Марки и маркировка бензина

Какие бывают марки бензина?

В настоящее время в России вырабатывают следующие марки автомобильных бензинов: АИ-80 (А-76), АИ-92, АИ-95 и АИ-98.

В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия» осуществляется производство неэтилированных бензинов следующих марок:

«Нормаль-80» с октановым числом по исследовательскому методу не менее 80 ед.;

«Регуляр-92» с октановым числом по исследовательскому методу не менее 92 ед.;

«Премиум-95» с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95 ед.,

«Супер-98» с октановым числом по исследовательскому методу не менее 98 ед.,

Бензин «Нормаль-80» предназначен для использования на грузовых автомобилях с карбюраторными двигателями наряду с бензином А-76 по ГОСТ 2084-77.

Дополнительное нормирование октанового числа по исследовательскому методу обеспечивает более высокое качество бензина, так как фактическое значение октанового числа по исследовательскому методу бензинов А-76, вырабатываемых по ГОСТ 2084-77, находятся в пределах 74—82 ед., что в ряде случаев ниже установленной в ГОСТ Р 51105-97 нормы (не менее 80 ед.).

Неэтилированный бензин марки «Регуляр-92» предназначен для применения на автомобилях взамен этилированного бензина марки АИ-93.

Автомобильные бензины марок «Премиум-95» и «Супер-98» предназначены в основном для зарубежных автомобилей, ввозимых в Россию. Применение неэтилированных автомобильных бензинов, вырабатываемых по ГОСТ Р 511 05-97, дает возможность обеспечить выполнение норм на выбросы Евро-2 автомобилями, оснащенными каталитическими нейтрализаторами отработавших газов.

В соответствии с ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 22899) «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» вырабатывают неэтилированные автобензины марок: «Регуляр ЕВро-92», «Премиум Евро-95» и «Супер Евро- 98».

Эти бензины предназначены для использования на автомобилях с бензиновыми двигателями, отвечающим требованиям Евро-3.

Климатические условия на территории России таковы, что повсеместное применение бензинов с одинаковой испаряемостью нецелесообразно и практически невозможно.

Поэтому по ГОСТ 2084-77 бензины подразделяют на зимний и летний, по ГОСТ Р 511 05-97 для более рационального использования бензины по предложению ОАО «АвтоВаз» имеют 5 классов испаряемости, а по ГОСТ Р 51866-2002 — 10 классов испаряемости, для применения в различных климатических районах.

Наряду с автобензинами для внутреннего потребления нефтеперерабатывающие предприятия вырабатывают автомобильные бензины для экспорта, которые также применяются в России. Основная масса бензина АИ-92 вырабатывается по ТУ 38.001165-2003 «Бензины автомобильные экспортные».

С целью обеспечения Москвы и других регионов с высокой плотностью автомобильного транспорта автомобильными бензинами с улучшенными экологическими свойствами нефтеперерабатывающие заводы вырабатывают автобензины по техническим условиям с более жесткими нормами на содержание бензола и ароматических углеводородов, чем по ГОСТ Р 51105-7.

Так, ОАО «Московский НПЗ» вырабатывает бензины по ТУ 38.401-58-171-96 «Бензины автомобильные неэтилированные с улучшенными экологическими свойствами (городские)», а ОАО «Славнефть-Ярослав-нефтеоргсинтез» — бензины «Яр Марка» по ТУ 38.301-25-41-97.

Перспективы развития производства товарных автомобильных бензинов связаны с увеличением доли выработки высокооктановых бензинов (92 ед. и выше по и. м.). Следует отметить, что повышение октанового числа на каждую единицу позволяет снизить расход топлива автомобилем на 1%, т. е. при применении автобензина АИ-92 взамен АИ-80 экономия бензина составит 12%.

Однако это не значит, что, если в двигатель, работающий на бензине марки А-76, залить бензин АИ-92, то получим указанную экономию. Наоборот, двигатель будет перегреваться, и могут прогореть клапана.

Высокооктановые бензины имеют более высокое качество и по другим показателям: меньшее содержание общей и меркаптановой серы, меньшую коррозионную агрессивность и содержание смолистых веществ, более высокую химическую стабильность и т. д.

В ближайшее время следует ожидать расширения ассортимента присадок к бензинам (прежде всего моющих) и повышение их эффективности, что позволит снизить вредные выбросы с отработавшими газами и повысить надежность работы и долговечность эксплуатации автомобилей.

Марки бензина

Заправляя машину, практически никто не интересуется составом залитого в бак бензина и его физико-химическими аспектами. Многие владельцы авто делают это машинально, по привычке или интуитивно. Рассмотрим детальнее, что надо знать про марки бензина, их многообразие и особенности.

Маркировка бензина

Чтобы бензин мог выполнять функции моторного топлива, он должен обладать рядом потребительских свойств, таких как:

  • горючесть;
  • минимум нагара;
  • испаряемость;
  • детонирующая способность
  • окислительная активность.

В современных бензинах для получения топлива с заданным качеством смешивают несколько компонентов, при этом рационально используя свойства каждого из них. Среди основных показателей конечного продукта: фракционный состав и стойкость к детонации.

Маркировка включает букву «А» (автомобильный бензин), а также цифры минимального октанового числа (ОЧ), определяемого по исследовательскому или моторному способу. Для северных и северо-восточных районов подходят зимние бензины, для всех остальных — летние модификации. С 2003 года в РФ не производится этилированный бензин. Это позволило, пусть и частично, снизить токсичность выхлопных газов.

Какие марки бывают

Прежде чем стать бензином, нефть перерабатывается на соответствующих предприятиях. Полученный в результате продукт должен отвечать ГОСТу 2084-77 или 51105-97. Последний соответствует высоким европейским стандартам экологической безопасности и качества, но при этом маркировка бензина имеет несколько иную терминологию.

Нормаль 80

Бензин марки Нормаль используется для заправки грузового автотранспорта. Преимущества продукта:

  • присутствие антиокислительной присадки Агидон-1 (0,013%);
  • отсутствие монометиланилина, который провоцирует опухолевые процессы в организме человека и вредит окружающей среде;
  • отсутствие тяжелых металлов, в том числе и соединений свинца;
  • определение ОЧ по исследовательскому методу.

Такое топливо содержит около 8,2 мг/кг серы. Благодаря этой особенности двигатели не повреждаются нагаром и служат гораздо дольше.

Регуляр 92, АИ 92

Популярная марка горючего, которая используется в карбюраторных и инжекторных двигателях. Особенности продукта:

  • отсутствие присадок, разрушительных для топливной системы и вредных для окружающей среды;
  • высокий класс экологичности — К5;
  • температура кипения в диапазоне от +33 до +205°C;
  • ОЧ, определенное исследовательским методом и равное 92,6;
  • отсутствие монометиланилина — примеси, токсичной для человека.

Для разного времени года и разных регионов предусмотрены летняя и зимняя разновидности марки Регуляр-92. В зимнем бензине выше массовая доля низкокипящих углеводородов. Продукт также используется, как растворитель жирных пятен на тканях и сырье при изготовлении парафина.

Премиум 95, АИ 95

Высокооктановый бензин, в основе которого:

  • дистиллятное сырье;
  • бензин, полученный при каталитическом крекинге;
  • добавки: газовый бензин, изопарафиновые (ароматические) элементы.

