Безопасный обгон – что это такое

Чем опережение отличается от обгона, когда оно запрещено и за что можно получить штраф

Недавно мы разобрались с тем, что такое обгон и в каких случаях он разрешен, а в каких запрещен. Сегодня мы прольем свет на другую ситуацию – опережение: для него ограничений в ПДД установлено меньше, но есть и важные нюансы. Более того, даже при опережении можно нарушить правила и получить штраф. Разбираемся во всем по порядку.

Определение опережения очень простое: это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. Важнейшее отличие опережения от обгона состоит в том, что обгон – это опережение, связанное с выездом на встречную полосу, а простое опережение осуществляется без выезда на встречку.

Прямого запрета на опережение в конкретной ситуации в ПДД нет – то есть на опережение не распространяются запреты, действующие для обгона: опережать можно и на перекрестках, в тоннелях, на поворотах и так далее, поскольку водитель движется по своей полосе движения и нет риска появления на ней встречного автомобиля. Несомненно, помимо правил стоит учитывать и конкретные дорожные условия: к примеру, опасный поворот в условиях ограниченной видимости (туман, дождь, снег) или в гололед – не лучшее место для опережения, пусть оно и не противоречит правилам.

Однако в ПДД есть отдельный пункт 11.5, касающийся именно правил опережения: он гласит, что опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 ПДД. Пункт 14.2, в свою очередь, устанавливает, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость, а продолжать движение разрешено, только пропустив пешеходов. Поэтому, даже двигаясь по своей полосе, нужно следить за дорожной обстановкой и помнить одно из ключевых правил: если автомобили впереди начали торможение, вы тоже должны замедлиться, чтобы понять, что происходит.

Когда-то в ПДД не было понятия «опережение», и это породило такое словосочетание, как «обгон справа», которое вдобавок обросло мифами. Имея в виду действующие правила, стоит понимать, что понятия «обгон справа» не существует, поскольку встречная полоса там располагаться не может, а соответствующий маневр называется «опережение справа». При этом прямого запрета на опережение справа в ПДД нет: если дорога имеет больше одной полосы движения в одном направлении, вы движетесь в левой полосе, и автомобиль перед вами начал замедляться (например, для поворота налево), то вы имеете полное право перестроиться в правую полосу и опередить его, соблюдая правила маневрирования. То же самое касается ситуаций, когда водитель в нарушение ПДД движется по левой полосе при свободной правой, а вы, совершая опережение, догнали его: в этой ситуации можно вернуться в положенный правый ряд, опередить попутную машину (без превышения скорости) и продолжить движение в правом ряду.

Однако есть и ситуации, в которых опережение справа будет незаконным: они связаны с выездом на обочину, велосипедные и пешеходные дорожки либо тротуары. Такой маневр хоть и является опережением, но фактически остается прежде всего нарушением ПДД.

Из рассказанного выше становится понятно, что нарушение правил опережения может спровоцировать несколько ситуаций, в который водитель получит штраф. Рассмотрим их по порядку.

Нарушение пункта 11.5 ПДД при проезде пешеходных переходов, когда водитель не замедляется вместе с попутными автомобилями, может закончиться для него не административным, а уголовным делом, если пешеход будет сбит. Но даже если этого не произойдет, водитель будет наказан по статье 12.8 КоАП за «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении»: это влечет наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 2 500 рублей.

Опережение справа, связанное с выездом на обочину, карается в соответствии с частью 1 статьи 12.15 КоАП: согласно ей «движение по обочинам влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей».

Если же водитель выполнит опережение справа с выездом на велосипедную или пешеходную дорожку либо тротуар, он будет наказан по части 2 той же статьи 12.15: «движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД влечет наложение административного штрафа в размере 2 000 рублей».

Обгон автомобиля — дело тонкое

Обгон можно отнести к самым сложным маневрам, и, прежде чем приступить к его выполнению, нужно взвесить все “за” и “против”. Он требует наибольшей концентрации внимания в оценке ДТС (дорожно-транспортной ситуации), прогнозировании развития событий, выработке стратегии и принятии решения.

Хрестоматийные истины ПДД

В Правилах дорожного движения термин “обгон” трактуется как опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. Обратите внимание на слово “движущихся”. Если опережаемое транспортное средство неподвижно, то маневр будет называться объездом.

Обгон оправдан только тогда, когда дорожные условия, возможности автомобиля и интенсивность движения позволяют обгоняющему после этого маневра продолжать движение с более высокой скоростью, а идущие впереди с меньшей скоростью транспортные средства мешают этому.

На дорогах сплошь и рядом можно наблюдать обгоны, совершаемые без необходимости, просто так, ради утверждения превосходства своего автомобиля. Зачастую они выполняются с нарушением ПДД и дают не экономию времени, а преимущество всего лишь в несколько метров дорожного полотна.

ОБГОН НЕ НУЖЕН, если заведомо известно, что после его выполнения обгоняющему нужно будет остановиться или свернуть на другую дорогу.

В ОБГОНЕ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ, если идущее впереди транспортное средство едет достаточно быстро и, чтобы его обогнать, нужно выезжать на полосу встречного движения, развив максимальную скорость.

К ОБГОНУ МОЖНО ПРИСТУПАТЬ только при условии хорошей видимости дороги на всем протяжении участка предполагаемого маневра. Хотя правила не запрещают обгон на дороге, являющейся главной по отношению к пересекаемой, НЕ СЛЕДУЕТ ОБГОНЯТЬ ПЕРЕД ПЕРЕКРЕСТКОМ, особенно когда второстепенная дорога примыкает слева. Есть вероятность выезда на главную дорогу автомобиля, поворачивающего направо.

НЕЛЬЗЯ ОБГОНЯТЬ, “СИДЯ НА ХВОСТЕ” У ВЕДУЩЕГО. Дорога впереди за ним, особенно за фургоном, не просматривается, а там могут быть встречные транспортные средства.

