Порядок оформления и расследования ДТП

Оформление ДТП при неотчётном происшествии

Если нет погибших и раненых, то на место аварии прибывает инспектор ДПС, который должен выполнить следующие действия:

  • собрать письменные объяснения участников аварии и показания свидетелей;
  • сделать осмотр места столкновения автомобилей и их повреждений;
  • составить схему ДТП;
  • составить протокол о нарушении ПДД и справку о ДТП с описанием всех повреждений;
  • в зависимости от обстоятельств дела и выяснения истинного виновника ДТП инспектором выносится постановление о правонарушении или постановление по дальнейшему расследованию дела.
    К делу должны прилагаться вещественные доказательства. Если у инспектора возникнут подозрения по поводу трезвого состояния участников ДТП, то он может направить их на медицинское освидетельствование. Данная процедура не является обязательным действием для разбирательства дела.

На данном этапе большое значение имеет правильность и полнота составления документов, информация в которых будет основанием для определения виновника ДТП и назначения административного наказания за совершённое правонарушение. Поэтому участникам происшествия важно проконтролировать, чтобы инспектор в полном объёме внёс все обстоятельства столкновения и правильно истолковал событие, не допуская ошибок и искажений.


Оформление ДТП начинается с того, что составляется схема происшествия, которая представляет собой нарисованный от руки чертёж, где отмечается:

Порядок оформления и расследования ДТП

– акт медицинского освидетельствования водителей, участвовавших в ДТП, на состояние опьянения.

Что делать водителю

После ДТП участники испытывают состояние стресса и могут допустить ряд ошибок. Не уезжайте и не уходите с места аварии. В большинстве случаев скрывшегося участника находят и привлекают к ответственности. Причем, к более суровой.

Проверяйте и читайте все бумаги перед подписанием. Любое упущение может стать причиной проблем в будущем. Не подписывайте чистые бланки и документы с незаполненными строками.

Проверяйте:

  • правильность составления протокола;
  • схему ДТП;
  • точность заполнения справки об автоаварии;
  • показания свидетелей и очевидцев;
  • результаты автотехнической и медицинской экспертиз.

Сомневаетесь, что сможете адекватно оценить ситуацию или находитесь в стрессе? Вызовите автоюриста. Его визитку положите в машину заранее. Специалист вместо вас проверит все документы и проконтролирует действия сотрудников при оформлении ДТП.


Федеральный номер для других регионов России

Порядок оформления и расследования ДТП

При ДТП с тяжелыми последствиями на место происшествия должна выезжать оперативная группа в составе сотрудников ГИБДД, следователя УВД, экспертов-криминалистов, а если водитель скрылся – сотрудника уголовного розыска. По прибытии опергруппы оформляются следующие документы:

– протокол осмотра места ДТП;

– протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

– объяснения участников происшествия и свидетелей;

– протокол контроля трезвости водителей.

При ДТП без пострадавших дело, как правило, ограничивается прибытием инспектора дорожно-патрульной службы (ДПС). Он составляет схему ДТП, берет письменные объяснения с участников происшествия (а при необходимости – и со свидетелей), составляет протокол об административном правонарушении и приложение к протоколу – перечень повреждений всех транспортных средств, попавших в ДТП.

Кроме того, к материалам дела о ДТП могут приобщаться вещественные доказательства. Проверка водителя на состояние опьянения выполняется в обязательном порядке при ДТП с пострадавшими или погибшими, при наличии внешних признаков опьянения, а также по требованию любого из участников ДТП – в отношении других участников происшествия.

Качество и полнота оформления первичных документов имеют огромное значение, поскольку эти документы составляют основу для последующего грамотного рассмотрения дела. Поэтому главная задача сотрудника ГИБДД на месте происшествия – собрать, правильно истолковать и зафиксировать без каких-либо искажений все необходимые сведения, а главная задача участников ДТП – предельно внимательно и в полном объеме проконтролировать этот процесс.

При ДТП без пострадавших оформление происшествия начинается с составления схемы ДТП – чертежа с указанием участка дороги, на котором произошло происшествие, имеющихся ориентиров, дорожных знаков и разметки; места столкновения, положения транспортных средств после удара; всех необходимых привязок к неподвижным объектам и расстояний до них. На этом этапе участники ДТП вносят замечания, пояснения и дополнения, контролируют выполнение замеров (они могут делаться только рулеткой, линейкой или другими измерительными средствами), а после составления схемы ДТП – проверяют и подписывают ее. Кроме того, начерченная схема должна быть подписана лицом, составившим ее, и двумя понятыми.