В продукте нет ядовитого тетраэтилсвинца, мало серы и аренов. Он не вреден для окружающей среды. Содержит присадки, обеспечивающие антидетонационные свойства.

В разновидности Экстра АИ-95 массовая доля свинца на 30% меньше, чем в АИ-95. Кислородсодержащие компоненты повышают полноту сгорания бензина и обеспечивают равномерное распределение детонационных свойств. Все вместе они снижают износ двигателя, облегчают его запуск, обеспечивают более экономичный расход по сравнению с Регуляр-92. Таким топливом заправляют в основном зарубежные автомобили.

АИ 98

Бензин марки Супер, содержащий метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) в качестве октаноповышающего компонента, который также добавляется для полного сгорания топлива, удаления нагара и других отложений на двигателе. Экологическая безопасность продукта соответствует высоким европейским уровням: 3, 4 и 5. В бензин не включены: метанол, металлические присадки и олефиновые углеводороды, но могут использоваться: изооктан, изопентан и толуол.

Значение букв АИ в названии топлива

В аббревиатуре АИ первая буква означает назначение продукта «Автомобильный». Буква «И» говорит о том, что октановое число данной марки было определено исследовательским способом (ИОЧ). Суть метода состоит в тестировании бензина при небольших и средних нагрузках, для которых характерна:

  • температура всасываемого воздуха, равная 52°C;
  • угол опережения зажигания — 13°;
  • частота вращения коленчатого вала — 600 об/мин;
  • переменная степень сжатия.

Моторный метод (МОЧ) тоже проводится с использованием двухтактного двигателя, но имитирует более жесткие условия, такие как:

  • температура всасываемого воздуха — 149°C;
  • частота вращения коленвала — 900 об/мин.

Такой режим проявляется при езде в гору и любой другой высокой нагрузке на двигатель. АМ всегда ниже, чем АИ. Эта разница называется чувствительностью топлива.

В так называемых экспортных бензинах А-80 и А-92 маркировка не содержит буквы «и», но, тем не менее, ОЧ в них определено при помощи исследовательского метода.

Основа марки бензина — октановое число

Октановое число — это безразмерный и относительный показатель детонационной стойкости топлива. Чем выше ОЧ, тем топливо больше сопротивляется детонации. В группе АИ различают 4 марки бензина, различающиеся составом, свойствами и октановыми числами. Бензин марки АИ-95 менее качественный по сравнению с АИ-98.

Эталонами для определения октанового числа являются 2 предельных углеводорода:

  • изооктан (2,2,4-триметилпентан) — вещество, которое даже при высокой степени сжатия практически не самовоспламеняется. Его октановое число принято за единицу или 100%;
  • н-гептан, который хорошо взрывается и имеет минимальное октановое число, равное 0.

Если первого 92%, а второго 8%, получается бензин АИ-92.

Суть термина более понятна, если рассматривать такт сжатия поршнем топливно-воздушной смеси. В этот момент смесь, находящаяся под давлением, может самостоятельно воспламениться еще до попадания в нее искры от свечи зажигания. Промежуточные перекисные соединения, которые накапливаются в верхней части цилиндра провоцируют взрыв. При этом пламя начинает распространяться с огромной скоростью (до 2500 м/с). В результате многократного отражения ударной волны возникает вибрация, появляется характерный металлический стук и шум. Собственно это явление и называется детонацией.

Долгое время в качестве антидетонатора использовался тетраэтилсвинец. Сегодня этилированный бензин не используется по причине чрезвычайной токсичности, а ОЧ повышают другими антидетонационными присадками.

В бак автомобиля следует заливать марку бензина, рекомендуемую производителем. Высокооктановый продукт вреда транспортному средству не нанесет. Наоборот, при медленной скорости горения топлива повышается его КПД, экономичность, отдача двигателя и другие важные показатели. Кроме этого, у качественного бензина более стабильный состав и свойства, а также менее токсичные продукты горения. В современных авто, комплектованных ЭБУ, настройки корректируются в зависимости от ОЧ и качества горючего.

Вот и получается, что для атмосферного мотора в бак следует залить топливо марки АИ-95, но АИ-92 тоже допускается. Если в основу брать степень сжатия, то при показателях ниже 10 подойдет АИ-92, а если выше, то только АИ-95. Турбированные двигатели требуют только Экстра АИ-95 или АИ-98, но никак не 92-й бензин.

Подводя итог, следует отметить, что не получится сохранить двигатель и сэкономить на бензине. Только качественный продукт, купленный на сертифицированной заправке, может гарантировать долголетие «железному коню» и спокойную жизнь его владельцу.

Марки и маркировка бензина

В помощь автолюбителю

Бензин – сложно отыскать в памяти что-то более привычное для автолюбителя. Каждый день машины сжигают много тысяч литров этого топлива, но мало кто из автовладельцев действительно вспоминал над тем, как его создают, об других состава аспектах и особенностях топлива.

  • 1 Мало терминологии
  • 2 Из чего делают бензин
  • 2.0.1 Видео: Как делают бензин из нефти. Просто о сложном
  • 3 Что такое октановое число
  • 4 Маркировка бензина
  • 5 Марки бензина
  • 5.0.1 Видео: Аи-92 либо Аи-95? Разгон до 100на данный момент и расход горючего на Мазда Demio (Ford Festiva Mini Wagon)
  • 6 Какой бензин заливать?
  • 7 Возможно ли смешивать бензин?

    Мало терминологии

    Как информируют справочники, бензином именуется смесь лёгких углеводородов различных типов:

    1. Ароматические;
    2. Олефиновые;
    3. Парафиновые и другие.

    Эти углеводороды владеют горючими особенностями. Температура кипения смеси варьируется от 33 до 250 °С, что зависит от используемых присадок.

    Из чего делают бензин

    Схема производства бензина

    Горючее выпускается на мощностях нефтехимических фабрик. Сам производственный процесс весьма сложен и делится на пара циклов.

    Сперва сырая нефть поступает на предприятие по трубопроводам, закачивается в огромные резервуары, по окончании чего отстаивается. Потом начинается промывка нефти – в нее добавляется вода, а позже пропускается электрический ток. В итоге соли оседают на стенки и дно резервуаров.

    На протяжении последующей атмосферно-вакуумной перегонки происходит ее деление и подогрев нефти на пара типов. Осуществляются 2 этапа обработки:

    По завершении процесса первичной переработки начинается каталитический риформинг, на протяжении которого происходит извлечение фракций и очередное очищение бензина 92-го, 95-го и 98-го бензина.

    Это процесс, что еще именуют вторичной переработкой, включает 2 главных этапа:

    1. Крекинг – очистка нефти от примесей серы;
    2. Риформинг – наделение субстанции октановым числом.

    Видео: Как делают бензин из нефти. Просто о сложном

    По окончании данных этапов проходит контроль качества горючего, что занимает пара часов.

    Любопытно, что отечественные фабрики (в большинстве) из 1 тонны нефти приобретают 240 литров бензина. Другое приходится на газ, дизтопливо, авиационное горючее и мазут.

    Что такое октановое число

    Эта фраза известна весьма многим, но не все знают, что именно свидетельствует этот термин и из-за чего он так серьёзен.