НЕДОПУСТИМ ОБГОН ПО ПРАВОЙ ОБОЧИНЕ. Такое случается, когда движение по узкой дороге задерживается создавшейся пробкой или медленно ползущим грузовиком. Самые нетерпеливые, особенно этим грешат владельцы джипов, набирают скорость и резко берут вправо. Хорошо, если обочина пуста, а вдруг там стоит грузовик или дорожная техника? В последнее время такие аварии стали очень частыми, а их последствия весьма тяжелые.

ПРАВИЛАМИ ОБГОН ЗАПРЕЩЕН:

  • на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними;
  • транспортного средства, производящего обгон или объезд;
  • в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.

В действительности оговорок и условий для безопасного выполнения обгона значительно больше — они различны для каждой дорожной ситуации, но в любом случае нельзя пренебрегать главным правилом обгона: не уверен — не обгоняй.

Правила безопасного выполнения обгона

Рассмотрим правила, которых следует придерживаться при обгоне, на примере типичной и в то же время самой опасной разновидности обгона — обгона на узкой дороге с выездом на встречную полосу движения и движущимся навстречу автомобилем. В этом “коллективном танце” как минимум три участника движения — обгоняемый, обгоняющий (вы) и встречный водители (автомобили). Почему “как минимум”? Потому что впереди обгоняемого автомобиля может двигаться другое транспортное средство, так же как и позади встречного, и позади вашего (обгоняющего).

Чтобы рассмотреть действия при обгоне, целесообразно разделить его осуществление на три фазы.

Первая — начало обгона с перестроением на встречную полосу.

Вторая — движение по встречной полосе.

Третья — перестроение на ранее занимаемую полосу.

На первой фазе необходимо выполнить следующие задачи.

– Оценить ДТС. А именно: оценить количество, расположение и скорость движения участников ДТС, зону видимости, состояние дорожного покрытия, запас мощности вашего автомобиля и прочее. Для этого необходимо посмотреть в зеркала заднего вида (зная о существовании “мертвых зон”), переместиться как можно левее (в своей полосе движения), чтобы заглянуть за впереди идущий транспорт, а также оценить видимость дороги. Понаблюдать за впереди идущим автомобилем — если он снижает скорость, то, возможно, впереди имеется какое-либо препятствие, которое видно только ему одному.

– Принять решение об обгоне. Основным условием безопасного обгона является обоснованная уверенность в том, что это можно сделать, не подвергая себя и пассажиров опасности. В ситуации “кажется, успею” лучше не рисковать и никогда не надеяться на “авось”.

– Подготовиться к обгону. Посмотреть еще раз в зеркала заднего вида. Включить нужную передачу (в зависимости от запаса мощности вашего автомобиля), выбрать безопасную дистанцию (чем больше габариты обгоняемого автомобиля, тем больше должна быть дистанция), включить левый указатель поворота, начать перестроение.

НА ВТОРОЙ ФАЗЕ важно придерживаться следующих правил.

– Удостовериться, что водитель обгоняемого автомобиля вас видит. В случае необходимости применить световой или звуковой сигнал.

– Контролировать ДТС. А именно: контролировать расстояние до приближающегося встречного автомобиля, следить за обочиной и прочее.

– Выбирать оптимальную интенсивность разгона, так как существует такое правило: как можно меньшее время находиться на полосе встречного движения.

– Быть всегда начеку. В случае быстрого, непредвиденного изменения ДТС быть готовым к своевременному принятию решения о возвращении на исходную позицию или о продолжении обгона.

НА ТРЕТЬЕЙ ФАЗЕ обгона необходимо придерживаться следующих правил.

– Не “подрезать” обгоняемый автомобиль. Для этого следует смотреть в правое зеркало заднего вида — как только будет виден капот обгоняемого автомобиля, можно начать перестроение в свою полосу движения.

– Включать правый указатель поворота лишь при возвращении на свою полосу движения (пока вы находитесь на встречной полосе, обязательно должен работать левый указатель поворота).

– Всегда оценивайте свои возможности исходя из наихудшего стечения обстоятельств при обгоне. Например, при обгоне даже на пустой дороге всегда следует ожидать появления встречного автомобиля. А при наличии встречного автомобиля всегда нужно предполагать возможность его обгона другим встречным автомобилем.

– Не начинайте обгон ради обгона, сначала подумайте, даст ли это какой-либо выигрыш. Есть хорошая поговорка на этот счет: “Не торопись, а то успеешь”.

– “Не путайтесь под ногами”, ведь хорошего водителя на дороге не видно.

В заключение следует отметить, что никогда не удается составить полный перечень правил и нюансов для обгона, как и для любого другого момента управления автомобилем. Даже этот неполный перечень основных рекомендаций, изложенный в данной статье, сложно будет удержать в голове, да этого и не нужно. В процессе управления автомобилем у водителя вырабатывается ситуационное мышление, когда на подсознательном уровне происходят сбор и оценка полученной информации для принятия правильного решения.

Советы водителю

Вы никогда не сталкивались с ситуацией при обгоне впереди едущей машины, когда водитель обгоняемого автомобиля, увидев вас, прибавляет ходу и препятствует обгону? Если нет, значит, ваш водительский опыт еще маловат, или вы очень медленно ездите, или вам просто до сих пор очень везло. В любом случае, рано или поздно вы столкнетесь с подобной ситуацией – дебилов на наших дорогах хватает. Да, да, именно дебилов, кретинов, идиотов – других характеристик для таких водителей я не нахожу. По моему мнению, за подобные действия надо лишать водительских прав хотя бы на полгода, чтобы до горе-водителя дошло какой опасности он подвергает людей, находящихся в обгоняющем автомобиле, себя и своих пассажиров. Обгон – один из самых опасных маневров вообще, а, учитывая наши дорожные условия и культуру наших водителей, обгон превращается в экстремальное действие, требующее от водителя незаурядной выдержки и профессионализма.

