Разворот: сложный маневр или самое обычное дело?

8. При наличии разметки

Также автомобиль нельзя развернуть при наличии сплошной линии разметки на пути следования:

1. Невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой –

Разворот: где он разрешен, а где запрещен, и за что можно получить большой штраф

Разворот – базовый маневр в дорожном движении, который, однако, имеет свои сложности. Как разворачиваться на узкой дороге? Из какой полосы можно выполнять разворот? В каких местах разворот запрещен вообще? Давайте ответим на эти и другие вопросы, а заодно выясним, каким может быть штраф за нарушение правил разворота.

Прежде чем перейти к разбору правил, отметим любопытное обстоятельство: в общих положениях ПДД отсутствует определение понятия «разворот», как, собственно, и «поворот». То есть, разворот относится к настолько базовым понятиям, пояснять которые не требуется: очевидно, это маневр по изменению направления движения на противоположное в местах, где это разрешено и не противоречит правилам.

Разворот – не очень сложный маневр при соблюдении требований ПДД и должной внимательности.

Если разворот выполняется вне перекрестка, то, согласно пункту 8.5 ПДД, нужно занять крайнее левое положение на проезжей части в месте, где разворот не запрещен, после чего уступить дорогу встречным транспортным средствам и развернуться. Однако, вопреки распространенному мнению, разворот вне перекрестка может выполняться не только с крайнего левого положения на проезжей части. Пункт 8.8 ПДД уточняет, что при недостаточной ширине проезжей части разворот можно выполнять от правого края проезжей части или с правой обочины – но в этом случае водитель обязан уступить дорогу как встречным, так и попутным транспортным средствам.

Если разворот выполняется на перекрестке, то возможны три варианта.

  • На регулируемом перекрестке нужно занять крайнее левое положение на проезжей части, затем, согласно пункту 13.4, уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо, и развернуться.
  • На нерегулируемом перекрестке нужно занять крайнее левое положение на проезжей части, затем, согласно пункту 13.12, уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо, и развернуться. Здесь, как можно заметить, в силу вступают дорожные знаки: при развороте водитель не обязан уступать тем, кто движется со встречного направления по второстепенной дороге.
  • На перекрестке с трамвайными путями попутного направления, расположенными слева на одном уровне с проезжей частью, водитель обязан выполнять разворот с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом запрещено создавать помехи трамваю. Таким образом, водитель при планировании разворота должен убедиться, что не мешает движению трамвая, и занять крайнее левое положение на трамвайных путях попутного направления, уступить дорогу автомобилям в зависимости от типа перекрестка, а затем развернуться. Более того, для планирования этого маневра пункт 9.6 разрешает движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью.

Правила дорожного движения не выдвигают отдельных требований к местам разворота – то есть, он разрешен везде, где это не запрещено конкретными условиями. При этом в ПДД есть несколько знаков и условий, которые конкретно указывают на возможность развернуться. Прежде всего это знаки 6.3.1 и 6.3.2, которые запрещают поворот налево, но разрешают разворот в указанном месте или обозначенной зоне.

Кроме того, на дорогах со сплошной разделительной полосой, разделяющей встречные потоки, может встречаться разметка 1.11, позволяющая выполнить разворот только со стороны прерывистой линии.

На перекрестках, оборудованных предписывающими знаками 4.1.3, 4.1.5 и 4.1.6, разрешающими движение налево, также разрешен разворот.

То же самое касается перекрестков, перед которыми установлены знаки 5.15.1 и 5.15.2, указывающие направление движения по полосам: знаки, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы. Обратите внимание на слова «из крайней левой полосы»: даже если поворот налево разрешен с двух и более полос, то разворот все равно разрешен только из крайней левой. Горизонтальная разметка 1.18 дублирует указания знаков – стрелки также указывают на направление движения по полосам.

На регулируемых перекрестках со светофорами, имеющими зеленую секцию со стрелкой, указывающей налево, при ее включении разрешен также и разворот.

Помимо вышеуказанных случаев, как мы уже поняли, разворот может выполняться и в других местах, где это не запрещено правилами. Давайте выясним, где же разворот запрещен всегда и полностью.

Практически все места, где запрещен разворот, регламентированы пунктом 8.11 ПДД. Согласно ему, разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Еще один запрет указан в пункте 16.1 ПДД: разворот запрещается на автомагистралях, в том числе сквозь технологические разрывы разделительной полосы.

Ну а кроме того, в ПДД есть отдельный знак 3.19, используемый там, где нужно запретить разворот в разрешенном для этого месте.

Наказание за нарушение правил разворота может различаться в зависимости от конкретного нарушения. Давайте рассмотрим все возможные случаи.

Невыполнение требования ПДД, за исключением установленных случаев, перед разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, карается по части 1.1 статьи 12.14 КоАП и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Разворот на автомагистрали – самое тяжелое нарушение, оно наказывается по части 3 статьи 12.11, которая подразумевает наложение административного штрафа в размере 2500 рублей.

Разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, карается по части 2 статьи 12.16 КоАП наложением административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.

Все остальные варианты разворота в местах, где такие маневры запрещены, кроме тех, что указаны выше, будут трактованы по части 2 статьи 12.14 и наказываться административным штрафом в размере 500 рублей.

На перекрестках, оборудованных предписывающими знаками 4.1.3, 4.1.5 и 4.1.6, разрешающими движение налево, также разрешен разворот.