    Октановое число – это свойство горючего (в том числе и бензина) противостоять самопроизвольному возгоранию под давлением. В противном случае говоря – его детонационная стойкость.

    В ходе работы двигателя поршень сжимает топливно-воздушную смесь (такт сжатия). Сейчас, в то время, когда готовая смесь находится под давлением, может случиться ее самопроизвольное воспламенение еще перед тем, как свеча зажигания дала искру. В народе это явления именуется одним словом – «детонация».

    Читайте также:  Что собой представляет зеркало заднего вида автомобиля

    Характерным показателем детонации являются шумы в двигателе – железный звон.

    Следовательно, чем выше октановое число, тем выше свойство горючего сопротивляться детонации.

    Маркировка бензина

    На АЗС возможно встретить самые различные наименования, не кроме и самые привычные для большинства автолюбителей. В большинстве случаев бензин маркируется литерами «А» и «АИ». Их расшифровка:

    1. «А» – это обозначение свидетельствует, что бензин автомобильный;
    2. «АИ» – буква «И» свидетельствует способ, которым было выяснено октановое число.

    Существует 2 метода определения октанового числа – исследовательский (АИ) и моторный (АМ).

    Исследовательский способ – он определяется методом тестирования горючего на одноцилиндровой силовой установке, при условии переменной степени сжатия, частоте вращения коленвала в 600 об/мин, угле опережения зажигания в 13° и температуре воздуха (всасываемого) в 52 °С. Эти условия подобны маленьким и средним нагрузкам.

    Моторный способ – его определение осуществляется на подобной установке, но другие условия другие. Температура окружающей среды (всасываемого) образовывает 149 °С, частота вращения коленвала равна 900 об/мин, а угол опережения зажигания переменный. Таковой режим подобен высоким нагрузкам – езда в гору, работа мотора под нагрузкой и т. д.

    Следовательно, число АМ неизменно ниже, нежели АИ, а отличие в показаниях говорит о чувствительности горючего к работе силового агрегата в различных режимах. Любопытно, что в некоторых странах на Западе октановое число определяется как среднее между значениями «АМ» и «АИ». В Российской Федерации же обозначается лишь более высокое значение «АИ», что и возможно заметить на всех АЗС.

    Марки бензина

    Значительно чаще на отечественных заправочных станциях видятся следующие обозначения:

    • Бензин АИ-98. Отличается большим октановым числом. В отличие от АИ-95, что производится в соответствии с ГОСТом, 98-й выпускается в соответствии с ТУ 38.401-58-122-95, и ТУ 38.401-58-127-95. В производстве данной марки бензина не разрещаеться использование алкилсвинцовых антидетонаторов. Выпуск данного высокооктанового бензина осуществляется с применением последовательности компонентов – толуола, изопентана, изооктана и алкилбензина.
    • Экстра АИ-95 – бензин повышенного качества, что достигается методом применения присадок антидетонационного типа. Производится из дистиллятного сырья, бензина каталитического крекинга, с добавлением изопарафиновых элементов (ароматических) и газового бензина. В составе нет свинца, что снабжает высокий уровень качества бензина.
    • АИ-95 – главное отличие от Экстра АИ-95 в концентрации свинца, которая выше на 30%;
    • АИ-93 – делится на 2 категории: этилированный и неэтилированный. Этилированное горючее выпускается на базе бензина каталитического риформинга (мягкий режим) с добавлением в его состав толуола и алкилбензина, и бутан-бутиленовой фракции. Неэтилированный выпускается из того же бензина каталитического риформинга (твёрдый режим), с добавлением бутан-бутиленовой фракции, алкилбензина и изопентана;
    • АИ-92 – самый распространенный на рынке бензин среднего качества, с содержанием присадок антидетонационного типа. Большая плотность – 0,77г/смА-923. Возможно как этилированным, так и неэтилированным;
    • АИ-91 – отличается содержанием присадок антидетонационного типа. Это неэтилированный бензин с определённым процентом и ненормированной плотностью свинца в составе;
    • А-80 – состав этого бензина подобен таковому у АИ-92. Большая плотность – 0,755г/смА-803;
    • А-76 – в большинстве случаев используется в сельском хозяйстве. Выпускается этилированный и неэтилированный А-76 с ненормируемой плотностью. В его составе находятся присадки различных типов (антиокислительные и антидетонационные), прямогонный бензин, и итоговые продукты коксования, крекинга и пиролиза (термического и каталитического).

    Видео: Аи-92 либо Аи-95? Разгон до 100км и расход горючего на Мазда Demio (Ford Festiva Mini Wagon)

    Какой бензин заливать?

    Многие ищут ответ на данный вопрос, дабы ненароком не навредить двигателю. В этом случае все легко – требования к горючему указаны в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля, и продублированы на обратной стороне лючка бензобака. В случае если производитель в качестве рекомендуемого горючего указал АИ-95, то заливать необходимо как раз его, а заправляться 92-м возможно лишь на риск и свой страх.

    Но стоит не забывать, что в мануале и на этикетке возможно указано как октановое число, так и марка горючего.

    Кроме этого в мануале смогут быть записаны различные типы бензина. К примеру:

    1. АИ-92 – допустимый;
    2. АИ-95 – рекомендуемый;
    3. АИ-98 – для улучшения черт.

    Как видно, заливать в бак нужно лишь рекомендуемое производителем авто горючее. Но, применение бензина с более большим октановым числом никакого вреда двигателю не нанесет. Так как чем выше октановое число, тем медленнее скорость горения и больше КПД топлива, что благотворно отражается на отдаче двигателя, экономичности и других моментах.

    В большинстве случаев, прибавка в экономичности и мощности достигает 7%. Помимо этого, современные автомобили комплектуются ЭБУ, каковые учитывают уровень качества горючего и его октановое число, корректируя настройки.

    Это значит, что в бак современного автомобиля с атмосферным мотором нужно заливать АИ-95 на качественной АЗС. В крайнем случае, допускается АИ-92. Кроме этого возможно ориентироваться на степень сжатия – если она ниже 10 ед., возможно заливать АИ-92.

    В случае если выше – лишь 95-й.

    Что касается турбированных двигателей, то для них рекомендуемое горючее – АИ-98 либо Экстра АИ-95, но не АИ-92.

    Возможно ли смешивать бензин?

    Этим вопросом задаются многие. В целом от смешивания горючего с различным октановым числом ничего катастрофического не случится, но лишь в случае если смешивать рекомендуемый бензин с более высоким (по октановом числу). К примеру, рекомендуемый для автомобили 92-й смешать с 95-м.

    Но уменьшать не требуется. Кроме этого стоит не забывать, что плотность у бензина с различным октановым числом различается, так что его смешивания может по большому счету не случиться – горючее с более большим октановым числом вверху бака, а с низким внизу.

    В целом, дабы сохранить двигатель, рекомендуется не экономить, заправляться лишь на сертифицированных станциях больших сетей (не франшиза) и лить в бак бензин с октановым числом, рекомендованным изготовителем (но не ниже).

