Что лучше — ксенон или биксенон?

Чем отличается ксенон от биксенона и что лучше?

О том, что автомобиль является средством повышенной опасности, известно, пожалуй, всем, однако особенно ярко это проявляется при вождении машины в темное время суток или в условиях ограниченной видимости. При движении ночью, в тумане, во время сильных атмосферных осадков очень важно, чтобы машине были установлены действительно мощные и надежные источники света.

На сегодняшний день таковыми являются современные газоразрядные лампы, которые обычно называют просто «ксенон» или «биксенон». Сейчас мы расскажем о том, что такое ксенон, чем он отличается от биксенона и что лучше выбрать на свой автомобиль.

Что такое ксенон

Функционирование ксеноновых ламп основана на том, что в них образуется электрический разряд, сопровождающийся довольно мощным излучением в диапазоне видимого спектра. Основное отличие этих источников света от традиционных ламп накаливания состоит в том, что в них нет никакой нити. Свет излучается инертным газом, в среде которого проходит высоковольтный разряд.

Важно, что он никогда не меняет свое направление и всегда остается постоянным (а если выражаться точнее и технически грамотнее — его состояние является стабильным при наличии определенного напряжения и соответствующей газовой среды). В отличие от обычных ламп накаливания, ксеноновым для работы необходимо создать высоковольтный импульс. Этим занимается специальный электронный блок розжига, имеющийся в каждой фаре, рассчитанной на использование такого типа источников света.

Ксеноновые лампы имеют существенно больший срок службы, чем лампы накаливания, однако и стоят дороже. Есть у них, однако, и один достаточно серьезный недостаток. По сути дела, он является «оборотной стороной» такого достоинства этого прибора, как высокая степень стабильности излучения. Дело в том, что она приводит к невозможности получить от ксенона больший или меньший световой поток, чем тот, на который он изначально рассчитан. На практике это означает, что такие лампы в автомобильных фарах используются только для обеспечения ближнего света. По этой простой причине в ксеноновых фарах в действительности устанавливается две лампы: ксенон для ближнего и «галогенка» для дальнего света. Чтобы исправить этот недостаток были разработаны и успешно внедрены в производство лампы биксеноновые.

Что такое биксенон

Физический принцип, за счет которого они функционируют, точно такой же, как и у ламп ксеноновых: образование электрического разряда в инертном газе, сопровождающееся световым излучением. Разница состоит лишь в том, что биксеноновые лампы совмещают в себе функции ближнего и дальнего света. Собственно говоря, именно об этом и свидетельствует приставка «би».

Для того чтобы «обойти» ограничение, связанное со стабильностью светового потока, инженеры конструкторы этого источника света пошли на небольшую, но оказавшуюся в итоге весьма эффективной хитрость. Внутри лампы они разместили специализированное устройство, которое представляет собой так называемую экран-лампу. Она представляет собой светящуюся колбу, которая может перемещаться под управлением специального магнита. В итоге получается, что в различных пространственных положениях экран-лампа обеспечивает разный световой поток. Таким образом, биксенон переключается с ближнего света на дальний.

Чем отличается ксенон от биксенона

Основным различием между ксеноном и биксеноном, как это уже было описано выше, является организация фокусирования светового потока. По всем стальным технически и эксплуатационным параметрам (степень яркости, надежность, экономичность) они практически не отличаются друг от друга.

Есть, правда и экономический аспект, который для очень многих отечественных автомобилистов играет весьма значительную роль. Дело в том, что в силу особенностей своей конструкции биксеноновые лампы обходятся существенно (как минимум на 50%) дороже ксеноновых, и зачастую именно это обстоятельство становится ключевым в выборе именно последних.

Среди российских автолюбителей наиболее популярной является комбинация, при которой ксенон используется для обеспечения ближнего света фар, а галогенные лампы — дальнего. Кстати говоря, именно такой вариант большинство выбирает еще и потому, что эксплуатирует свои машины в основном в пределах городов, где дальний свет практически никогда не требуется.

Читайте также: Метан или пропан — что лучше на авто?.

Что лучше ксенон или биксенон

Учитывая все сказанное выше, оказывается, что ответить на этот вопрос однозначно просто не представляется возможным. В то же самое время определиться с тем, какой из этих двух вариантов фар предпочтительнее в каждом конкретном случае, достаточно просто.

Если автомобилист не очень стеснен в денежных средствах и, к тому же, достаточно часто колесит по загородным трассам, то ему лучше всего остановить свой выбор на биксеноновых источниках света для фар. Они обеспечат и ближний, и дальний свет, будут работать долго и беспроблемно (при условии, естественно, грамотной эксплуатации). Если же выезда за город случаются редко, то вполне подойдет и обычный ксенон в комбинации с «галогенкой».

В любом случае, необходимо обязательно иметь в виду, что ксеноновые и биксеноновые лампы — это источники света, работающие при высоком напряжении. Поэтому если с ними случаются какие-либо проблемы, необходимо как можно быстрее обращаться в специализированный сервисный центр для их устранения. В противном случае есть вероятность возникновения возгорания.

Читайте также: Антифриз G11 и G12 — в чем разница.

Видео на тему


В чью пользу делать выбор: ксенон или биксенон — что лучше устанавливать?

Получение отчетливой картины дорожной ситуации в ночных условиях – задача первостепенного характера. Современные дорогостоящие автомобили оснащаются инновационными светодиодными блоками, управляемыми целым интеллектуальным комплексом. Владельцам же бюджетных авто пока только предоставляется возможность перейти с галогеновых на ксеноновые источники освещения.

Определяем отличие ксенона от менее популярного биксенона: конструктивные и визуальные особенности

Новичок в автомобильном деле, крайне недовольный штатным светом фар, наверняка сперва попытается поправить ситуацию путем элементарной замены лампочек. Перед тем, как осуществить выбор ламп высокой яркости, необходимо ознакомится с соответствующим классом осветительного оборудования, который представляют Xenon и Bixenon.

Основное визуальное отличие ксенона от биксенона состоит в режимах их работы. Так, обычный Xe источник света, без усовершенствования конструкции оптики, может работать только в режиме ближнего освещения. Биксеноновая же лампа имеет возможность подсвечивать предметы еще и в режиме дальнего света.

