Обязан ли водитель выходить из машины по требованию инспектора ДПС?

Инспектор просит выйти из машины. А если я откажусь?

Ситуация с необходимостью выходить из машины по требованию инспектора на первый взгляд довольно запутанная. С одной стороны, «законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами» (смотрим п.3.ст. 30 ФЗ «О полиции» ). За отказ предусмотрена достаточно суровая санкция — до 15 суток ареста. С другой стороны, в Административном регламенте ГИБДД нет такого пункта, согласно которому инспектор мог бы требовать водителя покинуть его авто без объективной на то причины (раздел «Права и обязанности должностных лиц при осуществлении федерального государственного надзора». Ключевой момент — «без объективной причины». Их может быть несколько:

  • Проведение досмотра транспортного средства (например, похожая машина числится в розыске). В этом случае инспектор сначала составляет протокол о досмотре транспортного средства, в котором участвует водитель.
  • Отстранение от управления транспортного средства (п. 224 Административного регламента ГИБДД). Сама формулировка предполагает то, что водитель должен будет покинуть салон авто, поскольку, оставаясь внутри, он может попытаться скрыться от инспекторов.
  • Задержание транспортного средства. В КоАП РФ существует целый ряд статей, предусматривающих задержание авто. В этом случае машину эвакуируют на спецстоянку, где она находится до момента устранения причины задержания.
  • Административное задержание водителя. Конкретных оснований для применения данной меры КоАП РФ не предусматривает, а лишь указывает, что она применяется в исключительных случаях и при наличии острой необходимости.

Итак, фраза: «выйдите, пожалуйста, из машины» — просьба, которая должна иметь под собой основание. Так что ничто не мешает напрямую спросить у инспектора, в чем причина. Если объяснения не последовало, вы вполне можете остаться в салоне. Только не забывайте, что в некоторых случаях согласие выйти из машины без демонстрации своих глубоких познаний в законодательстве может сэкономить ваше же время и избавить от дополнительной нервотрепки.

«Примерно года два назад в Москве меня остановили инспекторы ДПС, — рассказывает главный редактор zr.ru Артур Саруханов. — Проверили документы и попросили выйти из машины. Я не понял, в чем, собственно, дело, но подчинился. Оказалось, что у меня была залита незамерзайка, которая резко отдавала спиртом, а сотрудник ГИБДД, общаясь со мной через окно, заподозрил, что пахнет от меня. Благо, после того как я вышел из машины, все удачно разрешилось, и я поехал дальше».

Согласно п. 93 все того же Административного регламента, предложение выйти из машины может поступить вам в случаях:

  • наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Обратите внимание, что «предложение» в данном случае — то же самое, что требование. Так что не подчиниться вы не можете — все-таки перед вами представитель власти. А вот если вы видите, что инспектор действует, что называется, не по процедуре, смело снимайте его на камеру, просите включить регистратор в патрульной машине. В дальнейшем, если дело дойдет до суда, у вас на руках будут доказательства допущенных нарушений. Согласитесь, это гораздо разумнее, чем просто сидеть в машине и упорно доказывать сотруднику полиции, что он неправ.

  • Ответы на многие вопросы, касающиеся взаимоотношений с инспектором ГИБДД, вы найдете в соответствующем разделе Парка документов «За рулем».
  • Проведение досмотра транспортного средства (например, похожая машина числится в розыске). В этом случае инспектор сначала составляет протокол о досмотре транспортного средства, в котором участвует водитель.
  • Отстранение от управления транспортного средства (п. 224 Административного регламента ГИБДД). Сама формулировка предполагает то, что водитель должен будет покинуть салон авто, поскольку, оставаясь внутри, он может попытаться скрыться от инспекторов.
  • Задержание транспортного средства. В КоАП РФ существует целый ряд статей, предусматривающих задержание авто. В этом случае машину эвакуируют на спецстоянку, где она находится до момента устранения причины задержания.
  • Административное задержание водителя. Конкретных оснований для применения данной меры КоАП РФ не предусматривает, а лишь указывает, что она применяется в исключительных случаях и при наличии острой необходимости.

Обязан-ли водитель выйти из машины по требованию инспектора? В каких случаях это требование законно

  • Законно ли требование инспектора выйти из машины
  • Когда водитель обязан выйти из машины?