    В обязательном порядке к прочтению:

    Как делается бензин. Полезно знать

    Статьи как раз той тематики,которой Вы интересуетесь:

    Для чего же существует показатель норма расхода горючего, в частности бензина? При планировании потребности в горюче-смазочных материалах на фирмах и учреждениях, и для контроля их…

    Автоаксессуары Часто в практике автолюбителя не редкость так, что необходимо заправиться горючим впрок, добавив к полному бензобаку одну либо несколько канистр для бензина, дабы обеспечить долгую…

    Российский менталитет потребителей медлено изменяется. Клиентов, стремящихся всегда «расти» в классовости и «премиальности» собственных машин, делается меньше. Желающие приобрести новый…

    Согласно данным Росстандарта, во Владимирской области трудится более 250 АЗС, они принадлежат 58 компаниям – большим и небольшим. На недавней встрече, организованной Общероссийским Народным Фронтом…

    Возможно, всем на сегодняшнее время как мы знаем, что для перемещения автомобилю необходимо горючее. Сейчас распространённостью и огромной популярностью пользуются машины, каковые оборудованы…

    Марки бензинов и их применение

    Современные автомобильные бензины, как правило, готовят смешиванием нескольких компонентов. Это позволяет получать бензин с заданными показателями качества при рациональном использовании свойств каждого компонента.

    Основными показателями, определяющими компонентный состав бензинов, являются детонационная стойкость и фракционный состав. Качество автомобильных бензинов регламентируется ГОСТами.

    По наличию антидетонаторов различают бензины этилированные и неэтилированные. Каждая марка бензина, кроме АИ-95-экс-тра имеет летнюю и зимнюю модификации. Разница в температурах перегонки модификаций составляет 10—20 °С. Причем для всех марок бензина температура испарения одноименных фракций одинакова.

    Состав бензина и другие его показатели зависят от месторождений нефти и технологии ее производства.

    Маркировка бензинов состоит из буквы А (для автомобильных бензинов), а также цифр, соответствующих минимальному октановому числу, определенному по моторному или исследовательскому методу.

    Бензины различных марок получают разными способами. Каждая марка бензина рассчитана на двигатель с определенной степенью сжатия (табл. 1.6).

    Таблица 1.6. Способы получения различных автомобильных бензинов

    Смешивание бензинов прямой перегонки и каталитического крекинга с добавлением бензина термического крекинга

    Смешивание бензинов каталитического крекинга и риформинга с добавлением легкого бензина прямой перегонки

    На базе бензина каталитического риформинга (75—80 %) с добавлением толуола и алкилбензола. Для улучшения пусковых качеств добавляются легкие бензины прямой перегонки

    Значения основных показателей бензинов устанавливает ГОСТ 2084-77 (табл. 1.7).

    Таблица 1.7. Значения основных качественных показателей бензинов по ГОСТ 2084-77

    Детонационная стойкость (октановое число) по методу, не менее:

    Содержание свинца (по массе), г/дм 3 , не более

    Фракционный состав бензина, °С:

    Остаток в колбе, %, не более

    Остаток и потери, %, не более

    Давление насыщенных паров бензина, кПа:

    летнего, не более

    Кислотность на 100 см 3 бензина, мг КОН, не более

    Содержание фактических смол в 100 см 3 на месте, мг, не более:

    Индукционный период на месте производства, мин, не менее

    Окончание табл. 1.7

    Содержание серы (по массе), %, не более

    • 1. Для бензинов всех марок предусматривается: испытание на медной пластинке выдерживают; содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей должны отсутствовать; определение плотности при температуре 20 °С не нормируется, но определение обязательно.
    • 2. Для городов и районов, а также предприятий, где главным санитарным врачом запрещено применение этилированных бензинов, применяются только неэтилированные бензины.
    • 3. Допускается вырабатывать бензин, предназначенный для применения в южных районах, со следующими показателями по фракционному составу: 10 % перегоняется при температуре не выше 75 °С; 50 % — при температуре не выше 120 °С.
    • 4. Для бензинов, изготовленных с применением компонентов каталитического риформинга, допускается температура окончания кипения не выше 205 °С для летнего и не выше 195 °С для зимнего.

    Бензин А-72 практически не выпускается ввиду отсутствия потребителей. При производстве бензина А-76 использовалась этиловая жидкость. Малоэтилированный бензин АН-91 с содержанием свинца 0,15 г/дм 3 мог выпускаться по отдельным техническим условиям (ТУ 38.401-58-86—94). При производстве бензина АИ-95 использование алкилсвинцовых антидетонаторов не допускается.

    В зависимости от показателей испаряемости бензины делят на летние и зимние.

    Зимние бензины предназначены для применения в северных и северо-восточных районах в течение всех сезонов и в остальных районах с 1 октября до 1 апреля.

    Летние бензины используются во всех районах, кроме северных и северо-восточных, в период с 1 апреля по 1 октября. В южных районах допускается применять летний бензин в течение всех сезонов.

    С 01.07.2003 г. производство и оборот этилированного бензина в РФ запрещены.

    По ТУ 38.401-58-144—98 выпускаются неэтилированные бензины марок А-76, АИ-92, АИ-95 с железосодержащими антидетонаторами. Значения показателей этих бензинов совпадают с показателями соответствующих бензинов, выпускаемых по ГОСТ 2084—77, однако бензины всех трех марок могут содержать до 0,040 г/дм 3 железа.

    Для неэтилированных бензинов с января 1999 г. в России вступил в действие ГОСТ Р 51105—97, который предусматривает следующие марки бензина: Могта1-80, 11е§и1аг-91, Яе§и1аг-92, Ргетіит-95 и 8ирег-98 (табл. 1.8).

    Таблица 1.8. Значения основных показателей бензинов по ГОСТ Р51105—97

    BOOOmmmm › Блог › Бензин

    Бензин — горючая смесь лёгких углеводородов с температурой кипения от 33 до 205 °C (в зависимости от примесей). Плотность около 0,71 г/см³. Теплотворная способность примерно 10 200 ккал/кг (46 МДж/кг, 32,7 МДж/литр). Температура замерзания −72 °C в случае использования специальных присадок.
    Бензин — продукт переработки нефти представляющий собой горючее с низкими детонационными характеристиками. Из сырой нефти производится до 50% бензина. Эта величина включает природный бензин, бензин крекинг-процесса, продукты полимеризации, сжиженные нефтяные газы и все продукты, используемые в качестве промышленных моторных топлив.

    Состав бензинов
    Бензин — представляет собой смесь углеводородов состоящих в основном из предельных 25-61 %, непредельных 13-45%, нафтеновых 9-71 %, ароматических 4-16 % углеводородов с длиной молекулы углеводорода от C 5 до C 10 и числом углеродных атомов от 4-5 до 9-10 со средней молекулярной массой около 100Д. Так же в состав бензина могут входить примеси — серо-, азот- и кислослородсодержащих соединений.
    Бензин — это самая легкая фракция из жидких фракций нефти. Эту фракцию получают в числе разных процессов возгонки нефти. По этому от фракционного состава бензинов зависят легкость и надежность пуска двигателя, полнота сгорания, длительность прогрева, приемистость автомобиля и интенсивность износа деталей двигателя. Фракционный состав бензинов определяется согласно ГОСТ 2177-99.
    Легкие фракции бензина характеризуют пусковые свойства топлива — чем ниже температура выкипания топлива, тем лучше пусковые свойства. Для запуска холодного двигателя необходимо, чтобы 10% бензина выкипало при температуре не выше 55 градусов (зимний сорт) и 70 градусов (летний) по Цельсию. Зимние сорта бензина имеют более легкий (чем летние) фракционный состав. Легкие фракции нужны только на период пуска и прогрева двигателя.
    Основная часть топлива называется рабочей фракцией. От ее испаряемости зависят: образование горючей смеси при разных режимах работы двигателя, продолжительность прогрева (перевода с холостого хода под нагрузку), приемистость (возможность быстрого перевода с одного режима на другой). Содержание рабочей фракции должно совпадать с 50% отгона. Минимальный интервал температур от 90% до конца кипения улучшает качество топлива и снижает его склонность к конденсации, что повышает экономичность и уменьшает износ деталей двигателя. Температуру выкипания 90% топлива иногда называют точкой росы.

