Какие права имеет эвакуаторщик?

Когда эвакуатор может забрать машину

Ситуации, когда эвакуируют авто на штрафстоянку в России встречаются достаточно часто. Как правило, автомобиль забирают даже без присутствия его владельца, за неправильную стоянку. В результате, незадачливому автомобилисту приходится потратить немало своего времени и сил, чтобы разыскать свой автомобиль и вернуть его обратно. Именно поэтому причине вопрос о том, в каких случаях забирают машину на штрафстоянку, пользуется такой большой популярностью.

Когда эвакуатор имеет право забрать машину

Законом выделен целый перечень ситуаций, когда могут забрать машину на штрафстоянку. Самое распространенное нарушение – парковка в неположенном месте. В такой ситуации водитель эвакуатора имеет полное право забрать автомобиль, не уведомляя об этом владельца.

Законом установлено еще несколько ситуаций, когда эвакуируют автомобиль:

  1. Водитель сел за руль транспортного средства, не имея прав или документов на данный автомобиль.
  2. Водитель управлял автомобилем, находясь в состоянии алкогольного опьянения.
  3. Водитель отказался добровольно пройти медицинское освидетельствование.
  4. Водитель ехал на транспортном средстве без номеров или с фальшивыми номерными знаками.
  5. Водитель управлял неисправным транспортным средством, чем мог причинить существенный вред окружающим его лицам.

Когда эвакуатор не имеет права забрать машину

Эвакуация транспортного средства четко регламентирована законом, именно поэтому бывают ситуации, в которых эвакуатор не может увести автомобиль:

  1. Водитель эвакуатора не может увести машину, если в ней находится человек или животное.
  2. Эвакуация автомобиля невозможна, если транспортное средство стоит на вывернутых колесах, что препятствует надеть на них специальные блокираторы.
  3. Если в начале эвакуации водитель неправильно припаркованного транспортного средства вернулся и убрал автомобиль.
  4. Водителю удалось на месте устранить все поломки своего транспортного средства.

Права, которыми обладает водитель при эвакуации его автомобиля

Понятно, за что могут эвакуировать машину, но мало какой владелец авто знает, какими правами он обладает при эвакуации своего транспортного средства.

  1. Водитель не должен помогать эвакуаторщику в погрузке своего автомобиля.
  2. Водитель транспортного средства имеет право потребовать от эвакуаторщика документы, которые подтверждают его право на управление эвакуатором.
  3. Собственник автомобиля должен проставить на каждой пломбе своего опечатанного транспортного средства подпись.
  4. Владелец транспортного средства имеет право попробовать на месте устранить все поломки своего неисправного автомобиля.
  5. Водитель автомобиля не должен давать ключи от своего транспортного средства водителю эвакуатора или инспектору ГИБДД, присутствующему при погрузке автомобиля для последующей отправки его на штрафстоянку.
  6. Водитель транспортного средства не обязан соглашаться с протоколом, если он заметит в нем любые грубые нарушения. У владельца авто есть право взять копию протокола и обжаловать его в судебном порядке.
  7. Если на автомобиле нет никаких пломб, владелец данного транспортного средства имеет право сесть за руль, вне зависимости от того, какое именно правонарушение он совершил. В подобной ситуации действует правило о том, что водитель эвакуатора не имеет право забирать автомобиль, в салоне которого находится человек или животное. В подобной ситуации главное не заводить мотор и не начинать трогаться с места. При любых попытках покинуть место правонарушения, владелец транспортного средства получит дополнительный штраф.

Как эвакуируют машины

Непосредственно перед тем, как отправить неправильно припаркованный автомобиль на штрафстоянку, сотрудники ГИБДД, которые обязательно должны сопровождать водителя эвакуатора, должны составить протокол.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:

Эвакуация автомобиля

Что делать автовладельцу в первую очередь, если эвакуировали машину? Имеют ли право эвакуировать автомобиль и отправить его на штрафстоянку? В каких случаях эвакуация является незаконной? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Эвакуация автомобиля с транспортировкой его на штрафстоянку – ситуации, увы, не редкость. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев эвакуация проводится с нарушением законодательства РФ. Когда действия сотрудников ГИБДД являются неправомерными и что делать если все-таки машина была эвакуирована? Попробуем разобраться в данных вопросах на примере Москвы и МО. Прежде, чем утверждать незаконность действия эвакуатора, необходимо, в первую очередь, знать, что из себя представляет сама процедура эвакуации и какими законодательными актами она регламентируется. Так, например, принудительная эвакуация автомобиля в Москве регулируется следующими нормами законов:

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).
  • Постановление Правительства Москвы от 9 апреля 2013 г. № 216-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы» от 11 июля 2012 г.
  • Приказ МВД России от 23.08.2017 г. № 664 «”Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».
  • Закон города Москвы от 11 июля 2012 г. № 42 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в городе Москве».

В соответствии с ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ эвакуация автомобиля является законной на следующих основаниях:

  • Управление транспортным средством без водительского удостоверения, свидетельства о регистрации автомобиля, без нотариальной доверенности на право владения и управления.
  • Управление транспортным средством без водительского удостоверения в случае отсутствия таковых в принципе либо ввиду лишения водителя права управлять автомобилем (ст.12.7 КоАП РФ, исключения – при движение на учебном автомобиле).
  • Управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ).
  • В случае, если были нарушены правила платной парковки, стоянки или остановки на проезжей части или в туннелях, и создания при этом препятствий для свободного движения других автомобилей (12.19 КоАП РФ).
  • Эвакуируют автомобили с неисправностями тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств.
  • В случае парковки автомобиля на стояночном месте для инвалидов, если нет соответствующей отметки на стеклах.
  • В случае, если водитель отказывается пройти медосвидетельствование на выявление факта наличия алкогольного опьянения (ст.12.26 КоАП).

Важно! Отсутствие у водителя страхового полиса ОСАГО не является основанием для эвакуации автомобиля на штрафстоянку! Данное нарушение предусматривает лишь штрафные санкции.

  • При перевозке водителем крупногабаритного груза без соответствующего пропуска и разрешения, а также при отклонении от маршрута, указанного в пропуске (ст. 12.21.1 и ст. 12.21.2 КоАП).

Теперь рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации незаконной эвакуации автомобиля на штрафтоянку и какие действия может предпринять водитель.