Любой участник происшествия имеет полное право требовать внесения в схему ДТП исправлений и добавлений, которые могут, по его мнению, повлиять на принятие решения о виновности. Схему следует подписывать только после того, как все противоречия устранены. Отказ сотрудника ГИБДД внести обоснованные исправления и дополнения является нарушением служебной дисциплины и может быть обжалован.

После того как схема ДТП составлена, проверена и подписана, автоинспектор дает команду на освобождение проезжей части. Следующий этап – написание объяснения, текст которого лучше продумать заранее. Сопоставляя между собой объяснения всех участников происшествия, сотрудник ГИБДД получает недостающую информацию, которая может повлиять на решение по делу о ДТП. Если при написании объяснения вы не сумели внятно изложить свою версию произошедшего или продемонстрировали явное незнание основных пунктов ПДД, то для автоинспектора это хороший повод задуматься о степени вашей виновности в данном происшествии.

Пока водители и очевидцы пишут объяснения, инспектор ГИБДД оформляет справки о повреждениях, причиненных каждому транспортному средству в результате ДТП. Проверяя написанное, необходимо убедиться, что зафиксированы все, даже самые незначительные повреждения, а также скрытые дефекты. В противном случае впоследствии можно недосчитаться существенной части страхового возмещения.

Венчает процедуру оформления протокол об административном правонарушении (мы по-прежнему рассматриваем ДТП без пострадавших). Собственно, и схема ДТП, и перечень повреждений, и объяснения участников ДТП – это не что иное, как приложения к его величеству Протоколу. Перед тем как оформить протокол об административном правонарушении, инспектор ГИБДД должен принять решение, кто из участников происшествия является его виновником. Это решение принимается не произвольно, а на основании всестороннего изучения обстоятельств ДТП и в строгом соответствии с ПДД и КоАПом. Протокол выписывается на имя того, кто, по мнению автоинспектора, является виновником данного ДТП. В обязательном порядке в протоколе указывается, какой пункт ПДД нарушен, и приводится краткое, но четкое обоснование принятого решения. Копия протокола вручается виновнику ДТП под расписку, а еще одна копия – другому участнику происшествия по его требованию. Если в полученной вами копии стоит не ваша фамилия, это означает, что в данном ДТП вы признаны потерпевшим и можете претендовать на возмещение ущерба.

Если инспектор ГИБДД обвиняет в происшествии вас, а вы с его решением не согласны, то есть несколько вариантов дальнейших действий. Первый – не подписывать протокол вообще (в этом случае двое понятых подтвердят, что обвиняемый от подписи отказался). Второй – протокол подписать, но на обороте или на отдельном листе (с отметкой об этом в протоколе) изложить свое мнение, объясняющее, почему вы не согласны с решением инспектора ГИБДД. В таком случае рекомендуется, хотя это и необязательно, зачеркнуть в бланке слова “подпись нарушителя” и вписать вместо них “подпись водителя”. Ну и конечно, действия автоинспектора в таком случае необходимо обжаловать в установленном порядке – сначала у его вышестоящего начальника (командира соответствующего подразделения ДПС или начальника отделения ГИБДД), а если это не помогло – в суде. Только имейте в виду, что, обжалуя действия инспектора (фактически – обвиняя его в принятии ошибочного решения), вы сами должны будете доказывать неправомерность его действий, а для этого заранее запасайтесь доводами, аргументами и уликами.

На основании протокола об административном правонарушении выписывается еще один документ – постановление по делу об административном правонарушении, где указывается, как должен быть наказан виновный по соответствующей случаю статье КоАП. Если за данное нарушение предусмотрен штраф, то следующая “бумажка” – квитанция на его оплату в банке – заполняется водителем самостоятельно. Если же соответствующая статья КоАП предусматривает лишение прав, конфискацию орудия совершения правонарушения или административный арест, то принять такое решение может только мировой судья или судья районного суда (последний рассматривает более сложные дела). В таком случае все материалы дела об административном правонарушении направляются в суд, куда виновный будет вызван повесткой.