Читайте также:  Аквапланирование: причины и последствия

Каким должен быть правильный и безопасный обгон? Речь будем вести о езде за городом по шоссе, где скорости в несколько раз больше городских. Именно здесь случаются наиболее тяжелые аварии со смертельным исходом, как раз по причине высоких скоростей. Заметьте, что техника езды по городу и по загородному шоссе в корне отличается. Если вы ас на городских улицах, а шоссейного опыта у вас нет, то вполне возможно, что поначалу вы окажетесь полным “чайником” за городом.

Выехав на шоссе, не стоит сразу давить педальку газа в пол – ваш организм должен адаптироваться к высокой скорости. Это произойдет само собой в течение нескольких десятков минут. Нога, как бы сама потихоньку будет прибавлять газу, и вы с удивлением через 10-20 минут обнаружите, что стрелка спидометра перевалила за сотню, а вы этого не очень-то и ощутили.

Постоянно периодически бросайте свой взгляд в зеркало заднего вида. Это, конечно же, надо делать и в городских условиях. Но, если в городе это, как правило, делается во время маневра (коих достаточно много), то на шоссе поглядывать в зеркала заднего вида надо и при движении по прямой. Дело в том, что скорости на шоссе велики, и не просто скорости, а разница в скорости различных транспортных средств. Отсюда, ситуация меняется на порядок быстрее, чем в городе. Вы с удивлением можете обнаружить, что 10 секунд назад, глядя в зеркала заднего вида, на горизонте не было ни одного автомобиля, а сейчас мимо вас пролетел какой-то лихач на спортивном Порше. А все потому, что разница в скоростях достигает 100 км/ч и более. Напомним из курса физики, что 36 км/ч – это 10 м/с. Значит, при разнице в 108 км/ч между двумя автомобилями расстояние между ними изменяется в секунду на 30 метров! 10 секунд – 300 метров!

Как себя правильно вести, если вас обгоняет автомобиль? Прежде всего, не препятствуйте обгону. Помните, что вы находитесь в не меньшей опасности, чем ваш коллега по обгону. Если у него возникнут проблемы во время обгона, то эти проблемы коснутся и вас – будьте уверены! А они (проблемы) вам нужны? Думаю, что не нужны. Вот и правильно, поэтому, если увидели, что сзади идущий автомобиль пошел на обгон – примите, насколько это возможно, вправо – дайте ему больше дороги. Ни в коем случае, не повышайте скорость своего движения. Если есть впереди идущий автомобиль, даже снимите ногу с педали газа, чтобы обгон прошел как можно скорее. Водители-профессионалы в случае опасного обгона (когда навстречу едущий автомобиль находится близко) включают левую мигалку, при этом, опять же, не препятствуя обгону. Если сзади такой же водитель, он все поймет и не будет производить обгон. Думаете, вы сделали услугу ему? Может быть, но, в первую очередь – себе, обезопасив себя от аварийно-опасной ситуации с непредсказуемым исходом.

Как самому правильно производить обгон? Повторимся в очередной раз: чем быстрее обгон, тем он безопаснее. А когда обгон будет быстрым? Правильно, когда разница скоростей двух автомобилей будет большой. Поэтому, если вы видите что едете на комфортной для себя скорости и потихоньку приближаетесь к впереди идущему авто, которое едет немного медленнее вас, то стоит задуматься нужно ли его обгонять вообще? В любом случае, на своей крейсерской скорости этого делать не стоит, т.к. в таком случае время обгона растянется на десятки секунд – а это опасно. При этом следует помнить тот факт, что скорости навстречу движущихся машин складываются.

  • Скорость вашего авто – 100 км/ч.
  • Скорость впереди идущей машины – 90 км/ч.

Разница скоростей 10 км/ч, примерно 3 м/с. Чтобы перестроиться на встречную полосу, произвести обгон, и стать обратно в свой ряд на такой скорости надо метров 30 (как если бы вы обгоняли стоящий на месте автомобиль со скоростью 10 км/ч). Т.е., обгон с такими характеристиками займет около 10 секунд. При этом на скорости 100 км/ч за 10 секунд (время обгона) вы проедете около 300 метров. Навстречу едущий вам автомобиль с такой же скоростью проедет те же 300 метров. Это значит, что при таких условиях обгона вы его можете производить, если встречный автомобиль находится на расстоянии не менее 600 метров! Вы уверены, что на таком расстоянии сможете увидеть едущий навстречу автомобиль и правильно оценить его скорость? Я, например, нет. Вывод прост – при обгоне, чем выше разница в скоростях обгоняемого и обгоняющего авто, тем обгон быстрее, а, значит, безопаснее. Конечно же, необходимо во внимание принимать и другие факторы: состояние дорожного полотна, время суток, возможность внезапного появления пешехода или зверя. Никто вас не назовет умным, если вы будете в гололед обгонять на скоростях за сотню. Обгон в этом случае будет очень быстрым, но закончиться он может плачевно.

Исходя из вышесказанного, правильный обгон на сухом шоссе в дневное время суток надо производить примерно так:

  • приближаясь к впереди идущей машине (метров за 50), выезжаете на встречную полосу (естественно, при отсутствии встречных авто) и оцениваете дорожную ситуацию впереди идущего авто;
  • если ситуация небезопасна для обгона – становитесь обратно в свой ряд и не приближаетесь к впереди идущему авто;
  • когда ситуация становится благоприятной для обгона – врубаете нижнюю передачу (если ехали на пятой – четвертую; на четвертой – третью), включаете левый поворот и даете газу. Динамика разгона возрастает, и вы быстро набираете разницу скоростей. Пролетаете за пару секунд обгоняемую машину, включаете правый поворотник и становитесь в свой ряд. Теперь можно включать повышенную передачу и двигаться дальше со своей крейсерской скоростью.

