Управление и эксплуатация автомобиля с ABS

Управление автомобилем с системой ABS

Управление автомобилем с ABS

Управление направлением движения автомобиля, оборудованного системой ABS, при резком торможении имеет некоторые отличия. В такие моменты управлять машиной надо осторожнее.

Всегда сохраняйте дистанцию до впереди идущего транспортного средства, поскольку оно может быть не оснащено системой ABS. При сравнении с автомобилями, не оснащёнными системой ABS, вашему авто может потребоваться тормозной путь большего размера в следующих случаях:

при езде по дороге, покрытой снегом, гравием, галькой, щебнем;

если на шинах установлены цепи противоскольжения;

при езде по дорогам, имеющим выбоины или иные неровности покрытия;

при езде по дорогам с изношенным полотном.

Система ABS не регламентирована для случаев, когда требуется применить экстренное торможение. Эта система также помогает, предотвращая блокирование колёс при проезде через колодцы, стальные плиты, используемые при дорожных работах, при преодолении ступеней, перепадов полотна дороги, дорожной разметки и прочего, что может вызвать ухудшение сцепления колёс с дорожным покрытием.

Когда система ABS задействована, можно ощутить пульсацию педали тормоза и характерный звук. Кроме того, в такие моменты может появиться ощущение повышенной сопротивляемости педали тормоза нажатию. В таком случае, просто придавите педаль сильнее. Не стучите по педали тормоза, не нажимайте её короткими ударами ноги – это снизит эффективность процесса торможения.

Если нажать педаль тормоза сразу после того, как двигатель завёлся и автомобиль тронулся, то ощущается вибрация педали. Это происходит из-за самодиагностики системы ABS и не является показателем неисправности.

После езды по заснеженной дороге, обязательно удалите снег и лёд, которые, возможно, налипли на колёса. Делая это, надо быть осторожными, так как можно повредить скоростные сенсоры и кабели, расположенные на каждом колесе у автомобилей, оснащённых системой ABS.

Система ABS начинает функционировать, когда авто набирает скорость приблизительно 10 км/ч и перестаёт действовать, когда скорость падает до приблизительно 5 км/ч.

Чтобы повысить эффективность ABS

Необходимо учитывать, что даже система ABS не может предотвратить действие на машину законов физики. Например, система не может предохранить от возможных последствий из-за превышения скорости на повороте, или несоблюдения дистанции, при срыве колёс автомобиля в аквапланирование. Это должно оставаться задачей водителя – соблюдать меры безопасности по правильному соотношению скорости и торможения в непростых условиях.

Настоятельно рекомендуется использовать шины нужного типа и размера на всех четырёх колёсах, заложенных в спецификациях конкретной модели автомобиля. В противном случае система ABS не сможет функционировать нормально.

Никогда не устанавливайте дифференциал повышенного трения, который не является фирменной деталью эксплуатируемой машины. Это значительно снижает эффективность ABS.

Индикатор системы ABS

Как правило, для облегчения контроля системы ABS, на переднюю панель выводится специальный индикатор. Ориентируясь на него, можно корректировать управление автомобилем. Например, во многих моделях, когда ключ вставлен в гнездо зажигания, индикатор системы ABS должен загореться. Если всё нормально, через несколько секунд индикатор должен погаснуть.

Если индикатор вообще не загорался или загорелся, но продолжает гореть, когда завели двигатель, это показывает, что система ABS не работает. В рабочем состоянии функционирует только основная тормозная система. В этом случае стандартная гидравлическая система торможения будет функционировать. Выяснить причину и отремонтировать поломку помогут в ближайшем сертифицированном сервисном центре.

Если приходится заводить машину раньше, чем аккумулятор как следует зарядится, то после запуска двигателя с помощью проводов от внешнего источника двигатель будет работать неровно. При этом индикатор системы ABS будет гореть, показывая, что машину водить не следует. Тем не менее, эта ситуация вызвана просто недостаточным напряжением аккумулятора и не является критической. Поэтому, если она случается, заведите двигатель и ему дайте поработать некоторое время на холостом ходу, чтобы подзарядить аккумуляторную батарею.

В связи с тем, что всегда существует опасность, что при резком торможении автомобиль потеряет стабильность, старайтесь нажимать на педаль тормоза плавно, снизьте скорость, а затем найдите для остановки безопасное место. Перезапустите двигатель и проверьте, отключится ли индикатор после нескольких минут езды. Если он отключится, проблем нет. Однако, если он не отключается, или же отключившись при запуске, вновь включается при езде, это говорит о серьёзной поломке, требующей оперативного ремонта.

K-075 › Блог › Антиблокировочная система ABS. Принцип работы.

Как ни странно, многие аварии происходят именно из-за высокой эффективности тормозов. На скользких дорогах — мокрых или покрытых ледяной коркой — экстренное задействование тормозов с целью быстро остановить автомобиль либо резко снизить его скорость приводит обычно к прямо противоположному результату. Колеса блокируются и теряют сцепление с дорожным покрытием, а автомобиль нисколько не уменьшает скорость и, более того, вовсе перестает слушаться руля.

Опытный водитель в таких случаях будет тормозить прерывисто, регулируя усилие на педаль тормоза таким образом, чтобы сохранить максимальное сцепление колес с дорогой и не допустить срыва автомобиля в занос. Однако далеко не все водители имеют достаточный опыт, чтобы точно оценить ситуацию, и уж совсем немногие обладают выдержкой и необходимыми навыками, чтобы отреагировать на изменение дорожной обстановки должным образом. Отсюда аварии и законное желание инженеров приставить к тормозам “пастуха”, абсолютно беспристрастного, способного исправлять оплошности водителя и сохранять ему контроль над автомобилем в любых условиях движения.

