От чего зависит и как рассчитывается тормозной путь

Что такое тормозной путь автомобиля и как его рассчитать?

Автоликбез 14 сентября 2019

Каждому водителю важно помнить, что его машина не может остановиться мгновенно. Для этого ему потребуется определенное время, на которое влияет большое количество факторов. Правила дорожного движения требуют соблюдать безопасное расстояние между собственным и впереди идущим автомобилем, чтобы в случае необходимости успеть затормозить. Чтобы знать величину этого расстояния, необходимо иметь представление о тормозном пути. Помимо этого, многие путают два понятия – тормозной и остановочный путь.

Понятие тормозного пути автомобиля

Даже, если за рулем машины сидит профессиональный водитель, на дороге всегда может возникнуть ситуация, когда необходимо максимально быстро остановить транспортное средство:

  • внезапное появление на дороге человека или животного;
  • неисправность транспортного средства;
  • нарушение другим водителем правил дорожного движения, что приводит к созданию аварийной ситуации;
  • непредвиденные обстоятельства: неровность дорожного покрытия, препятствие (упавшее дерево, камень) и т.п.

Для остановки автомобиля водитель использует педаль тормоза, приводя в работу его тормозную систему.

Тормозной путь авто – это расстояние, которое преодолевает транспортное средство за период времени с момента срабатывания системы торможения до достижения транспортным средством скорости 0 км/ч.

От чего зависит тормозной путь?

Очевидно, что дистанция торможения будет различной в зависимости от ситуации и ее условий. Так, факторы, влияющие на величину этого пути, делят на две группы:

  1. Факторы, которые зависят от автомобилиста.
  2. Факторы, которые не зависят от автомобилиста.

К условиям, которые не зависят от того, кто управляет автомобилем, относят погоду и состояние дорожного покрытия. Что касается погоды, то логично, что в дождь, снег или гололед времени для остановки машины потребуется больше, чем в сухую погоду.

Дорожное покрытие тоже оказывает влияние на расстояние торможения. Если дорога гладкая без добавления камня, то дистанция, которая будет пройдена транспортным средством при торможении, также будет больше.

На заметку! Если на дорогах есть ямы, то, скорее всего, тормозной путь будет коротким. Это связано с тем, что на таком плохом участке дороге автомобилист просто не будет развивать высокую скорость.

Гораздо больше факторов, которые зависят от водителя (владельца машины):

  • скорость. Логично, чем меньше скорость, тем короче расстояние торможения;
  • состояние и устройство тормозной системы. Важно, чтобы машина, в том числе ее тормоза, работала исправно, чтобы колодки не были изношены, а давление в шинах было достаточным.
  • вид установленных шин. Протектор не должен быть сильно изношен, а тип установленной резины должен соответствовать погодным условиям;
  • загрузка автомобиля. Чем легче транспортное средство, тем проще его остановить. Расстояние торможения нагруженного автомобиля будет более длинным;
  • наличие системы ABS. На сухом асфальте данная система поможет остановить машину быстрее, а вот в гололед она позволит сохранить управление, но дистанция торможения при этом станет длиннее;
  • трезвое состояние водителя. Адекватный водитель быстрее реагирует на быстро меняющуюся ситуацию на дороге, благодаря чему, он быстрее остановит свой транспорт при необходимости;
  • отсутствие отвлекающих факторов во время движения. Зачастую замедленная реакция автомобилиста связана с тем, что он отвлекается и не следит за дорогой. Самый распространенный фактор отвлечения внимания – это мобильный телефон. Из-за замедления реакции того, кто управляет авто, путь торможения увеличивается.

Формула расчета тормозного пути

Иногда необходимо рассчитать величину тормозного пути, например в таких случаях:

  • испытания автомобиля;
  • криминалистическая экспертиза;
  • проверка работы тормозной системы авто после ее доработки.

Для выполнения такого расчета используют следующую формулу:

Sторм = Кэ * V * V / (254 * Фс), где:

Sторм – путь торможения;

Кэ – коэффициент торможения;

V – скорость машины;

Фс – коэффициент сцепления.

Последний коэффициент может быть разным. Так:

  • при сухой дороге он равен 0,7;
  • при мокрой – 0,4;
  • при снеге – 0,2;
  • при гололеде – 0,1.

Что касается коэффициента торможения, то он является постоянной величиной и чаще всего равняется единице.

Приведем пример. Машина движется летом по сухому асфальту со скоростью 80 км/ч. Необходимо рассчитать величину пути торможения.

S = 1 * 80 * 80 / (254 * 0,7) = 36 метров – это и есть расстояние торможения.

Важно знать! Тормозная дистанция авто прямо пропорциональна квадрату его скорости. Таким образом, увеличивая скорость в два раза, например, с 40 км/ч до 80 км/ч, расстояние торможения увеличивается в четыре раза.