Если вы уверены, что за встречной машиной следующее авто движется на довольно безопасном расстоянии, то опытные водители, умеющие правильно оценить скорости всех авто, участвующих в обгоне, делают так. За несколько секунд до того момента, когда впереди идущая машина разминется со встречной, они начинают разгон и приближаются к цели обгона. В момент, когда встречные машины разъезжаются, опытный водитель находится уже в нескольких метрах и готов к обгону. Как только встречная полоса освободилась, начинается обгон, который происходит в течение нескольких секунд. Но, такой обгон не для новичков!

Еще более безопасным будет обгон, если вы помигаете фарами впереди идущему авто, известив водителя, что вы собираетесь его обгонять. И, еще более безопасным, если вы оцените надежность крепления груза впереди идущей машины!

Напоследок, еще несколько простых, но весьма эффективных, советов при движении по шоссе:

  • Не забывайте, что при длительном движении (особенно в жаркую погоду) шины сильно нагреваются, следовательно, давление в шинах повышается, следовательно, повышается опасность мгновенного разрыва шины. Поэтому, не ленитесь периодически останавливаться и контролировать давление в шинах.
  • Если вы попали на участок дороги с гравием – резко снижайте скорость и увеличивайте дистанцию до впереди идущего авто – так оставите свои стекла и фары в целости.
  • Никогда не производите обгон на закрытых поворотах (особенно правых), и в конце подъемов.
  • На мокрых участках дороги остерегайтесь грязных следов выехавших на шоссе с грунтовок машин и тракторов.
  • При въезде на скорости в лужу, песок, расплавленный асфальт (особенно колесами с одной стороны) держите крепче руль. Перед такими препятствиями очень желательно сбросить скорость.
  • В непогоду не ленитесь останавливаться и протирать стекла, фары, стоп-сигналы, поворотники.
  • Не жадничайте на щетках стеклоочистителей – меняйте их раз в год!

Соблюдая эти, в общем-то, простые и очевидные советы вы сможете избежать многих неприятных ситуаций на дороге.

В начало страницы

Безопасный обгон

Обучаемся руководить автомобилем

  • 1 Как верно совершить рекомендации и: безопасный обгон правила
  • 2 В каких случаях обгон запрещен?
  • 3 В каких местах обгон запрещен?
  • 3.1 Видео : За какое превышение скорости смогут наказать?
  • 4 Применяемые сейчас правила обгона – совершаем обгон верно!
  • 5 Как неправильно обгонять
  • 6 Нередкие неточности на протяжении обгона:
  • 6.1 Видео : Отгадайте — кто победит?

    Как верно совершить рекомендации и: безопасный обгон правила

    В терминологии, применяемой в русских правилах дорожного перемещения с марта 2014 года, обгоном автомобиля принято вычислять маневр, на протяжении которого транспортное средство не надолго выезжает на встречную полосу для обгона впереди идущего последующего возвращения и транспорта на главную полосу.

    Весьма рискованный обгон

    Кстати говоря: в свежей редакции правил пишется, что сейчас не имеет значение, движется обгоняемый транспорт либо стоит. Из этого возможно сделать вывод, что термином «обгон» возможно оперировать, разглядывая ситуации только на двухполосных дорогах, с необходимым выездом обгоняющего транспорта на «встречку».

    В правилах обгона ПДД фигурирует термин «опережение», означающий обгон, при котором не происходит выезд на встречную полосу. Опережение вероятно на дорогах с двумя полосами и выше. Практически опережение заменило собой термин «обгон справа» — маневр, что считался неотёсанным нарушением, за которое строго наказывали.

    Сейчас же опережение не нарушает правила дорожного перемещения.

    Из-за выезда водителей на «встречку» в Российской Федерации систематично происходят аварии с очень тяжёлыми последствиями для всех участников дорожного перемещения, доходит до летальных финалов. За городом обгон по праву считается самым рискованным маневром, потому, что кроме того умелые водители не всегда могут за секунду вычислить нужное для маневра скорость и время остальных участников дорожного перемещения.

    Обгон – мало статистики:

    — до 25 процентов всех ДТП происходит из-за неточностей водителей, совершающих обгон. Больше половины из них происходит по вине водителей, не сумевших завершить обгон;
    — Главная причина аварий на протяжении обгона – неумение водителей здраво оценить обстановку на дороге: расстояние, которое проходит обгоняемый транспорт, и нужное для маневра время. Недаром в народе ходит выражение: «Не уверен – не обгоняй». Казалось бы, понятное всем правило.

    Но количество ДТП на отечественных дорогах не значительно уменьшается, а летальных финалов делается все больше.

    В каких случаях обгон запрещен?

    Символ » Обгон запрещен»

    В этих случаях обгонять кроме этого запрещено

    Не всегда на протяжении езды возможно выполнять данный маневр. Обгон запрещен в следующих случаях:

    • территория действия символа « Обгон запрещен»
    • шофер транспортного средства, едущего в первых рядах, оповестил о намерении развернуть налево;
    • машина в первых рядах совершает маневр, мешающий ее обогнать (объезд препятствия на дороге, или тот же обгон);
    • у вас имеется сомнения в том, что обгон будет успешным – не достаточно скорости, к примеру; допустим, скорость обгоняемого автомобиля равна 73 км/ч, а вы едите со скоростью 78 км/ч – получается, дабы обогнать автотранспорт, нужно преодолеть 170 метров вам и водителю обгоняемого транспорта.
    • В случае если ощущаете, что скорости вам не хватит, лучше не пробуйте обгонять – ваша попытка может не просто испортить дорожное перемещение на данном участке дороги, но и стоить кому-то жизни;
    • транспорт сзади начал вас обгонять.

    В каких местах обгон запрещен?