Переключение режимов освещения в установке Bixenon осуществляется за счет изменения положения светящейся дуги: электроды расположены в подвижном корпусе, который способен перемещаться внутри колбы по команде электроники. Конструкция же обычной Xe монолампы предполагает жесткую фиксацию электродов внутри колбы, не предоставляя им возможности изменять положение.

При рассмотрении вопроса «ксенон или биксенон и что лучше», стоит учитывать конструктивные и визуальные различия ламп, а также их соответствие определенным типам фар. Блоки головного освещения современных автомобилей делятся на два вида:

  • моно, в которых устанавливаются лампы с совмещенным ближним и дальним;
  • раздельные, где на каждый режим освещения выделена своя лампа.

Исходя из этого, лампы головного света с двумя нитями накаливания могут быть заменены только на биксенон. Двухрежимный ксенон можно установить и в фары раздельного типа.

Кто фаворит: ксенон или биксенон и что лучше использовать?

Целесообразность установки биксеноновых пакетов освещения многими опытными водителями ставится под сомнение. Счастливые обладатели сверхяркого света от ламп Bixenon, довольствующиеся совсем недавно галогеновым освещением, неоднократно отмечают, что в режиме дальнего света картина либо не изменилась, либо немного ухудшилась.

Эта проблема кроется в отличии свойств биксенона от идентичного ксенона и дополнительно обуславливается конструкцией фары:

  • ксеноновый свет, спектр которого по мере возрастания температуры приближается к синему цвету, обладает куда более высокой частотой колебаний волн, нежели галогеновый желтый, и поэтому интенсивно рассеивается;
  • двухнитиевые галогеновые лампы как правило применяются без линз и требуют дополнительного рассеивателя для полноценного освещения попутного участка;
  • ксеноновая лампа, как и биксеноновая, установленная в фару класса Halogen, в режиме ближнего будет слепить встречных водителей, при этом освещая хорошо участок спереди;
  • высокочастотный дальний биксеноновый свет в обычной фаре будет интенсивно рассеиваться, обуславливая низкую яркость расположенного впереди пятна.

Несмотря на низкую эффективность газоразрядных ламп, обусловленную в первую очередь конфигурацией фары, многие автолюбители считают, что лучше установить ксенон или биксенон, нежели располагать более опасным тусклым светом. Специалисты, давая советы этой категории, категорически не рекомендуют устанавливать биксеноновые лампы ввиду их несовершенной конструкции. Правильная же установка ксенона не только менее затратная, а и дает положительный эффект (возможна только в раздельном типе фар!).

Корректность методики монтажа ксенона в фару раздельного типа Halogen состоит в следующем: предварительно устанавливается собирательная линза и полируется рассеиватель фар с целью удалить преломляющие элементы (касается только той части детали, которая отвечает за ближний свет).

В случае правильного монтажа моноксеноновых ламп обеспечивается высокая интенсивность освещения за счет искусственного фокусирования пучка света в одном месте. Встречные водители при этом не ощущают дискомфорта. Лампу дальнего света рекомендуется оставить галогеновой.

Если ближний и дальний совмещены в одной галогеновой лампе

Владельцам фар типа моно с отличиями негативного характера биксенона от ксенона считаться не приходится: лучшими безусловно считаются первые. Однако мало кто знает, что существует весьма удачная альтернатива газоразрядным лампам двойного действия: биксеноновые линзы.

Модернизированная оптика обладает следующими особенностями:

  • билинза работает только с обычной моноксеноновой лампой;
  • конструкция линзы предусматривает наличие «шторки», управляемой кнопкой;
  • корпус линзы имеет свой тип цоколя;
  • крепление устройства осуществляется на корпус, в котором расположен цоколь галогеновой лампы, с применением универсальных проставочных колец.

Переключение между ближним и дальним режимами происходит мгновенно и без лишних вспышек. Функционирование газоразрядных ламп в таких условиях гарантирует высокую эффективность осветительного прибора, поскольку поток лучей собирается линзой, генерирующей световой поток определенной геометрии.

Оптимальные свойства: какой биксенон обладает компромиссными характеристиками и лучше подходит для ночной поездки

Лампы ксенонового или биксенонового класса в первую очередь подразделяются по величине цветовой температуры. У галогеновых источников света этот показатель лежит в диапазоне 3 000-3 200 К. Электрическая дуга ксеноновой лампы имеет куда большую температуру – 4 300 К и выше.

Ответ на вопрос: «какой биксенон лучше и приятнее для глаз»? — дает именно величина цветовой температуры: чем она выше, тем сильнее в световом пятне будет преобладать синий оттенок. Последний же вызывает высокую напряженность зрительных органов, провоцируя преждевременную усталость. Оптимальным считается белый свет с небольшим желтоватым оттенком, который демонстрируют ксеноновые или биксеноновые фары с характеристикой 4 300-5 000 К.

Увеличение температуры негативным образом отражается и на качестве освещения: чем выше цифра в Кельвинах, тем интенсивнее рассеивается свет вследствие повышения частоты колебаний световой волны. В этом случае форма собирающей билинзы может и не справится с объединением лучей в одно световое пятно. Установка дополнительной маски вокруг рабочей части линзы немного поправляет картину в лучшую сторону.

В процессе выбора, что лучше установить: ксенон или биксенон — следует учитывать цену и репутацию компании. Светящаяся дуга в более дорогих лампах не отклоняется от оси электродов, демонстрируя стабильно яркий пучок света. Статичностью расположения дуги дешевые аналоги похвастаться не могут.

Заключение

Двухрежимный биксенон – бюджетная замена «галогенкам» с совмещенным ближним и дальним светом.

Ксенон – лампа, работающая лишь в одном режиме – ближний свет.

Качественная альтернатива биксеноновым лампам – билинзы + обычный Xe источник света. Регулировка ближний/дальний обеспечивается перемещением шторки, установленной в корпусе линзы.

Что выбрать в оптику машины: ксенон или биксенон

Усилия автопроизводителей сконцентрированы на том, чтобы создать для водителей максимально комфортные и безопасные условия управления транспортным средством. Следует признать, что значительная часть автовладельцев разделяет такой подход, стараясь всеми доступными способы улучшить своего четырёхколёсного друга.