Бывает, что инспектор ГИБДД не может установить виновного и вручить ему копию протокола на месте происшествия из-за сложности дела или по каким-то иным причинам. В таком случае составление протокола откладывается, а материалы дела направляются в группу разбора того подразделения ГИБДД, на территории которого произошло данное ДТП. Участникам происшествия назначается дата и время разбора и сообщается адрес и номер кабинета, куда они должны прибыть для восстановления полной картины и ознакомления с вынесенным решением. Разумеется, в ходе разбора все участники ДТП имеют право давать объяснения, приводить доказательства и обращать внимание сотрудников ГИБДД, ведущих разбор, на существенные обстоятельства, свидетельствующие в их пользу.

Читайте также:  Что делать, если не совпадает номер двигателя с записью в ПТС

Решение по делу должно быть принято сотрудниками группы разбора не позднее 15 дней с момента поступления материалов, судьей – не позднее двух месяцев. Если материалы дела пересылаются по месту жительства обвиняемого, то время пересылки в указанный срок не входит, и срок для принятия решения соответственно продлевается. На обжалование принятого решения в вышестоящем органе или в суде дается 10 дней. Решение суда по поданной жалобе является окончательным.

Еще раз подчеркнем, что вся описанная процедура распространяется на ДТП без пострадавших, поскольку в этом случае нарушитель совершает АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. Если же допущено ДТП с пострадавшими или погибшими, то в действиях водителя может быть (а может и отсутствовать) состав преступления, наказуемого в соответствии с Уголовным кодексом. В таких случаях протокол об административном правонарушении на месте не составляется, а оформленные материалы поступают сначала в орган дознания ГИБДД, который в течение 10 суток либо выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, либо направляет материал в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При поступлении материалов в следственные органы или в прокуратуру следователь принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела, либо, при наличии признаков состава преступления, возбуждается уголовное дело по ст. 264 УК РФ, регламентирующей уголовную ответственность водителей транспортных средств.

Но даже если уголовное дело возбуждено, это еще не значит, что оно дойдет до приговора. Если потерпевшие в ДТП не жаждут возмездия (а это бывает, как правило, если виновник в добровольном порядке возместил им причиненный ущерб), то они могут ходатайствовать о прекращении уголовного дела в отношении лица, совершившего ДТП. Правда, такое ходатайство еще не означает автоматического освобождения от уголовной ответственности – удовлетворить его или нет, решает суд.

Необходимо знать, что нашим законодательством исключена ситуация, когда за одно и то же деяние нарушитель несет одновременно и уголовную, и административную ответственность. Поэтому даже если протокол об административном правонарушении выписан на ваше имя (то есть вас признали виновником ДТП), то это как минимум означает, что вас за совершенное деяние уже не посадят. Видимо, это должно послужить немалым утешением, однако возникает вопрос: где проходит граница между уголовной и административной ответственностью? Граница эта очерчена совершенно четко – исход дела зависит от тяжести наступивших последствий для потерпевших. Если в результате ДТП им причинены ЛЕГКИЕ или СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ телесные повреждения, то наступает административная ответственность, если ТЯЖКИЕ телесные повреждения или смерть – уголовная. При этом погибшими считаются лица, скончавшиеся на месте ДТП или от их последствий в течение семи суток с момента происшествия.

Решение о степени тяжести телесных повреждений принимает судебно-медицинская экспертиза, акт которой в обязательном порядке подшивается к материалам дела. В зависимости от того, что будет написано в этом акте, уголовное расследование либо продолжается, либо прекращается, и тогда дело переходит в разряд административных и рассматривается по ст. 1 2.24 КоАП.

Разумеется, необходимо помнить и о том, что любой из двух видов ответственности наступает только в том случае, если вина водителя будет ДОКАЗАНА – органом ГИБДД или судом, если речь идет об административном правонарушении, и только судом, если водитель подозревается в совершении уголовного преступления. Постановление по административному делу и приговор суда вступают в силу по истечении установленного срока их обжалования (10 суток), либо после того как жалоба была оставлена вышестоящим органом без удовлетворения.

Решение о степени тяжести телесных повреждений принимает судебно-медицинская экспертиза, акт которой в обязательном порядке подшивается к материалам дела. В зависимости от того, что будет написано в этом акте, уголовное расследование либо продолжается, либо прекращается, и тогда дело переходит в разряд административных и рассматривается по ст. 1 2.24 КоАП.

Квитанция

Она выписывается, если назначается штраф. В квитанции содержатся необходимые реквизиты для осуществления платежа. Внести деньги по указанному счету можно через учреждение банка, в режиме онлайн.

Например, заплатить сумму штрафа можно с помощью платежных терминалов Сбербанка. Подойдет и электронный кабинет. Даже существует вариант погашения санкций с помощью мобильного телефона.