История создания ABS

Итак, своим появлением антиблокировочные системы обязаны работам конструкторов над улучшением активной безопасности автомобиля. Первые варианты ABS были представлены еще в начале 70-х. Они вполне справлялись с возложенными обязанностями, но были построены на аналоговых процессорах, а потому оказались дорогостоящими в производстве и ненадежными в эксплуатации. Далее изготовления опытных образцов дело не продвинулось, хотя, в любом случае, это был, безусловно, шаг вперед.

Лед тронулся, и следующим шагом конструкторов стала замена аналогового процессора более надежными и недорогими цифровыми электронными блоками на интегральных схемах. В 1978 году ABS второго поколения увидела свет, и первым автомобилем, получившим ее (правда, не в базовой комплектации, а под заказ за дополнительную плату), стал Mercedes-Benz 450 SEL. А сегодня уже трудно подсчитать как количество поколений ABS, так и число автомобилей, на которые антиблокировочная система устанавливается серийно.

Общее устройство и принцип работы ABS

Антиблокировочная система состоит (см. схему ABS Mercedes W123) из трех основных элементов: электронного блока управления (4), гидравлического блока (3) и датчиков скорости колес (1, 2). ABS приводится в рабочее состояние после включения зажигания и достижения автомобилем некоторой скорости движения.

В основу работы колесных датчиков положен принцип электромагнитной индукции. При вращении колеса мимо датчика проходят зубцы и впадины специального ротора и наводят в обмотке датчика электрический сигнал, частота которого пропорциональна угловой скорости колеса и количеству зубцов на роторе.

При торможении, как только датчик определяет, что колесо начинает блокироваться, электронный блок, обрабатывающий сигналы от всех датчиков, отдает управляющий импульс электромагнитным клапанам гидравлического блока (см. принципиальную схему работы ABS). Гидравлический блок установлен в тормозной магистрали сразу после главного тормозного цилиндра, а его клапаны управляют давлением жидкости в контурах тормозной системы. Если заторможенное колесо начало скользить, клапаны гидроблока понижают или временно прекращают подачу жидкости к рабочему тормозному цилиндру. Этого может оказаться недостаточно, чтобы колесо разблокировалось, и тогда электромагнитный клапан направит тормозную жидкость в отводную магистраль, снижая тем самым давление в рабочем тормозном цилиндре. Когда колесо вновь начинает вращаться, по достижении им некоторой угловой скорости, электронный блок ABS снимает свою команду, клапаны открываются, и гидравлическое давление опять передается на тормозной механизм. Торможение и растормаживание колеса будут происходить периодически (этот процесс называется модуляцией, и гидроблок иногда называют модулятором тормозного давления), и водитель ощущает работу ABS частыми резкими толчками на педали тормоза, пока не исчезнет угроза блокирования или до полной остановки автомобиля.

При работе ABS эффективность замедления автомобиля, кроме того, что управление не выходит из-под контроля водителя, остается выше, чем при торможении юзом. Испытаниями установлено, что на скользком покрытии тормозной путь автомобиля, оснащенного ABS, может быть на 15% короче, чем у обычной автомашины. Кроме того, ходимость протектора покрышек при использовании ABS увеличивается на 5-7%.

И всё же ABS не панацея

В свое время страховые компании США провели анализ дорожно-транспортных происшествий, и оказалось, что автомобили с ABS чаще становятся участниками аварий, чем автомобили с обычной тормозной системой. Так, на сухом покрытии отмечено увеличение ДТП на 42%, а на влажном — даже на 65%. Согласитесь, в свете сказанного в предыдущей главе эти цифры обескураживают. Специалисты считают, что наличие в автомобиле ABS создает у водителя иллюзию безопасности, в результате чего он не учитывает, что ABS не создает сцепления с дорогой — это прерогатива протектора и размеров пятна контакта покрышек колес. Да, ABS предотвратит блокировку тормозов и позволит сохранить контроль над курсовой устойчивостью и поворачиваемостью, но она не гарантирует уменьшения тормозного пути. Когда речь идет о сухих и нескользких дорогах, бывает как раз наоборот — тормозной путь оказывается больше, чем у обычного автомобиля, но понимание этого приходит, к сожалению, слишком поздно.

Другой вопрос — могут ли ABS всегда достоверно распознавать ситуацию? Помнится, журналисты World Off Road во время испытаний внедорожников моделировали неудачный въезд на холм: потеря сцепления на полпути вверх, сильное нажатие на педаль тормоза, чтобы удержать машину на склоне, включение задней передачи — и мягкий спуск с горы, используя торможение двигателем.

Все шло нормально, пока не пришел черед Ford Explorer, а затем и Mitsubishi Pajero, оснащенных ABS. Джипы упрямо скатывались с холма, несмотря на то, что испытатели выжимали педаль тормоза до упора: система воспринимала небольшое скольжение вниз на сыпучем склоне и резкое нажатие на тормоз в этот момент как команду разблокировать колеса. В результате и Ford, и Mitsubishi не могли удержаться на склоне без применения “ручника”. Нетрудно представить, чем чревата подобная ситуация в реальной жизни, если склон достаточно длинный, коллизия приключилась ближе к вершине, водитель растерялся (или не действует стояночный тормоз), а сзади уже пристроилась какая-нибудь машина. Словом, как бы ни была хороша ABS в плане улучшения активной безопасности автомобиля, главным по-прежнему остается водитель, который обязан критически осмысливать дорожную ситуацию и реальные возможности своего “железного друга”.