Проблема заключается в том, что наиболее оснащёнными в плане безопасности вождения являются топовые модели и максимальные комплектации авто среднего уровня, которые для основной массы потенциальных покупателей в силу ограниченности бюджета недоступны. А ведь так хочется оснастить свою машину современной оптикой, обладающей в разы лучшими техническими характеристиками, и при этом не ослепляющими встречные автомобили!

Читайте также:  Что такое дифференциал и как он работает

Действительно, ксеноновые/биксеноновые фары сегодня уже не редкость на наших дорогах. Приобрести и установить их можно и самостоятельно (при условии легализации таких светотехнических устройств, что само по себе достаточно хлопотно). Но тут возникает дилемма: что лучше устанавливать, ксенон или биксенон?

Как правило, рядовому автомобилисту доподлинно известно только то, что биксеноновые комплекты стоят дороже, из чего делается, в общем-то, вполне справедливый вывод, что они лучше ксеноновых устройств.

Так ли это, мы сейчас и рассмотрим.

Что такое ксенон

В автомобильной промышленности ксеноновые лампы начали использоваться относительно недавно, с начала 90-х годов, хотя были изобретены на полстолетия раньше – первый работающий образец представила компания Osram в 1951 году. Поначалу они использовались преимущественно в кинопроекторах, поскольку генерировали яркий свет в спектре, близком к естественному дневному. В сущности, все современные цифровые и плёночные кинопроекторы используют именно ксеноновые лампы, мощность которых может достигать невероятного значения в 15 кВт.

Что же собой представляют эти лампы? Их принцип действия основан на эффекте образования в газовой атмосфере мощного электрического разряда, сопровождающегося эффектом свечения. То есть ксеноновая светотехника является разновидностью газоразрядных ламп, а в качестве основного агента в них используется, как и следует из названия, инертный ксенон.

И если в лампах тот же эффект достигается благодаря прохождению тока по тонкой металлической нити с разогревом последней до состояния яркого свечения, то в ксеноновых аналогах соединения двух контактов не требуется. Свет генерируется электрическим разрядом наподобие молнии.

Основное преимущество таких ламп заключается в том, что они формируют световой поток с достаточно стабильными характеристиками, поскольку газовая среда в колбе остается постоянной, а блок розжига генерирует напряжение, лежащее в строго заданном интервале.

Главная особенность таких устройств – свечение длится недолго, поэтому чтобы оно было постоянным, необходимо постоянно подавать на электроды лампы высоковольтные импульсы. Но поскольку бортовая сеть автомобиля характеризуется номиналом в 12 В, для формирования тока нужной силы применяется электронный блок розжига, в котором благодаря наличию конденсатора и других электронных компонент происходит накопление электричества с последующим разрядом.

Отсутствие нити накаливания – несомненный плюс, поскольку невысокий ресурс испаряющегося металла и является основной причиной постепенного ухода с рынка классических лампочек Ильича.

Но если в быту наступление светодиодных осветительных приборов сдержать трудно, то в автомобильной отрасли ксеноновые лампы чувствуют себя достаточно уверенно. Правда, невозможность изменения направления светового потока несколько ограничивает сферу их применения – их невозможно использовать в качестве источника ближнего и дальнего света – либо то, либо другое. Чаще всего используется такая комбинация: ближний свет – ксенон, дальний – галогенка (применение двух ксеноновых фар – вариант не самый хороший и с точки зрения стоимости, и по причине дефицита свободного пространства).

Появление биксеноновых фар решило и эту проблему.

Что такое биксенон

Биксенон – это светотехническое устройство, работающее по тому же физическому принципу, что и ксенон. То есть это точно такая же газоразрядная лампа, у которой присутствует и колба, и инертный газ, и бок розжига. Единственное, но очень существенное различие – биксеноновая лампа позволяет получать в едином устройстве два разнонаправленных луча, для дальнего и ближнего света фар.

Если быть более точным, биксеноновые фары, как и ксеноновые, формируют одинаковый луч, но у первых имеется специальная шторка, которая при переключении света на ближний просто закрывает верхнюю часть светопропускной линзы. Впрочем, принцип может быть и иным, здесь важно, что оба разнонаправленных луча формируются в одном устройстве.

В последнее время более популярны биксеноновые автомобильные лампы, у которых вместо обычной колбы имеется экран-лампа. Ей пространственное перемещение производится благодаря воздействию магнита, что и позволяет обеспечивать при разных положениях переключателя неодинаковый по интенсивности и направлению световой поток.

Отличия ксенона от биксенона

Как вы уже поняли, разница между ксеноном и биксеноном заключается в возможности использования разных режимов функционирования.

Ксеноновая оптика обычно используется для режима ближнего света фар, реже – в качестве источника формирования обоих лучей, и ближнего, и дальнего, но в этом случае потребуется не два, а четыре комплекта, что удваивает стоимость таких систем, и так немаленькую. Разумеется, фонари в этом случае будут сдвоенными, предназначенными для раздельного размещения ламп, и это тоже является проблемой, поскольку сохранить прежним размер такого фонаря крайне сложно.

Биксеноновые фары лишены этого недостатка – они могут быть установлены в штатный одинарный фонарь, что делает их более универсальным решением. Понятие универсальности здесь условное, поскольку при самостоятельной установке биксенона всё равно придётся многое доделывать и переделывать, при этом нужно будет и узаконить такую модификацию головного света, что тоже довольно хлопотно и дорого.

Но если говорить об автомобилях, топ-комплектации которых предусматривают установку ксенона/биксенона, то здесь возможностей светового тюнинга у обладателей более приземлённых авто с достаточно бедной комплектацией намного больше.

Световой тюнинг автомобиля

Что касается технических характеристик разных типов световых приборов, то здесь разница между ксеноном и биксеноном практически нивелируется, но по сравнению с галогенной оптикой отличия заметны.

В частности, по значению световой температуры ксенон существенно лучше галогенных ламп: если последние обеспечивают генерацию светового потока с температурой в диапазоне 3-3.4 кК, то у ксеноновых аналогов этот показатель существенно выше: 4.3-5.0 кК.