Рельсы на дороге

В случае если на перекрёстке есть трамвайные пути, они считаются полосой движения. В плане правильного выполнения разворота для вас действует то же правило: выполнять его только из крайнего левого положения. Но теперь нужно обратить внимание на разметку и знаки. Если разметки нет, но есть знак, обозначающий направления движения по полосам, то крайнее левое положение на вашей полосе будет правее трамвайных путей, так что вы должны доехать до места поворота и выполнять разворот оттуда. Если знака тоже нет, то, соответственно, крайнее левое положение будет на трамвайных путях. Вы заезжаете на пути, пропуская трамвай, разумеется, и разворачиваетесь.

Однако при наличии разметки ситуация может кардинально поменяться. Один из немногих случаев, когда разворот через трамвайные пути будет запрещён, зависит как раз от неё. Обратите внимание: если справа от путей есть «сплошная», то в этом месте запрещён и поворот налево, и разворот. Но такая разметка — общий случай и, как правило, не требует дополнительных разъяснений. Разворот на трамвайных путях почти всегда разрешён, и выполнение его из-за специфики движения трамваев не вызывает особых трудностей.


Однако при наличии разметки ситуация может кардинально поменяться. Один из немногих случаев, когда разворот через трамвайные пути будет запрещён, зависит как раз от неё. Обратите внимание: если справа от путей есть «сплошная», то в этом месте запрещён и поворот налево, и разворот. Но такая разметка — общий случай и, как правило, не требует дополнительных разъяснений. Разворот на трамвайных путях почти всегда разрешён, и выполнение его из-за специфики движения трамваев не вызывает особых трудностей.

Разворот: сложный маневр или самое обычное дело?

Разворот является почти столь же опасным маневром, как и обгон

«Газель» выполняет спорный разворот на дороге с разделительной полосой, не выезжая к центру перекрестка

Фото: Артем Краснов

Для новичков за рулем разворот является маневром сложным, но бывалые выполняют его играючи. При кажущейся простоте маневра неудачный разворот может спровоцировать конфликт с другими водителями и даже лишение прав. В проекте «ПДД для бывалых» мы вспоминаем правила, которые забываются сразу после автошколы.

Правила не оговаривают траекторию разворота, поэтому среди водителей сформировалось несколько «школ». Многие, например, предпочитают встать для разворота в самом начале перекрестка, практически блокируя левый ряд. Другие настаивают, что по совести разворот нужно выполнять с выездом к центру пересечения, но тогда есть риск недопонимания со стоящими позади водителями — они могут попытаться объехать слева.

Если траектории пересеклись, согласно пункт 8.9 ПДД, уступает тот, у кого помеха справа, а значит, идущий на разворот водитель имеет приоритет. С интуитивной точки зрения такой порядок проезда кажется не всегда правильным, и опытные водители предпочитают пропустить тех, кто слишком настырно обходит их слева.

В отличие от поворота, разворот выполняется из крайнего левого положения, даже если знаки движения по полосам разрешают поворачивать с других рядов. Исключение сделано для крупных машин, которым не хватает места при развороте вне перекрестка: они могут совершать маневр от правого края или с правой обочины. Но уступать дорогу нужно и встречным, и попутным.

Есть места, где разворот запрещен: это тоннели, мосты и сходные сооружения (как сверху, так и под ними), железнодорожные переезды и места с видимостью менее 100 метров. Но чаще водители нарушают, забывая, что разворот запрещен на пешеходных переходах и вблизи остановок общественного транспорта. Подобные объекты часто находятся в стык к перекрестку и разворот по наиболее короткой траектории проходит через них.

Запретить разворот могут и знаки, например, «Направление движение по полосам», «Движения прямо» и им подобные

Фото: Олег Каргаполов

Спорный момент — это разворот по малому радиуса на дорогах с разделительной полосой или трамвайными путями. Одно время этот маневр вызывал ожесточенные дискуссии, а трактовка была разной. Инспекторы часто вменяли водителям нарушение пункта 8.6 ПДД, который требует поворачивать таким образом, чтобы не оказаться на встречной полосе при выезде с пересечения. Разворот в этом случае представлялся как два последовательных поворота налево, а выезд в промежуток разделительной полосы — движением по встречной полосе. Ясность в вопрос внесли в 2017 году, когда появился пункт 9.1 (1) ПДД. Он прямо запрещает движение по встречной полосе, отделенной трамвайными путями, разделительной полосой или сплошной разметкой. Впрочем, при отсутствии или невидимости такой разметки вопрос по-прежнему вызывает споры. В целом, водителям не рекомендуется срезать траекторию при развороте на дорогах с разделительной полосой.

Кстати, полоса может быть не только «физической», то есть в виде газона, возвышения или защитного барьера, но и нанесенная с помощью сплошных линий разметки с расстоянием между ними более 2 метров.

На левом слайде показан перекресток, у которого между разделительной полосой и пересекаемой проезжей частью есть промежуток: разворот в желтой зоне разрешен (траектория А). Также не возбраняется объехать отрезок сплошной линии (траектория Б). На втором слайде траектория Г запрещена — только вариант В

Фото: Андрей Винников

При этом не запрещен разворот в промежутках сплошной полосы, как вне перекрестков, так и непосредственно перед ними. Но только, если в этих разрывах нет и пешеходных переходов.

Читайте также:  Как получить карту водителя для тахографа

Если слева от водителя есть трамвайные пути, пригодные для движения, разворот необходимо выполнять с них. Исключение: сплошная разметка, отделяющая пути от проезжей части, или наличие знаков «Направление движение по полосам» — в последнем случае разворот выполняется из крайней левой полосы.

Разворот считается достаточно опасным маневром: водитель должен пропустить встречный поток и развернуться так, чтобы не подставиться под него после спрямления траектории и разгона. Допустимо использование маленьких хитростей: скажем, если слева есть прилегающая территория или двор, можно повернуть туда, развернуться в безопасном месте, а уже потом выехать обратно на дорогу.