Читайте также:  Что такое режим OverDrive и для чего он нужен

Проблемы эксплуатации ABS

Будем считать предыдущую главу не более чем “лирическим” отступлением и вернемся к рассмотрению сугубо практических вещей, например, неисправностей, с которыми могут столкнуться владельцы автомобилей с ABS.

Заметим, что современные ABS обладают достаточно высокой надежностью и могут длительное время работать не выходя из строя. Электронные блоки ABS отказывают крайне редко, поскольку защищены специальными реле и предохранителями, и если такая неисправность все-таки случилась, то ее причина нередко бывает связана с нарушениями правил и рекомендаций, о которых упомянем чуть ниже. Самыми же уязвимыми в схеме ABS являются колесные датчики, располагаемые вблизи вращающихся деталей ступицы или полуосей.

Место расположения этих датчиков благополучным никак не назовешь: различные загрязнения или даже слишком большой люфт в подшипниках ступицы способны вызывать сбои в работе датчиков, которые и становятся чаще всего виновниками неполадок в работе ABS.

Кроме того, на работоспособность ABS влияет величина напряжения между клеммами аккумулятора. При уменьшении напряжения до 10,5 В и ниже ABS вообще может самостоятельно выключиться через предохранительный электронный блок.

Предохранительное реле может также сработать при недопустимых колебаниях и всплесках напряжения в сети автомобиля. Чтобы этого не случилось, вот обещанные рекомендации: нельзя разъединять электрические разъемы при включенном зажигании и работающем двигателе, не желательно заводить двигатель методом “прикуривания” от постороннего аккумулятора либо предоставлять для этой цели в качестве “донора” собственный автомобиль и, кроме того, необходимо строго следить за состоянием контактных соединений на генераторе. Что еще? Если автомобилю потребовался ремонт с применением сварки, то перед началом работ следует отсоединить проводку от электронного блока управления ABS. Кроме того, этот блок не рекомендуется подвергать нагреву свыше 85 градусов по Цельсию более двух часов. Это к тому, если автомобиль предполагается красить, а затем сушить горячим методом в специальной камере.

О том, что ABS неисправна, свидетельствует загорание контрольной лампы на панели приборов. Слишком нервно реагировать на это не следует, без тормозов автомобиль не останется, но при торможении будет вести себя как машина, в которой ABS отсутствует.

Если контрольная лампочка ABS загорелась во время движения, необходимо остановить автомобиль, заглушить двигатель и проверить напряжение между клеммами аккумулятора. Если оно окажется ниже 10,5 В, то можно продолжать движение, а при первой возможности зарядить аккумулятор. Если лампочка ABS периодически загорается и гаснет, то, скорее всего, барахлит какой-нибудь контакт в электрической цепи ABS. Автомобиль следует загнать на смотровую канаву, проверить все провода и зачистить электрические контакты. Если причина мигания лампы ABS не будет обнаружена, то дальнейшие поиски неисправности следует продолжить в специализированном автосервисе.

Существует ряд особенностей, связанных с обслуживанием или ремонтом тормозной системы с ABS. Например, перед заменой тормозной жидкости следует разрядить аккумулятор давления в гидроблоке ABS. Для этого при выключенном зажигании необходимо раз двадцать нажать на педаль тормоза. Следует помнить, что, включая зажигание, вы одновременно подключаете электронасос в гидроблоке ABS. Если система разгерметизирована, то жидкость из нее просто выгонит. Но этот же прием можно использовать при прокачке системы — зажигание включают ровно настолько, сколько из прозрачного шланга, надетого на штуцер для прокачки, будут выходить пузырьки воздуха.

Управление и эксплуатация автомобиля с ABS

Обучаемся руководить автомобилем

  • 1 Совокупность ABS — за и против
  • 2 Изюминки работы ABS либо будьте осмотрительны
  • 2.0.1 Видео: ABS не панацея от всех бед
  • 3 Главные советы по эксплуатации ABS
  • 3.0.1 СУМАСШЕСТВИЕ на ЗИМНИХ ДОРОГАХ. Аварии 2014

    Совокупность ABS — за и против

    Статистика — наука неопровержимая. И оттого делается лишь печальней замечать ее результаты в сфере ДТП, каковые гласят, что более чем 10 % всех аварий происходит по обстоятельству неосуществимости трансформации автомобилем траектории собственного перемещения из-за заблокированных колес. А ведь подобные цифры не сложно уменьшить – достаточно, дабы транспортное средство было оборудовано ABS, которая к тому же совсем не взыскательна к навыкам управления автомобилем.

    ABS не допускает полной блокировки колес, благодаря чему автомобиль сохраняет управляемость

    Но, не обращая внимания на это, большинство автоэкспертов сходны во мнении, что, руководя автомобилем с АБС, шофер, кроме того, что перестает делать советы по эксплуатации ABS, подсознательно начинает испытывать иллюзорное чувство безопасности. Такие люди попросту забывают, что антиблокировочная совокупность не усиливает сцепление с дорожным полотном – эта задача возложена на покрышки. ABS только оказывает помощь сохранить автомобиль управляемым, разрешая колесам не заканчивать вращение, но вся другая ответственность лежит только на человеке, в руках которого находится рулевое колесо.