Ночью оптимальный свет должен иметь белое иди жёлтое свечение. Смещение цветовой температуры вверх по шкале характерен для голубого спектра, который для глаз водителя более утомителен, поскольку предполагает вождение с большим напряжением.

И у ксеноновых, и у биксеноновых ламп именно это и происходит – показатель цветовой температуры может достигать значений порядка 6000 кельвинов. При этом интенсивность рассеивания светового луча также повышается, что можно объяснить ростом частоты колебания световой волны.

Обычной собирательной линзе не по силам справиться с необходимостью фокусировки рассеянного светового потока в более чёткий и направленный луч, поэтому в газоразрядных световых приборах используют металлический экран, сносно справляющийся с поставленной задачей.

Впрочем, такие тонкости не столь важны, ведь по яркости, цветности и другим характеристикам различия между ксеноном и биксеноном не принципиальны. Но зато может иметь место несовместимость на уровне цоколей. Пользователи отмечают, что биксеноновая оптика служить чуть меньше, что можно связать с более сложной конструкцией этих световых приборов.

Кроме режима использования, концептуальное отличие между этими типами светооптики заключается в стоимости. Обычные ксеноновые комплекты намного дешевле, но стоит учитывать, что вам придётся решать проблему дальнего света – возможно, за счёт приобретения второго ксенонового комплекта, что будет уже дороже биксенона с его монолинзой.

В последнее время рынок предлагает более элегантное решение – так называемые билинзы, позволяющие совмещать в ксеноне оба типа луча, дальний и ближний.

В целом автовладелец, намеревающийся заменить штатную галогенную оптику на газоразрядную, должен учитывать следующие факторы:

  • ксеноновые комплекты обычно используются для обеспечения работы в режиме ближнего света;
  • двухрежимный биксенон – альтернатива совмещённым галогенкам (такая оптика на сегодня считается самой распространённой);
  • билинзовый ксенон может оказаться предпочтительнее биксенона, но это технология, которая пока еще хорошо не апробирована.

Отметим также, что внешне отличить ксенон от биксенона по самой колбе затруднительно – они одинаковые, а вот патрон у би чуть больше, как и количество проводов.

Что лучше: XE или BI

Прежде чем делать окончательные выводы, перечислим достоинства и недостатки обеих технологий.

Начнём с того, что для многих автовладельцев установка ксенона – это вопрос престижа, лежащий в иррациональной области. Дело в том, что многие модели оснащаются газоразрядной оптикой только в максимальной комплектации, и обладатели менее дорогих авто как бы чувствуют себя обделёнными. Что ж, психология – это великая сила, но недооценивать эксплуатационные характеристики ксенона/биксенона никак нельзя. Пор сравнению с обычными галогенками ксеноновая оптика менее требовательная к электроэнергии, потребляя её примерно вдвое меньше.

Но есть и другие достоинства:

  • по уровню яркости преимущество ксенона/биксенона тоже более чем ощутимое: 3000-3200 люмен (у галогенок с этим намного скромнее – 1500 люмен). Такая добавка позволяет существенно повысить безопасность при поездках в ночное время суток. К сожалению, пока ксенон не стал массовой технологией, этот тезис касается только относительно небольшой доли транспортных средств;
  • долговечность – ещё один важный фактор, который нельзя не учитывать при оценке целесообразности установки современной оптики. Средний ресурс ламп на основе ксенона – порядка 3000 часов, у галогенных аналогов время наработки на отказ примерно вдвое меньше. Здесь тоже всё предельно ясно: сказывается отсутствие нити накаливания;
  • о низком энергопотреблении мы уже говорили. Следствие – уменьшение нагрузки на генератор и некоторое снижение потребления топлива;
  • улучшение видимости дороги при тумане и других похожих природных явлениях. В этом аспекте биксенон даст фору и галогенкам, и светодиодной головной оптике. Так что если вы помышляете о монтаже/замене противотуманок, то установка биксенона сделает эту операцию невостребованной;
  • отсутствие ослепляющего действия светового луча на встречный автотранспорт тоже входит в число плюсов ксеноновых фар, но при условии их правильной регулировки – в противном случае будем иметь обратный эффект.

Установка ксенона на машину

А теперь поговорим и о недостатках ксеноновой/биксеноновой оптики:

  • высокая стоимость, ели говорить о массовом распространении любой новой технологии, считается основным сдерживающим фактором. Не является исключением и ксеноновая автомобильная оптика. Учитывая её молодой возраст, надеяться на резкое снижение цен в обозримом будущем не приходится. Именно поэтому на бюджетные машины такие устройства штатно не устанавливают. Хочется надеяться, что пока;
  • сложность самостоятельной установки. Действительно, газоразрядные лампы используют принципиально другой метод свечения, поэтому и конструкция такой оптики сильно отличается от традиционной. А это означает, что при монтаже придётся вносить немало изменений в конструкцию автомобиля, что потребует обязательной легализации такой светотехники. Иначе проблемы с дорожной автоинспекцией неизбежны;
  • существует также такая проблема, как совместимость, по крайней мере, на уровне цоколей. Если с этим всё в порядке, нужно убедиться и в возможности установки ксенона/биксенона на конкретную модель авто. Для этого посмотрите, имеется ли на фаре маркировка «К». Если нет – придётся покупать новые блок-фары;
  • наконец, нельзя не отметить, что за езду с неправильно или неправомерно установленными биксеноновыми фарами полагается наказание в виде лишения прав. Проще всего легализовать такую оптику, доверив её установку сертифицированному центру, но это будет дорого (сравнимо со стоимостью самого комплекта автооптики). При самостоятельной установке часть средств можно сэкономить, но придётся потратить на порядок больше времени на беганье по инстанциям. Этот фактор следует учитывать и при покупке ТС с пробегом – если на нём присутствуют ксеноновые фары, поинтересуйтесь, они штатные или установлены самостоятельно. В последнем случае требуйте соответствующие разрешительные документы.

Подведя итоги всему вышесказанному, ответить на вопрос, что лучше, ксенон или биксенон, в целом весьма затруднительно. Но в конкретных случаях выбор сделать не так уж сложно.