1. Парковка автомобиля с нарушением, водитель успел вернуться к машине до оформления протокола и начала эвакуации.

В соответствии с действующим законодательством транспортное средство не подлежит транспортировке, если внутри него находится человек (ст. 12.35 КоАП РФ). Соответственно, если вы успели подойти к своей машине до начала эвакуации – как можно быстрее займите кресло водителя и попытайтесь договориться мирным путем с сотрудниками правопорядка, не выходя из авто. Согласно названной выше статье применение мер, направленных в отношении физического лица на ограничение прав на управление и пользование им транспортным средством, влечет за собой наложение административного штрафа до 2 тысяч рублей, с участием должностных лиц – до 20 тысяч рублей.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Незаконная эвакуация предусматривает наказание в соответствии с Уголовным кодексом РФ, в частности ч. 2 ст.166 УК РФ: до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного, полученной за 12 месяцев, а также принудительные работы в течение 5 лет или тюремное заключение до 7 лет (ч. 1, 2 ст. 166 УК РФ).

2. Парковка автомобиля с нарушением, водитель успел подойти, когда выполнены действия по оформлению протокола и погрузке транспортного средства на эвакуатор.

В данном случае ситуация несколько осложняется уже наличием официально подписанного документа об установленном нарушении и принятия авто на эвакуатор. Тем не менее водитель вправе потребовать возврата транспортного средства незамедлительно. Если органы правопорядка все же отказались сразу отдавать машину, придется обращаться с жалобой на незаконную эвакуацию в ГИБДД, о чем читайте ниже. Перед тем как отпустить свой автомобилем с эвакуатором выньте из салона ценные вещи, зафиксируйте на фото- или видеокамеру наличие внутренних встроенных автомобильных электронных систем – таким образом, в случае их потери, вы сможете предъявить претензии к службе эвакуации.

3. Парковка автомобиля без нарушений, водитель успел подойти к машине до начала эвакуации.

В данной ситуации перед тем, как начать спорить с сотрудниками правопорядка, в первую очередь, стоит убедиться в законности своих действий. Для этого необходимо тщательно осмотреть еще раз территорию, где стоит ваш автомобиль, проверить наличие соответствующих знаков парковки, стоянки или специальных разметок. Удостоверившись в том, что нарушений парковки не было, можно смело предъявлять претензию сотрудниками ГИБДД, опираясь на закон о паркинге, и требовать возврата автомобиля на законных основаниях, независимо от того, был ли он уже погружен на эвакуатор.

Жалоба на незаконную эвакуацию транспортного средства

Что делать водителю, если машину все же эвакуировали? Если действия эвакуаторщиков и сотрудников ГИБДД были законно обоснованными, автовладельцу придется оплатить все штрафы и работу эвакуатора, только после этого он сможет забрать свой автомобиль со штрафстоянки. Если же транспортное средство было эвакуировано с нарушением буквы закона, автовладелец вправе подать жалобу на незаконную эвакуацию и кроме возврата суммы всех оплаченных квитанций, включая штрафстоянку, можно добиться наказания виновного и взыскания с него морального и материального ущерба. Органы прокуратуры могут возбудить дело по заявлению автовладельца о незаконной эвакуации автомобиля в соответствии со ст. 12.35 КоАП РФ. В случае эвакуации автомобиля на штрафстоянку сотрудниками ГИБДД должно быть составлено официальное постановление, копия которого вручается автовладельцу под расписку лично либо выслано заказным почтовым отправлением не позднее 3-х дней с момента совершения действий. В постановлении должен быть указан факт административного нарушения и размер штрафных санкций согласно закону.

Важно! Срок подачи заявления на обжалование постановления о незаконной эвакуации автомобиля составляет не более 10 дней с момента получения автовладельцем на руки копии данного документа (ст.30.3 КоАП РФ). В случае неполучения нарушителем на руки постановления, датой вступления решения в законную силу будет считаться дата возвращенного почтового извещения.

В случае необоснованно пропущенного срока подачи жалобы на незаконную эвакуацию данное дело в суде рассматриваться не будет. При наличии на то уважительной причины автовладелец вправе подать заявление с просьбой о восстановлении пропущенного процессуального срока и приложить документы, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств. Данное заявление подается в судебный орган, рассматривающий административное дело по факту эвакуации автомобиля на штрафстоянку.

Важно! В случае получения отказа в восстановлении пропущенного срока данное решение обжалуется через подачу еще одной жалобы в частном порядке с приложением к ней всех ранее поданных документов.

Срок рассмотрения заявления на обжалование и вынесение решения составляет 10 рабочих дней. Срок отправки вынесенного решения автовладельцу составляет 3 дня. Жалоба на незаконную эвакуацию автомобиля может быть направлена через электронную приемную Административной дорожной инспекции или почтовым отправлением. Заявление подается в ГИБДД на имя начальника инспектора, вынесшего постановление. Лично жалобу можно подать в Москве по двум адресам:

  • ул. Каланчевская, д.49 (м. Проспект Мира, Комсомольская), время работы: с понедельника по четверг с 8 до 17 часов, в пятницу с 8 до 15.45;
  • ул. Старая Басманная, д. 20, к.1 (м. Курская, Красные ворота, Бауманская), время работы: с понедельника по пятницу с 8 до 20 часов.

Заявление на обжалование незаконной эвакуации составляется в 4-х экземплярах и должно включать в себя следующие пункты:

  1. наименование органа, куда подается заявление;
  2. ФИО должностного лица, на чье имя подается заявление;
  3. сведения о заявителе (ФИО, адрес постоянной регистрации по месту жительства);
  4. в развернутой форме все обстоятельства, касающиеся рассматриваемого дела;
  5. сведения о сотруднике (ФИО, должность), вынесшем противоправное решение касаемо эвакуации автомобиля на штрафстоянку;
  6. перечень прилагаемых документов;
  7. личная подпись заявителя и дата составления заявления, которая должна обязательно совпадать с датой подачи документов.

Основным ответчиком в суде по делу о незаконной эвакуации является Департамент финансов правительства Москвы, поскольку именно эта организация выполняет возврат средств. Соответчиками будут выступать МАДИ и ГКУ «Администратор московского парковочного пространства». Административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения ответчика, в частности: 127051, г. Москва, Цветной бульвар, д. 25 А.

Читайте также:  Составление и оформление расписки при ДТП

Что делать если эвакуировали машину на штрафстоянку за неправильную парковку?