    Крайне важно помнить, что при наличии в автомобиле совокупности ABS строго не разрещаеться прибегать к прерывистому (импульсному) торможению. Это нужно делать, в случае если загорелась лампочка ABS, сигнализирующая о ее неисправности. При исправной совокупности направляться как возможно посильнее жать на педаль тормоза, не забывая наряду с этим о поиске дорог избежать столкновения.
    Бить по педали необходимо с таковой силой, как при попытках сломать ее. Кроме этого не нужно паниковать, в то время, когда она начнет вибрировать – подобное поведение есть изюминкой работы ABS и только сигнализирует о срабатывании совокупности, не более. Ослаблять давление запрещено ни за что, потому, что лишь верное торможение значительно уменьшает риск ДТП.

    Показательным стала история с внедрением АБС в машины американского автопрома, начавшаяся в 1986 г. Тогда совокупность, как и любое новшество, приняли без доверия, потому, что эксперты из авторитетного дорожного университета США IIHS взяли очень настораживающие эти. Статистика гласила о том, что в транспортных средствах, оснащенных «тормозным ассистентом», более чем на 42 % чаще гибли пассажиры при аварии на сухой дороге , нежели в машинах без него.
    В действительности обстоятельство аналогичного поведения была очень прозаичной – водители, пересевшие на машины с ABS, не были привычны с изюминками ее работы и по привычке задействовали тормозные механизмы импульсно, что совсем не давало возможности совокупности вступить в работу, демонстрируя нулевую эффективность.

    Особенности работы ABS либо будьте осмотрительны

    Не секрет, что в определенных условиях антиблокировочная совокупность торможения может расширить остановочный путь. Значительно чаще подобное может произойти на рыхлых и неустойчивых покрытиях, таких как гравий, песок, снежный покров и т.п. А связано это с тем, что в таковой ситуации заблокированные колеса погружаются в поверхность, придавая тем самым замедлению дополнительный импульс.
    Необходимо быть осмотрительным на скользких спусках, поскольку ABS не срабатывает на мелких скоростях. Но производители ABS не стоят на месте и всячески пробуют устранить этот недочет. Так, существуют отключаемые совокупности (об этом возможно определить, в случае если загорелась лампочка ABS) и такие, в каковые «зашит» особенный метод работы на податливых поверхностях, предполагающий множественные непродолжительные блокировки колес.
    Так достигается большая эффективность, не теряя управляемости (что неминуемо при полного блокирования). Тип поверхности под колесами возможно задать таковой совокупности собственноручно, или же она сама выяснит его по поведению автомобили либо посредством особенных датчиков, разбирающих дорожное покрытие.

    Видео: ABS не панацея от всех бед

    Помимо этого, с возникновением каждой новой генерации АБС, особенности ее работы дополняются множеством полезных функций и новых, таких как:

    • удержание авто при старте на подъеме;
    • регулировка скорости перемещения с уклона;
    • возможность экстренной остановки.

    В то время, когда загорелась лампочка ABS

    Подобное поведение контрольной лампы говорит о неисправности совокупности. Но, к таковой ситуации направляться доходить без беспокойства, уравновешенно и взвесив все факторы.
    Во-первых, нужно четко уяснить, что машина не останется без тормозов, легко сейчас при замедлении ее колеса возможно будет заблокировать.
    Во-вторых, в случае если индикатор зажегся в дороге, то нужно остановить автомобиль и проверить уровень заряда аккумуляторной батареи. При его падения ниже 10.5 Вольт батарею необходимо зарядить как возможно скорее. В случае если же лампочка загорается иногда – это верный показатель неисправности одной из составляющих ABS, а выяснить «виновника» окажет помощь лишь диагностика на сервисной станции.

    Но, полностью не станет лишней зачистка и проверка проводки электроконтактов.

    Главные советы по эксплуатации ABS

    Их возможно выделить в маленький блок:

    • При трудящемся моторе либо подключенном зажигании строго не разрещаеться размыкать электроразъемы;
    • Рекомендуется воздержаться от процедуры «прикуривания» — в то время, когда автомобиль заводится при помощи другого и напротив;
    • направляться постоянно смотреть за состоянием контактов на генераторе;
    • При проведении ремонта, сопряженного со сварочными работами, нельзя забывать об необходимом отключении проводки от управляющего электронного блока АБС;
    • Температурную изюминку этого блока направляться учесть и при «тёплой» сушке автомобиля по окончании окрашивания, поскольку ему очень противопоказан нагрев до 85° С и выше в течение более чем двух часов.

    Подобные советы эксплуатирования ABS являются необходимыми и окажут помощь избежать неприятностей с отключением совокупности.

    Что касается же выносливости и живучести сегодняшних ABS, то за эти параметры возможно не волноваться. Потому, что все электронные элементы надежно защищены не только от механических, но и от электрических повреждений при помощи всевозможных предохранителей и реле. Навредить их работе в состоянии только неверная эксплуатация.

    самые подверженными физическому износу считаются датчики угловой скорости. Это связано с тем, что их размещение – около движущихся подробностей – обусловлено постоянными загрязнениями, что, со своей стороны, угрожает всяческими сбоями.

    Помимо этого, кроме уже упомянутого низкого напряжения, ABS может отключиться и при колебаниях в электросети автомобиля.