Вы слышали когда-нибудь от инспектора фразу: «Выйдете из машины»? Такая ситуация является довольно распространенной на дорогах нашей страны. Чтобы понять в каких случаях данная просьба является законной, а в каких – нет, предлагаю прочитать вам эту статью.


Необходимо устранить технические неисправности транспортного средства;

Случаи, когда сотрудник ДПС вправе ПРЕДЛОЖИТЬ выйти из автомобиля

По законодательном нормам водитель обязан покинуть транспортное средство по предложению автоинспектора в следующих ситуациях (согласно пункту 93.1 Приказа МВД № 664):

  1. Сверка номерных указателей транспортного средства с документальными сведениями.
  2. Проведение личного досмотра гражданина либо осмотра транспортного средства.
  3. Предложение участвовать в разбирательстве в качестве понятого или свидетеля (действует по согласию гражданина).
  4. Автоинспектор предлагает устранить замеченную им неисправность или обнаруженные нарушения при перевозке груза.
  5. Если водитель находится под подозрением в употреблении алкогольных напитков, наркотических веществ.
  6. Предложение покинуть авто в случае, когда водитель несет угрозу окружающим.
  7. Инспектор может предложить выйти из машины, при странном поведении водителя, болезненном виде или для оказания ему медицинской помощи.

ВНИМАНИЕ! Водитель не обязан выходит из транспортного средства для обычной проверке документов. Но в российском законодательстве не запрещено покидать свое место и подходить к инспектору.

ВНИМАНИЕ! Водитель не обязан выходит из транспортного средства для обычной проверке документов. Но в российском законодательстве не запрещено покидать свое место и подходить к инспектору.

О чем говорится в законе

Первым делом следует разобраться, в каких конкретных ситуациях инспектор ГИБДД имеет право требовать от водителя, чтобы тот покинул салон автомобиля.

Для этого необходимо обратиться к Приказу МВД РФ №185 от 02 марта 2009 года, а именно подпункту «А» пункта №70, где четко прописано, что сотрудник ГИБДД имеет право предложить (!) водителю выйти из салона авто:

  • Если визуально транспортное средство находится в неисправном состоянии и требует ремонта.
  • При нарушении действующих правил перевозки багажа (открыто багажное отделение, либо груз неправильно закреплен на крыше авто).
  • При проведении процедуры сверки номерных знаков кузова, а также отдельных узлов автомобиля.
  • При необходимости оказания медицинской и другой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.
  • Если поведение водителя ТС напрямую угрожает жизни и здоровью сотрудника полиции.

Согласно данным пунктам инспектор ГИБДД может предложить водителю покинуть ТС. Кроме того, имеется несколько пунктов, по которым полицейский имеет право требовать (!) от водителя покинуть салон авто.

К таким пунктам относятся:

  • Необходимость проведения обыска автомобиля, а также владельца. При этом полицейский обязан предъявить документ, разрешающий проведение обыска, либо зачитать пункт из действующего закона «О полиции», согласно которому допускается проведение обыска в отдельных случаях.
  • Случаи, когда сотрудник полиции считает, что водитель находится в состоянии алкогольного, наркотического опьянения либо имеет видимые нарушения здоровья.

Важно! Если инспектор ГИБДД проводит обыск либо подозревает водителя в приеме алкоголя и наркотиков, он будет обязан составить официальный протокол задержания гражданина. Копия протокола в обязательном порядке передается задержанному лицу.

Согласно данным пунктам инспектор ГИБДД может предложить водителю покинуть ТС. Кроме того, имеется несколько пунктов, по которым полицейский имеет право требовать (!) от водителя покинуть салон авто.

Правовые основы просьбы или требования

Любая просьба автоинспектора может относиться как к разряду законных, так и к разряду незаконных. В первую очередь, разберёмся с тем, что можно воспринимать в качестве обычной просьбы, а что уже будет требованием, основанным на законных обстоятельствах.

Автолюбитель не должен забывать, что права, обязанности и действия процессуального характера, которые может выполнять сотрудник ГИБДД, прописаны в следующих нормативно-правовых актах (НПА):

  1. Кодекс об административных правонарушениях.
  2. Административный регламент, введённый на основании Приказа МВД под номером 664.
  3. Федеральный законодательный акт «О полиции».