Так, если вы не стеснены ограниченным бюджетом, при этом ваш режим езды предполагает частые поездки по загородным автотрассам в тёмное время суток – лучше выбрать биксенон. Он намного ярче галогенок и позволяет без проблем использовать интенсивный световой луч в обоих режимах.

Если вы намного больше колесите по городу, вполне достаточно будет комбинации ксенон + галогенка. Если не жалко денег – можно установить и по две ксеноновые колбы на каждую фару – это обойдётся дороже, но будет более надёжно и долговечно.

Читайте также:  Виды и типы автомобильных стекол и их маркировка

Ксенон или биксенон: что лучше выбрать

Многие современные тренды в автомобилестроении направлены на повышение безопасности дорожного движения. Для этого разрабатываются и внедряются всё новые системы, узлы, агрегаты и аксессуары. Но главным виновником ДТП, совершаемых в тёмное время суток, было и остаётся плохое освещение – недостаточно хорошее или избыточно яркое. Так уж устроен человеческий глаз, что в темноте он видит гораздо хуже, а если учесть, что транспортное средство движется на большой скорости, то риск не заметить потенциальную опасность (другой автомобиль, пешеход, животное) всегда не равен нулю. Именно по этой причине многие автовладельцы стремятся модернизировать эту компоненту, устанавливая на своё авто ксеноновую или биксеноновую головную оптику.

Но что интересно – зачастую они слабо себе представляют, что представляет собой эти оптические приборы, как устроены, каковы различия между ними и насколько правомерной является их самостоятельный монтаж. С этими вопросами мы и постараемся разобраться.

Что такое ксенон

Под данным термином следует понимать разновидность газоразрядной лампы с более интенсивным световым потоком, чем у обычной галогенной лампы. Источником фотонов в такой оптике является свечение ксенона, заполняющего вместе с солями металлов пространство колбы. Оно инициируется посылкой электрического дугового разряда между парой соседних электродов. Данный процесс будет эффективным только при высокой концентрации атомов этого инертного газа, поэтому в колбу он закачивается под давлением порядка 30 атмосфер, а в рабочем режиме этот показатель вырастает до 120 атмосфер. Другим необходимым условием горения ксеноновой лампы является наличие тока высокого напряжения, за что отвечает высоковольтный блок. Современные ксеноновые лампы обеспечивают световой поток мощностью 80 лм/Вт (у «галогенок» он вдвое меньше).

Оптика с применением ксенона даёт белый, голубой или синий оттенок, в большинстве случаев используются лампы с голубизной. Считается, что ксенон безопаснее и намного экономичнее галогенных источников света. Но из-за мощного светового потока использование такой оптики запрещено без наличия специальных рассеивающих линз, поскольку в этом случае ваша машина будет ослеплять водителей встречных транспортных средств.

Чем же отличается ксеноновая лампа от биксеноновой? Строго говоря, ничем, то есть общий принцип функционирования одинаков. Но ксенон, даже будучи оснащённым рассеивающей линзой, допустимо использовать только в качестве источника ближнего света фар. Если конструкция фары предполагает использование раздельных ламп ближнего/дальнего освещения, на ближний можете смело ставить ксенон. На многих моделях авто он устанавливается штатно либо как дополнительная опция.

Что такое биксенон

Что касается биксеноновой оптики, то здесь имеется возможность переключения между ближним и дальним светом. В старых конструкциях такая возможность реализовывалась посредством встраивания в линзу специальной шторки, занимающей одно из двух положений. При её смещении направление свечения изменяется, смещаясь вверх или вниз. Конструкция может быть разной (например, есть варианты, где смещается сама колба, меняя фокусное расстояние линзы), но в любом случае в качестве исполнительного механизма используется электромагнит.

Таким образом, биксенон позволяет получить в одной колбе оба вида автомобильного освещения. Разумеется, из-за сложности конструкции стоимость биксеноновой оптики будет заметно выше.

Отличия ксенона от биксенона

Если при замене галогенных ламп в принципе никаких ограничений не существует, кроме несовместимости по цоколю и форме/размеру линзы, то с газоразрядными лампами на основе инертных газов всё не так просто. Так что когда вас не удовлетворяет свет родной оптики, а замена лампочки на новую или более мощную не дала результата, имеется альтернатива – переход на ксеноновый свет. Однако он возможен далеко не всегда.

В любом случае перед походом в автомагазин следует внимательно изучить особенности тех светотехнических устройств, которые вы намереваетесь использовать. В частности, ксеноновая оптика имеет достаточно простую конструкцию, предполагающую получение светового потока постоянной направленности и интенсивности. Что касается второй особенности, то здесь, конечно, под постоянством следует понимать временную относительность – через определённое время даже газоразрядная лампа становится тусклее. Но в целом важно только то, что простого способа регулировать ни направление свечения, ни яркость не существует.

Итак, в чем состоит основная разница между ксеноном и биксеноном? Первый тип оптики используется только в качестве ближнего света фар. Второй является универсальным, в биксеноне имеется возможность переключения направления светового луча. Конструктивно обе лампы представляют собой единичную колбу, но в устройстве с приставкой «би» есть встроенный механизм, осуществляющий переключение между высоким и более низким режимами освещения участка дороги перед автомобилем. Реализуется такой механизм, как мы уже отмечали, по-разному. Например, посредством перемещения корпуса внутри колбы по отношению к неподвижным электродам.

Высоковольтные блоки у обоих типов оптики абсолютно одинаковы. Можно даже сказать, что блок розжига вместе с внешней упаковкой являются единственными совместимыми между собой деталями, хотя на бытовом уровне это не имеет значения – как и любые световые приборы, газоразрядные не подлежат ремонту.

Кроме конструктивных особенностей, имеются различия между ксеноновой и биксеноновой оптикой и по части характеристик светового потока. И уж тем более заметны эти различия в сравнении с галогеновыми лампами – у них средняя величина лежит в границах 3000-3250 К, в газоразрядной оптике с ксеноном этот параметр достигает значений порядка 4400-5000 К.