Допустим ли разворот в несколько приемов, то есть с движением задним ходом?

Вне перекрестков допустим, на оных — нет, хотя если уж водитель не вписался, иных вариантов у него обычно нет.

Разворот через сплошную линию — маневр запрещенный. Но что грозит за него? Водителей иногда подталкивают признаться в движение по встречной полосе, за что грозит наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП — штраф 5000 рублей или лишение прав на 4–6 месяцев. На самом же деле этот маневр не связан с движением «против шерсти», а потому наказание за него полагается по части 2 статьи 12.16 КоАП — штраф 1000–1500 рублей.

Внимательным нужно быть при развороте на стрелку дополнительной секции. Вполне вероятно, что с поперечного направления автомобили будут поворачивать направо и тогда необходимо уступить им дорогу.

В предыдущих сериях проекта «ПДД для бывалых» мы разбирали самый «уголовный» пункт ПДД, разбирались с правилами езды по дворам и по дорогам с невидимой разметкой.

На левом слайде показан перекресток, у которого между разделительной полосой и пересекаемой проезжей частью есть промежуток: разворот в желтой зоне разрешен (траектория А). Также не возбраняется объехать отрезок сплошной линии (траектория Б). На втором слайде траектория Г запрещена — только вариант В

Разворот вокруг квартала

Это самый оптимальный выход, если водитель не знает, как ему совершить маневр. Например, если он едет по дороге с интенсивным движением, гораздо быстрее объехать квартал, чем в течение нескольких минут ждать удобный случай, пропуская все ТС, имеющие преимущество.

В данном случае траектория имеет форму треугольника. На первом, втором и третьем перекрестках нужно совершить поворот направо, а на четвертом – налево. Подобный вариант не подходит для городов, для которых характерна хаотичная застройка.

Автоинструкторы рекомендуют чаще использовать прилегающую территорию слева. Это обусловлено тем, что завершающим этапом маневра будет являться поворот направо. Выполнить его довольно легко даже начинающим автолюбителям.

Разворот: сложный маневр или самое обычное дело?

Разворот является почти столь же опасным маневром, как и обгон

«Газель» выполняет спорный разворот на дороге с разделительной полосой, не выезжая к центру перекрестка

Фото: Артем Краснов

Для новичков за рулем разворот является маневром сложным, но бывалые выполняют его играючи. При кажущейся простоте маневра неудачный разворот может спровоцировать конфликт с другими водителями и даже лишение прав. В проекте «ПДД для бывалых» мы вспоминаем правила, которые забываются сразу после автошколы.

Правила не оговаривают траекторию разворота, поэтому среди водителей сформировалось несколько «школ». Многие, например, предпочитают встать для разворота в самом начале перекрестка, практически блокируя левый ряд. Другие настаивают, что по совести разворот нужно выполнять с выездом к центру пересечения, но тогда есть риск недопонимания со стоящими позади водителями — они могут попытаться объехать слева.

Если траектории пересеклись, согласно пункт 8.9 ПДД, уступает тот, у кого помеха справа, а значит, идущий на разворот водитель имеет приоритет. С интуитивной точки зрения такой порядок проезда кажется не всегда правильным, и опытные водители предпочитают пропустить тех, кто слишком настырно обходит их слева.

В отличие от поворота, разворот выполняется из крайнего левого положения, даже если знаки движения по полосам разрешают поворачивать с других рядов. Исключение сделано для крупных машин, которым не хватает места при развороте вне перекрестка: они могут совершать маневр от правого края или с правой обочины. Но уступать дорогу нужно и встречным, и попутным.

Есть места, где разворот запрещен: это тоннели, мосты и сходные сооружения (как сверху, так и под ними), железнодорожные переезды и места с видимостью менее 100 метров. Но чаще водители нарушают, забывая, что разворот запрещен на пешеходных переходах и вблизи остановок общественного транспорта. Подобные объекты часто находятся в стык к перекрестку и разворот по наиболее короткой траектории проходит через них.

Запретить разворот могут и знаки, например, «Направление движение по полосам», «Движения прямо» и им подобные

Фото: Олег Каргаполов

Спорный момент — это разворот по малому радиуса на дорогах с разделительной полосой или трамвайными путями. Одно время этот маневр вызывал ожесточенные дискуссии, а трактовка была разной. Инспекторы часто вменяли водителям нарушение пункта 8.6 ПДД, который требует поворачивать таким образом, чтобы не оказаться на встречной полосе при выезде с пересечения. Разворот в этом случае представлялся как два последовательных поворота налево, а выезд в промежуток разделительной полосы — движением по встречной полосе. Ясность в вопрос внесли в 2017 году, когда появился пункт 9.1 (1) ПДД. Он прямо запрещает движение по встречной полосе, отделенной трамвайными путями, разделительной полосой или сплошной разметкой. Впрочем, при отсутствии или невидимости такой разметки вопрос по-прежнему вызывает споры. В целом, водителям не рекомендуется срезать траекторию при развороте на дорогах с разделительной полосой.

Кстати, полоса может быть не только «физической», то есть в виде газона, возвышения или защитного барьера, но и нанесенная с помощью сплошных линий разметки с расстоянием между ними более 2 метров.

На левом слайде показан перекресток, у которого между разделительной полосой и пересекаемой проезжей частью есть промежуток: разворот в желтой зоне разрешен (траектория А). Также не возбраняется объехать отрезок сплошной линии (траектория Б). На втором слайде траектория Г запрещена — только вариант В

Фото: Андрей Винников

При этом не запрещен разворот в промежутках сплошной полосы, как вне перекрестков, так и непосредственно перед ними. Но только, если в этих разрывах нет и пешеходных переходов.