    Читайте также:  Почему тяжело крутится руль в автомобиле?

    Свойства бензинов
    Бензины — легковоспламеняющиеся бесцветные или слегка желтые (при отсутствии специальных добавок) жидкости, имеющие плотность 700-780 кг/м? Бензины имеют высокую летучесть, и температуру вспышки в пределах 20-40 градусов по Цельсию. Температура кипения бензинов находится в интервале от 30 до 200 C. Температура застывания — ниже минус 60 градусов. При сгорании бензинов образуется вода и углекислый газ. При концентрациях паров в воздухе 70—120 г/м3 образуются взрывчатые смеси.
    Автомобильные бензины в силу своих физико-химических характеристик должны обладать следующими свойствами:
    -Однородность смеси;
    -Плотность топлива — при +20 °С должна составлять 690…750 кг/м2;
    -Небольшую вязкость — с ее увеличением затрудняется протекание топлива через жиклеры, что ведет к обеднению смеси. Вязкость в значительной степени зависит от температуры. При изменении температуры от +40 до -40 °С расход бензина через жиклер меняется на 20…30%;
    -Испаряемость — способность переходить из жидкого состояния в газообразное. Автомобильные бензины должны обладать такой испаряемостью, чтобы обеспечивались легкий пуск двигателя (особенно зимой), его быстрый прогрев, полное сгорание топлива, а также исключалось образование паровых пробок в топливной системе;
    -Давление насыщенных паров — чем выше давление паров при испарении топлива в замкнутом пространстве, тем интенсивнее процесс их конденсации. Стандартом ограничивается верхний предел давления паров летом — до 670 ГПа и зимой — от 670 до 930 ГПа. Бензины с более высоким давлением склонны к образованию паровых пробок, при их использовании снижается наполнение цилиндров и теряется мощность двигателя, увеличиваются потери от испарения при хранении в баках автомобилей и на складах;
    -Низкотемпературные свойства — способность бензина выдерживать низкие температуры;
    -Сгорание бензина. Под “сгоранием” применительно к автомобильным двигателям понимают быструю реакцию взаимодействия углеводородов топлива с кислородом воздуха с выделением значительного количества тепла. Температура паров при горении достигает 1500…2400 °С.

    Присадки
    Присадки — вещества, добавляемые (обычно в количествах 0,05-0,1%) к топливам, минеральным и синтетическим маслам для улучшения их эксплуатационных свойств. К присадкам относятся, антидетонаторы, антиокислители, ингибиторы коррозии и др.

    Улучшение качества бензина
    В первую очередь, не следует путать качество и сортность (согласно октановому числу) бензина: бензин более низких сортов (например, А-76) вовсе не обязательно является менее качественным, чем высокооктановый (скорее — наоборот), а просто рассчитан на иные условия работы (В первую очередь не следует путать две совершенно разные технические характеристики бензина: октановое число и сортность. Также не является он и более экологически вредным (опять же — скорее наоборот, так как в его составе содержится меньшее количество присадок, некоторые из которых достаточно токсичны).
    Повысить качество автомобильных бензинов можно за счёт следующих мероприятий:
    -неприменения свинцовых соединений, вредных и для двигателя, и для обслуживающего персонала;
    -снижения содержания в бензине серы до 0,05 %, а в перспективе до 0,003 %;
    -снижения содержания в бензине ароматических углеводородов до 45 %, а в перспективе — до 35 %;
    -нормирования концентрации фактических смол в бензинах на месте применения на уровне не более 5 мг на 100 см³;
    деления бензинов по фракционному составу и давлению насыщенных паров на 8 классов с учётом сезона эксплуатации автомобилей и температуры окружающей среды, характерной для конкретной климатической зоны. Наличие классов позволяет выпускать бензин со свойствами, оптимальными для реальных температур окружающего воздуха, что обеспечивает работу двигателей без образования паровых пробок при температурах воздуха до +60 °С, а также гарантирует высокую испаряемость бензинов и лёгкий пуск двигателя при температурах ниже −35 °С;
    введения моющих присадок, не допускающих загрязнения и осмоления деталей топливной аппаратуры.

    Автомобильные бензины
    В России автомобильные бензины выпускаются по ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002, а также по ТУ 0251-001-12150839-2015 Бензин АИ 92,95 (Альтернативный).
    Автомобильные бензины подразделяются на летние и зимние (в зимних бензинах содержится больше низкокипящих углеводородов).
    Основные марки автомобильных бензинов ГОСТ Р 51105-97:
    Нормаль-80 — с октановым числом по исследовательскому методу не менее 80;
    Регуляр-92 — с октановым числом по исследовательскому методу не менее 92;
    Премиум-95 — с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95;
    Супер-98 — с октановым числом по исследовательскому методу не менее 98