    СУМАСШЕСТВИЕ на ЗИМНИХ ДОРОГАХ. Аварии 2014

    В обязательном порядке к прочтению:

    Контраварийная подготовка для авто с ABS и ESP

    Статьи как раз той тематики,которой Вы интересуетесь:

    Охлаждение двигателя есть одним из самых серьёзных факторов, оказывающих громадное влияние на долговечность и работоспособность любого силового агрегата. Как правило охлаждение…

    Для того , дабы подобрать масло по марке автомобиля, нужно осознать принцип работы двигателя внутреннего сгорания и процессы, каковые происходят в нем на протяжении работы. Довольно часто автовладельцы…

    Отправляться одному в долгую поездку на своем автомобиле оптимальнее с любимой музыкой. Новейшие технологии разрешают наблюдать, в дороге либо на остановках, фильмы и слушать музыку….

    Читайте также:  Как правильно буксировать машину?

    В помощь автолюбителю Зима для всех водителей есть нелёгким сезоном, а для новичков – это настоящее опробование. Неудобство управления автомобилем создаётся скользкой дорогой, маленьким…

    Электронные совокупности автомобиля Само собой разумеется, как правило исполнения обыденного маневра объезда препятствия с торможением в штатных условиях на дороге нет ничего сложного – достаточно…

    Что такое ABS, и почему она стала обязательной для современного автомобиля

    Аббревиатура ABS, или АБС в русском варианте, стала абсолютно привычной для уха каждого автомобилиста. Некоторые начинающие водители знают, что их автомобиль оснащен АБС, но порой не догадываются о том, что это и как работает, пока однажды педаль тормоза при нажатии не начнет «хрустеть», вибрировать и «отстреливать» в ногу. Что же такое ABS, и почему она стала негласным, а во многих странах и законодательно установленным стандартным элементом оснащения для современного автомобиля?

    ABS, или АБС — это антиблокировочная система, предотвращающая блокировку колес при торможении. Если во время торможения одно или несколько колес автомобиля заблокируются и начнут скользить по поверхности, АБС ослабит давление в соответствующей тормозной магистрали, и колесо вновь начнет вращаться. Если педаль тормоза будет постоянно и сильно нажата, этот процесс блокировки-разблокировки колеса будет продолжаться непрерывно до конца торможения и может осуществляться несколько раз в секунду.

    Даже многие из тех, кто знает, что такое ABS, порой ошибочно или не до конца верно представляют себе основное предназначение этой системы. Главной ошибкой в представлении функционала АБС является уверенность в том, что антиблокировочная система нужна для уменьшения тормозного пути автомобиля. Однако на самом же деле ее главное предназначение — сохранить возможность управлять транспортным средством во время торможения, даже экстренного.

    На автомобиле без АБС при экстренном торможении у неопытного водителя управляющие колеса будут заблокированы — а это значит, что поворот руля в любую сторону не будет оказывать никакого влияния на траекторию движения автомобиля: он будет продолжать двигаться прямо до тех пор, пока не будет восстановлено сцепление передних управляющих колес с поверхностью. ABS же решает эту проблему: непрерывно контролируя вращение колес и разблокируя их при необходимости, она обеспечивает их вращение и таким образом сохраняет необходимое сцепление с дорожным покрытием, позволяя одновременно тормозить и выполнять маневр.

    Еще одна фундаментально важная функция АБС, прямо проистекающая из вышеописанного — обеспечение безопасного, равномерного и прямолинейного торможения на поверхностях с неоднородным сцеплением. Например, если одна сторона автомобиля попала на мокрую поверхность, скользкую линию разметки или наледь, а другая движется по относительно чистому асфальту, экстренное торможение без АБС приведет к тому, что одна сторона будет тормозить эффективнее чем другая — и автомобиль немедленно развернет и закрутит в неуправляемом заносе. Особенно это опасно при движении в повороте, когда на автомобиль уже действует боковое усилие: перепад эффективности торможения колес в этом случае легко нарушает баланс.

    Впрочем, утверждение о полезности ABS для уменьшения тормозного пути автомобиля тоже верно, но лишь отчасти. На поверхностях с равномерным и достаточным сцеплением колес с покрытием торможение «юзом» с заблокированными колесами будет менее эффективным, чем торможение без блокировки колес, и тормозной путь в первом случае, как правило, будет, больше. В этом случае использование АБС действительно уменьшает тормозной путь, не давая колесам скользить по поверхности. Однако на рыхлых поверхностях, таких как гравий, снег или песок, при торможении без ABS заблокировавшиеся колеса зарываются вглубь, создавая перед собой дополнительный барьер, сокращающий тормозной путь. Работа АБС в этом случае заставляет колеса вращаться, не позволяя им зарываться и удлиняя тем самым тормозной путь автомобиля.

    «Ухудшает» антиблокировочная система и торможение на чистом льду на шипованных шинах: заблокированное шипованное колесо «вгрызается» в лед, оставляя за собой борозды, и работает на пределе своих возможностей — а если в дело вступает ABS, колесо вращается с короткими проскальзываниями, и эффективность такого торможения будет ниже. Именно этим фактом оперируют многие «опытные» и «знающие» водители, считающие ABS технологическим излишком, мешающим им «контролировать» автомобиль. Однако несмотря на увеличение тормозного пути, АБС и на льду сохраняет свое основное преимущество: дает возможность маневрировать и управлять автомобилем, а не просто ждать исхода, зажав педаль тормоза.

    За годы своего существования ABS претерпела заметную эволюцию, однако основной принцип и функциональные элементы выработались уже давно. Типичная АБС включает в себя датчики скорости вращения колес, управляющие клапаны в гидравлической тормозной магистрали и электронный блок, который получает информацию от датчиков и управляет работой клапанов.