    На дороге имеется такие места, где проводить обгон не разрещаеться законом. Вот эти места:

    • перекрестки; на регулируемых обгон запрещен неизменно, на нерегулируемых – при, в то время, когда вы движетесь не по основной дороге;
    • пешеходные переходы, при условии, что в том месте имеется люди. Выполнять обгон на пешеходном переходе возможно в том случае, в то время, когда рядом нет символа, запрещающего этот маневр, а на дорогу не нанесена целая линия;
    • 100 метров дороги перед ЖД дорогами;
    • тоннели, эстакады, мосты, и территория под ними, путепроводы: эти постройки смогут быть размещены так, что издали их сходу не увидишь: так, к примеру, мосты, находящиеся рядом с населенными пунктами, значительно чаще по большому счету не обозначаются соответствующими символами на дороге к ним. Исходя из этого обгон перед мостом либо на нем очень страшен. Сейчас таковой маневр запрещен и сурово наказывается;
    • места дороги, где имеется неприятности с обзором: резкие повороты, подъемы в горку и без того потом.
    Читайте также:  Что такое режим OverDrive и для чего он нужен

    Видео : За какое превышение скорости смогут наказать?

    Применяемые сейчас правила обгона – совершаем обгон верно!

    Все правила, которым нужно направляться, обгоняя кого-то на дороге, обрисованы в 11 главе последней редакции правил дорожного перемещения. В данной статье мы укажем только главные сведения об этих правилах.

    1. Не уверены – не пробуйте. Начиная обгон, вы должны быть уверены в успехе на 100 процентов, не меньше. Скорости должно хватить на то, дабы обогнать в первых рядах идущий транспорт, плюс ко всему нужно иметь достаточно свободного расстояния на встречной полосе – лишь так возможно избежать проблем для себя и остальных водителей. Это первое и, пожалуй, самое основное правило: вправду, обгон неизменно связан с долей риска, потому, что приходится выезжать на «встречку». Будьте внимательны и неизменно здраво оценивайте собственные возможности для обгона. Из первого правила возможно выделить таковой тезис: в случае если на протяжении обгона случилось ДТП, виновником Неизменно будет принимать во внимание шофер, начавший обгон.
    2. Оповестите обгоняемого. Начав маневр, приблизьтесь к обгоняемому транспорту на расстояние около 15-20 метров и включите поворотник: это не разрешит машинам сзади вас затевать обгон. В случае если на дороге нехорошая видимость (ночное время либо, к примеру, туман), не поленитесь помигать фарами дальнего света.
    3. Держите скорость. Перейдя на левую полосу, езжайте со скоростью обгоняемого автомобиля. Пристально смотрите за тем, дабы не попасть в «мертвую территорию». Совершая таковой маневр, у вас появляется время оценить дорожную обстановку и продемонстрировать обгоняемому то, что вы на данный момент станете выполнять маневр. Кроме этого вы даёте предупреждение нежелательный обгон едущих за вами машин.
    4. Ваша цель на протяжении обгона – максимально скоро проехать отрезок встречной полосы, исходя из этого не жалейте педаль газа, дабы расширить отличие в скорости вашего транспорта и обгоняемого автомобиля.
    5. Выехав на «встречку» пристально смотрите за происходящим. В случае если появляются сомнения в успешном завершении обгона, безотлагательно возвращайтесь на полосу, по которой ехали изначально.
    6. В то время, когда к концу обгона в зеркале заднего вида покажется обгоняемый транспорт, вы должны медлено, без резких «подрезов» возвратиться на главную полосу вашего перемещения. На этом этапе включайте правый поворот, дабы сказать автолюбителю на «встречке» о том, что вы завершаете собственный маневр. Кроме этого это посоветует водителю сзади вас (что решил вместе с вами совершить обгон, в народе это именуют «паровоз»), что вам навстречу кто-то едет.
    7. Коллективные, либо «паровозные» обгоны — весьма рискованное предприятие, в особенности в случае если в главе таковой колонны – большой транспорт (грузовик, автобус, маршрутка, джип и без того потом), или маленький автомобиль с тонировкой. Из-за них тяжело осознать настоящую дорожную обстановку, что может привести к не самым хорошим последствиям.
    8. В случае если не известно почему обгон неосуществим (вы неправильно оценили скорость автомобилей на встречной полосе, шофер обгоняемого транспорта обиделся и не дает вам его обогнать), то без промедлений возвращайтесь на собственную полосу. В случае если это уже нереально, переключитесь на пониженную передачу и максимально разгоняйтесь.

    Как неправильно обгонять

    • Не разрещаеться обгонять по правой стороне (обочина), кроме того в случае если на ней никого нет и все превосходно видно: выбоины, ямы и каждый мусор наподобие бутылок смогут стать обстоятельством того, что вы просто-напросто утратите управление и врежетесь в какой-нибудь автомобиль, что, к тому же, может выехать на встречную полосу.
    • Российский климат достаточно жёсток, в особенности в зимний и осенний сезон. Туманы, обильные дожди либо снегопад – все это может стать обстоятельством важного дорожно-транспортного происшествия. К тому же транспорт, едущий в первых рядах вас, поднимает в атмосферу грязи и столб пыли, частицы которой оседают на вашем лобовом стекле. Эти факторы заставляют водителей время от времени ехать, прямо скажем, наугад. Исходя из этого, если вы не хорошо видите дорогу из-за климатических условий, то не пробуйте выполнять обгон.
    • Не становитесь участником массовых обгонов. В случае если же вы попали в ряд «вагонов», то не забывайте, что приоритет на обгон имеет первый автомобиль, начавший маневр. Адекватно оценивайте всех участников обгона и предоставит шанс более стремительным машинам первым возвратиться на главную полосу перемещения. И лишь затем завершайте начатый обгон.
    • Обгоняя большой транспорт (грузовики, автобусы и без того потом), не подъезжайте к нему на близкое расстояние. Если вы станете ехать через чур близко к такому автомобилю, то лишитесь и без того маленького обзора на встречную полосу. Имеется еще одна опасность: громадна возможность, что перед грузовиком может ехать «тихоход», наподобие «Запорожца». Плюс ко всему частенько грузовики едут «конвоем», и необходимо обогнать их всех, что не всегда легко. Исходя из этого будьте предельно внимательны при обгоне большого транспорта, учитывайте все вероятные неприятности
    • Не обгоняйте транспорт на протяжении подъемов. Автолюбители, хотя поскорее выехать на ровный участок дороги, быстро увеличивают скорость транспорта. Это может стать обстоятельством того, что у вас просто не хватит ускорения для обгона. Исходя из этого не рискуйте выполнять обгон на подъемах, в особенности в случае если ваш автомобиль не может похвалиться хорошими скоростными чертями. Но бывают случаи, в то время, когда в первых рядах идущий транспорт мигает вам правым поворотом в знак того, что перед ним никого нет и возможно затевать обгон. Воспользуйтесь этим шансом и поблагодарите водителя за помощь.
    • Будьте осмотрительны, завершая обгон на протяжении плотного дорожного траффика. В то время, когда вы заезжаете в попутный поток машин, нужно уравнять с ним скорость, причем сделать это не на протяжении въезда, и вдобавок на встречной полосе, дабы не столкнуться с каким-нибудь автомобилем. В большинстве случаев, в случае если появляется внештатная обстановка, автомобильный последовательность перестраивается, дабы вы смогли въехать на полосу. В случае если вам помогли, не постесняйтесь 2-3 раза мигнуть «аварийкой» в качестве благодарности.
    • В то время, когда на дороге нанесены целая и прерывистая линии, маневр обгона возможно выполнять лишь с той стороны ,где нанесена прерывистая линия.
    • В случае если кто-то начал вас обгонять, не превышайте скорость! Напротив, сбавьте обороты, дабы шофер смог без неприятностей возвратиться на полосу.