Чем отличается тормозной путь от остановочного?

Тормозной и остановочный пути – это разные понятия, которые часто путают или принимают за одно и тоже.

Остановочный путь – это расстояние, которое прошло транспортное средство с момента осознания автомобилистом необходимости в остановки до достижения машиной скорости 0 км/ч.

А тормозной путь – это дистанция, которую прошла машина с момента срабатывания ее тормозов до ее остановки.

Таким образом, остановочное расстояние включает в себя не только дистанцию торможения, но и расстояние, которое прошло транспортное средство, пока автомобилист реагировал на дорожную ситуацию.

Как рассчитать полное время остановки и итоговый тормозной путь?

Итак, итоговое значение этого пути включает в себя не только расстояние торможения, но и дистанцию реакции автомобилиста.

Чтобы рассчитать расстояние, которое пройдет авто за время реакции водителя, необходимо воспользоваться следующей формулой:

Sреакции = V / 10 * 3, где

V – это скорость транспортного средства.

Таким образом, итоговый тормозной путь будет равняться сумме двух значений: пути реакции автомобилиста и пути торможения:

Sитог = Sторм + Sреакции

Возвращаясь к примеру, в котором машина движется летом по сухому асфальту со скоростью 80 км/ч, рассчитаем дистанцию реакции.

Sреакции = 80/10 * 3 = 24 метра

Теперь, когда мы знаем, что дистанция торможения равна 36 метрам, а расстояние реакции – 24 метра, можно рассчитать его итоговое значение:

Sитог = 36 + 24 = 60 метров

Соответственно, полное время остановки – это временной период, за который машина пройдет итоговый тормозной путь. Это время складывается из времени реакции водители и времени, затраченного на тормозную дистанцию.

Формула его расчета следующая:

, где:

– время реакции водителя;

– время срабатывания тормозного привода;

– время нарастания тормозных сил;

– начальная скорость торможения;

– ускорение свободного падения;

– коэффициент продольного сцепления с дорогой колёс автомобиля;

– коэффициент эффективности торможения.

Важно! Общепринятая норма времени реакции автомобилиста равняется одной секунде.

Итак, итоговое остановочное расстояние включает в себя дистанцию реакции водителя и тормозной путь. На каждую из этих величин влияют определенные факторы. Чтобы сократить значение итоговой величины, необходимо соблюдать скоростной режим, следить за исправностью автомобиля, учитывать его загруженность и садиться за руль исключительно в адекватном состоянии.

От чего зависит тормозной путь автомобиля и как он рассчитывается

Тормозной путь — это важная характеристика для любого транспортного средства, в частности, для автомобилей. На этот параметр нужно обращать внимание при выборе ТС, жаль, что в большинстве случаев он упускается из виду. Эта характеристика много чего может рассказать про автомобиль, а знание реального показателя поможет избежать ДТП.

Понятие тормозного пути автомобиля

Что-то припоминается о тормозном пути автомобиля из школьного курса физики, но это было так давно, что уже даже на правду мало похоже. Хотя водителям стоит хорошо ориентироваться в этом понятии. Под ним подразумевается расстояние, которое проделывает автомобиль с момента начала торможения и до полной остановки ТС. Путаница возникает с остановочным и тормозным путями. Эти понятия часто путаются и считаются взаимозаменяемыми. Это совершенно не так.

Под остановочным подразумевается расстояние, которое преодолел водитель с момента осознания потребности в остановке до полного прекращения движения ТС. Получается, что расстояние, которое тратится на торможение, является составной частью остановочного пути. Что называется тормозным путём выяснили, теперь нужно разобраться с факторами, от которых зависит этот показатель.

От чего зависит тормозной путь

Производители автомобилей постоянно работают над созданием систем, способных уменьшать расстояние торможения машины, делая её таким образом более безопасной. Но законы физики никто не отменял, потому всегда остаются неизменными факторы, определяющие величину пути автомобиля при полном прекращении движения. Как изменяется длина тормозного пути и от каких обстоятельств это зависит будет рассказано ниже. Все существующие факторы мы разделили на две большие группы.

  1. Обстоятельства, которые не зависят от автомобилиста, сводятся к состоянию дорожного полотна и погодным условиям. На мокрой или скользкой дороге автомобиль будет дольше останавливаться, чем в сухую погоду. Гладкий асфальт без каменной крошки также увеличит расстояние, необходимое для окончательной остановки. В этом случае колёсам будет сложно сцепляться с гладкой дорогой. Плохое покрытие с различного рода неровностями косвенно влияет на тормозной путь. На таких дорогах водителю будет сложно развить большую скорость, следовательно, для остановки авто не потребуется много времени.
  2. Факторы, которые зависят от автомобилиста, сведены в следующий список:
  • состояние тормозной системы и особенности её устройства;
  • наличие ABS;
  • тип и особенности покрышек;
  • степень загруженности авто (над влиянием этого параметра ведутся споры и пока непонятно насколько значимым он является);
  • скорость передвижения.
Читайте также:  Что означает калильное число свечей зажигания?