При этом главным документом является КоАП РФ. Каждый из последующих НПА только дополняют либо уточняют порядок процессуальных действий. Если инспектор ДПС требует покинуть автомобиль или пересесть в машину ГИБДД, такие действия должны законодательно подтверждаться одним из вышеназванных актов.

Владелец машины, в первую очередь, должен выяснить у полицейского, какой посыл несут его слова, является ли предложение покинуть салон машины просьбой, либо такое действие приравнивается к требованию.

Зачастую полицейский не говорит автолюбителю о том, что подразумевается под предложением выйти из машины на улицу. По этой причине автолюбитель должен сам задать инспектору ДПС соответствующий вопрос. Аналогичная ситуация возникает и в случае, когда полицейский предлагает открыть багажник, пройти медицинское освидетельствование, открыть дверь машины и так далее.

Если озвученное инспектором предложение — просьба, то водитель на законных основаниях может её проигнорировать. Требованию автолюбитель также может не подчиняться, но только в ситуации, когда достоверно известно о его незаконности.


Согласно действующему административному законодательству существует только три ситуации, в которых водитель обязан выйти из машины по требованию инспектора. При этом каждый из этих случаев подробно прописан в КоАП РФ.

Читайте также:  Как узнать, переоформил ли покупатель машину после продажи?

Обязательно ли водителю выходить из машины по требованию инспектора ГИБДД?

Если вас остановил инспектор ДПС и встреча с ним неизбежна (независимо от причины остановки), то может быть несколько возможных форм поведения. Некоторые, к примеру, сразу же покидают машину и идут к инспектору, другие, не дождавшись представления, кидаются сразу сознаваться обо всех своих нарушениях. Есть и те, кто продолжает сидеть в салоне, слегка приоткрыв окно. Каждая из этих форм дает возможность выстроить будущие взаимоотношения с инспектором на основании сделанного шага.

Но нужно ли вообще покидать автомобиль? Чтобы выяснить это, обратимся с КоАП РФ.

Когда лучше все же выходить из машины?

Сразу оговоримся, что ни один сотрудник ГИБДД не имеет права приказывать вам покинуть автомобиль. Все, что он может сделать, это предложить вам выйти, да и то исключительно в таких ситуациях:

  • если возникла угроза жизни или здоровью инспектора;
  • если возникла необходимость в устранении технических неполадок автомобиля;
  • если нужно оказать помощь пострадавшим;
  • если правила грузоперевозки были нарушены;
  • если проводится осмотр либо личный досмотр;
  • если он подозревает, что вы находитесь в состоянии наркотического/алкогольного опьянения (как вариант – в болезненном);
  • если проводится сверка номеров.

Помимо того, инспектор может предложить вам сесть в патрульную машину или зайти в служебное помещение для того, чтобы оформить процессуальные документы. Вот и все.

Как видим, вам могут только предлагать, но ни в коем случае не приказывать. И правда, многие активно пользуются данным правилом, предпочитая «оставаться в машине» после нарушения ПДД и просьбы полицейского пройти на пост. Но неизвестно что на уме у остановившего инспектора, поэтому подобное высказывание может обернуться против вас.

Когда водитель обязан выйти из машины?

Словом, инспектор не может требовать от вас покинуть машину. Но бывают ситуации, когда водитель обязан сделать это (лишь после составления протокола).

  • Если был составлен протокол о досмотре транспортного средства.
  • Если был составлен аналогичный документ об Административном задержании.
  • Если был составлен протокол о лишении права на управление транспортным средством, то салон в любом случае придется покинуть вне зависимости от того, желаете ли вы того или нет.

Стоит отметить, что даже если при составлении протокола, к примеру, инспектор всячески пытается заставить вас покинуть машину, то делает он это лишь для того, чтобы в разговоре «с глазу на глаз» ему было легче надавить на вас и подвести беседу к главному – деньгам. В данном случае играет фактор «чужого поля», да и пассажиры в салоне в качестве свидетелей никому не нужны.

Что будет, если не выйти из машины по просьбе инспектора?

Если верить многолетнему опыту судебной практики, то возможны три варианта последствий такого поступка.