    Нередкие неточности на протяжении обгона:

    • начало обгона от кормы;
    • зависание на хвосте у автомобиля;
    • неверный расчет скорости встречного транспорта;
    • неожиданный обгон с надеждой на то, что шофер встречного транспорта сам как-нибудь верно и хитро отреагирует;
    • эффект «самца» — нежелание прекратить обгон, кроме того в то время, когда всем участникам перемещения ясно, что он не завершится успехом.

    не забывая эти простые рекомендации и используя их на практике, вы гарантируете себе возможность надёжного обгона транспортных средств.

    Видео : Отгадайте — кто победит?

    В обязательном порядке к прочтению:

    Неточности при обгоне. Как верно делать обгон?

    Что такое обгон? Безопасный обгон

    by admin · Май 24, 2014

    Правила дорожного движения трактуют, «Обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).» То есть обгон всегда сопровождается выездом на полосу движения встречного транспорта.

    Высокая ответственность ложится на водителя во время маневра, который в Правилах дорожного движения называется «Обгон». По данным статистики каждый пятый обгон является трагическим для участников движения. Прежде чем «лихо» маневрировать в колоне автомобильного транспорта движущегося с невысокой скоростью, либо в тяжёлых погодных условиях, спросите у себя: «А стоит ли?» Нет причины подвергать опасности, каких же водителей как Вы ради пяти выигрышных минут.

    Давайте рассмотрим правильные действия во время во время обгона.
    В Правилах указано, что выезд на полосу движения встречного транспорта разрешён в следующих случаях:

    • двухполосное дорожное полотно разделено прерывистой осевой линией;
    • двухполосное дорожное полотно разделено комбинированной (сплошной и прерывистой) осевой линией;
    • трехполосное дорожное полотно разделено двумя продольными прерывистыми линиями.

    На трехполосном дорожном полотне средняя полоса предназначена для обгона транспорта в обоих направлениях.

    Обгон, как маневр, можно разделить на три этапа.

    В начале обгона вам обязательно необходимо убедиться в том, что полоса движения автотранспорта навстречу свободна для маневра. А именно, что транспортные средства, движущиеся на встречу, находятся на достаточно безопасном расстоянии, и вы не создадите аварийной ситуации для участников движения.

    По спидометру своего автомобиля определите скорость впереди идущего транспорта, то есть во время обгона скорость вашего авто приблизительно на двадцать километров в час должна быть выше. Оцените состояние покрытия на дороге: сухое, мокрое или скользкое. Так же необходимо помнить о технических возможностях вашего автомобиля, при необходимости перейдите на пониженную передачу для повышения динамики автомобиля.

    Обращаю ваше внимание на соблюдение безопасной дистанции между вашим автомобилем и обгоняемым, на транспорт, припаркованный у обочины или стоящий на перекрестке… Словом предусмотреть все, а затем приступать к маневру под названием «Обгон».

    Этап второй – непосредственно обгон.

    Для вашей безопасности промежуток времени нахождения на встречной полосе движения должно быть минимальным, поэтому маневр необходимо осуществить как можно быстрее. Если вы обладатель Ferrari, то для обгона трейлера потребуются считанные секунда, а вот обладатель «запорожца» получит порцию адреналина.
    Во время маневра максимально используйте мощность двигателя. Переключайтесь на следующую ступень коробки передач тогда, когда окончите обгон и возвратитесь на свою полосу движения.

    Обращаю внимание. Перед началом обгона впереди идущего транспорта, необходимо включить световую сигнализацию левого поворота, в момент возвращения обратно, на исходную полосу движения переключитесь на сигнализацию правого поворота. Это дает возможность водителю встречного автомобиля ориентировался, где вы находитесь, и мог в случае необходимости предпринять экстренные меры.

    Этап третий. Завершение маневра «Обгон».

    Чтобы избежать столкновения с только что обогнанным автомобилем, не спешите перестраиваться обратно, по возможности продолжайте движение по встречной полосе с ускорением.

    Обращаю внимание. Обгон плотного потока автотранспорта очень опасен. Возможна ситуация столкновения с встречным автомобилем, либо «подрезая» столкнуться с обогнанным автомобилем. Но если вы решились на такой обгон, то по окончанию маневра начинайте тормозить, уравнивая скорость со скоростью колоны, и постарайтесь «втиснуться» в попутный поток.
    «Обгон» в плотном потоке автотранспорта, не только опасен, но и бесполезен. Пятиминутный выигрыш не восполнит потери нервной системы, не говоря о потерях при ДТП.