Автомобиль не сможет остановиться быстро, если его тормозной контур находится в неработающем состоянии или степень износа колодок находится на предельном уровне. Задние дисковые тормоза демонстрируют более высокий эффект торможения и отлично сцепляются с покрытием.

Неоднозначная ситуация складывается с системами EBD и ABS. При сухой погоде тормозной путь действительно сокращается. При гололёде благодаря этим системам автомобиль сохраняет управляемость, но тормозит значительно хуже.

Что касается покрышек, то зимняя резина без шипов будет хорошо тормозить на голом асфальте (допускается лёгкое обледенение) и в каше из снега. На льду и заснеженной дороге отличный эффект торможения демонстрирует резина с шипами.

Когда и как производится замер

Такие вычисления могут потребоваться в ряде случаев:

  • испытания авто технического характера;
  • проверка работоспособности тормозной системы после ремонта или доработки;
  • экспертиза, проводимая криминалистами.

При движении по дороге заниматься расчётами тормозного пути нет смысла. В памяти водителя должны всегда находиться средние показатели. Они соответствуют нормальным погодным условиям, исправному автомобилю, в том числе, нормальному состоянию тормозной системы:

  • при скорости 50 км/ч автомобиль будет тормозить 16,3 метра;
  • на скорости 60 км. в час этот показатель возрастёт до 23,5 метра;
  • при скорости передвижения 70 км тормозной путь составит 32,1 м.;
  • 80 км/ч соответствует тормозной путь в пределах 42 м.;
  • 90 км/ч — это уже 53 метра;
  • при скорости 100 км. автомобиль будет останавливаться на протяжении 65,5 метров.

Эти показатели в разы будут увеличиваться при неблагоприятных погодных условиях. Если знать средние показатели расстояния, которое тратится на полную остановку автомобиля, то дистанция на дороге всегда будет соблюдаться, следовательно, риск столкновения существенно снизится.

Как вычислить тормозной путь

Чтобы произвести расчёт тормозного пути автомобиля, можно воспользоваться одним из нескольких способов. Наиболее распространённым и универсальным является применение формулы: S=Кэ*V*V/(254*Фс).

В этой формуле S обозначает искомое значение, которое нас интересует. Под Кэ подразумевается коэффициент торможения, для легковых авто он составляет единицу. Скорость передвижения авто в момент, когда началось торможение, обозначается V₀. Под значением Фс подразумевается коэффициент сцепления колёс с дорогой. Последний показатель зависит от погодных условий, которые определяют состояние дороги:

  • для сухого асфальта этот коэффициент составляет 0,7;
  • на мокрой дороге показатель снижается до 0,4;
  • в случае со снежным покрытием коэффициент берётся 0,2;
  • самый низкий показатель соответствует льду, он составляет всего 0,1.

Есть ещё одна формула расчёта тормозного пути. Выглядит она следующим образом:

S =V2/2μg. В ней под μ подразумевается показатель сцепления. Ускорение свободного падения обозначается g и принимается за 9,81 м/с. Скорость автомобиля в момент торможения обозначается V.

С этими формулами становится понятно, как рассчитать тормозной путь автомобиля. Выбираем любую формулу и подставляем значения, соответствующие конкретной ситуации.

На величину пути, необходимого для полной остановки авто, влияют многие факторы. О них всегда нужно помнить, ведь законы физики никто не отменял. Каким бы современным и безопасным ни было авто, на него распространяются общие законы сохранения энергии, инерция, скольжение и прочие физические явления. Всегда нужно адекватно оценивать ситуацию на дороге, сохранять правильную дистанцию на дороге, быть максимально собранным и внимательным.

Тормозной путь: что это и как рассчитать

Всем водителям не следует забывать о том, что при нажатии на тормоз авто мгновенно не останавливается. Для этого нужно некоторое время, зависимое от многих факторов. Согласно ПДД, необходимо соблюдать безопасную дистанцию между своим и идущим впереди авто, чтобы при надобности успеть затормозить. Для расчета данной дистанции нужно знать, что такое тормозной путь. Кроме того, большинство людей путают остановочный и тормозной путь.

Тормозной путь: что это

Независимо от опытности и профессионализма водителя, за рулем случаются ситуации, когда нужно оперативно остановить авто:

  • На дороге неожиданно возникает животное или люди;
  • Возникает поломка авто;
  • Другие водители нарушают ПДД, создавая аварийную обстановку;
  • Происходят непредвиденные ситуации: препятствия, неровная дорога и т.д.