    Технология производства бензина
    Перегонка
    Поступающая нефть нагревается в змеевике примерно до 320°С, и разогретые продукты подаются на промежуточные уровни в ректификационной колонне. Такая колонна может иметь от 30 до 60 расположенных с определенным интервалом поддонов и желобов, каждый из которых имеет ванну с жидкостью. Через эту жидкость проходят поднимающиеся пары, которые омываются стекающим вниз конденсатом. При надлежащем регулировании скорости обратного стекания (т.е. количества дистиллятов, откачиваемых назад в колонну для повторного фракционирования) возможно получение бензина наверху колонны, керосина и светлых горючих дистиллятов точно определенных интервалов кипения на последовательно снижающихся уровнях. Обычно для того, чтобы улучшить дальнейшее разделение, остаток от перегонки из ректификационной колонны подвергают вакуумной дистилляции.
    Термический крекинг
    Склонность к дополнительному разложению более тяжелых фракций сырых нефтей при нагреве выше определенной температуры привела к очень важному успеху в использовании крекинг-процесса. Когда происходит разложение высококипящих фракций нефти, углерод и углеродные связи разрушаются, водород отрывается от молекул углеводородов и тем самым получается более широкий спектр продуктов по сравнению с составом первоначальной сырой нефти. Например, дистилляты, кипящие в интервале температур 290–400° С, в результате крекинга дают газы, бензин и тяжелые смолоподобные остаточные продукты. Крекинг-процесс позволяет увеличить выход бензина из сырой нефти путем деструкции более тяжелых дистиллятов и остатков, образовавшихся в результате первичной перегонки.
    Каталитический крекинг
    Катализатор – это вещество, которое ускоряет протекание химических реакций без изменения сути самих реакций. Каталитическими свойствами обладают многие вещества, включая металлы, их оксиды, различные соли.
    Процесс Гудри. Исследования Э.Гудри огнеупорных глин как катализаторов привели к созданию в 1936 году эффективного катализатора на основе алюмосиликатов для крекинг-процесса.
    Среднекипящие дистилляты нефти в этом процессе нагревались и переводились в парообразное состояние; для увеличения скорости реакций расщепления, т.е. крекинг-процесса, и изменения характера реакций эти пары пропускались через слой катализатора. Реакции происходили при умеренных температурах 430–480°С и атмосферном давлении в отличие от процессов термического крекинга, где используются высокие давления. Процесс Гудри был первым каталитическим крекинг-процессом, успешно реализованным в промышленных масштабах.
    Риформинг
    Риформинг — это процесс преобразования линейных и нециклических углеводородов в бензолоподобные ароматические молекулы. Ароматические углеводороды имеют более высокое октановое число, чем молекулы других углеводородов, и поэтому они предпочтительней для производства современного высокооктанового бензина.
    Существуют два основных вида риформинга – термический и каталитический. В первом соответствующие фракции первичной перегонки нефти превращаются в высокооктановый бензин только под воздействием высокой температуры; во втором преобразование исходного продукта происходит при одновременном воздействии как высокой температуры, так и катализаторов. Более старый и менее эффективный термический риформинг используется до сих пор, но в развитых странах почти все установки термического риформинга заменены на установки каталитического риформинга.
    Если бензин является предпочтительным продуктом, то почти весь риформинг осуществляется на платиновых катализаторах, нанесенных на алюминийоксидный или алюмосиликатный носитель.
    Реакции, в результате которых при каталитическом риформинге повышается октановое число, включают:
    -дегидрирование нафтенов и их превращение в соответствующие ароматические соединения;
    -превращение линейных парафиновых углеводородов в их разветвленные изомеры;
    -гидрокрекинг тяжелых парафиновых углеводородов в легкие высокооктановые фракции;
    -образование ароматических углеводородов из тяжелых парафиновых путем отщепления водорода.
    Полимеризация
    Кроме крекинга и риформинга существует несколько других важных процессов производства бензина. Первым из них, который стал экономически выгодным в промышленных масштабах, был процесс полимеризации, который позволил получить жидкие бензиновые фракции из олефинов, присутствующих в крекинг-газах.
    Полимеризация пропилена – олефина, содержащего три атома углерода, и бутилена – олефина с четырьмя атомами углерода в молекуле дает жидкий продукт, который кипит в тех же пределах, что и бензин, и имеет октановое число от 80 до 82. Нефтеперерабатывающие заводы, использующие процессы полимеризации, обычно работают на фракциях крекинг-газов, содержащих олефины с тремя и четырьмя атомами углерода.
    Алкилирование
    В этом процессе изобутан и газообразные олефины реагируют под действием катализаторов и образуют жидкие изопарафины, имеющие октановое число, близкое к таковому у изооктана. Вместо полимеризации изобутилена в изооктен и затем гидрогенизации его в изооктан, в данном процессе изобутан реагирует с изобутиленом и образуется непосредственно изооктан.
    Все процессы алкилирования для производства моторных топлив производятся с использованием в качестве катализаторов либо серной, либо фтороводородной кислоты при температуре сначала 0–15° C, а затем 20–40° С.
    Изомеризация
    Другой важный путь получения высокооктанового сырья для добавления в моторное топливо – это процесс изомеризации с использованием хлорида алюминия и других подобных катализаторов.
    Изомеризация используется для повышения октанового числа природного бензина и нафтенов с прямолинейными цепями.Улучшение антидетонационных свойств происходит в результате превращения нормальных пентана и гексана в изопентан и изогексан.
    Процессы изомеризации приобретают важное значение, особенно в тех странах, где каталитический крекинг с целью повышения выхода бензина проводится в относительно незначительных объемах. При дополнительном этилировании, т.е. введении тетраэтилсвинца, изомеры имеют октановые числа от 94 до 107 (в настоящее время от этого способа отказались ввиду токсичности образующихся летучих алкилсвинцовых соединений, загрязняющих природную среду).
    Гидрокрекинг
    Давления, используемые в процессах гидрокрекинга, составляют от примерно от 70 атм. для превращения сырой нефти в сжиженный нефтяной газ (LP-газ) до более чем 175 атм., когда происходят полное коксование и с высоким выходом превращение парообразной нефти в бензин и реактивное топливо. Процессы проводят с неподвижными слоями (реже в кипящем слое) катализатора. Процесс в кипящем слое применяется исключительно для нефтяных остатков – мазута, гудрона. В других процессах также использовались остаточное топливо, но в основном – высококипящие нефтяные фракции, а кроме того, легкокипящие и среднедистиллятные прямогонные фракции. Катализаторами в этих процессах служат сульфидированные никель-алюминиевые, кобальт-молибден-алюминиевые, вольфрамовые материалы и благородные металлы, такие, как платина и палладий, на алюмосиликатной основе.
    Там, где гидрокрекинг сочетается с каталитическим крекингом и коксованием, не менее 75–80% сырья превращается в бензин и реактивное топливо. Выработка бензина и реактивных топлив может легко изменяться в зависимости от сезонных потребностей. При высоком расходе водорода выход продукции на 20–30% выше, чем количество сырья, загружаемого в установку. С некоторыми катализаторами установка работает эффективно от двух до трех лет без регенерации.

    Классификация бензинов
    Все бензины отличаются друг от друга, как по составу, так и по свойствам, так как их получают не только как продукт первичной возгонки нефти, но и как продукт попутного газа (газовый бензин) и тяжелых фракций нефти (крекинг-бензин).
    Бензины классифицируют по разным основаниям, включая интервалы температур кипения, октановое число, содержание серы:
    -Крекинг-бензины
    -Бензин газовый
    -Пиролизные бензины
    -Этилированные бензины
    -Крекинг-бензины
    Крекинг-бензины содержат значительный процент тех компонентов, при смешении которых образуется моторное топливо. Однако их прямое использование во многих странах законодательно ограничивается, поскольку они содержат заметное количество олефинов, а именно олефины являются одной из главных причин образования фотохимического смога.
    Крекинг-бензин представляет собой продукт дополнительной переработки нефти. Обычная перегонка нефти дает всего 10–20% бензина. Для увеличения его количества более тяжелые или высококипящие фракции нагревают с целью разрыва больших молекул до размеров молекул, входящих в состав бензина. Это и называют крекингом. Крекинг мазута проводят при температуре 450–550°С. Благодаря крекингу можно получать из нефти до 70% бензина.
    Бензин газовый
    Бензин газовый представляет собой продукт переработки попутного нефтяного газа, содержащий предельные углеводороды с числом атомов углерода не менее трех. Различают стабильный (БГС) и нестабильный (БГН) варианты газового бензина. БГС бывает двух марок – легкий (БЛ) и тяжелый (БТ). Применяется в качестве сырья в нефтехимии, на заводах органического синтеза, а также для компаундирования автомобильного бензина (получения бензина с заданными свойствами путем его смешивания с другими бензинами).
    Пиролизные бензины
    Пиролиз – это крекинг при температурах 700–800°С. Крекинг и пиролиз позволяют довести суммарный выход бензина до 85%. Необходимо отметить, что первооткрывателем крекинга и создателем проекта промышленной установки в 1891 году был русский инженер В.Г. Шухов.