    Если датчик, установленный на ступице колеса, сигнализирует о его резком замедлении или полной остановке, блок управления дает команду на кратковременное открытие клапана, чтобы уменьшить давление в тормозной магистрали и заставить колесо вращаться. Процесс опроса блоком управления датчиков на колесах и разблокировки колес может осуществляться несколько раз в секунду — именно поэтому при срабатывании АБС педаль «вибрирует». Кроме трех вышеперечисленных компонентов в состав АБС может входить насос, который призван быстро восстановить давление в тормозной магистрали после его снижения из-за открытия клапана.

    АБС может иметь разное число датчиков и управляющих клапанов: в зависимости от их числа выделяют так называемые «четырехканальные», «трехканальные», «двухканальные» и «одноканальные» АБС. Число «каналов» определяется как раз числом управляющих клапанов, которые могут управлять давлением в тормозной магистрали: если их четыре, по одному индивидуальному для каждого из колес, то система четырехканальная, если три — по одному на каждое из передних колес и один общий на заднюю ось — то трехканальная, если клапанов два, по одному на ось — двухканальная, а если клапан один — то одноканальная. Современные АБС, разумеется, четырехканальные — остальные схемы встречаются на старых автомобилях.

    Стоит отметить, что датчики вращения колес реагируют именно на резкое снижение скорости этого вращения, а также могут передавать блоку управления информацию о большой дифференциальной разнице между скоростями вращения колес на разных осях или сторонах автомобиля. Однако в работе АБС учитывается тот факт, что скорости вращения колес на одной оси могут быть неравномерными и в штатных условиях: к примеру, в повороте колеса на внешней стороне поворота будут вращаться быстрее, чем на внутренней.

    С учетом рассказанного выше ответ на этот вопрос теперь очевиден: АБС значительно улучшает активную безопасность автомобиля. Современный водитель гораздо менее специфичен и профессионален, чем полвека назад: если когда-то давно к водителю предъявляли высокие требования, заставляя его уметь многое, то теперь автомобиль стал предметом быта, и управление им делают максимально доступным для каждого. Соответственно, современный автомобиль должен быть максимально удобен и безопасен в управлении даже для начинающего водителя с минимальной квалификацией.

    Ну а АБС в частности решает проблему потери управления при экстренном торможении. Резкое появление препятствия на дороге заставляет человека инстинктивно ударить по тормозам. В случае, если он вошел в поворот на слишком высокой скорости, решение будет тем же. Зацепил обочину — тоже торможение… В общем, естественная реакция человека на возникновение опасной или просто нештатной ситуации — это резкое нажатие на педаль тормоза, и уже потом — возможно, попытка исправить эту ситуацию рулем. АБС в этом случае заметно снижает цену этой ошибки. Поэтому неудивительно, что, к примеру, в Евросоюзе оснащение автомобиля АБС стало обязательным по закону еще в 2004 году.

    В случае, если ваш автомобиль не оснащен АБС, ее работу можно имитировать нехитрым приемом, который называется довольно очевидно — «прерывистое торможение». Собственно, именно владение им и характеризует водителей с некоторым опытом: такой водитель, почувствовав блокировку колес, перебарывает естественное инстинктивное желание продолжать давить на педаль сильнее, а снижает усилие на ней и начинает тормозить прерывисто, давя на педаль толчками. Такое торможение можно сравнить с работой примитивной одноканальной АБС — только даже опытный водитель не способен обеспечить такую частоту «толчков», как у электроники. Тем не менее, прерывистое торможение все равно обеспечивает необходимый эффект, обеспечивая вращение колес при замедлении.

    Что такое ABS, и как правильно им пользоваться?

    Здравствуйте, уважаемые гости и постоянные читатели. Современный автомобиль буквально напичкан различными системами безопасности. Причем мало кто понимает их прямого назначения, не считая подушек и ремней безопасности. Название ABS, для нашего слуха, уже стало привычным, многие автолюбители знают, что эта система есть на их машинах, но не все понимают, как она работает. Так что же означает данная аббревиатура, для чего нужна эта система и как она работает?

    ABS – (Anti-lock breaking system), либо просто АБС, это антиблокировочная система, целью которой служит предотвращение блокировки колес при торможении. К примеру, когда при торможении, одно или несколько колес машины заблокируются и станут скользить по дороге, система ослабит давление в тормозной магистрали колеса, и оно снова начнет вращение. И пока педаль тормоза постоянно и сильно нажата, процесс блокировки и разблокировки будет продолжаться, пока идет процесс торможения.

    Система ABS появилась в 80-х годах прошлого века, и с тех пор стала важнейшей частью системы безопасности автомобиля. Устанавливают ее не только на легковые автомобили, но и на грузовики, и даже на мотоциклы.

    Для чего нужно ABS?

    Как уже было сказано, АБС предназначается для предотвращения блокировки колес и для сохранения возможности управлять автомобилем во время торможения, даже в экстренных случаях. Опасность блокировки колес в том, что при резком торможении, на скользкой дороге, можно потерять управление над авто. При отсутствии АБС, при экстренном нажатии на тормоз, у неопытных водителей будут заблокированы управляющие колеса, и повороты руля, в любую из сторон, не будут иметь никакого эффекта, машина просто продолжит движение прямо, пока снова не появится сцепление с дорогой.

    Именно эту задачу и решает ABS. Система непрерывно контролирует вращение колес и, если необходимо, разблокирует их. Тем самым обеспечивается постоянное сцепление с дорогой, что позволяет выполнять маневры во время стрессовых ситуаций.