Чтобы остановить авто, водители пользуются тормозом. Тормозной путь транспорта – это отрезок, преодолеваемый машиной за время при срабатывании тормозной системы до достижения нулевой скорости.

Факторы, влияющие на тормозной путь

Отрезок торможения разный, в зависимости от ситуации и условий. Факторы, воздействующие на данное расстояние, разделяются на 2 категории:

  1. Факторы, зависящие от автомобилиста;
  2. Факторы, не зависящие от водителя.

Состояние дорог и погода – это условия, на которые не влияет тот, кто сидит за рулем авто. Логично, что в снежную погоду необходимо больше времени, чтобы затормозить машину, чем в сухую. На отрезок торможения также влияет и покрытие трассы. На гладкой дороге, сделанной без включения камня, при торможении отрезок, который проедет транспорт, увеличится.

На заметку! На трассе, покрытой ямами, тормозной отрезок будет маленьким.

Это объясняется тем, что автомобилисты на плохих дорогах развивают небольшую скорость. Больше факторов, зависящих от водителя:

  • Устройство и работоспособность тормозной системы. Важно исправное состояние машины, включая и тормоза, не изношенность колодок, а также оптимальное давление в шинах;
  • Скорость. При малой скорости отрезок торможения уменьшается, и наоборот большая скорость приведет к увеличению расстояние, которое потребуется транспортному средству для остановки;
  • Используемые шины. Износ протектора должен быть оптимальным, а используемая резина должна быть по погоде. Довольно часто многие аварийные ситуации происходят из-за несвоевременной замены шин и из-за езды на некачественной, изношенной резине, которая не способна обеспечить необходимые характеристики и безопасность при езде;
  • Наличие ABS-системы. Такая система на сухом асфальте помогает быстро останавливать авто, в гололед она позволяет сохранять управление, но при этом увеличивается дистанция торможения;
  • Загрузка машины. Легче остановить легкий автомобиль, чем транспорт, который хорошо загружен. Нагруженная машина тормозит на более длинном отрезке;
  • Трезвость водителя. У трезвого человека более быстрая реакция на изменение ситуации на трассе, поэтому при необходимости он быстрее затормозит машину. Поэтому стоит отказываться от алкоголя, планируя сесть за руль. Это позволит избежать аварий и обезопасит людей;
  • Отсутствие отвлекающих моментов при езде. Часто медленная реакция водителя связывается с тем, что он не смотрит за дорогой и отвлекается. В настоящее время зачастую внимание отвлекает сотовый телефон и другие гаджеты, которые сводят людей с ума, не позволяя отказываться от них даже за рулем. Из-за замедленной водительской реакции увеличивается тормозной отрезок.

Формула для вычисления тормозного пути

Порой нужно рассчитывать тормозной отрезок, к примеру, в следующих условиях:

  • криминалистическая экспертиза;
  • испытания транспорта;
  • проверка работоспособности тормозной системы после ее доработки.

Чтобы произвести подобное вычисление, применяется формула:

Sторм = Кэ * V * V/(254 * Фс), где: S торм. – тормозной отрезок; V – скорость транспорта; Кэ – коэффициент торможения; Фс – коэффициент сцепления, который бывает различным. Так:

  • При мокрой дороге – 0,4;
  • При сухой – 0,7;
  • При гололеде – 0,1;
  • При снеге – 0,2.

Как тормозной путь зависит от дороги?

Коэффициент торможения – это постоянная величина, равняющаяся в основном единице. Рассмотрим пример. Автомобиль едет в летний сезон со скоростью 70 км/ч по сухому асфальту. Нужно вычислить тормозной путь.

S = 1*70*70/(254*0,7) = 28 метров – это и будет отрезок торможения.

Необходимо знать, что тормозной отрезок авто прямо пропорционален квадрату ее скорости. Так, при двойном увеличении скорости, к примеру, с 30 км/ч до 60 км/ч, отрезок торможения увеличился в 4 раза.

Отличие тормозного и остановочного пути

Остановочный и тормозной пути – это различные понятия, но их часто приравнивают и путают. Под остановочным путем понимается расстояние, прошедшее автомобилем после осознания водителем необходимости остановиться до достижения транспортом нулевой скорости. Тормозным путем называется отрезок, который проходит авто от срабатывания тормозов до остановки. Так, остановочный отрезок содержит не только отрезок торможения, но и отрезок, прошедший машиной, пока водитель реагировал на сложившуюся ситуацию.

Вычисление полного времени остановки и итогового тормозного пути

В итоге, величина данного пути содержит не просто дистанцию торможения, но и расстояние водительской реакции. Для вычисления расстояния, пройденного машиной за время водительской реакции, нужно использовать такую формулу:

S реакции = V/ 10*3, где V – скорость машины.

Так, общий тормозной путь станет равным сумме 2-х величин: тормозного пути и отрезок водительской реакции. S итог = Sреакции + Sторм.