В случае эвакуации транспортного средства на штрафстоянку узнать о точном месте его нахождения можно в ГKУ «Aдминиcтpaтop Mocкoвcкoгo пapкoвoчнoгo пpocтpaнcтвa»: телефон справочного отдела единого контактного центра: +7 (495) 539-54-54. Там же можно уточнить о возможности получения официального разрешения на возврат транспортного средства в районном подразделении МАДИ (Mocкoвcкaя Aдминиcтpaтивнaя Дopoжнaя Инcпeкция). Для того, чтобы получить разрешение автовладельцу необходимо предоставить:

  • Водительское удостоверение или документ, удостоверяющий личность.
  • Страховой полис ОСАГО.
  • Свидетельство о регистрации транспортного средства.
  • Квитанцию об уплате штрафа, выписанного инспектором ГИБДД.
  • Разрешение на возврат транспортного средства в виде сделанной должностным лицом отметки в копии протокола об административном правонарушении или копии протокола о задержании транспортного средства.

В случае оставления документов внутри эвакуированного автомобиля необходимо произвести процедуру вскрытия и опечатывания транспортного средства при свидетелях с составлением соответствующих актов и затем уже обратиться в дежурную часть за разрешением.

Важно! Оплата за первые сутки хранения автомобиля на штрафстоянке не взимается!

Актуальная информация о стоимости эвакуаторов и штрафстоянок представлена на официальном сайте ГKУ «Aдминиcтpaтop Mocкoвcкoгo пapкoвoчнoгo пpocтpaнcтвa». Пакет документов, необходимый для того, чтобы вернуть со штрафстоянки транспортное средство, включает в себя:

  • копия протокола об административном нарушении;
  • квитанция об оплате за транспортировку автомобиля на штрафстоянку;
  • квитанция об оплате хранения транспортного средства на штрафстоянке (если находится в пределах ее территории более 1 дня);
  • для собственника ТС: документ, удостоверяющий личность и документ, подтверждающий право владения автомобилем;
  • для представителя собственника ТС, который имеет водительское удостоверение: полис ОСАГО и нотариальная доверенность;
  • для представителя собственника ТС, который не имеет водительского удостоверения: дoкyмeнт, yдocтoвepяющий личность получающего, пpaвo coбcтвeннocти нa TC, нотариальная доверенность.

Стоимость хранения транспортного средства на штрафстоянке составляет:

  • категория «А» – 500 рублей;
  • категории «В» и «D» – 1000 рублей (разрешенная максимальная масса авто не более 3,5 тонн);
  • категория «D», «С» и «Е» – 2070 рублей (разрешенная максимальная масса авто более 3,5 тонн);
  • негабаритные грузовые автомобили – 2070 рублей.

При получении транспортного средства со штрафстоянки обратите внимание еще на некоторые нюансы:

  1. С владельца транспортного средства не взыскивается стоимость работы эвакуатора, если водитель успел подойти к машине до начала ее погрузки.
  2. По закону работник, проводивший эвакуацию машины, к которой успел подойти водитель, обязан вернуть автомобиль владельцу с истребованием с него оплаты только за нарушение ПДД.
  3. С владельца транспортного средства не взыскивается стоимость двойного рейса эвакуатора, если автомобиль перенаправлялся на другую штрафстоянку ввиду отсутствия мест.
  4. Автомобиль может быть выдан со штрафстоянки только по предъявлению квитанции об оплате всех выполненных действий. В данном случае никаких расписок не предъявляется, иначе это действие будет расцениваться, как автомошенничество.
  5. Не стоит доверять словам и подписывать какие-либо бумаги о получении автомобиля, не проверив его состояние. Лучше всего, если у вас будут сделаны фото до эвакуации и после нее для последующего сравнения.
  6. В случае получения автомобилем повреждений при эвакуации владелец вместе с инспектором ГИБДД составляет протокол, в котором перечисляются все полученные изъяны, степень выраженности и время получения. Протокол станет основанием для получения автовладельцем страхового возмещения ущерба.
  7. Ответственность за повреждения, полученные вследствие действий эвакуатора, возлагается на службу эвакуации.
  8. При повреждении автомобиля на штрафстоянке ситуация рассматривается как противоправные действия третьего лица и разрешается в судебном порядке.

За что и как вас могут эвакуировать: главные правила

«За рулем» объясняет также, в каком случае эвакуацию можно остановить.

За что хвататься в первую очередь, увидев свою машину на эвакуаторе? Почему автомобиль в принципе могут забрать? Если водитель точно знает ответ на эти вопросы, риск обнаружить свою «ласточку» на спецстоянке снижается в разы.

Когда могут эвакуировать машину?

Эвакуация (задержание ТС) — это мера, которая помогает пресекать нарушение правил эксплуатации, использования и управления ТС. Список случаев, в которых автомобиль могут забрать, указан в ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ.

Распространенные причины эвакуации ТС

  • Водитель не имеет (кроме учебной езды) или лишен водительского удостоверения (ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ).
  • Автомобиль стоит в неположенном месте. При этом эвакуация машины возможна, только если наряду со знаками, запрещающими остановку или стоянку ТС, имеется информационная табличка (знак 8.24 «Работает эвакуатор»), предупреждающая водителей об эвакуации (ч. 4 и 5 ст. 12.16 КоАП РФ).
  • Автомобиль стоит на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, кроме вынужденной остановки, либо нарушены правила остановки или стоянки ТС на тротуаре (ч. 3. ст. 12.19 КоАП РФ).
  • Нарушены правила движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного ТС, а также правила перевозки опасных грузов (ч. 1- 6 ст. 12.21.1 и ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ).
  • Водитель отказался от прохождения медосвидетельствования на состояние опьянения (ст. 12. 26 КоАП РФ).

Задержат и ТС, находящиеся в розыске (п. 244 Приказа МВД России N 664, ред. от 21.12.2017). Кроме эвакуации за несоблюдение установленных требований закона водителя ждет еще и штраф.

Процедура задержания ТС четко регламентирована, а последовательность действий, которой обязательно нужно придерживаться, подробно описана в законе. Автомобилисту важно разбираться в нюансах происходящего — не только чтобы прекратить задержание, вовремя подоспев к машине, но и чтобы отстоять свою правоту, если такая потребность вдруг возникнет.