    Часто, в паре с ABS, устанавливается и EBD (система по распределению тормозных усилий). Представим ситуацию, что автомобиль, одной стороной, попал на мокрую поверхность асфальта, а другой на сухую. Если в нем нет антиблокировочной системы, то при экстренном торможении одна сторона будет тормозить эффективнее другой, что приведет к развороту авто и уходу в неуправляемый занос. Опаснее всего эта ситуация складывается при поворотах, когда на авто уже действует боковое усилие. Система АБС же, вместе с EBD, обеспечит прямолинейное, безопасное и равномерное торможение на дорогах с неоднородным сцеплением.

    Читайте также:  Как сделать шумоизоляцию колесных арок своими руками

    Из чего состоит система АБС и принцип ее работы.

    За время своего существования система претерпела значительные изменения и улучшения, но принцип действия и основной функционал, по сути, не поменялся. ABS состоит из нескольких датчиков ускорения, устанавливающихся в ступицах колес, модуляторов давления, которые встраиваются в магистраль тормозной системы, и ЭБУ (электронный блок управления), который управляет сигналами от клапанов, а также получает их от датчиков ускорения.

    Все это работает так: каждый из датчиков, расположенных на ступицах, измеряет скорость вращения колес. Если на датчик пришла информация о резком замедлении, либо вовсе об остановке, то с блока управления подается команда о кратковременном открытии клапана для уменьшения давления в тормозной магистрали, что снова заставит колеса вращаться. Весь этот процесс управления датчиками происходит очень быстро, до нескольких десятков раз за секунду. Ощутить работу АБС водитель может, почувствовав слабые вибрации на педали тормоза.

    В системе может быть различное число датчиков и клапанов, исходя из этого, и АБС могут быть одно-, двух-, трех- и четырехканальными. «Многоканальность» определяется числом клапанов, управляющих давлением в тормозной магистрали. Если у каждого колеса свой клапан, то это четырехканальная АБС, если по одному на каждое переднее колесо и один на всю заднюю ось, это трехканальная, по клапану на оси – двухканальная, и одноканальная, если стоит единственный клапан на всю систему. Все современные автомобили комплектуются четырехканальными ABS, остальные же можно встретить только на старых авто.

    Кроме всех вышеописанных компонентов, в состав антиблокировочной системы может входить насос, который восстанавливает давление в тормозной магистрали, после снижения из-за открытия клапанов.

    Как пользоваться ABS.

    Наверное, ни один водитель не сможет очень часто нажимать на педаль тормоза, чтобы погасить скорость и не потерять управление. Система АБС была для того и создана, она способна выполнять данное действие с интервалом до пятнадцати раз в секунду. Она не дает колесам полностью заблокироваться, что улучшает управляемость автомобиля и устойчивость на дороге.

    Езда на автомобиле с ABS имеет свои особенности. Эффект торможение, с данной системой, само собой увеличивается. Но нужно помнить, что автомобиль не меняет своего прямолинейного движения. Поэтому забудьте о плавном торможении, на автомобиле с ABS по тормозам нужно именно «бить». То есть, во время экстренного торможения, к педали нужно прикладывать большое усилие. Кроме того, не нужно тормозить двигателем, АБС любит работать сам. То есть, при экстренном торможении, надо отключать двигатель от трансмиссии, нажимая педали тормоза и сцепления одновременно.

    Минусы ABS.

    Один из минусов – человеческий фактор. Многие автолюбители, у которых есть автомобиль с антиблокировочной системой, начинают чувствовать иллюзию полной безопасности, и постепенно теряют концентрацию. Вследствие этого, автомобили с ABS попадают в ДТП чаще, чем автомобили без него.

    ABS действительно уменьшает тормозной путь на скользких дорогах. Но если говорить о сухих и ровных дорожных поверхностях, то здесь, наоборот, тормозной путь может увеличиваться.

    Проблема ремонта и эксплуатации ABS также стоит остро. К примеру, датчики ускорения. Они сильно загрязняются, так как находятся в самой близости от вращающихся деталей. Также, вывести их из строя, или дать сбои в их работе, может люфт подшипников. Стоит только отметить, что система работает почти без перебоев на современных машинах, а сломаться она может только лишь по вине самых автомобилистов, которые пренебрегают правилами безопасности.

    И еще одна проблема, связанная с АБС, это то, что датчики не всегда верно могут среагировать на ситуацию на дороге. Например, представим подъем, потеря на полпути сцепления с дорогой, и резкое нажатие на тормоз. Система может воспринять это как блокировку колес, и даже до упора выжатая педаль газа не поможет удержать автомобиль на склоне. Такая ситуация случается редко, но вполне может быть.

    Сложнее будет тормозить на льду, снеге и песке, с установленными шипованными шинами, так как система может нейтрализовать полезные свойства резины.

    Что ж, после всего сказанного, можно уверенно сказать, что ABS значительно улучшает активную безопасность автомобиля. Сегодня автомобиль, это часть быта и, соответственно, производители стараются упростить его управление как можно больше. Что делает современных водителей менее профессиональными, чем те, которые были лет 30-40 назад. Современный автомобиль должен быть максимально удобным и безопасным для начинающих автолюбителей. И недаром, с 2004 года, оснащение системой АБС, стало обязательным в странах Евросоюза.

    ABS, конечно, вещь полезная, но не следует возлагать на электронику слишком много надежды. Лучше не допускать на дороге таких случаев, когда может включиться антиблокировочная система. Безопасных Вам дорог!