Для этого законодательство допускает несколько способов. За основу берутся материалы, составленные по месту ДТП. В частности, важное значение имеет схема, о которой рассказывалось выше. Однако вина водителя при ДТП устанавливается и другими путями. В их число входят данные камер наблюдения, установленные на окрестных объектах (офисах, кафе, магазинах).

Как оформляется и расследуется ДТП

Обратите внимание на следующие материалы:

Дорожно-транспортные происшествия бывают двух видов (по правилам учета ДТП): происшествия с погибшими или ранеными и аварии без пострадавших. Если в результате происшествия погибли или пострадали люди, данное ДТП считается «отчетным», то есть сведения о нем попадет в государственную статистику, а затем и в ежеквартальные и годовые сводки автоинспекции. ДТП без пострадавших, даже если материальный ущерб значителен, считается «неотчетным», оно в государственной статистике не учитывается.

От этого типа и зависит оформление ДТП. То есть, если произошло так называемое отчетное ДТП, на место происшествия всегда выезжает оперативная группа. В нее входят сотрудники ГИБДД, следователь УВД, эксперты-криминалисты, а в случае оставления водителем места происшествия в группу включается и сотрудник уголовного розыска. После того как опергруппа осмотрит место происшествия, в обязательном порядке оформляются документы:

        • – протокол осмотра;
        • – схема ДТП;
        • – справка по ДТП;
        • – протокол проверки технического состояния всех транспортных средств, участвовавших в ДТП;
        • – объяснения участников происшествия и свидетельские показания;
        • – акт медицинского освидетельствования водителей на наличие алкоголя в крови.

        Если же произошло неотчетное происшествие, будет вызван только инспектор дорожно-патрульной службы. Он так же составит схему ДТП, запишет объяснения всех участников происшествия и свидетелей, оформит протокол об административном правонарушении, внесет в него перечень повреждений транспортных средствах, участвовавших в ДТП. Кроме всего прочего, к материалам дела приобщаются любые вещественные доказательства. Не является обязательным освидетельствование водителей-участников ДТП на состояние опьянения. Однако оно может быть проведено, если у автоинспектора или любого из участников ДТП появились обоснованные подозрения на этот счет.

        Главная задача сотрудника ДПС – собрать и зафиксировать без искажений все положенные сведения. Пострадавшие и участники ДТП должны предоставлять объективную и правдивую информацию, внимательно контролировать любые действия автоинспектора, требовать исправления ошибок или неточностей, всеми способами способствовать ведению дела.

        Оформление неотчетного происшествия всегда начинается с оформления схемы ДТП. Все участники ДТП имеют право вносить коррективы и дополнения, следить за правильностью замеров (которые осуществляются исключительно рулеткой или другими точными измерительными приспособлениями). После составления схемы автоинспектор отдает ее участникам происшествия для ознакомления, проверки и подтверждения правильности подписью. Не подписывайте схему до тех пор, пока все противоречия и недочеты не будут устранены. В случае, когда сотрудник ГИБДД не собирается вносить обоснованные исправления, эти действия можно обжаловать в суде. При подписании такой «неправильной» схемы перед автографом поставьте надпись: «С описанием ДТП не согласен».

        Итак, схема подписана всеми участниками ДТП и обязательно двумя понятыми, теперь по разрешению автоинспектора вы можете освободить проезжую часть.

        Следующим этапом пишется объяснение, текст которого вы должны продумать очень тщательно. Вы должны внятно и четко изложить на бумаге все, что с вами произошло, какие правила были нарушены или не нарушено, что привело к ДТП. У автоинспектора не должно остаться вопросов о степени вашей вины и первопричине происшествия.

        В то время как водители и очевидцы ставят подписи на протоколе и пишут собственные объяснения, инспектор ДПС дожжен приступить к оформлению справок о повреждениях на транспортных средствах в результате ДТП. Перечитайте справку внимательно. Вы должны быть уверены, что автоинспектор зафиксировал все, даже минимальные повреждения и самое главное – скрытые дефекты. Если он что-то упустит, в дальнейшем могут возникнуть проблемы со страховой компанией при подсчете ущерба и его возмещении.