Поскольку мелочей в этом вопросе нет, алгоритм эвакуации лишним в копилке автознаний точно не будет.

Правила эвакуации: 8 важных пунктов

1. Первое, что делает инспектор ДПС, если установил, что водитель нарушил одно из требований закона, влекущее за собой задержание ТС, это составляет протоколы об административном правонарушении и задержании ТС, после чего машина грузится на эвакуатор. Пока документы не составлены, погрузка начаться не может (пп. 1 п. 2 Постановления Правительства Москвы № 216-ПП). Также составляется акт приема-передачи авто, в котором описываются его внешние повреждения.

2. Если автомобилисту посчастливилось вернуться к машине до того, как эвакуатор тронулся с места, нужно выяснить у сотрудника ГИБДД, за какое нарушение машину хотят забрать. Просить водителя эвакуатора остановить погрузку смысла нет, решение о прекращении процедуры принимает инспектор. Имейте в виду, что инспектор должен оставаться на месте задержания до тех пор, пока эвакуатор не начнет свое движение (ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ). Если, вернувшись к машине, чья погрузка на эвакуатор только началась, вы застали одного водителя эвакуатора, значит допущено серьезное нарушение, которое нужно зафиксировать на видео. Этот нюанс особенно важен для автомобилистов, у которых был шанс устранить причину задержания.

3. Если водитель может устранить причину задержания ТС, нужно немедленно сделать это. До тех пор, пока эвакуатор не начнет двигаться, у автомобилиста есть законное право исправить положение, а инспектор должен предоставить водителю такую возможность (п. 1.1. ст. 27.13 КоАП РФ). Если при себе нет регистрационных документов (к примеру, вы отдали их вместе с кошельком супруге, на минуту отлучившейся в магазин), нужно оперативно принести их. Без документов на машину погрузку не прекратят. Как только устраняется причина задержания, основания для эвакуации тут же отпадают. Но когда невозможно устранить причину задержания прямо на месте (к примеру, у машины неисправны тормоза), авто заберут на спецстоянку.

4. Если автомобилист присутствует при заполнении бумаг и заметил нарушения в самой процедуре задержания (к примеру, в зоне действия дорожных знаков 3.27 — 3.30 нет знака 8.24 «Работает эвакуатор» или знак скрыт за кроной деревьев так, что нет объективной возможности его увидеть, а значит избежать нарушения, важно зафиксировать эти обстоятельства в протоколе, а доказательства своей правоты (фото/видео/показания очевидцев) приобщить к документу. Фото или видео можно приложить на электронном носителе (флешке, диске, карте памяти и т. п.). О нюансах приобщения записи видеорегистратора мы уже говорили ранее. Не забудьте описать в акте приема-передачи авто все его внешние повреждения и перечислите оставленные в багажнике или салоне ценные вещи, если по каким-то причинам не можете их сразу забрать.

5. Когда вся необходимая информация будет зафиксирована, протокол нужно подписать как должностному лицу, его составившему, так и самому автомобилисту. Если водитель отказывается ставить подпись, это отдельно фиксируется в бумаге. Копия протокола о задержании ТС вручается водителю и лицу, которое будет исполнять решение о задержании ТС. Ну а если хозяин машины отсутствует на месте, протокол составляется с участием двух понятых либо применяется видеозапись (п. 5 — 8 ст. 27.13 КоАП РФ). Несоблюдение указанных требований будет явным нарушением правил эвакуации.

7. Ехать за машиной водителю нужно на спецстоянку, взяв с собой все необходимые документы:

  • решение о возврате ТС (можно получить в отделении ГИБДД, задержавшим авто, или у инспектора на месте эвакуации, после устранения причины задержания ТС);
  • копии протоколов об административном нарушении и задержании (выдаются в отделении ГИБДД, задержавшем авто, или инспектором на месте эвакуации);
  • документы, подтверждающие право собственности на авто (СТС);
  • водительское удостоверение;
  • полис ОСАГО;
  • паспорт.

Оплатить транспортировку и содержание автомобиля можно прямо на спецстоянке (в этом случае будет скидка 25% — пп. 5 п. 4 Постановления Правительства № 216-ПП) или внести полную стоимость в течение 60 дней. Штраф оплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.

8. Забирая авто, проверьте, не появилось ли на нем новых повреждений. Если все в порядке, подписывайте акт приема-передачи, который, к слову, составляется в момент передачи машины со спецстоянки (пп. 6 п. 4 Постановления Правительства № 216-ПП). Но если вы увидели дефекты, которых до транспортировки не было, вызывайте полицию и фиксируйте повреждения — так можно будет возместить нанесенный машине материальный ущерб.

Когда вы твердо уверены, что автомобиль эвакуировали незаконно, нужно запастись аргументами, подтверждающими нарушения, и обращаться в суд. Если доказательная база окажется достаточной, то есть шансы компенсировать причиненный ущерб.

Новые правила эвакуации: машину вам отдать обязаны

19 июня 2015 года вступил в силу долгожданный Федеральный закон от 08.06.2015 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который существенно меняет правила работы эвакуаторных служб и уточняет порядок перемещения припаркованных с нарушениями автомобилей на штрафстоянку.

Туманное прошлое

Доселе в вопросе платной эвакуации автомобилей было много белых пятен. Ряд не нашедших отражения в законе нюансов неизбежно приводил к конфликтам между автовладельцами и водителями эвакуаторов.

Что именно считать моментом эвакуации авто? Когда фактически составляются протоколы о задержании транспортного средства? Как понять, что автомобиль действительно мешает полноценному движению? Дискуссия не утихала с момента введения процедуры платной эвакуации. Законопроект, касающийся этой щекотливой темы, претерпел множество изменений, прежде чем, наконец-то, смог дать ответы на многие спорные вопросы и превратиться в Федеральный закон № 143-ФЗ от 08.06.2015.

Главный спорный вопрос касается момента начала эвакуации. А точнее, когда наступает та секунда, после которой вернуть себе машину прямо на месте нарушения уже нельзя? Существовавший в законе пробел по этому вопросу лишь подливал масла в и без того пылающее пламя. Каждый решал проблему по-своему. Кто-то вступал в горячую полемику с дорожной инспекцией и даже лично с водителем эвакуатора, а наиболее отважные закрывались в салоне своих машин. Небезызвестный герой Ютуба Константин Алтухов по прозвищу «Паркмен», например, просидел в своем пикапе почти сутки. В общем, с этим что-то нужно было делать.