Если слева от водителя есть трамвайные пути, пригодные для движения, разворот необходимо выполнять с них. Исключение: сплошная разметка, отделяющая пути от проезжей части, или наличие знаков «Направление движение по полосам» — в последнем случае разворот выполняется из крайней левой полосы.

Разворот считается достаточно опасным маневром: водитель должен пропустить встречный поток и развернуться так, чтобы не подставиться под него после спрямления траектории и разгона. Допустимо использование маленьких хитростей: скажем, если слева есть прилегающая территория или двор, можно повернуть туда, развернуться в безопасном месте, а уже потом выехать обратно на дорогу.

Допустим ли разворот в несколько приемов, то есть с движением задним ходом?

Вне перекрестков допустим, на оных — нет, хотя если уж водитель не вписался, иных вариантов у него обычно нет.

Разворот через сплошную линию — маневр запрещенный. Но что грозит за него? Водителей иногда подталкивают признаться в движение по встречной полосе, за что грозит наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП — штраф 5000 рублей или лишение прав на 4–6 месяцев. На самом же деле этот маневр не связан с движением «против шерсти», а потому наказание за него полагается по части 2 статьи 12.16 КоАП — штраф 1000–1500 рублей.

Внимательным нужно быть при развороте на стрелку дополнительной секции. Вполне вероятно, что с поперечного направления автомобили будут поворачивать направо и тогда необходимо уступить им дорогу.

В предыдущих сериях проекта «ПДД для бывалых» мы разбирали самый «уголовный» пункт ПДД, разбирались с правилами езды по дворам и по дорогам с невидимой разметкой.

Если траектории пересеклись, согласно пункт 8.9 ПДД, уступает тот, у кого помеха справа, а значит, идущий на разворот водитель имеет приоритет. С интуитивной точки зрения такой порядок проезда кажется не всегда правильным, и опытные водители предпочитают пропустить тех, кто слишком настырно обходит их слева.

Разворот и движение задним ходом

И разворот, и движение задним ходом — это изменение направления движения транспортного средства на противоположное. Однако между двумя способами, которыми оно осуществляется, есть существенное различие.

Разворот можно представить как два поворота налево, которые выполняются один за другим.

Следовательно, при развороте водитель должен выполнить те же обязанности, что и при повороте налево — подать сигнал о выполнении манёвра, занять правильное положение на проезжей части, уступить дорогу встречным ТС, а при наличии трамвайного движения — еще и попутному трамваю.

Дополнительную трудность для выполнения разворота может представлять узкая проезжая часть. Если габариты ТС не позволяют развернуться в ограниченном пространстве, то разворот приходится выполнять в три приема с активным вращением руля и использованием заднего хода.

Разворачиваться можно как на перекрестках, так и на участках дороги между ними. На перекрестке разворот выполняется только из крайнего левого положения (на многополосной дороге — с крайней левой полосы).

Вне перекрестка допускается два варианта разворота: либо из крайнего левого положения, либо из крайнего правого — от тротуара или с правой обочины. Разворачиваться со средних полос, предназначенных для движения в данном направлении, всегда запрещается.

Разворот из крайнего правого положения используют при недостаточной ширине проезжей части, чтобы избежать выполнения манёвра в три приема. При этом водитель обязан уступить дорогу не только встречным, но и всем попутным ТС, включая трамваи.

На узких улицах можно развернуться вне перекрестка с использованием прилегающей территории. Если она расположена справа от дороги, то нужно заехать на нее задним ходом, после чего повернуть налево.

Если прилегающая территория расположена слева, то на нее заезжают передним ходом, а выезжают на дорогу — задним, соблюдая меры предосторожности.

  • на пешеходных переходах (можно развернуться до или после перехода);
  • в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • в тоннелях;
  • на железнодорожных переездах (можно развернуться до или после переезда);
  • там, где дорога просматривается хотя бы в одном направлении (вперед или назад) менее чем на 100 м.

Тема 8.4. Начало движения. Маневрирование. Развороты

Разворот может оказаться сложным и опасным маневром, если не учесть целый ряд факторов. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Правила разворота на перекрестке во многом совпадают с правилами левого поворота, которые мы разобрали в предыдущей главе.

Для разворота необходимо включить левый поворотник, предварительно заняв крайнее левое положение на проезжей части. Если слева от вас расположены рельсы, и они не торчат из асфальта «как айсберг в океане» (то есть находятся на одном уровне с проезжей частью), то разворот нужно выполнять с них.

При этом если знаками или разметкой, определяющими направление движения по полосам, разрешен поворот налево из нескольких полос, разворот все равно необходимо совершать только из крайнего левого ряда.

Однако на рельсы заезжать уже не допускается.

А вот по какой траектории будет совершен разворот, в Правилах умалчивается.

Хотите – разворачивайтесь по малому радиусу, хотите – по большому. Главное при этом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Читайте также:  Роботизированная коробка передач: принцип работы, отличия, вождение

И хотя Правила не возражают применять тот или иной вариант, инспекторы ГИБДД нередко останавливают водителей, решивших сократить круг, развернувшись, не доезжая до центра перекрестка. И свою правоту приходится отстаивать в суде.

А вот если одна из пересекаемых дорог имеет разделительную полосу, то разворот допустим только по большой траектории.

Иначе водитель, двигаясь по малому радиусу, прежде, чем сделать разворот, совершит поворот налево, и при выезде с первого пересечения проезжих частей окажется на стороне встречного движения. А соответственно попадет под действие пункта 8.6 ПДД, нарушение которого карается крупным штрафом или даже лишением прав до полугода.

Преподаватели автошколы ХАЙВ! подготовили небольшое видео, где показали выполнение разворота на перекрестке с разделительной полосой, которое заведомо не нарушает пункт 8.6 в любой из трактовок.