Вспоминаем об авто, двигающемся в летнее время со скоростью 70 км/ч по сухой дороге, вычисляем расстояние реакции.

S реакции = 70/10 * 3 = 21 метр

Теперь, когда известно, что тормозной путь – 28 метров, а дистанция реакции – 21 метр, можно вычислить его общее значение: S итог = 28+ 21 = 49 метров

Под полным временем остановки понимается временный промежуток, за который автомобиль проходит общий путь торможения. Это время объединяет время, которое тратится на тормозной отрезок, и время водительской реакции.

Читайте также:  Жидкая резина для автомобиля: её плюсы, минусы, применение

Он вычисляется по формуле , где:

  • tp – время водительской реакции;
  • tc – время, когда срабатывает тормозной привод;
  • vo – начальная скорость торможения;
  • tH – время увеличения тормозных сил;
  • g – ускорение свободного падения;
  • Kэ – коэффициент эффективности торможения;
  • φ – коэффициент продольного сцепления колес авто с дорогой.

Важно! Общепринятой нормой времени водительской реакции считается 1 секунда. Общий остановочный отрезок включает расстояние водительской реакции и отрезок торможения. На данные величины воздействуют некоторые факторы. Для сокращения величины итогового значения нужно следовать скоростному режиму, проверять исправность авто, быть за рулем в трезвом состоянии и учитывать загрузку машины. Не стоит забывать, что многие ситуации и обстоятельства зависят от самого человека. Поэтому нужно самостоятельно проверять, не нарушать и быть внимательным, чтобы избегать неприятных случаев.

От чего зависит тормозной путь автомобиля и как его можно рассчитать

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

При покупке нового автомобиля, будущий автовладелец уделяет все свое внимание параметрам и функционалу авто. Ему не требуется проверять состояние подвески, чистоту фильтров, а также работоспособность двигателя. И все благодаря тому, что авто еще не имеет пробега. Однако при покупке автомобиля «с рук», его будущему владельцу необходимо проверить все состояние ТС, и в частности значение тормозного пути. Ведь этот показатель будет говорить о самом главном – исправности тормозной системы.

Что такое тормозной путь

Тормозной путь – это расстояние, требуемое автомобилю для его полной остановки с момента приведения в действие тормозного механизма. Иными словами, это то количество метров, через которое ТС остановится после нажатия педали тормоза. Однако данное определение отражает лишь саму суть тормозного пути, но не помогает определить конкретное расстояние до полной остановки. А все потому, что на процесс торможения влияет множество факторов.

От чего зависит значение тормозного пути

Значение параметра тормозного пути зависит от многих факторов. Одни из них зависят от самого владельца авто (например, поддержание исправности тормозной системы и умение правильно ее задействовать), а другие – от внешних факторов, например:

  • от состояния дорожного полотна;
  • его качество;
  • от погодных условий (наличие воды или снега на полотне).

Вследствие этого можно сделать вывод, что значение данного параметра непостоянно. Ведь оно будет меняться равнозначно изменению внешних условий.

Формула расчета тормозного пути

Прежде чем рассчитывать параметр тормозного пути, следует понять, что существует 2 типа торможения – плавное и экстренное. В зависимости от того или другого типа торможения, будет различаться и формула расчета тормозного пути:

Для плавного торможения: Сд/2к1к2 = Тп, где

  • Сд – скорость движения авто, м/с;
  • к1 – коэффициент ускорения силы тяжести (неизменное значение, равное 9,81 м/с 2 );
  • к2 – коэффициент сцепления шин с дорогой (динамичное значение, связанное с состоянием дорожного полотна, имеющее диапазон значений от 0,10 до 1);
  • Тп – тормозной путь, м.

Чем лучше состояние дороги, тем выше значение коэффициента сцепления. Например, для чистого асфальтированного полотна он равен 0,8. Для экстренного торможения: (Сд/2к1к2)/2 = Тп.

Пример расчета тормозного пути

Если автомобиль движется со скоростью 84 км/ч (или 23 м/с – необходимый перевод данного параметра, рассчитываемый как 84*1000/3600) по чистому асфальтобетонному покрытию, то его средний тормозной путь будет равен 23/(2*9,81*0,8)= 1,46 метров.

Соответственно, для расчета экстренного тормозного пути, данное значение будет делиться еще на 2, и составит – 0,73 метра. Если при движении по аналогичному покрытию и с заданной скоростью, реальное значение стандартного тормозного пути окажется гораздо выше установленной «нормы» в 1,46 метров, то будет не лишним провести осмотр ТС на предмет исправности тормозной системы!

Формула для расчета тормозного пути автомобиля

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 455-03-75 . Это быстро и бесплатно !

Представления о тормозном пути нужны каждому автовладельцу. Эти знания помогут в каких-то жизненных ситуациях:

  • в случае дорожно-транспортного происшествия;
  • при экстренном или стандартном торможении.