    ABS, ESP – системы безопасности в автомобилях

    Практически все они, даже самые дешевые модели автомобилей, в настоящее время оснащены системами поддержки для вождения. Технологии ABS и ESP – самые популярные. Мы часто видим эти ярлыки в описаниях автомобилей, но знаем ли мы, что это такое, для чего они используются и как они работают? В этой статье мы ответим на вопросы, которые вызывают наибольшее сомнение. Системы помощи при вождении.

    ABS – что это? «Что такое АБС?» – этот вопрос до сих пор задают многие менее ориентированные водители в автомобильной промышленности. Ответ не сложный, ABS ( антиблокировочная тормозная система) – это система, которая предотвращает блокировку колес при торможении. Она была разработана сорок лет назад в Германии, и в настоящее время уже является обязательным оборудованием для новых моделей автомобилей в Европейском Союзе. ABS последнего поколения спроектированы таким образом, чтобы не допустить ухудшения устойчивости автомобиля при торможении. Эта электронная система помощи незаменима в автомобилях – повреждение датчика ABS приводит не только к снижению комфорта при вождении, но и к реальной угрозе безопасности. Поскольку мы уже знаем, для чего он нужен, давайте теперь посмотрим, как он функционирует.

    ABS – как это работает?

    Принцип работы системы ABS прост. Функционирование механизма основано на пульсирующем манипулировании тормозными силами, чтобы удерживать колесо на пределе скольжения. Вопреки общепринятому мнению, антиблокировочная тормозная система не была изобретена для сокращения аварийного тормозного пути. Тем не менее, это может улучшить эффективность торможения. ABS может явно сократить расстояние, необходимое для остановки транспортного средства, водитель которого неправильно маневрирует. Механизм в первую очередь отвечает за что-то другое, его задачей является улучшение рулевого управления и устойчивости автомобиля при замедлении.

    Датчик АБС и его принцип работы. Как проверить датчик ABS?

    Правильная работа электронной системы помощи при торможении имеет решающее значение для безопасности вождения. Если индикатор ABS постоянно включен, это означает, что система неисправна. Другим признаком поломки датчика ABS может быть блокировка колеса при резком торможении. Конструкция системы ABS сложна – поэтому, если у нас происходит сбой или у нас создается впечатление, что датчики не работают должным образом, мы должны срочно посетить специалистов.

    Как тормозить от АБС? Неоспоримым преимуществом системы ABS является простота ее использования водителем. Как тормозить с АБС? Не усложняйте ситуацию слишком сильно и нажмите педаль тормоза до упора и удерживайте ее до полной остановки автомобиля. Система АБС зафиксирует сильное нажатие тормоза в качестве сигнала для максимально быстрой остановки автомобиля. Задача водителя – заблокировать колеса, а технология гарантирует, что колесо удерживается на пределе скольжения.

    Торможение с АБС. Торможение с АБС зимой

    Зимой электронный помощник может функционировать немного иначе. Разница в характеристиках особенно заметна при движении по обледенелой дороге. Система, управляющая насосом АБС, затем активируется на очень низких скоростях, даже когда тормоз используется слегка. Запуск системы ABS на очень скользкой дороге может привести к увеличению тормозного пути. Угрозой также является возможность частичной потери контроля над автомобилем.

    ESP – что это? Если действие ABS уже ясно многим водителям, то, как система ESP работает для большого числа людей, все еще остается своего рода «секретным знанием». Вот почему мы спешим объяснить тем, кто не знаком с технологиями: ESP – это электронная программа стабильности. Изначально технология была добавлена ​​только к автомобилям из премиального сегмента, однако наряду с ее прогрессивным развитием она также использовалась для более дешевых и популярных моделей автомобилей. С 2011 года программа электронной стабильности стала обязательной для автомобилей, продаваемых в Европейском Союзе. Система ESP ограничивает риск опасных ситуаций вождения. Системные датчики обнаруживают риск скольжения на начальном этапе и предотвращают его. Стабилизатор облегчает поддержание правильного пути. Особенно полезно при движении по скользкой земле или при внезапных маневрах.

    Электронная программа стабилизации в машине. Как работает ESP? ESP – принцип работы.

    Система стабилизации в автомобиле чрезвычайно полезна для техники водителей. На основе данных, собранных датчиками, размещенными в автомобиле, система контролирует тягу и траекторию движения автомобиля. Когда автомобиль начинает движение в направлении, отличном от того, которое может возникнуть в результате маневров рулевого управления, система контроля тяги ESP тормозит отдельные колеса и снижает крутящий момент двигателя. Таким образом, он восстанавливает контроль водителя над автомобилем. Результатом всех действий, выполняемых системой, является стабилизация пути.

    ESP на снегу

    Система ESP в автомобиле должна быть включена почти всегда, независимо от времени года. Что если горит ESP? Это указывает, что система поддерживает действия водителя. Некоторые водители считают, что ESP мешает им при езде по снегу. Нежелание использовать технологии, облегчающие управление автомобилем в опасных условиях, должно вызывать удивление. Особенно зимой стабилизация трассы определенно полезна. Принятие здравого смысла к передовым технологиям может помочь избежать некоторых опасных ситуаций на дороге. Только в экстремальных ситуациях может быть хорошей идеей отключить систему стабилизации. Контроль тяги не рекомендуется при движении по глубокому снегу или грязи. Технология также затрудняет передвижение с цепями.

  • Ссылка на основную публикацию