  • Лучший вариант: на вас составят протокол за несерьезное нарушение, после чего вы спокойно продолжите путь.
  • Второй вариант аналогичен первому, вот только процедура составления будет намеренно растянута. Так сотрудник ГИБДД продемонстрирует собственное превосходство.
  • «Дополнительная месть». Если, к примеру, вас остановили за превышение скорости на 10 км/ч, то после такой «выходки» вам припишут непристегнутые ремни и тонировку стекол. Хотя заметим, что к подобному прибегают редко.

Очевидно, что последний вариант наиболее опасный, т. к. неизвестно, чего ожидать. Но зачастую после разговора на высоких тонах происходит примерно следующее.

Пример.

Вы сидите в машине, неторопливо покуривая, и ждете, пока инспектор принесет протокол. А он в то время заполняет протокол об отказе в прохождении медицинского освидетельствования. И даже вопрос с понятыми в таком случае решается достаточно просто: инспектор останавливает проезжающие машины, говорит, что там, в машине сидит человек, который не хочет проходить медицинское освидетельствование. «Понятые» подписываются и уезжают.

И если даже удастся отыскать этих понятых, то не факт, что это что-то даст. Поэтому за своими документами в руках сотрудника ГИБДД необходимо пристально следить.

Когда нельзя покидать машину?

Бывают ситуации, когда нельзя выходить из салона транспортного средства. К примеру, если вас останавливают ночью на пустынной трассе. В таких случаях лучше вообще не глушить двигатель, поскольку в экстренной ситуации придется быстро реагировать. Во избежание таких ситуаций рекомендуется лишь немного приоткрыть окно, заблокировать все двери и попросить остановившего показать вам свое удостоверение. А до тех пор воспринимайте его как постороннего человека, надевшего форму сотрудника ДПС.

Когда нельзя покидать машину?

Какое наказание за невыполнение требования выйти из машины

В Административном кодексе существует специальная санкция за невыполнение законного требования сотрудника полиции. Повторимся, что именно законного требования.

Но санкция эта достаточно жёсткая, хотя и предусматривает вилку наказаний. Водителя ждёт мера наказания от штрафа от 500 рублей до административного ареста на 15 суток. Всё будет зависеть от тех или иных обстоятельств невыполнения требования, а также от вреда и опасности, причинёнными таким нарушением.

Санкцию эту предусматривает статья 19.3 КоАП в своей части 1. Подробной градации там к сожалению не указано, поэтому всё будет зависеть от сотрудников и судебного решения.

Выше мы описали законность тех или иных требований сотрудника полиции, в том числе требования покинуть транспортное средство для осуществления административно-процессуальных процедур или просто так — по желанию инспектора.

Нужно ли выходить из автомобиля по требованию инспектора ДПС

Например, сразу после вступления этого регламента в законную силу в Сети интернет граждане активно начали обсуждать такой для них момент, что теперь автолюбителям и всем автомобилистам могут запретить снимать на фото и видео сотрудников ГИБДД, поскольку в новом административном регламенте отныне отсутствует такой пункт, который разрешает участникам дорожного движения фиксировать на фото или видеокамеру все действия сотрудников ГИБДД. Но это друзья не так.

Обязан ли водитель выйти из авто по требованию инспектора ДПС?

При остановке транспортного средства сотрудником ГИБДД одним из вопросов, ответ на который не может быть однозначным, является тот, должен ли водитель выходить из своего автомобиля. В определенных ситуациях и при наличии на то законных оснований инспектор имеет право требовать от автомобилиста такого действия, причем в случае отказа тот может быть привлечен к ответственности. С другой стороны, при отсутствии прописанных в регламенте оснований сотрудник ГИБДД не имеет права выполнить такого действия, поскольку это уже будет означать превышение должностных полномочий.

При остановке транспортного средства сотрудником ГИБДД одним из вопросов, ответ на который не может быть однозначным, является тот, должен ли водитель выходить из своего автомобиля. В определенных ситуациях и при наличии на то законных оснований инспектор имеет право требовать от автомобилиста такого действия, причем в случае отказа тот может быть привлечен к ответственности. С другой стороны, при отсутствии прописанных в регламенте оснований сотрудник ГИБДД не имеет права выполнить такого действия, поскольку это уже будет означать превышение должностных полномочий.

Может ли ГИБДД наказать водителя за отказ выйти из машины?