Завершая разворот, можете смело заезжать на любую свободную полосу.

Отдельно стоит упомянуть о развороте на перекрестке, когда пересекаемая дорога является односторонней.

Задачи на эту тему встречаются на теоретическом экзамене.

Учебному автомобилю необходимо развернуться. Это, конечно, можно было бы сделать и вне перекрестка, если бы не сплошная разметка, разделяющая встречные потоки. И вот, ура! Долгожданный разрыв на пересечении дорог. Но одна из них – односторонняя. Как же быть?

Разворот на перекрестке с односторонним движением не запрещен. Более того, вы можете выполнять его по любой траектории, и инспектор ГИБДД вам слова не скажет. Потому что при выезде с пересечения проезжих частей вы не выезжаете на сторону встречного движения. Тут и придраться не к чему. Разве только к тому, что вы не пропустили встретившиеся у вас на дороге другие транспортные средства, нарушив при этом пункт 8.1 ПДД.

Намного меньше требований предъявляется к развороту вне перекрестка.

Точно так же перед разворотом необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части. И если слева на том же уровне проходят трамвайные пути, то маневр совершается с рельсов.

Однако если проезжая часть узкая, а автомобиль у вас огромный и при развороте может оказаться в кювете, то разворачиваться между перекрестками можно с правой полосы или даже с обочины, если ширины проезжей части вам не хватает.

При этом водитель обязан пропустить как встречные, так и попутные транспортные средства.

Имейте в виду: если же ширина проезжей части позволяет делать разворот с левой полосы, то разворот с правой полосы выполнять нельзя.

При наличии прилегающих территорий можно сделать разворот с их помощью. Но при этом правило «уступи дорогу всем транспортным средствам, попутным и встречным» продолжает действовать и в этом случае.

«Запретный плод всегда сладок». Эта поговорка не касается разворотов. Ведь в местах, где запрещен данный маневр легко нарваться на штраф.

Ниже перечислим места, где Правилами запрещен разворот.

На пешеходных переходах. Сотрудники ГИБДД шутят: за то, что пересекли сразу штук десять сплошных линий (имея в виду «зебру»), до пенсии штраф выплачивать придется.

Но речь идет именно про сам пешеходный переход. А вот перед и после него разворачивайтесь, пожалуйста.

В тоннелях. Тут настолько все очевидно, что и ПДД читать не надо.

На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними. Если не хотите свалиться в реку, например.

На железнодорожных переездах. Груженый состав, идущий со скоростью 80 км/ч, сможет остановиться только через километр (!) после начала торможения. Причем независимо от того, остановился ваш автомобиль на рельсах или только начинает разворачиваться 🙂

Опять же: разворот запрещен именно на ж/д-переезде. А вот до него не запрещен. Поэтому, если надоело ждать, пока составы перестанут мелькать перед глазами, разворачивайтесь и ищите пути объезда.

В местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 метров.

Видимость должна быть более 100 метров в обоих направлениях. Потому что если хотя бы в одном не будет 100 метров, то разворот запрещен.

В местах остановок маршрутных транспортных средств. Причем обращать внимание нужно не только на свою сторону дороги, но и на встречную. Даже на экзамене в ГИБДД на этом могут «поймать» нарушителя.

Разрешено ли Вам выполнить разворот в этом месте?
1. Разрешено.
2. Разрешено, если при этом не будут созданы помехи движению маршрутных транспортных средств.
3. Запрещено.

Хоть сама остановка для маршрутных транспортных средств и находится с левой стороны и для нее даже расширение дороги сделали, это ничего не меняет. В ПДД четко сказано, что в данном месте разворот запрещен. Верный ответ – 3.


В местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 метров.

Разворот транспортного средства — это весьма сложный и далеко не безопасный маневр.

Разворот для движения в обратном направлении.

Разворот для движения в обратном направлении.

2.1. Разворот вне перекрестка:

– разворот в разрыве разделительной полосы;

2.2. Разворот на перекрестке:

– разворот на регулируемом перекрестке;

– разворот на нерегулируемом равнозначном или неравнозначном перекрестке;

– разворот на Т – (У) образном перекрестке;

– разворот на дороге в месте выезда из прилегающей территории;

Время от времени, каждый водитель попадает в ситуацию, когда необходимо развернуть автомобиль, чтобы поехать в другом направлении. Но одно дело, когда разворот выполняется, скажем, во дворе или гаражном проезде, на прилегающей территории, а совсем другое дело, когда нужно развернуться на оживленной дороге, где кроме вас еще находятся другие участники дорожного движения. Рассмотрим, как в различных ситуациях выполнить разворот правильно. Правильно – это значит, не нарушая ПДД и соблюдая безопасность маневра.

Что такое разворот? Это маневр, при котором автомобиль изменяет направление своего движения на противоположное направление.Другими словами, водитель едет в одну сторону, затем разворачивается и едет обратно.

Разворот транспортного средства — это весьма сложный и далеко не безопасный маневр.

Во-первых, разворот занимает большой промежуток времени, в течение которого дорожная ситуация может в корне измениться. Наверное, поэтому начинающие водители часто отказываются от выполнения данного маневра.

Во-вторых, при выполнении разворота водитель вынужден использовать большой по площади участок проезжей части, и всегда существует вероятность переоценки ширины дороги для осуществления разворота в один прием (без использования движения задним ходом).

В-третьих, разворачиваясь, водитель часто обязан уступить дорогу практически всем транспортным средствам, а это, в свою очередь, требует четкого знания ПДД и неукоснительного соблюдения принципов безопасности движения.