    Чем отличаются разные марки бензина

    Подъезжая к заправке обычно висит список марок бензина и его цена. Интересно чем же отличаются АИ-80, АИ-92, АИ-95 и АИ-98 ? Практически половина автомобилистов не вкурсе. Просто знают что нужно заправлять автомобиль 92 и соответственно заправляются. Если же заправить 95, то соответственно в машине звери появляется больше. Но нужно ли это делать? И все таки в чем же отличае?

    Для начала давайте рассмотрим процесс сгорания бензина в двигателе. Это сложный физико-химический и технологический процесс, связанный с выполнением противоречивых требований. Прежде всего, карбюрация — смешение бензина с воздухом. Если топливная смесь бедна, то есть в ней много воздуха и мало топлива, то температура горения и, следовательно, температура рабочего тела (продуктов сгорания) в двигателе снижаются. А эффективность всякой тепловой машины” в том числе и двигателя внутреннего сгорания, зависит как раз от перепада температур рабочего тела в начале и конце рабочего процесса. Это непреложное требование термодинамики. Кроме того, при работе на бедной топливной смеси снижается мощность двигателя, повышается интенсивность закоксовывания цилиндров, поршней и клапанов, снижается КПД.

    Читайте также:  Как узнать реальный пробег машины

    Лучше всего сжигать топливную смесь с минимальным избытком топлива. Но необходимо обеспечить равномерность горения, не допускать его взрывного характера.

    Октановое число

    Показатель, характеризующий детонационную стойкость топлив для двигателей внутреннего сгорания. Число равно содержанию (в процентах по объёму) изооктана (триметилпентан) в его смеси с н-гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытаний. Изооктан трудно окисляется даже при высоких степенях сжатия, и его детонационная стойкость условно принята за 100 единиц. Сгорание в двигателе н-гептана даже при невысоких степенях сжатия сопровождается детонацией, поэтому его детонационная стойкость принята за 0. Для бензинов с октановым числом выше 100 создана условная шкала, в которой используют изооктан с добавлением различных количеств тетраэтилсвинца.

    Испытание топлива

    Испытания на детонационную стойкость проводят или на полноразмерном автомобильном двигателе или на специальных установках с одноцилиндровым двигателем. На полноразмерных двигателях при стендовых испытаниях определяют т.н. фактическое октановое число (ФОЧ), а в дорожных условиях — дорожное октановое число (ДОЧ). На специальных установках с одноцилиндровым двигателем определение октанового числа принято проводить в двух режимах:

    1. более жесткий (моторный метод)
    2. менее жесткий (исследовательский метод).

    Октановое число топлива, установленное исследовательским методом, как правило, несколько выше, чем октановое число, установленное моторным методом. Точность определения октанового числа, более правильно именуемая воспроизводимостью, составляет единицу. Это означает, что бензин с октановым числом 93 может показать на другой установке при соблюдении всех требований метода определения октанового числа (ASTM D2699, ASTM D2700, EN 25163, ISO 5163, ISO 5164, ГОСТ 511, ГОСТ 8226)совсем другую величину, например 92. Существенным является то, что обе величины, 93 и 92, являются и точными, и правильными и при этом относятся к одному и тому же образцу топлива.

    Виды октановых чисел: ОЧИ и ОЧМ

    Исследовательское октановое число (ОЧИ) определяется на одноцилиндровой установке с переменной степенью сжатия, называемой УИТ-65 или УИТ-85, при частоте вращения коленчатого вала 600 об/мин. Оно показывает, как ведет себя бензин в режимах малых и средних нагрузок.

    Моторное октановое число (ОЧМ) определяется так же, но частота вращения коленвала повышается до 900 об/мин, а смесь предварительно подогревается. Оно значительно меньше, чем ОЧИ. ОЧМ характеризует поведение бензина на режимах больших нагрузок.

    Значения октанового числа

    Разность между этими октановыми числами характеризует чувствительность топлива к режиму работы двигателя.

    Распределение октанового числа

    Поскольку при эксплуатации полноразмерного двигателя при переменных режимах происходит фракционирование бензина, необходимо раздельно оценивать детонационную стойкость его различных фракций. Октановое число бензина, с учётом его фракционирования в двигателе, получило название «распределение октанового числа» (ОЧР). В связи со сложностью определения октанового числа на двигателях, разработаны методы косвенной оценки детонационной стойкости по физико-химическим показателям и характеристикам низкотемпературной реакции газофазного окисления, имитирующего предпламенные процессы.

    Углеводороды, которые содержатся в топливах, значительно различаются по детонационной стойкости:

    Наибольшее октановое число имеют ароматические углеводороды и парафиновые углеводороды разветвлённого строения, наименьшее октановое число имеют парафиновые углеводороды нормального строения. Топлива нефтяного происхождения, полученные каталитическим риформингом и крекингом, имеют более высокие октановые числа, чем полученные при прямой перегонке.

    Для повышения октанового числа топлив используются высокооктановые компоненты и антидетонационные присадки.

    Чуть ли не каждая АЗС имеет свои марки и сорта. Если собрать их вместе, получится довольно пестрая н непонятная картинка. На одной заправке предлагают А-76 и А-92. На другой Аи-76 и Аи-92. На третьей и вовсе незнакомые А-80, А-92 и А-95. Что за этим? Откуда выискались все эти “монстры” и можно ли им доверять?

    Кто таков, к примеру, А-80 и чем он отличается от АИ-80? Почему на одной бензоколонке продают А-92, а на соседней, через дорогу – АИ-92?

    Какие стандарты ныне действуют (и действуют ли вообще) и что можно заливать в бак своей машины, чтобы не угробить двигатель?

    Как известно еще с прежних времен, буква “А” в маркировке бензина означает, что он автомобильный, а следующие за ней цифры октановое число, показывающее детонационную стойкость топлива. Известно и то, что октановое число определяется двумя методами – моторным и исследовательским. В последнем случае к “А” добавляют “И”. (Именно прописную, большую.) Самые распространенные у нас бензины – А-76 (с октановым числом по моторному методу) и АИ-93 (по исследовательскому). При этом число 93 по исследовательскому соответствует числу 85 по моторному и, стало быть, разница между “девяносто третьим” и “семьдесят шестым” бензинами составит 9, а не 17 единиц, как это может показаться человеку несведущему. При этом строгой математической зависимости или каких-либо переводных коэффициентов между двумя методами не существует, поскольку каждая марка бензина имеет свой фракционный состав, а каждая фракция при различных методах испытаний ведет себя по-разному. Дальнейшее нам разъяснили во Всероссийском научно-исследовательском институте по переработке нефти (ВНИИ НП).