В адрес наших юристов поступил интересный вопрос, касаемо поведения водителя в случае требования инспектора ГИБДД выйти из машины. Разбираемся, нужно ли выходить к инспектору ГИБДД из машины.

Вопрос: Меня остановил инспектор ГИБДД и стал требовать, чтобы я вышел из машины. В противном случае обещал привлечь за неповиновение. Я вышел, а теперь думаю – законны ли были его действия?

Ответ: С большой долей вероятности действия инспектора были незаконными.

Может ли инспектор ДПС требовать у водителя выйти из автомобиля?

Любая проверка документов инспектором ДПС – это всегда нервы и переживания для водителя. А если инспектор требует от нас выйти из автомобиля, это лишь накаляет ситуацию. Видимо, мы серьезно нарушили правила или по какой-либо другой причине гаишник хочет, чтобы мы вышли из машины. Поговорим поподробнее о том, вправе ли инспектор ДПС просить у водителя выйти из машины.

Большинство проверок документов со стороны инспектора ДПС проходит следующим образом. Гаишник подходит к автомобилю, мы из открытого окна протягиваем ему документы, а после проверки бумаг нас отпускают на все четыре стороны. Но, что делать в том случае, если гаишник приглашает нас в патрульную машину или просит выйти из машины.

В данном случае возникает конфликт действий. За неподчинение законным требованиям инспектора водитель может быть задержан, а ему в лучшем случае предъявят протокол об административном правонарушении. И всё же существуют определенные правила и нормы, согласно которым ведется работа каждого инспектора ГИБДД. Попросить покинуть водители салон автомобилей выйти из машины он может лишь в определенных случаях.

Большинство проверок документов со стороны инспектора ДПС проходит следующим образом. Гаишник подходит к автомобилю, мы из открытого окна протягиваем ему документы, а после проверки бумаг нас отпускают на все четыре стороны. Но, что делать в том случае, если гаишник приглашает нас в патрульную машину или просит выйти из машины.

Как правильно отказать, чтобы не нарваться

Во всех остальных случаях, не перечисленных в Приказе МВД РФ, гражданин имеет право отказаться выходить из транспортного средства. Однако делать это нужно грамотно, чтобы не нарваться на еще большие проблемы.

Разговаривая с сотрудником ГАИ, следует оставаться вежливым и спокойным. В первую очередь, необходимо попросить его представиться и объяснить причину остановки.

Если он требует покинуть авто, необходимо напомнить о необходимости составления протокола об административном задержании, сотрудник должен указать причины отстранения от управления транспортным средством – статьи 27.4, 27.9 и 27.12 КоАП РФ.

Чем лучше вы будете оперировать законами, тем больше шансов отстоять свои права. Не будет лишним ведение видеосъемки происходящего.

Читайте также:  «Опасное вождение» — новый термин в ПДД


Чем лучше вы будете оперировать законами, тем больше шансов отстоять свои права. Не будет лишним ведение видеосъемки происходящего.

Инспектор ДПС попросил вас выйти из машины. Обязаны ли вы сделать это?

Сегодня рассмотрим вопрос о том, обязан ли водитель выйти из машины в ответ на требование инспектора ДПС, проанализируем законность требования инспектора выйти из машины и узнаем, как, собственно, правильнее поступать в ситуации, когда инспектор попросил вас выйти из машины.

На практике, каждый автовладелец, будучи остановленным инспектором ДПС, наверное сталкивался с тем, что остановивший ваш автомобиль инспектор ДПС под разными предлогами просит вас выйти из автомобиля (например, для составления протокола об административном правонарушении).

Обязаны ли вы беспрекословно подчиниться в ответ на требование инспектора выйти из машины и что делать, если у вас нет никакого желания покидать свое водительское кресло?

Что произойдёт, если вы ответите отказом на требование инспектора выйти из машины? На эти вопросы я и отвечу в этой статье.

Первое, что нужно знать. Действующее административное законодательство предусматривает лишь три случая , когда водитель обязан выйти из машины. Все три случая закреплены в соответствующих статьях Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Случай №1. После того, как инспектор ДПС составит в отношении вас протокол о задержании в соответствии со статьей 27.4.1 КРФоАП.

Статья 27.4. Протокол об административном задержании

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц
1. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.