        После всего оформления неотчетного ДТП инспектор должен составить протокол об административном нарушении. Он выявляет виновного и потерпевшего в происшествии. Бывают ситуации, когда оба водителя признаются виновными, это ДТП в народе получило название «обоюдка». Однако двух потерпевших и ни одного виновного быть не может. Все решения принимаются на основании ПДД и с ориентиром на КоАП РФ, инспектор должен вникнуть и во все обстоятельства происшествия.

        Протокол будет оформлен на того, кто, по мнению автоинспектора, является виновным, то есть совершил правонарушение. В протоколе указывается пункт Правил дорожного движения, который был нарушен. Документ составляется в нескольких экземплярах. Первый – для ГИБДД, копии – для виновника ДТП под расписку. Каждый потерпевший имеет право на получение копии протокола. Таким образом, если в полученном на руки протоколе написана чужая фамилия – в данном ДТП вас признали потерпевшим. А потерпевший может претендовать на возмещение ущерба со страховой компании.

        После процедуры оформления протокола автоинспектор переходит к постановлению по делу об административном правонарушении. Уже в нем должна быть указана статья КоАП, которую нарушил виновный в аварии и мера наказания. На месте может быть выписана квитанция на уплату штрафа.

        Если статьей КоАП предусмотрено лишение прав или административный арест, такое решение принимает только судья – мировой или районный. Тогда задокументированные материалы дела об административном правонарушении передаются из ГИБДД в суд. И уже виновный вызывается повесткой.

        Если автоинспектор на месте не может определить виновника аварии (это может быть связано со сложностью ситуации или по другим причинам), протокол не составляется. Просто вынесение решения откладывается. Материалы дела передаются в группу разбора подразделения ГИБДД. Участникам сообщается дата, время разбора и адрес, по которому следует прийти для восстановления картины и ознакомления с решением. В ходе разбора все участники имеют право давать объяснения, свидетельствующие в их пользу.

        Что касается сроков рассмотрения дела, то для группы разбора ГИБДД они не должны превышать 15 дней со дня поступления материалов, для суда – не более двух месяцев. Если же материалы дела будут пересылаться по месту жительства обвиняемого, в таком случае срок для принятия решения может быть продлен на тот промежуток времени, который потребовался для пересылки. Традиционно на обжалование решения, принятого и группой разбора, и судом, дается 10 дней.

        Если в результате ДТП погибли или получили увечья люди, действия водителя будут рассматриваться на предмет состава преступления. А это уже не Административный, а Уголовный кодекс.

        Протокол об административном правонарушении составляться не будет, но ДТП оформляется по всем предыдущим пунктам, и материалы передаются в орган дознания ГИБДД. Это подразделение в течение 10 дней выносит решение: либо отказ в возбуждении уголовного дела, либо материал передается в следственные органы, а, может быть, в прокуратуру для дальнейшего рассмотрения ситуации.

        Следователь на основании поступивших материалов выявляет признаки состава преступления. В зависимости от сделанных выводов возбуждает уголовное дело (статья 264 УК РФ – ответственность водителей ТС) или выносится решение без возбуждения дела.

        Помните, если уголовное дело таки было заведено, это не всегда приводит в суд. Бывают ситуации, когда потерпевшие ходатайствуют о закрытии уголовного дела (такое случается, если виновник добровольно возместил ущерб) или дело просто зашло в тупик. Но решение об удовлетворении любого ходатайства так или иначе принимает следователь или судья.

        Иногда ДТП может привести одновременно и к уголовной, и к административной ответственности. И граница между этими двумя видами ответственности обуславливается степенью тяжести последствий для потерпевших. Так, в результате ДТП они пострадали условно (причинены легкие телесные повреждения), то наступает административная ответственность, а вот тяжкие телесные повреждения или смерть – это всегда уголовная ответственность.

        Степень тяжести телесных повреждений будет уже определять судебно-медицинская экспертиза. Она составляет акт, он подшивается к материалам дела. На основании этого акта уголовное расследование может продолжиться, а может быть прекращено (дело уже будет рассмотрено по статье 12.24 КоАП).

        Если водитель уверен, что при расследовании ДТП допущены ошибки, он может обжаловать постановление. Если жалоба удовлетворяется, то постановление о наложении административного взыскания отменяется, а водитель получает назад уплаченную сумму штрафа.

        Автор: Ирина Калина,
        Дата публикации: 15.03.2012
        Перепечатка без активной ссылки запрещена

        Что касается сроков рассмотрения дела, то для группы разбора ГИБДД они не должны превышать 15 дней со дня поступления материалов, для суда – не более двух месяцев. Если же материалы дела будут пересылаться по месту жительства обвиняемого, в таком случае срок для принятия решения может быть продлен на тот промежуток времени, который потребовался для пересылки. Традиционно на обжалование решения, принятого и группой разбора, и судом, дается 10 дней.