Тормозной путь является одной из трёх составляющих остановочного пути.

Понятие тормозного пути автомобиля

Тормозной путь — это расстояние, проходимое автомобилем от начала торможения (момента срабатывания привода) и до полной остановки.

Какие факторы влияют на тормозной путь?

Жизнь человека бесценна. В экстренной ситуации (ДТП) тормозной путь является решающим фактором, который нельзя игнорировать. Потому что каждый метр может стоить жизни.

Изучите факторы, которые влияют на тормозной путь. Эти знания помогут сохранить здоровье и избежать ДТП:

  • водитель вовремя примет меры по снижению скорости;
  • пешеход будет иметь возможность оценить безопасность перехода.

1) Состояние автомобильных шин. Шины являются одним из наиболее важных элементов колеса. В процессе движения транспортного средства они обеспечивают безопасность.

При выборе шины необходимо обратить внимание на высоту протектора. Что такое протектор? Это элемент шины. Он защищает шину от повреждений, а также проколов. Правильно выбранные шины обеспечат хорошее управление машиной.

Показатель сцепления ТС с дорогой напрямую зависит от технического состояния протектора. На рынке представлен большой ассортимент покрышек. Глубина протектора составляет 5–17 мм.

При этом нужно разделять зимние и летние шины:

  • протектор зимних покрышек составляет 8,5–9,5 мм.;
  • протектор летних покрышек составляет 7,5–8,5 мм.

По результатам проведённых экспериментов было выяснено, что при износе протектора значительно увеличивается тормозной путь машины. В процессе эксплуатации протектор изнашивается. Поэтому значительно уменьшается сила трения.

В зимнее время обязательно используйте только зимние шины. Тогда как в летнее время —летние шины. В таком случае вы обеспечите оптимальное управление машиной. Для изготовления зимних шин используют специальную мягкую резину.

2) Состояние тормозной системы. Это система предназначена для остановки автомобиля, а также для снижения скорости движения. Это одна из самых важных систем в машине. Потому что она обеспечивает безопасность.

Рассмотрим пункт 2.3.1. ПДД. Запрещается передвижение автомобиля с неисправными тормозами. Неисправность этой системы приводит к потере эффективности торможения транспортного средства.

Обязательно нужно учитывать время срабатывания этой системы. Согласно требованиям, время срабатывания не более 0,6 с.

Рассмотрим факторы, которые влияют на время срабатывания:

3) Начальная скорость транспортного средства. Чем выше ваша скорость, тем длиннее будет путь.

4) Покрытие дороги.

5) Состояние машины.

6) Погодные условия.

7) Способ торможения:

  • ступенчатое нажатие (полная блокировка колёс);
  • прерывистое нажатие (транспортное средство быстро останавливается, при этом может теряться управляемость);
  • постепенное усиление давления (используется при хорошей видимости и в спокойной обстановке);
  • резкое нажатие до упора (такой способ может привести к неуправляемому износу).

8) Навыки водителя. Опытный водитель сможет быстро сориентироваться в экстренной ситуации.

Формула тормозного пути

Рассмотрим две самые популярные формулы:

1) S =V2/2μg.

Описание:

  • μ — это показатель сцепления;
  • g — 9,81 м/с — это значение ускорения свободного падения;
  • V- это скорость транспортного средства в начале торможения (указывается в м/с).

2) S=Кэ*V*V/(254*Фс).

Описание:

  • Фс — это коэффициент сцепления транспортного средства с дорожным покрытием;
  • V0 — это скорость транспортного средства в начале торможения (указывается в км/ч);
  • Кэ — это действительный тормозной коэффициент;
  • S — это тормозной путь (указывается в метрах).

Разные условия для торможения

Рассмотрим такие условия:

  • мокрый асфальт, снег, лёд;
  • сухой асфальт.

Сухой асфальт

На сухом асфальте коэффициент сцепления шины составляет 0,7–0,8. Это отличный показатель.

Мокрый асфальт, лёд, снег

На мокром асфальте коэффициент сцепления составляет 0,4–0,5.

Виды торможения

Сначала рассмотрим способы:

  • газ-тормоз;
  • ступенчатый, с понижением усилия;
  • ступенчатый, с повышением усилия;
  • прерывистый;
  • силовое торможение мотором;
  • торможение силовым агрегатом.

А теперь рассмотрим виды:

  1. Аварийное. Аварийное торможение используется тогда, когда обычные способы не приносят необходимых результатов.
  2. Стояночное. Для торможения применяется ручной тормоз. Стояночное торможение применяется для фиксации транспортного средства в состоянии покоя.
  3. Экстренное. Такой способ используется при возникновении экстренной ситуации. Такой способ позволяет максимально быстро замедлить машину.
  4. Служебное. Это стандартный способ. Существует два варианта:
  • до полной остановки машины — применяется для полной остановки машины;
  • частичное — этот способ используется для снижения скорости.