    Общие принципы безопасности при выполнении обгона.

    11.1 Прежде, чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

    Читайте также:  Как сделать шумоизоляцию колесных арок своими руками

    По сути, это требование Правил означает, что перед тем, как принять решение о возможности (или невозможности) обгона, водитель обязан проделать ёмкую аналитическую работу:

    1. Необходимо оценить скорость обгоняемого автомобиля.

    2. Необходимо оценить скорость встречного автомобиля и расстояние до него.

    3. Необходимо оценить состояние дорожного покрытия (сухое, влажное, скользкое).

    4. Необходимо вспомнить о реальных динамических возможностях собственного автомобиля (насколько чутко он реагирует на педаль акселератора).

    Приступить к обгону разрешается только в том случае, если в процессе обгона не возникнет ни малейшей угрозы, ни для встречного, ни для обгоняемого!

    11.2 Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия.

    Более того, заботясь о безопасности, Правила запретили приступать к обгону уже с момента, как только едущий впереди включил левые указатели поворотов. И об этом тоже сказано в пункте 11.2.

    11.2 Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево.

    Что он собирается делать, пока неясно. То ли намерен приступить к обгону, то ли объезжает препятствие, то ли готовится к повороту налево.

    Но в любом случае с момента, как только он включил левые указатели поворота, вам приступать к обгону опасно, и потому Правилами запрещено.

    Но и на этом пункт 11.2 не заканчивается:

    11.2 Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если движущееся за ним транспортное средство начало обгон.

    Обратите внимание! – В пункте 11.2 Правил до сих пор речь шла о транспортном средстве, движущемся впереди вас. И по Правилам тому, кто впереди вас, достаточно всего лишь включить левые “поворотники”, чтобы запретить вам обгон.

    А вот тому, кто сзади вас, в соответствие с пунктом 11.2 одного этого недостаточно. Чтобы запретить вам обгон, водителю, движущемуся сзади вас, необходимо не только включить левые поворотники, но ещё и начать обгон!

    И это логично! И вот почему. Водитель включает указатели левого поворота в следующих случаях:

    а). Перед тем, как приступить к обгону;

    б). Перед тем, как приступить к объезду препятствия;

    в). Перед тем, как приступить к повороту налево;

    г). Перед тем, как приступить к развороту.

    Если он впереди, то какая вам разница, что он собирается сделать – во всех случаях приступать к обгону нельзя.

    Но если он сзади, тогда разница есть. Сейчас ваша задача – подождать и посмотреть, что он собирается делать.

    Если он отстаёт и поворачивает налево или разворачивается, можете обгонять тех, кто едет впереди.

    Но если он наращивает скорость и смещается влево, значит, он собирается обогнать вас. В этом случае Правила обязывают вас повременить, подождать, пока он закончит свой обгон, и только после этого разрешено и вам приступить к обгону.

    Ещё один наиважнейший момент.

    Безопасность обгона зависит не только от действий обгоняющего, но и от действий обгоняемого. Водитель, увидев, что его обгоняют, может “обидеться” (такое, к сожалению, бывает) и тоже нажмёт на педаль акселератора, не давая обгоняющему завершить обгон. А вот это по-настоящему опасно, а потому недопустимо! Правила сформулировали требования к водителю обгоняемого автомобиля следующим образом:

    11.3 Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости или иными действиями.

    Обратите внимание! – Правила не обязывают водителя обгоняемого автомобиля уступать дорогу обгоняющему (например, когда обгоняющий возвращается на свою полосу). Наоборот, это обгоняющий должен позаботиться, чтобы не “подрезать” обгоняемого

    Другое дело, что обгоняемый не должен повышать скорость, когда его обгоняют. Или, скажем, включать левые “поворотники”, или смещаться влево, пугая обгоняющего. Это, кстати, и в его интересах – если произойдёт ДТП, то всем мало не покажется (и обгоняющему, и обгоняемому).

    Где обгон запрещён!

    Обгон, как и всякий манёвр, может быть запрещён либо разметкой, либо знаками, либо самими Правилами.

    По середине проезжей части нанесена сплошная осевая линия разметки и, следовательно, любой выезд на полосу встречного движения запрещён.

    Естественно, запрещён и обгон.

    Осевая линия может быть прерывистой, или её вообще может не быть, но стоит знак 3.20 “Обгон запрещён”. То есть требования знака и разметки противоречат друг другу. А в таких случаях водители обязаны выполнять требования знака.

    Только следует помнить, что в зоне действия знака 3.20 “Обгон запрещён” разрешается обгонять гужевые повозки, мопеды, двухколёсные мотоциклы, а также любые тихоходные транспортные средства.

    Что такое двухколёсный мотоцикл или гужевая повозка, понятно каждому. А что такое тихоходное транспортное средство? А тихоходное транспортное средство по Правилам – это транспортное средство, обозначенное соответствующим опознавательным знаком.

    На этом транспортном средстве нет никакого опознавательного знака и, следовательно, с какой бы скоростью оно ни “ползло”, обгон запрещён!

    А вот теперь другое дело – на заднем борту опознавательный знак “Тихоходное транспортное средство”. И, следовательно, с какой бы скоростью оно ни “летело”, его можно обгонять и в зоне действия знака 3.20 “Обгон запрещён”.

    Помимо этого Правила содержат перечень мест, где обгон запрещён независимо от того, какая тут осевая линия. А знак 3.20 в таких местах вообще не устанавливают.

    Пункт 11.4 Обгон запрещён на пешеходных перехода.

    На пешеходных переходах категорически запрещены разворот и движение задним ходом.

    Точно так же на пешеходном переходе запрещён и обгон. Причём тоже запрещён категорически, независимо от того, есть ли там пешеходы или нет.

    И это правильно из элементарных соображений безопасности – раз уж перед вами есть транспортное средство, оно обязательно, хотя бы частично, закрывает видимость пешеходного перехода. Вполне логично, что Правила категорически запретили обгон на пешеходном переходе.