Два золотых правила

С принятием нового закона причин для конфликтов должно стать меньше, поскольку теперь совершенно определенно сказано: под началом процедуры эвакуации нужно понимать старт движения эвакуатора.

До тех пор, пока погрузчик стоит на месте, у водителя есть возможность оплатить штраф, а затем самостоятельно отогнать автомобиль с места незаконной парковки. Более того, если водитель эвакуатора отказывается вернуть машину, он вынужден будет заплатить штраф, составляющий 20 000 рублей. Почему? А потому, что в связи с изменениями, внесенными в статью 12.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), водители эвакуаторов включены в число должностных лиц, несущих административную ответственность за незаконное нарушение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию.

Картинка выглядит справедливой. Но как все это будет реализовано на практике? Существует же гипотетическая возможность сперва быстренько погрузить автомобиль на эвакуатор, пока водителя еще нет, проехать несколько метров, фиксируя процесс на видео, и лишь потом составить протокол? Эвакуатор тронулся, процесс пошел, а стало быть, машину забрать уже невозможно. Но, слава богу, законодатель предвидел такую ситуацию.

Читайте также:  Как должен составляться и заполняться протокол об административном правонарушении ГИБДД

Так, водитель эвакуатора должен иметь на руках копию протокола о задержании транспортного средства, без нее он уехать на штрафстоянку не может.

То есть де-факто не получится быстро загрузить машину, а лишь потом оформить протокол. На процедуру оформления уйдет время, которого водителю может хватить, для того, чтобы прибежать на место, забрать авто и избежать волокиты со штрафстоянкой.

Должностные лица (в данном случае инспектор ГИБДД или, к примеру, МАДИ в столице), составившие протокол о задержании транспортного средства, должны присутствовать на месте задержания до начала движения автомобиля эвакуатора и, конечно, отдать протокол не только правонарушителю, но и, собственно, лицу, которое исполняет решение о задержании автомобиля, то есть водителю эвакуатора.

Благодаря этому нововведению есть объективная возможность в любую секунду до тех пор, пока эвакуатор не тронулся с места, попросить уполномоченное лицо переписать протокол, сделать в нем отметку и вернуть машину. Эта мера позволит избежать вариантов, при которых инспектор мог покинуть место эвакуации, а пришедший автовладелец уже был не в силах повлиять на ситуацию, так как водитель эвакуатора не имеет права переписывать сей документ и делать в нем пометки самостоятельно.

Итак, еще раз: процесс эвакуации начинается в момент отъезда эвакуатора с места нарушения, и в эту самую секунду у водителя должен быть на руках заполненный и подписанный инспектором ГИБДД протокол о нарушении.

Если вы пришли, а вашу машину грузят на эвакуатор, водитель обязан прервать погрузку и вернуть вам ваше имущество. Если он отказывается выполнять это требование – по возможности запишите процесс погрузки на видео. Если рядом находится инспектор ГИБДД, он обязан представиться и сообщить вам номер жетона (абзац 1 статьи 20 Приказа МВД от 02.03.2009 №185). Все эти данные вы потом сможете представить при подаче искового заявления в суд (о том, как это правильно делать, мы уже писали).

Частные случаи

Забытые права

Задерживать машину и эвакуировать ее в этом случае инспектор теперь не имеет права: в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), за это предусмотрен штраф в размере 500 рублей.

Сотруднику Госавтоинспекции достаточно достоверно установить личность водителя для того, чтобы затем оперативно выяснить с помощью ведомственных информационных баз наличие или отсутствие у автовладельца права на управление машиной и, в частности, факта лишения этого права на основании решения суда. Раньше машину могли на полных основаниях увезти на штрафстоянку, хотя достаточно было просто уточнить по рации, есть у гражданина Иванова Ивана Ивановича права на самом деле или нет. В очередной раз скажем Госдуме «спасибо» за приведение законодательства в соответствие с современными реалиями.

Машина зарегистрирована за границей

В отношении временно ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средств закон более категоричен и суров. В случае отсутствия у водителя такого автомобиля документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза (с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз), законом введен не только штраф в размере 500 рублей, но и задержание такого транспортного средства.

Это очередная мера по борьбе с иностранцами (чаще всего – мигрантами с Кавказа и Средней Азии), которые ранее успешно покупали в Литве машины по доверенности и без всяких пошлин ввозили их в Россию. Теперь, судя по всему, все эти автомобили пустят на запчасти или попытаются сделать из них «конструкторы», перебив номера кузова.

Машина стоит на месте для инвалидов

Наказание за это нарушение ужесточено. Отныне придется не только заплатить штраф 5000 рублей, но и проехать на штрафстоянку, ибо эвакуация, не применявшаяся за это нарушение ранее, теперь введена.

Кроме всего прочего, не получится теперь и воспользоваться льготами инвалидов, повесив соответствующий значок «Инвалид» на автомобиль. За незаконную установку на транспортное средство опознавательного знака «Инвалид», а также за незаконное управление им установлен внушительный штраф в размере 5000 рублей с конфискацией знака.

ksyuno › Блог › Незаконная эвакуация автомобиля: руководство к действию

Кто-то из вас наверняка сталкивался с незаконной эвакуацией, а кто-то скажет, что такого не бывает, мол, раз эвакуировали, значит, за дело. К сожалению, нередки случаи, когда деятельность эвакуатора при самом объективном рассмотрении трудно назвать законной. Так что давайте разберемся, что такое принудительная эвакуация с точки зрения закона, и что делать, если ты ничего не нарушал.

Я постаралась сделать в записи ссылки на соответствующие статьи закона, они пригодятся вам, если вдруг вы окажетесь в такой ситуации.

Итак, принудительная эвакуация регламентирована следующими нормативными актами:
• Кодекс об административных правонарушениях РФ;
• Постановление Правительства Москвы от 9 апреля 2013 г. N 216-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы» от 11 июля 2012 г.
• Закон города Москвы от 11 июля 2012 года N 42 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в городе Москве»;
• Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 22.12.2014) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».