Экстренное торможение

Как правило, экстренное торможение используется в старых машинах, которые не оборудованы современными системами безопасности (ESP, ABS и т. д.).

Определение скорости авто с помощью тормозного пути

Проводить расчёт по формуле достаточно сложно. Для определения скорости машины можете воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами. Найти такой онлайн-калькулятор можно в поисковой системе.

Онлайн-калькуляторы разработаны с учётом всех требований. В них учтены все данные и формулы.

Читайте также:  Лучшие дубликаты автозапчастей

Вам нужно только вести такие данные:

  • длина следа торможения;
  • вид дорожного покрытия;
  • степень загрузки транспортного средства;
  • тип автомобиля;
  • скорость движения.

Далее, всю работу за вас сделает онлайн-калькулятор.

А теперь рассмотрим формулу для определения скорости движения. Формула: 0.5 х t3 х j + √2Sю х j.

Описание:

  • Sю — это длина следа;
  • j — этот символ обозначает замедление транспортного средства при торможении;
  • t3 — это нарастание замедления машины;
  • Va — начальная скорость машины.

Отличие тормозного пути от остановочного

Рассмотрим подробнее эти два понятия.

  1. Тормозной. Это расстояние, проходимое машиной с момента нажатия на педаль. Он является частью остановочного пути.
  2. Остановочный. Это расстояние, проходимое машиной с момента обнаружения опасности.

Определить тормозной путь автомобиля можно двумя способами:

  • провести расчёты по специальной формуле;
  • воспользоваться онлайн-калькуляторами, которые можно найти на профильных сайтах.

На тормозной путь влияет большое количество факторов (дорожное покрытие, состояние транспортного средства, погодные условия, навыки водителя, способ торможения, протектор шин).

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 455-03-75 (Москва)
+7 (812) 407-26-30 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Бесплатная онлайн-консультация автоюриста

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 455-03-75 (Москва)
+7 (812) 407-26-30 (Санкт-Петербург)

Вот как можно рассчитать тормозной путь: Формула

Как рассчитать расстояние тормозного пути автомобиля.

Как быстро автомобиль ускоряется, наверное, знает большинство автовладельцев. Даже если вы не замеряли динамику разгона своей машины, вы наверняка смотрели заводские технические характеристики вашего авто, где обычно автопроизводитель указывает минимально возможное время разгона с 0-100 км/час. Но теперь вопрос: сколько времени нужно, чтобы остановить вашу машину? Вы знаете это? Уверены, что нет. Но, оказывается, рассчитать расстояние тормозного пути можно достаточно легко с помощью простой формулы. Мы расскажем вам, как это делается.

Нет такой вещи во Вселенной или материи, которая может мгновенно остановиться. Также и любой автомобиль, когда вы нажимаете педаль тормоза, не сразу может остановиться. Дело в том, что для того чтобы автомобиль или любой объект в нашем мире остановился, необходимо, чтобы он потерял энергию, которая его движет. В результате у любого автомобиля есть тормозной путь, который он проезжает с момента нажатия педали тормоза до момента полной остановки. Это и есть тормозное расстояние машины.

Но на самом деле тормозной путь любого авто зависит не только от его характеристик и тормозной системы, но и от реакции водителя при нажатии педали тормоза. Ведь для того чтобы принять решение о необходимости торможения и нажать педаль тормоза, требуется время, которое хоть и минимально, но достаточно, чтобы машина успела проехать немаленький путь. Особенно это важно при большой скорости движения, где за какие-то доли секунды автомобиль проезжает приличное расстояние. Итак, в итоге, чтобы рассчитать реальную длину тормозного пути, нужно учитывать не только время и расстояние, пройденное автомобилем с момента нажатия водителем педали тормоза до момента остановки машины, но и время, необходимое для принятия решения о торможении. Дело в том, что при принятии решения о торможении мы тратим драгоценные секунды. Вот пример:

  • Время отклика: Прежде чем водитель нажмет педаль тормоза, он должен оценить дорожную ситуацию и определить, необходимо ли торможение. Также нужно понять, какое необходимо торможение – полная остановка автомобиля или простое снижение скорости. Обычно, согласно многочисленным исследованиям, большинству водителей для этого требуется около 0,1 секунды.
  • Время, необходимое для нажатия педали тормоза: После того, как водитель понял, что должен тормозить, необходимо еще примерно 0,8 секунды, для того чтобы переместить ногу с педали газа на педаль тормоза и нажать ее.