    Если есть хотя бы один пешеход, тогда о каком обгоне можно говорить. Сейчас оба водителя обязаны уступать дорогу пешеходу.

    11.4 Обгон запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.

    Во всех вышеперечисленных местах запрещены разворот и движение задним ходом. Обгон на мостах и в тоннелях Правила также запретили, причём запретили категорически, без всяких оговорок.

    11.4 Обгон запрещён в конце подъёма, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

    Обгон запрещён не вообще на подъёмах, а именно в конце подъёма. То есть там, где обгон действительно опасен, поскольку видимость встречной полосы в конце подъёма очень даже ограничена.

    По той же причине Правила запрещают обгон и на других участках дорог с ограниченной видимостью. При этом водители должны самостоятельно оценивать, что это за участок дороги, и какая тут видимость – ограниченная или нет.

    Приступая к обгону в конце подъёма, водитель красного автомобиля грубо нарушает Правила, рискуя жизнью (и не только своей).

    Это не конец подъёма, и дорога видна хорошо на безопасном расстоянии. Но это так, если двигаться по своей (правой) полосе.

    А если на этом участке приступить к обгону, то видимость сразу же станет ограниченной. А точнее, видимость станет никакой.

    На открытой местности, если дорога поворачивает направо, обгоняемый автомобиль – это непрозрачный экран для водителя, совершающего обгон! А в таких условиях приступать к обгону смертельно опасно и потому Правилами запрещено.

    11.4 Обгон запрещён на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними.

    Правила совершенно оправданно хотят дисциплинировать транспортный поток, подъезжающий к железнодорожному переезду. Уже за 100 метров до переезда водители обязаны прекратить всяческие обгоны и далее должны двигаться строго по своей половине проезжей части.

    И такой порядок необходимо соблюдать до тех пор, пока переезд не будет пройден! После переезда начинается обычный участок дороги, не содержащий каких-либо специальных ограничений на обгон.

    К сожалению, Правила не предложили никакого знака, информирующего водителей о том, что до переезда осталось 100 метров. В этом случае водителей должна выручить дорожная разметка – за 100 метров до переезда осевая линия обязана быть сплошной.

    Но разметка – дело ненадёжное. Её попросту может не быть. И как тогда определять эти 100 метров?

    В таком случае водители обязаны определять эти 100 м, что называется “на глаз”.

    Но если стоят знаки “Приближение к железнодорожному переезду”, тогда у водителей есть вполне чёткий ориентир. Второй по ходу знак (с двумя красными наклонными полосами) всегда стоит на расстоянии минимум 100 метров до переезда.

    Так что, если вы закончите всяческие обгоны до этого знака, точно не ошибётесь, выполняя требования Правил.

    11.4 Обгон запрещён на регулируемых перекрёстках, а также на нерегулируемых перекрёстках при движении по дороге, не являющейся главной.

    Обгон на перекрёстке – это отдельная тема, и она требует отдельного разговора.

    Во-первых, необходимо помнить, что перекрестки могут быть регулируемыми и нерегулируемыми.

    В свою очередь нерегулируемые перекрёстки могут быть перекрёстками равнозначных дорог и перекрёстками неравнозначных дорог.

    При этом любой перекрёсток – это концентратор опасности, и Правила вполне закономерно запретили заниматься обгоном на перекрёстках. Исключение сделано только для случая, когда водитель пересекает перекрёсток по главной дороге.

    На перекрёстках продольные линии дорожной разметки разрываются, и, казалось бы, на самом перекрёстке ничто не мешает выехать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.

    Но если водитель двигается по многополосной дороге, то на ней выезд на “встречку” с целью обгона запрещён вообще – и до перекрёстка, и на перекрёстке, и после перекрёстка. И в этом случае совершенно не важно, какой это перекресток (регулируемый, нерегулируемый, главная дорога, неглавная) – на многополосных дорогах выезд на полосу встречного движения с целью обгона или объезда запрещен на всём её протяжении!

    Если дорога двухполосная, то выезд на встречку с целью обгона или объезда не запрещён и до перекрестка, и после перекрёстка.

    А как быть на самом перекрёстке? Вот тут вопрос.

    Правила ответили на этот вопрос следующим образом:

    Если это регулируемый перекрёсток, тогда неважно, сколько на вашей дороге полос движения. На любых регулируемых перекрёстках обгон запрещён Правилами!

    И это логично – перекрёсток делают регулируемым только в том случае, если здесь наблюдается интенсивное движение, а значит, на таком перекрёстке не до обгонов.

    Если это нерегулируемый перекрёсток равнозначных дорог, тогда нужно уступать дорогу тем, кто приближается справа. А если водитель пойдёт на обгон, он же ничего справа не видит!

    Вполне логично, что Правила запретили обгон на перекрёстках равнозначных дорог.

    Если ваша дорога второстепенная, тогда нужно уступать дорогу и тем, кто справа, и тем, кто слева. Тогда обгоны на перекрёстках запрещены.

    И только если ваша дорога главная, и осевая линия прерывистая, и встречная полоса свободна, можете обгонять и на перекрёстке, Правила не возражают.

    Дело в том, что, как правило, осевая прерывистая линия перед перекрёстком становится сплошной. И если уж вы решились на обгон на таком перекрёстке, тогда должны выполнить его по траектории, показанной на рисунке.

    Если зацепите сплошную (всё равно, в начале или в конце обгона), это квалифицируется как выезд на встречную полосу! Соответственно, 5000 рублей или лишение прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

    Знак предупреждает вас о том, что через 150-300 м будет перекрёсток, и одновременно информирует – ваша дорога главная. Следовательно, обгон разрешён не только до перекрёстка, но и на самом перекрёстке.

    Знаки информируют – через 200 метров будет перекрёсток неравнозначных дорог, причём ваша дорога – второстепенная. Так что, если успеете до перекрёстка, обгоняйте.

  • Ссылка на основную публикацию