Причины принудительной эвакуации
Кроме того, необходимо знать, за какие нарушения правил дорожного движения автомобиль может быть эвакуирован. На сегодняшний день существует ограниченный перечень таких случаев, все они перечислены в ст.27.13 КоАП РФ (закон об эвакуации транспортного средства). Среди них:
• Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство (ч.1 ст.12.3);
• Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением (ч.2 ст.12.5);
• Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством, либо лишенным права управления (ч.1,2 ст. 12.7);
• Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч.1,3 ст.12.8);
• Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, в том числе в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге (ч.4,5 ст.12.16);
• Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов (ч.2 ст.12.19);
• Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, либо на тротуаре, а также в местах остановки маршрутных транспортных средств (стоянки легковых такси) либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств (стоянок легковых такси), за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки (ч.3, 3.1 ст.12.19);
• Остановка или стоянка транспортных средств на трамвайных путях; парковка вторым и более рядом от края проезжей части; остановка или стоянка на проезжей части, а также в тоннеле, повлекшие создание препятствий для движения других транспортных средств (ч.3.2, 4 ст.12.19).

В том случае, если вы не нарушали вышеприведенные нормы, эвакуация или попытка эвакуации автомобиля незаконна. Необходимо помнить, что с 8 августа 2015 года эвакуировать автомобиль можно только в том случае, если ТС находится в зоне действия знаков «Стоянка запрещена» и «Остановка запрещена», которые обязательно должны быть снабжены предупредительной табличкой «Работает эвакуатор». Во всех иных случаях эвакуация невозможна, владельцу автомобиля грозит только штраф.

Эвакуация в присутствии владельца
Вы, должно быть, знаете, что, если владелец автомобиля успел прибыть на место эвакуации до того, как эвакуатор начал движение, должностное лицо, составившее протокол, а также водитель эвакуатора обязаны прекратить процесс эвакуации и вернуть машину владельцу, при условии устранения причины задержания на месте (ст.27.13 КоАП РФ).

Что значит «устранить причину задержания на месте»?
Ответ в п.147.1 Приказа МВД России от 02.03.2009 N 185, согласно которому:
«В случае устранения причины задержания транспортного средства на месте выявления административного правонарушения
• предоставление документов, предусмотренных Правилами дорожного движения;
• устранение неисправностей тормозной системы, рулевого управления или сцепного устройства (в составе поезда);
• устранение нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, либо остановки или стоянки транспортного средства в тоннеле;
• устранение нарушения правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных либо опасных грузов;
• предоставление для управления транспортным средством иного лица, при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством;
до начала перемещения задерживаемого транспортного средства, помещение транспортного средства на специализированную стоянку не осуществляется».

Обязательным документом, без которого не может начаться процесс эвакуации автомобиля, является протокол задержания транспортного средства. Протокол составляется сотрудником ГИБДД, обязательно в двух экземплярах, и должен строго соответствовать требованиям, предъявляемым к его содержанию. Такими требованиями являются:
• указание точного времени, даты, места составления протокола;
• основание принятие решения о задержании транспортного средства;
• фамилия и инициалы, должность, звание сотрудника, составившего протокол;
• сведения об автомобиле, а также о лице (владельце автомобиля), в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (в случае задержания транспортного средства в его присутствии);
сведения об органе (учреждении), должность, фамилия и инициалы лица, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства;
• в случае, если протокол задержания транспортного средства составляется в отсутствие водителя, он должен быть подписан двумя понятыми; допускается также применение видеозаписи (в качестве средства фиксации происходящего), которая должна быть приложена к протоколу. Протокол также должен быть подписан лицом, составившем его.

Если вы присутствуете при задержании своего автомобиля, но, несмотря на требование закона, машину не возвращают, настаивайте на внесении в протокол информации о наличии в автомобиле ценных вещей, а также требуйте, чтобы сотрудник ГИБДД описал все имеющиеся на данный момент неполадки и повреждения автомобиля.

После выполнения всех вышеперечисленных формальностей все места доступа в автомобиль опечатываются, и он отправляется на специализированную стоянку.

Обжалование незаконной эвакуации
Если вы уверены в том, что не нарушали положений КоАП РФ, что ваши права были грубо нарушены, и что все произошедшее — откровенное «беззаконие», необходимо обжаловать действия должностных лиц в установленном законом порядке.

Для этого, в первую очередь, необходимо зафиксировать на камеру отсутствие в зоне парковки автомобиля запрещающих знаков. После этого необходимо, составив мотивированную жалобу и приложив к ней фотографии с места задержания транспортного средства, добиваться вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании отсутствия события правонарушения.

После того, как данное постановление будет вынесено уполномоченным должностным лицом, остается только вернуть потраченные денежные средства (в случае, если вы оплатили штраф и услуги эвакуатора по перемещению машины на штрафстоянку, а также хранение ТС на штрафстоянке), и забрать машину со штрафстоянки (если вы не сделали этого ранее), которую должны незамедлительно вернуть владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, при предъявлении:
• копии постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
• документов, подтверждающих право собственности (владения) задержанным транспортным средством либо документы, необходимые для управления данным транспортным средством;
• паспорта;
• доверенности (если необходима).

После того, как вы забрали автомобиль, необходимо обратиться в ГКУ «АМПП» с заявлением о возврате денежных средств. В нем должны быть указаны:
• фамилия, имя, отчество заявителя;
• марка и государственный регистрационный знак задержанного транспортного средства;
• реквизиты банковского счета заявителя, на который подлежат возврату денежные средства, внесенные в качестве платы за перемещение и хранение задержанного транспортного средства;
• способ связи с заявителем (указывается почтовый адрес и (или) адрес электронной почты).

К заявлению нужно приложить копию документа, удостоверяющего личность заявителя, а также копии документов, необходимых для управления транспортным средством, указанным в заявлении. Если заявление было составлено правильно и были приложены все необходимые документы, в течение 8 дней с даты подачи заявления деньги вернутся на ваш счет.

На следующей неделе постараюсь подробней рассказать про процесс обжалования и возврат денег, так как здесь тоже есть свои подводные камни.

Эвакуатор vs водитель – стоять до последнего!

Среди автовладельцев едва ли найдется хоть один равнодушный к вопросу эвакуации своего автомобиля. Недавний инцидент с водителем Константином Алтуховым, вынужденным провести в уже помещенном на эвакуатор пикапе почти сутки – лишь тому подтверждение. К каким же последствиям может привести противостояние водителя и эвакуационной службы? В этом мы сейчас и разберемся.