В-четвертых, сами ПДД предусматривают достаточно много ситуаций, в которых разворот запрещен. Знак «Разворот запрещен» — это лишь одна из них. Но при этом он является самым наглядным примером подобного запрещения.

Как и любой другой маневр, выполнение разворота сопряжено с повышенным риском для безопасности и сопровождается повышенным психофизическим напряжением. Поэтому, в самом начале водительской практики разворотов на дорогах общественного пользования в населенных пунктах лучше всего избегать. Для того чтобы развернуться, можно использовать прилегающие или дворовые территории. Можно построить маршрут так, что повернув на нескольких перекрестках, вы снова окажетесь на той дороге, с которой выезжали и уже поедете в обратном направлении. Такой вариант неплох при условии, что вы хорошо знаете местность. Но рано или поздно развороты на дорогах, так или иначе, придется включать в свой маршрут, и мы рассмотрим самые распространенные случаи.

Развороты на дорогах общественного пользования условно можно разделить на две категории:

§ Развороты вне перекрестков;

§ Развороты на перекрестках.

Но независимо от того, в каком месте выполняется разворот, самое главное – это хорошо видеть обстановку вокруг автомобиля и быть хорошо видимым для других участников движения.

Сначала вспомним, в каких местах разворот запрещен. Об этом нам скажет п. 8.11. ПДД.

Разворот запрещается:

§ на пешеходных переходах;

§ на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

§ на железнодорожных переездах;

§ в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

§ в местах остановок маршрутных транспортных средств.

В дополнение к этим ограничениям Правила запрещают разворот через сплошную линию разметки, разделяющую проезжую часть на потоки встречных направлений.

п. 8.12. ПДД.Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11. Правил.

Разворот для движения в обратном направлении.

Как правильно выполнить разворот на перекрестке?

Довольно распространенным маневром при езде на автомобиле является разворот.

Однако необходимо соблюдать особую осторожность и придерживаться правил, чтобы избежать столкновений с другими участниками дорожного движения. Многие водители новички в первое время движения по городу не всегда сразу ориентируются, как правильно разворачиваться и где это можно делать.Если отсутствуют воспрещающие знаки, то выполнять маневр можно:

  1. на дороге, которая размечена прерывистой линией,
  2. на пересечениях дорог,
  3. на территориях, имеющих обзор более 100 м в каждую сторону.

Выполняя такие маневры, необходимо соблюдать осторожность и не торопиться.

Поскольку излишняя спешка часто является причиной дорожных происшествий.Если развилка не имеет разделительной полосы, разворачивающийся автомобиль может двигаться как по ближней, так и по дальней траектории. Но производить данные манипуляции разрешено лишь в пределах перекрестка, выезжать за линию, где пересекаются проезжие полосы, нельзя.При наличии же линии разметки, занимать требуется крайнее левое положение.В любом случае, нужно соблюдать правильную траекторию движения:


Содержание Каждый водитель постоянно сталкивается с ситуацией, когда ему необходимо развернуться.

Разворот с использованием придомовой территории (“в два приема”)

Если нет возможности развернуться в “один прием”, придется разворачиваться в два приема, с включением заднего хода. Действие очень похоже на упражнение “заезд в бокс”. Проблема только в том, что нужно контролировать проезжающие машины и не мешать им. Вы должны потренироваться уверенно делать такой маневр, найти место для тренировки несложно. Опять же не забывайте про поворотники и аварийные огни при движении назад (по ПДД в этом случае нужно использовать поворотники, но во многих МРЭО принято использовать аварийку, имеет смысл уточнить этот вопрос (местную специфику)).

Ссылки на полезные материалы:

Опубликовано 17.2.2016, версия 1.2 от 20.07.2018


Касательно оспорить, в принципе можно попробовать, написав заявление с подробным разбором ситуации (и ссылками на ПДД) и послать копию куда-то (в ГИБДД выше, плюс в какой-то надзорный орган).

Разворот на разных видах перекрёстков

Разворот по траектории следует выполнять так, чтобы транспортное средство не выезжало за перекрещивание проезжих частей. Можно выбирать любую схему движения, но следить за соблюдением правил ПДД. Как правильно разворачиваться на перекрёстке со светофором, разделительной полосой, односторонним движением, трамвайными путями и другими особенностями?

  1. Разворот по дальней траектории уместен, если водитель не может выполнить поворот непосредственно возле конца разделительной сплошной. Причин может быть несколько: автомобиль слишком длинный, дорожное полотно слишком узкое, крупногабаритное транспортное средство перекрыло часть дороги, ведутся ремонтные работы. Если не представляется возможным развернуться с места, можно проехать немного вперёд и зайти на дугу так, чтобы получить дополнительное пространство для выравнивания авто и встраиванию его в ряд. Можно произвольно выбирать расстояние до начала маневра, допустимо даже поворачивать непосредственно возле края обочины, зебры, полосы или противоположной разделительной линии.
  2. Ближняя траектория при развороте уместна, если для манёвра достаточно места на дорожном полотне и в формировании дуги нет никакой необходимости. В данном случае поворот выполняется в самом начале пересечения дорог непосредственно у края сплошной на встречную полосу. Водитель обязан просчитать заранее вероятность заезда автомобиля на бордюр, поскольку это уже будет создание аварийной ситуации. Также необходимо следить за тем, чтобы машина не заехала за зебры и сплошные.
Читайте также:  Как выбрать домкрат для автомобиля

Правила и техника выполнения разворота согласно ПДД

Рассматривается только технология разворота на перекрестке, полагая, что все другие нормы водителем уже выполнены по правилам: произведено перестроение в нужный ряд, включен «поворотник», пропущен транспорт, имеющий преимущество и т.д.

Главное правило разворота на перекрестке – машина не должна выезжать на полосу встречного движения, а фактическая траектория движения должна вписаться в зону пересечения проезжих частей.