Думаю, тут всё понятно. Если в отношении вас инспектор дпс составил протокол о задержании, то вас доставят в отделение полиции, где вы проведете максимум 48 часов.

Для этого, если вы вдруг заартачитесь после составления протокола о задержании и откажетесь выйти из автомобиля, вас извлекут из него принудительно, при необходимости применяя физическую силу, если будете оказывать сопротивление.

Законно? Да, законно. См. Федеральный закон «О полиции»

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Как говорится, читайте выделенное и переваривайте.

Второй случай , когда водитель обязан выйти из машины имеет место быть при составлении инспектором ДПС протокола об отстранении вас от управления транспортным средством в соответствии с требованиями ст.27.12 КРФоАП.

Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

Для информации, чтобы вы не рыскали в интернете:

Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство

Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена

2. Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда)

Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды)
2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами

Тут, тоже всё понятно, если вас отстранили от управления транспортным средством, вам придется покинуть ваш автомобиль.

Не хотите? А содержание ФЗ «О полиции» напомнить?

И, наконец, третий случай , когда водитель обязан выйти из машины — оформление инспектором ДПС протокола досмотра вашего автомобиля в соответствии со статьей 27.9 КРФоАП.

Статья 27.9. Досмотр транспортного средства
Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится.

Казалось бы, почему в данном случае водитель обязан выйти из автомобиля? Нажал на кнопку из салона автомобиля, открыл инспектору с этой кнопки багажник и пусть досматривает, что ему нужно.

Ничего подобного! Дело в том, что если инспектор сам что-то начнет ворошить в вашем автомобиле (не важно где — в багажнике или в салоне автомобиля), наводить шмон, перекладывать вещи с места на место, то на юридическом языке это уже называется обыск, а не досмотр.

А для обыска нужно разрешение суда на этой действие. Таким образом, при досмотре водитель сам должен открывать багажник, передвигать вещи в автомобиле, в том же багажнике, поднимать коврики и т.п.

Инспектор не может самовольно проводить досмотр без вашего участия (без вашей помощи, если хотите), потому что подобные его действия будут квалифицированы как самоуправство.

Статья 19.1 КРФоАП. Самоуправство

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

И если инспектор не может провести досмотр транспортного средства из-за того, что вы на требование инспектора выйти из машины ответили отказом, то это развязывает инспектору руки, во-первых , на применение физической силы (согласно ФЗ «О полиции»).

Статья 20. Применение физической силы

Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
….
для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

и, во-вторых , на привлечение вас к административной ответственности по ст.19.3 КРФоАП (обратите внимание на санкции в этой статье — выделил красным — эта та возможная цена, которую вам, скорее всего, придется заплатить за ваш принципиальный отказ на требование инспектора выйти из машины в данном конкретном случае).

Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Запомните эти три случая, когда водитель обязан исполнить требование инспектора выйти из машины.

Во всех остальных случаях, действующее административное законодательство России не предусматривает обязанность для водителя исполнять требование инспектора выйти из машины. Автор статьи Евгений Волков, https://evgeniyvolkov.ru. Даже в Приказе МВД России от 02.03.2009 N 185, (который кстати обязателен для исполнения всеми сотрудниками ГИБДД, и за его нарушение инспекторов привлекают к дисциплинарной ответственности, лишают премии) чётко прописано, что

70. Сотрудник вправе ПРЕДЛОЖИТЬ участнику дорожного движения:
а) выйти из транспортного средства в случаях:
— необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
— наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров
— агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
— для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
-когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
— когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;

в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Чувствуете разницу между «предложить» и «обязать»? Если по-бытовому, то «предложить» — это всегда просьба, а «обязать» — это понуждение к чему-либо.

Читайте также:  Наказание за ДТП со смертельным исходом

Другими словами, исходя из процитированного мною документа, следует, что гаишник не вправе решать обязан ли водитель выйти из машины (если только ваш случай не является одним из тех трёх, которые я перечислил выше в настоящей статье).

И многие водители этим часто пользуются, заявляя в ответ на требование инспектора выйти из машины что-то типа: «Я подожду в машине, выходить не буду».

Особенно часто водители делают такие заявления остановившему их сотруднику ДПС, когда нарушили Правила дорожного движения.