Кроме того, даже при нажатии педали тормоза есть еще небольшая потеря времени, связанная с тем, что при нажатии педали тормоза автомобиль, как правило, не начинает резко тормозить. А для того чтобы машина реально начала резко снижать скорость, надо усилить давление на педаль тормоза (пороговое время, необходимое для требуемого тормозного давления в тормозной системе). Также у всех автомобилей разное время отклика на нажатую педаль тормоза. Здесь все, конечно, зависит от конструкции тормозной системы и наличия различной электроники, контролирующей тормоза автомобиля.

Вы не поверите, но для того чтобы машина реально начала тормозить после нажатия педали тормоза, необходима еще почти 1 секунда времени. Вы представляете, как это много при движении на большой скорости? За эту лишнюю секунду вы можете проехать очень большой путь.

Что такое формула тормозного пути?

В общем, торможение автомобиля делится на два вида. Например, есть нормальное торможение, а есть экстренное, когда вам нужно резко остановить машину, чтобы избежать аварии.

При торможении в повседневной жизни, допустим, если вы хотите остановить автомобиль на светофоре, вы обычно нажимаете педаль тормоза намного плавнее и мягче, чем при необходимости полностью остановить автомобиль на парковке во дворе. В этом случае вы не применяете в машине максимальное тормозное усилие. При таком плавном и мягком торможении, как правило, тормозной путь (тормозное расстояние) увеличивается. Примерное расстояние тормозного пути при нормальном торможении можно рассчитать по следующей простой формуле:

(Скорость в км/ч : 10) x (скорость в км/ч : 10) = тормозной путь в метрах

При экстренном торможении педаль тормоза, как правило, нажата целиком и с полной силой. Из-за более высокой силы торможения обычно тормозной путь машины сокращается примерно в 2 раза. Поэтому длину тормозного пути можно также вычислить по следующей формуле:

(Скорость в км/ч : 10) x (скорость в км/ч : 10) / 2 = тормозной путь в метрах

Внимание: Вычисляемый по этим формулам тормозной путь является лишь приблизительным значением и подсказкой для водителей. На самом деле в реальности тормозной путь может быть как меньше, так и больше. Ведь расстояние тормозного пути зависит от навыков и опыта вождения водителя, от технической исправности автомобиля, его конструкции, марки, модели, состояния дорог, состояния протектора резины и многих других факторов, которые напрямую влияют на длину тормозного пути. Но благодаря этим формулам вы примерно сможете высчитать среднюю длину тормозного пути машины при определенной скорости движения. Это позволит вам скорректировать ваш стиль управления автомобилем, а также станет хорошим пособием для водителей-новичков.

Как рассчитать полное время остановки и итоговый тормозной путь?

Как мы уже сказали, чтобы рассчитать весь тормозной путь, нужно учитывать потерю времени при принятии водителем решения о торможении (то есть время реакции водителя). Для этого нужно использовать другую формулу, которая обеспечивает более точный приблизительный расчет тормозного расстояния, которое проедет автомобиль в момент принятия решения о необходимости остановки. Вот эта формула:

(Скорость в км/ч : 10) x 3 = путь реакции в метрах

В итоге, сделав вычисление по вышеуказанным формулам, вы можете вычислить приблизительный итоговый тормозной путь вашего автомобиля при любой скорости движения. Вот пример. Если вы управляете своим автомобилем со скоростью 50 км/ч, то с помощью приведенных формул вычислите следующие значения:

  • Тормозной путь при принятии решения о торможении на этой скорости (реакция на дорожную ситуацию + принятие решения о торможении + время, необходимое для перемещения ноги с педали газа на педаль тормоза, а также время отклика тормозной системы на нажатую педаль тормоза) составит где-то (50/10) х 3 = 15 метров. То есть пока вы будете принимать решение о торможении при скорости в 50 км/ч, ваша машина проедет 15 метров.
  • Тормозной путь при нормальном торможении (с момента нажатия педали тормоза до момента остановки машины) составит около (50/10) х (50/10) = 25 метров.
  • При экстренном торможении тормозной путь, как мы уже отметили, сокращается примерно в два раза. Соответственно, расчет тормозного расстояния автомобиля, который движется со скоростью 50 км/ч, будет выглядеть следующим образом: (50/10) x (50/10) / 2 = 12,5 метров.
  • В результате теперь мы можем вычислить реальный итоговый тормозной путь автомобиля. Так, при нормальном (не резком, а обычном) торможении итоговый тормозной путь составит около 40 метров. При экстренном торможении – не менее 28 метров.

Примечание: Обратите внимание, что если скорость автомобиля будет выше всего в два раза, его итоговый тормозной путь увеличится в четыре раза.

То есть мнение о том, что при увеличении скорости автомобиля в два раза тормозной путь увеличивается только в два раза, – это чистый воды миф среди многих автолюбителей. Так что имейте это в виду, когда садитесь за руль. Самое удивительное, что об этом не знают даже многие опытные водители.

Пример расчета тормозных и остановочных расстояний

Ссылка на основную публикацию