Читайте также:  Что такое постановление ГИБДД об административном правонарушении

Эвакуировать или нет – вот в чем вопрос!

Для начала стоит определиться, в каких случаях автомобиль может быть эвакуирован. Все основания перемещения транспортных средств на штрафстоянку перечислены в ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ. К ним относятся, например, отсутствие водительского удостоверения или регистрационных документов на ТС, вождение автомобиля с заведомо неисправной тормозной системой и т. д. Но самая распространенная причина, по которой машины забирает эвакуатор, – это стоянка в неположенном месте.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Даже если водитель не согласен с эвакуацией неправильно припаркованного автомобиля, оплатить штраф за парковку в неположенном месте – его обязанность (ст. 12.19 КоАП РФ). Напомним, что размер штрафа в этом случае может составлять от 500 руб. до 5 тыс. руб. в зависимости от вида нарушения (ст. 12.19 КоАП РФ). Главное помнить, что штраф накладывает сотрудник ГИБДД, а не представитель эвакуационной службы, который, по сути, лишь исполняет его решение (ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ, ст. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России). Иными словами, сотрудник службы эвакуации не может погрузить автомобиль на эвакуатор, если находящийся на месте правонарушения сотрудник полиции не составил соответствующий протокол (ч. 3-8 ст. 27.13 КоАП РФ).

Если автомобиль эвакуировали, нужно быть готовым за это заплатить – расходы на перемещение и хранение транспортного средства несет водитель (ч. 11 ст. 27.13 КоАП РФ). Например, в Москве действуют следующие тарифы: 5 тыс. руб. за эвакуацию и 1 тыс. руб. в сутки за содержание на штрафстоянке (распоряжение Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 9 сентября 2013 г. № 35-Р “Об утверждении размера оплаты расходов на перемещение и хранение на специализированных стоянках задержанных транспортных средств”). При этом до 1 июля 2012 года в ст. 27.13 КоАП РФ было указано, что за первые сутки на штрафстоянке платить не нужно, в нынешней же редакции эта статья фактически передала субъектам РФ право самостоятельно определять порядок и размеры оплаты расходов на эвакуацию и хранение автомобилей на специализированных стоянках (изменения были внесены Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ). Уточнить эти тарифы можно на сайтах региональных органов власти (администрации города, департамента транспорта), а также на сайтах официальных служб эвакуации.

СОВЕТ

Если автомобиль хотят эвакуировать за нарушение правил парковки в вашем присутствии, советуем зафиксировать в протоколе об административном правонарушении свое намерение переставить машину до начала эвакуации и готовность уплатить административный штраф за неправильную парковку, а также тот факт, что инспектор ГИБДД отказывается вернуть вам транспортное средство. В последующем это поможет доказать незаконность эвакуации и вернуть затраченные деньги.

Однако не все так страшно, ведь при определенных условиях эвакуации можно избежать. Главное – устранить причину нарушения до начала перемещения задержанного автомобиля (п. 147.1 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения). К примеру, если проблема заключается в неправильной парковке, достаточно переместить свою машину в другое место. Поскольку нарушение все равно имело место, это не спасет водителя от административного штрафа, но необходимость эвакуации автомобиля исчезнет.

Если автомобиль эвакуируют в присутствии водителя, который признает свою обязанность оплатить штраф, ему следует максимально четко донести свою позицию до сотрудника Госавтоинспекции и обосновать законность своих требований о возврате автомобиля со ссылкой на ст. 27.13 КоАП РФ и п. 147.1 Административного регламента МВД России. Необходимо объяснить, что устранение нарушения является основанием для того, чтобы прекратить эвакуацию. Кроме того, водитель может заснять этот процесс на видео, заранее предупредив о своем намерении фиксировать все действия (ст. 55 ГПК РФ, ст. 152.1 ГК РФ). Кроме того, он может привлечь свидетелей, которые смогут подтвердить, что сотрудники ГИБДД и представитель службы перемещения транспортных средств действовали с превышением своих полномочий.

Противостояние длиною в сутки

Часто автомобили эвакуируют прямо на глазах у водителей, выражающих готовность устранить нарушение на месте и оплатить административный штраф. Недавно внимание общественности было приковано к новости о московском водителе Константине Алтухове, который 22 часа провел в своей машине, уже помещенной на эвакуатор. Таким образом водитель выражал свое несогласие с решением отправить его автомобиль на штрафстоянку за нарушение правил парковки.

Позиция каждого из участников конфликта вполне понятна. Алтухов счел эвакуацию незаконной, поскольку был готов устранить нарушение, переместив машину. Хотя, по словам представителей Московского паркинга, запрыгнул в свою машину, когда эвакуатор уже начал движение. Сотрудники эвакуационной службы убеждены, что процедура эвакуации была соблюдена в строгом соответствии с действующим законом – сотрудники ГИБДД оформили постановление о нарушении и составили протокол задержания транспортного средства. “Автомобиль был погружен на эвакуатор, который начал движение. Он даже успел проехать 200 метров, когда автовладелец догнал его и прыгнул в автомобиль, стоявший на платформе. По правилам техники безопасности перемещение автомобиля с человеком запрещено, поэтому водитель эвакуатора сразу же прекратил движение. Снять транспортное средство сотрудник службы эвакуации не имеет права, так как с момента начала движения эвакуатора автомобиль попадает в нашу единую базу данных, и владелец может забрать его только со специализированной стоянки, оплатив стоимость эвакуации”, – пояснили нам в пресс-службе Московского паркинга.

Это противостояние привлекло к себе внимание не только со стороны прохожих, но и среди представителей СМИ, вызвав немалый общественный резонанс. К примеру, на прошлой неделе члены Общественной палаты РФ выработали ряд идей по решению проблем взаимодействия автомобилистов с сотрудниками службы эвакуации транспортных средств. Например, общественники предлагают незамедлительно возвращать автомобиль на любом этапе эвакуации, а также обязывать водителя оплатить перемещение машины на штрафстоянку только после того, как постановление о правонарушении вступит в законную силу. Ведь, если верить пользователям многочисленных интернет-форумов, случай с Алтуховым – далеко не единственный подобный прецедент.

Еще до этого инцидента председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов высказал мнение об исключительном характере такой меры пресечения правонарушения как эвакуация автомобиля. Он предложил эвакуировать не все неправильно запаркованные автомобили, а только те, которые создают для других машин и пешеходов препятствия. Все остальные транспортные средства, по мнению депутата, при наличии свободных мест должны быть просто перемещены.