Сейчас в век бурного развития интернета, найти соответствующую информацию, советы, рекомендации о взаимоотношениях инспектор-водитель, достаточно просто.

Как следствие, уровень правосознания граждан (именно правосознания, а отнюдь не правовой культуры) заметно подрос.

Многие водители, поначитавшись, «умных» статей, или форумных историй о победе в суде какого-нибудь водителя над инспектором дпс, воодушевившись, начинают чувствовать себя не просто увереннее, а я бы даже сказал, наглее, что-ли, в отношениях с инспекторами дпс.

На многих форумах, частенько читаю такие фразы, что «если ты вышел из машины к инспектору, значит, ты, типа, прогнулся перед ним, показал свою слабость».

Иначе как бредом подобные сообщения назвать нельзя, либо их пишут не совсем адекватные люди. Выходить или не выходить из автомобиля в ситуации, когда вы не обязаны покидать свой автомобиль, каждый водитель решает для себя самостоятельно.

Выхожу ли из автомобиля я сам, в ответ на требование инспектора выйти из машины?

Да, но не сразу, а только после того момента, как передам инспектору ДПС свои документы для составления необходимых бумажек (протокола, постановления и т.п.).

За своими документами, находящимися в руках инспектора, нужно пристально следить, чтобы потом не оказалось, что вы их не передавали.

А вот от предложения сесть в патрульный автомобиль я всегда наотрез отказываюсь, предпочитая вести диалог с ИДПС на нейтральной территории, то есть, на улице, рядом с патрульным автомобилем.

Для сведения: в «патрульке» вам всегда нужно стараться выбирать выражения при общении с инспектором, потому что, как правило, вы садитесь на переднее сидение патрульки, рядом с инспектором, а на полке за задними сидениями установлена видеокамера, ну это чтобы отлавливать и привлекать потом к уголовке тех, кто пытается дать взятку инспекторам или оскорбляет инспекторов ДПС

Более того, я считаю, что для водителя гораздо безопаснее исполнить требование инспектора выйти из машины, чем качать права и показывать глубокие знания Приказа МВД России от 02.03.2009 N 185.

Почему я так считаю? Потому что имею за плечами огромный опыт общения с ГИБДД, особенно, в делах об оспаривании штрафа за непристегнутый ремень.

Важно понять и усвоить одну простую истину:

У инспектора ДПС есть права и обязанности, позволяющие ему превышать свои должностные полномочия, а у водителя есть только обязанности, в то время как его права мало кого волнуют.

И вот тут, пожалуй, можно рассказать о том, что может произойти, если в ответ на требование инспектора выйти из машины вы не станете этого делать.

Вариант №1. В отношении вас будет составлен протокол об административном правонарушении, которое вы совершили и которое, собственно говоря, явилось причиной для остановки вашего автомобиля инспектором ДПС.

Либо будет составлено постановление по делу об административном правонарушении в случае, если вы признаете вину в совершенном административном правонарушении. После этого вам отдадут документы и вы дальше продолжите свой путь. Это идеальный вариант, конечно.

Вариант №2. Всё то же самое, только протокол об административном правонарушении будет оформляться демонстративно дольше, чем обычно. Другими словами, вы потеряете своё личное время, просиживая задницу на сидении своего автомобиля.

Вариант №3. Инспектор ДПС помимо протокола об административном правонарушении, которое вы совершили, выпишет вам в отместку за то, что вы считаете себя умнее его, ещё один-два протокола, например, за непристегнутый ремень и ещё за что-нибудь.

Незаконные действия ИДПС? Да ну? А вы вначале это докажите судье, который будет рассматривать вашу жалобу, а потом разглагольствуйте про незаконность.

Вариант №4. Изощренная классика в ситуации, когда изначально имел место разговор с ИДПС на повышенных тонах. Вы отказались выйти из машины, передав инспектору документы для составления протокола, а через некоторое время инспектор ДПС приносит вам протокол за отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Оп..па, приехали!

Статья 12.26 КРФоАП. Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения
1. Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения —
влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Вы скажете — Я же не пьяный и меня остановили не по этому поводу. »

Еще больше ваш рот и глаза раскроются, когда вы увидите в протоколе в соответствующих графах, информацию о понятых, присутствовавших при вашем отказе от прохождения медицинского освидетельствования и засвидетельствовавших этот факт.