    В России до сих пор действует ГОСТ 2084-77, регламентирующий основные показатели бензина, согласно которому марки А-72 и А-76 имеют детонационную стойкость (октановое число) по моторному методу соответственно 72 и 76, а АИ-93 и АИ-95 – 85, и что по исследовательскому методу первые два не нормируются, а вторые имеют числа “93” и “95”. Из документа также следует, что все неэтилированные марки бензинов должны содержать свинца в одном кубическом дециметре не более 0,13 грамма, а все этилированные – не более 0,17.

    Изменение № 5, введенное в указанный ГОСТ, исключило производство и продажу этилированного “девяносто третьего” (имевшего содержание свинца 0,37 г на куб. дм) и ввело неэтилированный АИ-91 (по моторному методу – 82,5) с содержанием свинца не более 0,013 г на куб. дм. Вот, собственно, и все нормы. Законы. Правила.

    А теперь обратимся к недавней истории, которая помогает понять причины возникшей сегодня неразберихи. В свое время СССР производил бензины не только для внутреннего рынка, но и экспортировал их в другие страны. Октановые числа в них были указаны по исследовательскому методу. А в маркировке, чтобы привести ее в соответствие с общепринятыми, оставляли только одну букву “А”. Таким образом, один и тот же “девяносто третий” бензин шел для внутреннего пользования под маркой АИ-93, а на экспорт как А93. Такой порядок маркировки определяли Технические Условия (ТУ) 38.001165-87. Они же регламентировали три экспортные марки бензинов А-80, А-92 и А-96.

    Сегодня бензины под своими экспортными обозначениями пошли и на отечественный рынок. Отсюда и “девяносто второй”, появившийся на наших заправках (а не оттого, что, как нам объяснили на одной АЗС, “девяносто пятый” смешали с “семьдесят шестым” или что это отбракованный “девяносто третий”). Только правильное его обозначение будет не АИ-92, а А-92.

    В настоящее время разрабатывается новый Федеральный стандарт. Он предусматривает выпуск и использование неэтилированных бензинов АИ-80, АИ-91, АИ-95 и АИ-98 (как видим, октановые числа в них указаны только по исследовательскому методу). На них при разработке технологий должны ориентироваться все заводы. Стандарт также установит нижние предельные значения чисел. Скажем, АИ-91 сможет иметь октановое число и 92, и 93, но ниже 91 – нет. К слову, эта марка заменит привычный нам “девяносто третий”, как АИ-80 – А-76, октановое число по моторному методу останется тем же (т.е. 76-м), но правильно именовать его уже нужно будет АИ-80, а не А-80, как в старых ТУ.

    К слову, соответствие топлива ГОСТу, равно как и лабораторные исследования, его подтверждающие, еще не означают, что топливо не может навредить машинам. И ГОСТ регулирует не все параметры бензина, и исследование не в состоянии выявить любые возможные примеси и отклонения.

    Автомобильный бензин марки А-72

    Автомобильный неэтилированный бензин низкого качества с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержит продукты термического и каталитического крекинга, коксования и пиролиза, прямогонный бензин и антиокислительные присадки. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 72, по исследовательскому методу не нормируется.

    Автомобильный бензин марки А-76

    Автомобильный бензин низкого качества. Содержит продукты термического и каталитического крекинга, коксования и пиролиза, прямогонный бензин, антиокислительные и антидетонационные присадки. Самая распространенная марка бензина для использования в сельском хозяйстве.
    А-76 производят этилированный (желтого цвета) с содержанием свинца не более 0,17 г/л и неэтилированный (бесцветный) с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 76, а по исследовательскому методу не нормируется, но обычно близко к 80. При определении экспортной цены бензина этой марки базисным сортом является Naphta со скидкой 10—12 долл. США за 1 т.

    Автомобильный бензин марки А-80

    Автомобильный бензин обычного качества. Содержит антидетонационные присадки. производят этилированный с содержанием свинца не более 0,15 г/л и неэтилированный с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы — не более 0,05%. Плотность — не более 0,755 г/смА-803. Октановое число по моторному методу — 76, а по исследовательскому методу — 80. Фактически — это бензин марки с немного улучшенными характеристиками.

    Автомобильный бензин марки А-92

    Автомобильный бензин обычного качества. Содержит антидетонационные присадки. Самая распространенная марка бензина в крупных городах РФ и Украины. производят этилированный с содержанием свинца не более 0,15 г/л и неэтилированный с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы — не более 0,05%. Плотность — не более 0,77 г/смА-923. Октановое число по моторному методу — 83, а по исследовательскому методу — 92. По качеству близок к европейской марке «регулар» и азиатской 92RON, но содержит на 30% больше свинца.

    Автомобильный бензин марки АИ-91

    Автомобильный бензин обычного качества. Содержит антидетонационные присадки. производят неэтилированный (бесцветный) с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы — не более 0,1%. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 82,5, а по исследовательскому методу — 91. По качеству близок к европейской марке «регулар» и азиатской 91RON, но содержит на 30% больше свинца.

    Автомобильный бензин марки АИ-93

    Автомобильный бензин обычного качества. Этилированный АИ-93 готовят на основе бензина каталитического риформинга мягкого режима, с добавлением толуола и алкилбензина. Для повышения давления паров добавляют фракцию прямой перегонки с температурой кипения до 62°С или бутан-бутиленовую фракцию. Неэтилированный АИ-93 готовят на основе бензина каталитического риформинга жесткого режима с добавлением алкилбензина, изопентана и бутан-бутиленовой фракции. Содержит антидетонационные присадки.

    АИ-93 производят этилированный (оранжево-красного цвета) с содержанием свинца не более 0,37 г/л и неэтилированный (бесцветный) с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы — не более 0,1%. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 85, а по исследовательскому методу — 93. Специально для экспорта производился этилированный АИ-93 без добавления красителя, с содержанием свинца не более 0,15 г/л и серы не более 0,001%. При определении экспортной цены бензина этой марки базисным сортом является европейский «регулар».

    Автомобильный бензин марки АИ-95

    Автомобильный бензин улучшенного качества. Готовят на основе бензина каталитического крекинга легкого дистиллятного сырья с изопарафиновыми и ароматическими компонентами и добавкой газового бензина. Содержит антидетонационные присадки. производят неэтилированный (бесцветный) с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 85, а по исследовательскому методу — 95. По качеству близок к европейской марке «премиум» и азиатской 95RON, но содержит на 30% больше свинца.

    Автомобильный бензин марки АИ-95 «Экстра»

    Автомобильный бензин улучшенного качества. Готовят на основе бензина каталитического крекинга легкого дистиллятного сырья с изопарафиновыми и ароматическими компонентами и добавкой газового бензина. Содержит антидетонационные присадки.

    АИ-95 производят неэтилированный (бесцветный), свинец в нем отсутствует. Плотность — не более 0,720 г/см3, содержание серы — не более 0,05%, давление насыщенных паров — не менее 53,3 кПа (400 мм рт. ст.). Октановое число по моторному методу — 85, а по исследовательскому методу — 95. По качеству близок к европейской марке «премиум» и азиатской 95RON, но лучше, так как не содержит свинца.

    Ссылка на основную публикацию
    БензиныОЧМОЧИ
    Бензины прямой перегонки41-5643-58
    Бензины термического крекинга65-7070-75
    Бензины каталитического крекинга75-8180-85
    Бензины каталитического реформинга77-8683-97
    Бензин АИ-807680
    Бензин АИ-9283