Это может быть и большой и малый радиус, если условия перекрестка, разметка, габариты ТС и пр. дадут возможность совершить маневр в пределах пересечения проезжих частей. Однако на перекрестках с разделительной полосой или при запрещающей разметке, продолженной на перекресток, разворот по малому радиусу может быть невозможен.

Разворот: сложный маневр или самое обычное дело?

Разворот является почти столь же опасным маневром, как и обгон

«Газель» выполняет спорный разворот на дороге с разделительной полосой, не выезжая к центру перекрестка

Фото: Артем Краснов

Для новичков за рулем разворот является маневром сложным, но бывалые выполняют его играючи. При кажущейся простоте маневра неудачный разворот может спровоцировать конфликт с другими водителями и даже лишение прав. В проекте «ПДД для бывалых» мы вспоминаем правила, которые забываются сразу после автошколы.

Правила не оговаривают траекторию разворота, поэтому среди водителей сформировалось несколько «школ». Многие, например, предпочитают встать для разворота в самом начале перекрестка, практически блокируя левый ряд. Другие настаивают, что по совести разворот нужно выполнять с выездом к центру пересечения, но тогда есть риск недопонимания со стоящими позади водителями — они могут попытаться объехать слева.

Если траектории пересеклись, согласно пункт 8.9 ПДД, уступает тот, у кого помеха справа, а значит, идущий на разворот водитель имеет приоритет. С интуитивной точки зрения такой порядок проезда кажется не всегда правильным, и опытные водители предпочитают пропустить тех, кто слишком настырно обходит их слева.

В отличие от поворота, разворот выполняется из крайнего левого положения, даже если знаки движения по полосам разрешают поворачивать с других рядов. Исключение сделано для крупных машин, которым не хватает места при развороте вне перекрестка: они могут совершать маневр от правого края или с правой обочины. Но уступать дорогу нужно и встречным, и попутным.

Есть места, где разворот запрещен: это тоннели, мосты и сходные сооружения (как сверху, так и под ними), железнодорожные переезды и места с видимостью менее 100 метров. Но чаще водители нарушают, забывая, что разворот запрещен на пешеходных переходах и вблизи остановок общественного транспорта. Подобные объекты часто находятся в стык к перекрестку и разворот по наиболее короткой траектории проходит через них.

Запретить разворот могут и знаки, например, «Направление движение по полосам», «Движения прямо» и им подобные

Фото: Олег Каргаполов

Спорный момент — это разворот по малому радиуса на дорогах с разделительной полосой или трамвайными путями. Одно время этот маневр вызывал ожесточенные дискуссии, а трактовка была разной. Инспекторы часто вменяли водителям нарушение пункта 8.6 ПДД, который требует поворачивать таким образом, чтобы не оказаться на встречной полосе при выезде с пересечения. Разворот в этом случае представлялся как два последовательных поворота налево, а выезд в промежуток разделительной полосы — движением по встречной полосе. Ясность в вопрос внесли в 2017 году, когда появился пункт 9.1 (1) ПДД. Он прямо запрещает движение по встречной полосе, отделенной трамвайными путями, разделительной полосой или сплошной разметкой. Впрочем, при отсутствии или невидимости такой разметки вопрос по-прежнему вызывает споры. В целом, водителям не рекомендуется срезать траекторию при развороте на дорогах с разделительной полосой.

Кстати, полоса может быть не только «физической», то есть в виде газона, возвышения или защитного барьера, но и нанесенная с помощью сплошных линий разметки с расстоянием между ними более 2 метров.

На левом слайде показан перекресток, у которого между разделительной полосой и пересекаемой проезжей частью есть промежуток: разворот в желтой зоне разрешен (траектория А). Также не возбраняется объехать отрезок сплошной линии (траектория Б). На втором слайде траектория Г запрещена — только вариант В

Фото: Андрей Винников

При этом не запрещен разворот в промежутках сплошной полосы, как вне перекрестков, так и непосредственно перед ними. Но только, если в этих разрывах нет и пешеходных переходов.

Если слева от водителя есть трамвайные пути, пригодные для движения, разворот необходимо выполнять с них. Исключение: сплошная разметка, отделяющая пути от проезжей части, или наличие знаков «Направление движение по полосам» — в последнем случае разворот выполняется из крайней левой полосы.

Разворот считается достаточно опасным маневром: водитель должен пропустить встречный поток и развернуться так, чтобы не подставиться под него после спрямления траектории и разгона. Допустимо использование маленьких хитростей: скажем, если слева есть прилегающая территория или двор, можно повернуть туда, развернуться в безопасном месте, а уже потом выехать обратно на дорогу.

Допустим ли разворот в несколько приемов, то есть с движением задним ходом?

Вне перекрестков допустим, на оных — нет, хотя если уж водитель не вписался, иных вариантов у него обычно нет.

Разворот через сплошную линию — маневр запрещенный. Но что грозит за него? Водителей иногда подталкивают признаться в движение по встречной полосе, за что грозит наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП — штраф 5000 рублей или лишение прав на 4–6 месяцев. На самом же деле этот маневр не связан с движением «против шерсти», а потому наказание за него полагается по части 2 статьи 12.16 КоАП — штраф 1000–1500 рублей.

Внимательным нужно быть при развороте на стрелку дополнительной секции. Вполне вероятно, что с поперечного направления автомобили будут поворачивать направо и тогда необходимо уступить им дорогу.

В предыдущих сериях проекта «ПДД для бывалых» мы разбирали самый «уголовный» пункт ПДД, разбирались с правилами езды по дворам и по дорогам с невидимой разметкой.