Я вам отвечу, как это так произошло: очень просто. Пока вы занимались непонятно чем, сидя в своем автомобиле и упиваясь собственной значимостью от того, что смогли блеснуть знаниями приказа МВД России от 02.03.2009 N 185, инспектор ДПС зря времени не терял, остановил двух понятых.

Далее стандартная фраза: «вон там видите водитель, вот он отказывается от прохождения медицинского освидетельствования. Подпишите здесь и можете быть свободны, я вас не задерживаю».

И всё, мои дорогие, идите потом в суд, жалуйтесь, доказывайте отсутствие факта отказа. Докажете — хорошо. Не докажете, (а это 99% так и будет) — будьте добры раскошелиться в бюджет на сумму 30 тысяч рубликов, ну и займитесь фитнесом в ближайшие полтора-два года.

Вообщем, обязан ли водитель выйти из машины в ответ на требование инспектора выйти из машины, каждый решает для себя самостоятельно.

В этой статье я показал вам реальный расклад на сегодня по затронутому вопросу, и как вы уже убедились, расклад этот явно не в пользу водителя. Прав тот, у кого больше прав. А прав больше у инспектора.

Потому я и рекомендую вам в целях сохранения собственного кошелька, личного времени и нервов всегда выходить из автомобиля в ответ на требование инспектора выйти из машины.

Этим вы, как минимум, избежите тех неприятностей, которые могут вас подстерегать в случае отказа и о которых я вам рассказал выше.

А вы выходите из машины в ответ на требование инспектора?

Более того, я считаю, что для водителя гораздо безопаснее исполнить требование инспектора выйти из машины, чем качать права и показывать глубокие знания Приказа МВД России от 02.03.2009 N 185.

Почему меня остановили?

С фразы «назовите причину остановки» грамотные водители нередко начинают общение с инспектором ДПС. По идее, он сам должен сообщить цель его обращения, но на практике это случается, стоит признать, редко. Давайте разберемся с законами. Согласно приказу №185, сотрудники ГИБДД могут остановить вас, если:

— имеются признаки нарушения ПДД;
— на вас или ваших пассажиров имеется ориентировка;
— машина не соответствует правилам эксплуатации (поломки, перегруз, грязные номера и проч.);
— машина находится в угоне или в розыске;
— инспектору нужно ваше транспортное средство для неотложных целей;
— вы стали свидетелем аварии и нужно снять показания;
— вас хотят привлечь в качестве понятого;
— проводится спецоперация.

Что касается последнего пункта, спецоперации проводятся регулярно. Правильней, наверное, будет сказать, что они не прекращаются: когда заканчивается рейд по «пьяному водителю», начинается рейд «детское кресло». И так по кругу.

Возможно, сотруднику, дежурящему на дороге, поступила ориентировка (она может быть и устной), что некий автомобиль синего цвета совершил правонарушение, тогда он имеет право остановить похожую машину. При этом инспектор не обязан держать при себе документ, подтверждающий такие мероприятия. Документы могут храниться как раз на стационарном посту или в отделении ГИБДД.

Если вас не устраивает, что этих документов у сотрудника ГИБДД нет, и у вас есть подозрение, что и спецоперации никакой нет, попросите у него номер телефона дежурной части ГИБДД того населенного пункта, в котором вас остановили. Не стесняйтесь позвонить и спросить, на самом ли деле проходит спецоперация.

Что касается вопроса, можно ли не показывать сотруднику ГИБДД документы, то ответ отрицательный. Вы обязаны предъявить ему водительское удостоверение, регистрационные документы на транспортное средство и страховой полис.

Осмотр выполняется инспектором со стороны и только с согласия водителя. Когда инспектор ГИБДД или другой уполномоченный работник производит осмотр, он не имеет права открывать двери автомашины, ее багажник, а в салон может лишь глянуть через окна.

Пресса о Европлане

Оформлять полис КАСКО по сниженной стоимости, благодаря франшизе, выгодно опытным и аккуратным водителям, которые демонстрируют безаварийную езду. Александр Михайлов считает, что это решение подходит и «владельцам не новых машин, готовым, в случае чего, починить ее не у официального дилера. То есть людям, заявляющим, в среднем, менее одного страхового случая».

Ссылка на основную публикацию