Антон Цветков, председатель Комиссии по общественной безопасности Общественной палаты РФ:

“Я обратился к мэру столицы Сергею Собянину по поводу проверки подразделений, отвечающих за эвакуацию. По моим данным, полученным от Госавтоинспекции Москвы, с начала года нарушения ПДД были зафиксированы в отношении более чем 2,5 тысяч эвакуаторов. И вчера нам стало известно, что освобожден от должности начальник Московской административной дорожной инспекции. Кроме того, на днях я провел рабочую встречу с заместителем мэра Москвы, руководителем Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Максимом Ликсутовым. В ходе встречи мы договорились, что в ближайшее время будет разработана информационная брошюра, в которой четко и предельно понятно будут описаны все права и обязанности граждан-автовладельцев при взаимодействии с представителями Администратора Московского парковочного пространства и Московской административной дорожной инспекции. Ликсутов однозначно выразил свою позицию: если эвакуатор с погруженным на платформу автомобилем еще не начал движение, а водитель появился, машину обязаны ему вернуть без взимания платы за эвакуацию. Мы также пришли к согласию о необходимости пресечения противоправных действий граждан, направленных на противодействие сотрудникам эвакуационных организаций”.

Развязка или начало нового конфликта?

Вступая в конфликт с представителем службы перемещения транспортных средств, нужно быть готовым к возможным последствиям. Целеустремленности Константина Алтухова можно только позавидовать. Он добился своего – автомобиль сняли с эвакуатора. Но теперь перед водителем маячит перспектива судебного разбирательства. Пресс-служба Московского паркинга подтвердила информацию о том, что с Алтухова планируется в судебном порядке взыскать не только расходы на эвакуацию, но и ущерб, причиненный службе перемещения транспортных средств. Комментарий самого водителя по этому поводу нам получить не удалось.

Петр Шкуматов, координатор движения “Общество синих ведерок”, один из учредителей “Лиги избирателей”:

“А я считаю, что оснований для судебного преследования нет, поскольку Алтухов поступил абсолютно правомерно. Транспортное средство может быть задержано до устранения нарушения, и появление водителя в данном случае абсолютно точно обязывает снять автомобиль с эвакуатора. К тому же Конституция РФ закрепляет главенствующую роль права собственности, поэтому никто не мог ограничить Алтухова в праве потребовать вернуть его машину”.

Как пояснила юрист Мария Голова, если обстоятельства, на которые ссылаются представители Московского паркинга, будут доказаны, правда на стороне службы эвакуации. “Ключевым моментом является факт начала перемещения автомобиля эвакуатором. Иными словами, водитель не выполнил требование закона и не устранил нарушение до начала перемещения задерживаемого транспортного средства. А это значит, что у иска Моспаркинга есть все шансы на удовлетворение”, – поддержал коллегу Павел Добриков.

Если бы эвакуатор не успел тронуться с места, Алтухов имел бы все шансы выиграть судебный процесс – многие суды в аналогичных ситуациях часто занимают сторону водителей. К примеру, Вологодский областной суд и ВС Республики Татарстан признали эвакуацию незаконной, пояснив что до начала перемещения автомобиля на штрафстоянку, сотрудники Госавтоинспекции не поставили вопрос об устранении нарушения правил парковки, тогда как собственник машины находился на месте административного правонарушения и имел реальную возможность изменить ситуацию, самостоятельно переместив свое транспортное средство (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 12 июля 2013 г. по делу № 33-2814/2013, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам ВС Республики Татарстан от 10 апреля 2014 г. № 33-4989/2014).

БЛАНК

Исковое заявление об оспаривании действий инспектора ДПС при эвакуации автомобиля на штрафстоянку

Жалоба на действия сотрудника ГИБДД

Претензия к компании, осуществлявшей эвакуацию автомобиля

Так что же делать, если водитель не согласен с решением об эвакуации? Первое, что необходимо предпринять, – это написать жалобу на имя начальника соответствующего подразделения ГИБДД. Также можно составить претензию к компании, которой принадлежит эвакуатор, с требованием вернуть уплаченные за перемещение автомобиля и его содержание на штрафстоянке деньги.

Наконец, третий, самый кардинальный шаг – обратиться в суд с требованием признать эвакуацию незаконной и возместить понесенный ущерб (если водитель был вынужден оплатить перемещение машины на штрафстоянку). Срок исковой давности по такому требованию составляет три месяца, при этом у водителя есть право обратиться в суд как по месту нахождения подразделения ГИБДД, чье решение он обжалует, так и по месту своего жительства (ч. 2 ст. 254 ГПК РФ, п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2). Исковое заявление можно направить по почте или отвезти в суд самостоятельно, удостоверившись, что иск получен. Рекомендуем лично подать заявление в канцелярию суда и оставить у себя его копию с отметкой о принятии. Судья обязан рассмотреть иск в течение 10 дней со дня его поступления (ст. 256-257 ГПК РФ).

1. Мобильное приложение. Выручить водителей из Москвы, чей автомобиль эвакуировали, призвано специальное бесплатное приложение для смартфонов “Транспорт Москвы”, разработанное по заказу столичного правительства. Его можно скачать в App Store, Google Play или в Windows Phone. С помощью этого приложения можно проверить факт эвакуации автомобиля. Кроме того, на сайте Департамента информационных технологий г. Москвы есть информация о том, как настроить на своем мобильном устройстве уведомление об эвакуации с помощью sms (для этого нужно лишь отправить текст “эв п госномер_тс” на короткий номер 7377).

2. Горячая линия. Если же автомобиль помещен на штрафстоянку, и водитель не согласен с действиями представителей службы перемещения транспортных средств, свои претензии он может высказать по телефону доверия в соответствующем регионе или обратиться за помощью в справочный центр эвакуации автомобилей. Например, в Москве действует телефон доверия: 8 (495) 518-33-83, а в Санкт-Петербурге – справочный телефон службы перемещения транспортных средств 8 (812) 680-33-33.

Кроме того, в регионах работают телефоны доверия ГИБДД, их можно уточнить на главной странице сайта местной Госавтоинспекции (например, телефонный номер в Москве: 8 (495) 694-92-29, в Самаре: 8 (846) 340-01-02 и т. д.).

Ссылка на основную публикацию