Чтобы освещение дорожного полотна было оптимальным, требуется световой проток белого или жёлтого оттенков спектра. При смещении в синюю сторону наблюдается максимум цветовой температуры, но такой цвет утомителен для зрения. И ещё один нюанс. Чем выше показатель в Кельвинах, тем больше относительная интенсивность рассеивания потока фотонов. Это связано с ростом частоты колебаний световой волны. Для линзы собирательного типа функция объединения световых лучей в единый направленный поток не всегда возможна, поэтому используется металлический экран, для которого такая задача вполне по силам.

Наконец, стоит рассказать и о том, что технические показатели могут существенным образом отличаться и в рамках одного типа светооптики. Так, в дорогих ксеноновых лампах поток света остается стабильным относительно к оси электродов, что положительным образом сказывается и на устойчивости показателя яркости. У бюджетных моделей такой стабильности не наблюдается.

Рассмотрим различия между биксеноном и ксеноном на уровне технических параметров:

ТеххарактеристикиКсеноновая оптикаБиксенон
Тип свеченияТолько ближний свет фарДальний/ближний свет
Яркость, ЛмМаксимум 32002500-2850
МощностьТолько 35 Вт35/50 Вт
КПД92-95%70-72%
Особенности монтажаТребуется спецоборудование, часто вместе с перепрограммированием БКТребуется спецоборудование
СтоимостьЗависит от производителя, встречаются предложения по доступной ценеДорогие

Что касается конкретных цен, то комплект ксенона обойдётся вам в 1300-5000 рублей, биксеноновая оптика со сравнимыми характеристиками будет стоить порядка 2500-7500 рублей.

Что лучше

Вопрос непростой и неоднозначный. Многие автомобилисты, испробовавшие биксеноновую оптику, считают нецелесообразной установку такого пакета светотехники, поскольку, перейдя на такой вид автомобильного освещения с галогенного, они утверждают, что при включении дальнего света освещение дорожного полотна практически не меняется.

Чем это можно объяснить теоретически? У галогенных фар цвет спектра – жёлтый. Смещение спектра в голубую область означает увеличение цветовой температуры и одновременный рост частоты колебаний световых волн. Из-за этого такой свет рассеивается более интенсивно, несмотря на изначально большую яркость.

Ещё один момент: двухнитевые галогенки устанавливаются без линз, и чтобы добиться полноценного освещения участка трассы, требуется использование рассеивателя. У ксенона/биксенона ситуация несколько иная. Так, если смонтировать такую лампу в фару, где стоял галогенный аналог, она будет в режиме ближнего света фар (БСФ) ослеплять встречных водителей. Однако проблем с освещением дороги не будет. Установка биксенона в обычную фару приведёт к тому, что высокочастотный пучок будет рассеиваться, яркость светового пятна на дальнем участке освещаемой дороги будет низкой, то есть выгода по сравнению с галогенкой будет минимальна. При этом для встречных машин яркость вашего света будет намного выше, что, конечно же, не очень хорошо с точки зрения безопасности дорожного движения.

Тем не менее для значительной части водителей эти доводы меркнут по сравнению с возможностью использовать вместо неяркого, тусклого освещения более интенсивное.

Но если выбирать между ксеноном и биксеноном, то здесь большинство аргументов (хотя и не решающее) – в пользу ксенона. Такая оптика боле простая конструктивно, то есть по определению более надёжная. Кроме того, монтаж ксенона – процедура менее затратная финансово, а результат будет практически идентичным.

Чтобы корректно установить ксенон в обычную галогенную лампу раздельного типа (а по-другому и не получится), следует выполнить два условия:

  • предварительно смонтировать линзы;
  • выполнить тщательную полировку рассеивателя фар.

В этом случае конструкция оптического прибора будет избавлена от элементов, преломляющих световой луч.

При установке в такую же фару многоксеноновой лампы добиваются приемлемого уровня интенсивности освещения дорожного полотна посредством искусственной фокусировки пучка света в необходимом участке оптического прибора. Но главное, что при таком подходе встречные водители не будут ощущать сильного дискомфорта от такого освещения. Разумеется, в отсеке для лампы ДСФ нужно оставить галогенку, поскольку ксенон там не допустим.

Постепенно уходят в прошлое времена, когда газоразрядные лампы с инертным газом устанавливались только на автомобили представительского класса – сегодня ими комплектуется большинство моделей среднего ценового уровня (в максимальной комплектации).

Многих из тех, кому не повезло, такая ситуация не устраивает, но зачастую монтаж ксенона/биксенона вызван даже не необходимостью, а вопросами престижа. Между тем ксенон по сравнению с обычной автооптикой обладает рядом преимуществ:

  • экономия электроэнергии примерно двукратная по сравнению с галогенками. Если вы ездите в сумерках и ночью часто и много, то сможете уменьшить нагрузку на генератор и заодно снизить расход горючего;
  • значительная разница наблюдается и в отношении силы светового потока (у галогенной оптики этот показатель – около 1500 люмен, у ксеноновой/биксеноновой – до 3200 люмен). Другими словами, для водителя использование ксенона увеличивает безопасность и, разумеется, комфортность вождения в темноте;
  • что касается ресурса, то и здесь очевидное (тоже примерно двукратное) преимущество не на стороне галогенных ламп: 3000 часов наработки на отказ против 1500. Это легко объясняется отсутствием нити накаливания – самого слабого звена обычных ламп;
  • если на машине отсутствуют штатные противотуманки, то биксеноновые фары успешно справятся с этим природным явлением. В отличие от светодиодной оптики, такой свет не будет формировать белесую пелену, которая никак не помогает улучшить видимость;
  • если биксеноновая оптика установлена правильно, с линзированием, то она не будет ослеплять водителей встречного транспорта, при этом уровень освещённости дороги будет намного выше.