Спорный момент — это разворот по малому радиуса на дорогах с разделительной полосой или трамвайными путями. Одно время этот маневр вызывал ожесточенные дискуссии, а трактовка была разной. Инспекторы часто вменяли водителям нарушение пункта 8.6 ПДД, который требует поворачивать таким образом, чтобы не оказаться на встречной полосе при выезде с пересечения. Разворот в этом случае представлялся как два последовательных поворота налево, а выезд в промежуток разделительной полосы — движением по встречной полосе. Ясность в вопрос внесли в 2017 году, когда появился пункт 9.1 (1) ПДД. Он прямо запрещает движение по встречной полосе, отделенной трамвайными путями, разделительной полосой или сплошной разметкой. Впрочем, при отсутствии или невидимости такой разметки вопрос по-прежнему вызывает споры. В целом, водителям не рекомендуется срезать траекторию при развороте на дорогах с разделительной полосой.

Mr-Ascetic › Блог › Расшифровка VIN кода

Всем доброго времени суток. Решил выложить инфу о расшифровки VIN кода а/м. Может кому будет интересно почитать. 😉

С 1981 года VIN состоит из 17 символов, букв латинского алфавита и цифр, которые не включают в себя буквы I (i), О (о), или Q (q) (чтобы избежать путаницы с цифрами)

VIN код(Vehicle identification number) — это уникальный код транспортного средства. Он состоит из трех частей: WMI, VDI и VIS .

WMI (World Manufacturers Identification) – трехсимвольный код, присваемый изготовителю с целью его идентификации. Первые два символа могут быть как цифрами, так и буквами, и обозначают географическую зону и страну в этой зоне (например, S-Z относятся к Европе, а SN-ST обозначают Германию). Третий символ обозначает фирму — производителя. При этом, производитель, выпускающий меньше 500 автомобилей в год, использует в третьей позиции цифру 9, а 12, 13 и 14-е позиции VIN — для остальной части своей идентификации. Некоторые производители используют третий символ как код для категории транспортного средства (например, легковой автомобиль или грузовик), а также для идентификации определенного подразделения производителя.

VDS (Vehicle Description Section) – 6 символов, которыми описывается сам автомобиль. Как будет зашифрована информация, определяет сам производитель. Последняя цифра обычно является контрольной. Она служит для дополнительной защиты от «перебивки VIN кода». Российские, японские, а также многие европейские и корейские производители не используют контрольную цифру.

VIS (Vehicle Identification Section) – восьмизначный код несет в себе дополнительную информацию об автомобиле (например, год выпуска, завод изготовитель). Последние 4 знака – всегда цифры.

Расшифровка VIN (ВИН-кода)

1-й символ (1 FALP62W4WH128703) — cтрана-производитель.

1-5 – Северная Америка: США (1,4,5), Канады (2), Мексика (3)
J-R – Азия: Япония (J), Корея (K), Китай (L), Индия (М),
S-Z – Европа: Англия (S), Германия (S, W), Италия (Z), Швеция (Y), Норвегия (Y), Франция (V), Испания (V), Венгрия (T), Чешская Республика (T), Украина (Y), Россия (X), СССР (X)
6-7 – Океания: Австралия (6).

Полный список кодов стран мира в VIN

2-й символ (1 F ALP62W4WH128703) — компания-производитель.

Audi(A), Acura (H), BMW(B), BMW (США) (U), Buick(4), Cadillac(6), Chevrolet(1), Chrysler©, Dodge(B или D), Ford(F), Ferrari (F), Fiat(F), General Motors (G), GM Canada(7), General Motors(G), Honda(H), Hyundai (M), Infiniti (N), Isuzu(S), Jaguar (A), Jeep(J), Lincoln(h), Land Rover (A), Lexus(T), Mercedes Benz(D), Mercedes Benz (США) (J), Mercury(M), Mitsubishi(M), Mitsubishi (США) (A), Nissan(N), Oldsmobile(3), Opel(O), Pontiac(2 или 5), Plymouth(P), Saturn(8), Skoda(M), Subaru (F), Suzuki(S), Toyota(T), VW(W), Volvo(V).

3-й символ (1F A LP62W4WH128703) — изготовитель автомобиля. Если производитель изготавливает меньше 500 автомобилей, то 3-й символ отмечается цифрой «9».

4-й8-й символы (1FA LP62W 4WH128703) — информация о модели автомобиля, типе кузова, комплектации, двигателе и т.д.

9-й символ (1FALP62W 4 WH128703) — всегда контрольная цифра для производителей из США и Китая. Для остальных – либо контрольная цифра, либо дополнительная информация об автомобиле.

10-й символ (1FALP62W4 W H128703) — обычно модельный год автомобиля. Важно помнить, что модельный год может опережать календарный и отсчитываться не с 1 января, а, к примеру, с августа (Audi) или с июля (ВАЗ) предыдущего календарного года. Многие европейские и японские производители, такие как Peugeot, Mercedes-Benz и Toyota, не указывает в VIN модельный год.

Расшифровка модельного года автомобиля в VIN

11-й символ (1FALP62W4W H 128703) — информация о заводе изготовителе.

12-й17-й символы (1FALP62W4WH 128703) — обозначают последовательность транспортного средства для производства, по ходу прохода по сборочному конвейеру.

1-5 – Северная Америка: США (1,4,5), Канады (2), Мексика (3)
J-R – Азия: Япония (J), Корея (K), Китай (L), Индия (М),
S-Z – Европа: Англия (S), Германия (S, W), Италия (Z), Швеция (Y), Норвегия (Y), Франция (V), Испания (V), Венгрия (T), Чешская Республика (T), Украина (Y), Россия (X), СССР (X)
6-7 – Океания: Австралия (6).

Ссылка на основную публикацию