

    Удачи вам в предотвращении аквапланирования.

  • Ссылка на основную публикацию