Разумеется, у ксеноновых фар имеются и недостатки:

  • главенствующим можно назвать фактор стоимости. Дороговизна готового комплекта – одно из основных препятствий на пути массового распространения этой технологии. При этом стоит учитывать и стоимость самих ламп, и цену блоков розжига, и стоимость монтажа, если выполнять эту процедуру не самостоятельно (а на это может решиться далеко не каждый автовладелец). Так что для бюджетных авто ксенон – слишком дорогое удовольствие;
  • второй момент – это сложность установки. Без наличия соответствующего опыта, даже при использовании подробной инструкции, можно наделать столько ошибок, что может пострадать остальное электрооборудование. Кроме того, самостоятельный монтаж – это гарантированные сложности при общении с представителями ГИБДД. Нужно обращаться в сертифицированный сервис, которого может не оказаться в вашем городе. И опять же это будет стоить денег;
  • вопросы совместимости. Далеко не все модели автомобилей подходят для установки биксенона, а тем более ксенона. Так что перед покупкой такой автооптики изучите фары вашей машины: если на них присутствует буква «К», то всё в порядке. В противном случае замене подлежит и вся блок-фара;
  • проблемы с законом. При неправильном подключении ксеноновой оптики вам придётся столкнуться с тем, что любая остановка работником ГАИ грозит лишением прав. Избежать этого, как мы уже отмечали, можно, обратившись в автосервис, имеющий сертификат на производство таких работ. Там специалисты обязательно проверят, насколько правильно рассеивается свет от ксеноновых фар, и выдадут вам разрешительные документы установленного образца. Если вы приобретаете авто на вторичном рынке с биксеноном – поинтересуйтесь у старого владельца, штатное это освещение или смонтированное самостоятельно. Если последнее – поинтересуйтесь о законности такого монтажа.
Читайте также:  Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Легален ли ксенон/биксенон в России

Сами ксеноновые фары в нашей стране не находятся под запретом, иначе машины с такой оптикой у нас бы не производились и не поставлялись. Но это не означает, что она полностью легальна: установка биксенона допустима только при соблюдении определённых требований:

  • такие лампы должны быть совместимы со штатными фарами вашего автомобиля;
  • ксеноновая оптика должна быть оснащена дополнительным оборудованием (омывателем и корректором фар).

Всё вышесказанное касается импортных моделей. Наверняка многих их вас интересует вопрос, а насколько правомерен монтаж биксенона на отечественные модели легковых авто? Здесь, к сожалению, ответ будет отрицательным. Оптика наших машин не предназначена для осуществления подобной модернизации. Можно было бы попробовать заменить блок-фары, но это тоже не допускается действующими Правилами. Более того, вы не найдёте в розничной продаже такие сертифицированные фары, позволяющие устанавливать газоразрядную оптику.

Но если вы склонны к риску и очень хотите установить на своё авто усовершенствованную и в определённой мере престижную светооптику «колхозным» способом, прислушайтесь к нашим рекомендациям.

Хотя видимость дороги лично для вас улучшится, в целом на безопасности движения это может сказаться негативным образом. Ослепляя встречные транспортные средства (а это при самостоятельном монтаже очень даже вероятно), вы подвергаете опасности и себя, и жизни других людей. В случае совершения ДТП ваша вина будет очевидной.

Вы можете убедить себя, что различия минимальны, поскольку вы в этом убедились лично, но это самообман. Статистика на этот счёт не лжет, и она далеко не безобидная. При желании вы и сами можете найти видеоматериалы с описанием последствий ослепления одного из водителей.

Если всё дело только в престиже – что ж, и здесь имеется альтернативный вариант: купите галогенные лампы с повышенной светоотдачей. У них свечение тоже смещается в голубую сторону спектра, при этом кошелёк и безопасность не пострадают.

Помните, что, согласно части 3 статьи 12.05 КоАП, управление транспортным средством, на котором установлены самовольно ксеноновые источники света в фарах, конструкция которых не предполагает монтаж таких ламп, карается лишением ВУ сроком на 6-12 месяцев с обязательной конфискацией незаконно установленной автооптики вместе с дополнительными приспособлениями. То есть никаких штрафов, сразу же лишение прав!

Что лучше ксенон или биксенон

Весной 1802 года русский исследователь с редкой фамилией Петров, по имени Василий, решил разобраться с электропроводностью угля. Розетку 220 вольт мог позволить себе не каждый исследователь, поэтому Петров подключил угольный стержень прямо к высоковольтной батарее. Но вот незадача, угольный стержень треснул пополам, а пока исследователь не успел отключить клеммы от батареи, между двумя кусочками угля проскочила искра, а после место разлома начало светиться, аки солнце. Так был открыт электродуговой разряд, который сегодня светит в доброй половине легковых автомобилей дальним или ближним светом.

Содержание:

Что такое ксеноновая лампа

Угля там, конечно, нет, да и свечение сильнее. Эту историческую справку мы привели просто для того, чтобы долго не объяснять, что такое ксеноновые лампы. Говоря о них, надо забыть все, что мы знали до сих пор об автомобильных фарах, потому что ксенон — совершенно другой источник света. Если в обычной лампе светится нить накаливания в вакууме или в среде газа, галогенов, например, то в ксеноновой лампе ничего подобного нет.

Ксенон — это газоразрядная лампа и светится в ней не вольфрамовая нить, а благородный газ ксенон. Поэтому струсить ее невозможно, а свет от такой лампы имеет гораздо большую интенсивность, другую температуру свечения и служит она на порядок дольше, чем лампа накаливания.

Как работает ксеноновая фара

Все бы хорошо, но для того чтобы разряд произошел, необходимо где-то найти напряжение минимум в двадцать четыре тысячи вольт. На борту автомобиля отыскать такое высокое напряжение очень сложно, поэтому ксеноновые лампы оборудуются так называемым блоком розжига. Блок розжига кратковременно генерирует необходимое напряжение, а во время работы поддерживает его на уровне 40-80 вольт. И здесь, кстати, нужно быть очень внимательным. Дело в том, что не все ксеноновые лампы одинаковы. Лампа D2S и лампа D1S — не взаимозаменияемы. Несмотря на то, что обе они имеют интегрированный инвертор, напряжение работы у них может быть разным.

Следовательно, чтобы ксеноновая лампа на борту автомобиля заработала, необходимо иметь:

  • ксеноновую лампу;
  • линзу под ксенон;
  • специальный светофильтр, плафон фары;
  • блок розжига и инвертор.

Только тогда она будет нормально работать. Но и это не все. Видите, в списке числятся не просто приборы для запуска электрической дуги. Ксеноновая лампа не сможет нормально работать в обычной фаре с отражателем, ей обязательно необходима линза, для концентрации яркого пучка света, и специальный рассеиватель, который будет распределять свет так, чтобы он попадал только на дорогу, а не освещал верхушки сосен.

Ксеноновые проблемы

Еще одна проблема при использовании ксенона — лампа не любит прерывистых включений. Дело в том, что от момента включения до полного разогрева до рабочей температуры, должно пройти целых 17 секунд. Зажечься-то она зажжется, но номинальная интенсивность света будет только через 17 секунд, а это значит, что прерывистый режим работы таким лампам противопоказан.

Но и это не все. Одна лампа накаливания может спокойно обеспечить как дальний свет, так и ближний. Сделать это можно запросто — достаточно установить в одной колбе две спирали, и тогда каждая из них будет отвечать за свою интенсивность света. Переключиться с ближнего на дальний тоже можно запросто — перекинуть напряжение с одной нити на другую, и дело с концом. С ксеноновой лампой такие фокусы не проходят. Она не может так резко и настолько сильно изменять интенсивность и направление света. Поэтому до недавнего времени говорить об универсальном применении ксенона без ламп накаливания было нельзя. Выход был — устанавливать две ксеноновые лампы в каждой фаре. Только не каждая электрическая бортовая сеть сможет выдержать такие издевательства, это во-первых, а во-вторых, не все фары попросту рассчитаны на две лампы. Все, тупик.

Как отличить биксенон от ксенона

Нет, не тупик. Здесь как раз стоит вспомнить о галогеновых лампах Н4, в которых свет (с дальнего на ближний) переключался не электрическими средствами, а механическими. Инженеры пошли по похожему пути, и в результате они поняли, как сделать из ксенона биксенон. Это не значит, что в лампу засунули в два раза больше ксенона. Биксенон — это та же самая ксеноновая лампа, только со специальным механизмом, который при помощи специального соленоида или микромоторчика может перемещать лампу в продольной плоскости, тем самым полностью обеспечивая по яркости и по направленности как дальний, так и ближний свет. Вот и все, чем отличается ксенон от биксенона.

Это самая прогрессивная конструкция, и понятно, что она дороже галогенки и что лучше Ксенон или биксенон имеют отличные характеристики как по цветовой температуре, так и по интенсивности света, они на голову выше галогеновых ламп по характеристикам, но и на две головы дороже, особенно биксенон. Правда, последних несколько лет производители ксеноновых ламп начали с опаской поглядывать в сторону светодиодов — слишком уж хорошо выглядят эти источники по сравнению с ксеноном или биксеноном, но это уже начало другой истории. Не слепите встречных ксеноном или биксеноном и спокойных всем дорог!

Что лучше ксенон или биксенон? Чем отличается ксенон от биксенона?

Безопасность на дороге в любое время суток — самое главное для любого автомобилиста. Особенно актуален этот вопрос в темное время суток, именно на него приходится большое количество ДТП и аварийных ситуаций связанных с недостаточной видимостью.

Именно поэтому качество света фар стало для автомобилистов и автопроизводителей вопросом номер один. С появлением ксеноновых ламп, которые светят в два раза ярче, все изменилось. Спектр освещения ксенона близок к естественному солнечному свету, который не только обеспечивает идеальную видимость, но и к тому же меньше утомляет глаза водителя. В туман, дождь или снег, ксеноновые лампы способны “пробивать” стену дождя или снега, обеспечивая достаточную для движения видимость.

Что такое ксенон?

Ксенон — это инертный газ, которым наполняются газоразрядные лампы, они работают совершенно по другому принципу нежели лампы накала. Ксеноновые лампы правильнее было бы называть — газоразрядная или HID-Lamp (от английского High Intensity Discharge – высокоинтенсивный разряд), в этих лампах содержится газ «ксенон», а также примеси солей и металлов. Свечение формируется в результате образования электрической дуги (что-то похожее можно увидеть во время работы сварочного аппарата). Чтобы создать эту дугу в комплекте ксеноновых фар имеются блоки розжига, которые генерируют высоковольтные импульсы напряжения, в результате чего образуется яркое мощное свечение. Цветовая температура ксенона — 4000 – 12000 К, для сравнения, у галогеновых ламп это значения равно — 2800 К.

Через некоторое время после появления ксеноновых ламп был придуман биксенон, который имеет характерные отличия от обычного ксенона.

Чем отличается ксенон от биксенона?

В основе ксенона и биксенона лежит один и тот же принцип свечения, отличия в основном заключаются в реализации самого освещения. Стандартный ксенон, как правило, обеспечивает только ближний свет, на дальний устанавливаются галогеновые фары. В то время как биксеноновые фары это — два в одном, они умеют совмещать в себе функцию ближнего и дальнего света. То есть, у вас одна и та же ксеноновая лампа будет давать и ближний и дальний свет, обычные ксеноновые лампы не позволяют этого сделать. Поэтому биксенон и называется биксеноном, приставка “би” говорит о том, что лампа совмещает в себе две функции — ближний и дальний свет.

Биксеноновые фары производят дальний свет за счет специального у свойства, состоящего из экрана-лампы или светящейся колбы, расположенной в самой лампе, которая перемещается под управлением электромагнита в зависимости от выбранного режима. Цена биксенона будет немного выше, к тому же его установка требует кардинальных изменений в штатной системе освещения

Таким образом можно сделать заключение, что в вопросе, что лучше ксенон или биксенон, на этот однозначный ответ довольно сложно, поскольку это практически одно и то же. С точки зрения удобства, безусловно установить биксенон будет лучше — одна лампа обеспечит и дальний и ближний свет, в то время как установив обычный ксенон, вам придется еще ставить “галогенки”, которые будут обеспечивать вам дальний свет. Если брать во внимание цену, то ксеноновые лампы выигрывают, поскольку дорогостоящий биксенон обойдется в разы дороже, к тому же вам придется выложить немало за его установку.

А если в целом, то покупая любой из двух претендентов — вы выигрываете в любом случае, т. к. и ксенон и биксенон намного лучше и эффективнее обыкновенных «галогенок», в которых установлены лампы накала.

Ссылка на основную публикацию