        Как быть со страховой

        До августа 2017 года в дополнение к вышеуказанному перечню бумаг оформляясь справка о ДТП. Она не была документом строгой отчетности. Однако страховщики с охотой использовали бумагу. Справка о ДТП содержала всю значимую информацию о происшествии, включая сведения о наличии полиса у второго участника аварии.

        Документ оформлялся в соответствии с приказом МВД РФ №154 от 01.04.2011. Получить готовую бумагу можно было, обратившись в подразделение ГИБДД.

        После отмены справки процедура оформления ДТП по КАСКО или ОСАГО вызывает ряд вопросов. Единого подхода к оформлению аварии в подобной ситуации нет. Страховщиков заверили, что проблем не возникнет. Все данные, которые ранее содержались в справке, теперь будут отражены в приложениях процессуальных документов. При этом существует несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание:

        1. Представители страховых компаний советуют автомобилистам оформлять извещение о ДТП на месте аварии. Оно заполняется в соответствии с нормами ФЗ № 40 от 25.04.2002. Обычно бланк документа предоставляется в качестве приложения к полису ОСАГО. Если бумага отсутствует, ее можно скачать на сайте РСА.
        2. Если произошло столкновение транспортных средств, каждый из участников происшествия должен заполнить бумагу. Оформление извещения осуществляется перекрестно – часть информации предстоит внести в чужой бланк. При этом предоставлять данные всегда нужно только в полном объеме. Если присутствуют разногласия, бумагу все равно придется заполнить. Однако подписи, подтверждающие отсутствие разногласий в сложившейся ситуации, не ставятся.
        3. Сценарии ДТП и поведение участников происшествия может быть очень разнообразным. Отсутствие четких критериев оформления заставляет страховщиков опасаться возможного всплеска мошенничества. Автомобилисты между тем не могут быть уверены, что предоставили документы в необходимом количестве. Потому эксперты рекомендуют предварительно обратиться к страховщику и узнать, какие бумаги требуются для получения выплаты.

        Отсутствие обязанности в выдаче справки не означает, что представители ГИБДД не могут её предоставить. Принятие нового Регламента не отменило приказ МВД РФ №154 от 01.04.2011, утвердивший форму справки. Потому в отдельных случаях бумага все же может быть предоставлена. Если страховая компания отказывается выплачивать возмещение, гражданин имеет право обратиться в суд.

        1. Представители страховых компаний советуют автомобилистам оформлять извещение о ДТП на месте аварии. Оно заполняется в соответствии с нормами ФЗ № 40 от 25.04.2002. Обычно бланк документа предоставляется в качестве приложения к полису ОСАГО. Если бумага отсутствует, ее можно скачать на сайте РСА.
        2. Если произошло столкновение транспортных средств, каждый из участников происшествия должен заполнить бумагу. Оформление извещения осуществляется перекрестно – часть информации предстоит внести в чужой бланк. При этом предоставлять данные всегда нужно только в полном объеме. Если присутствуют разногласия, бумагу все равно придется заполнить. Однако подписи, подтверждающие отсутствие разногласий в сложившейся ситуации, не ставятся.
        3. Сценарии ДТП и поведение участников происшествия может быть очень разнообразным. Отсутствие четких критериев оформления заставляет страховщиков опасаться возможного всплеска мошенничества. Автомобилисты между тем не могут быть уверены, что предоставили документы в необходимом количестве. Потому эксперты рекомендуют предварительно обратиться к страховщику и узнать, какие бумаги требуются для получения выплаты.

        Особенности расследования

        После того как все необходимые мероприятия на месте провели инспекторы ГИБДД, дальнейшим расследованием занимается следователь. Именно он обязан проверить все имеющиеся факты, а также более детально расспросить свидетелей и водителя. Следователь имеет право назначить дополнительные экспертизы чтобы точно установить нюансы ДТП. Когда подобные экспертизы будут проведены он может составить заключение.

        Со всеми пунктами дела должен ознакомиться адвокат и его клиент. Виновнику должны разъяснить какую меру пресечения ему выдвигают и в чём состоит суть претензий. Все подобные дела рассматриваются в районном суде.


        Со всеми пунктами дела должен ознакомиться адвокат и его клиент. Виновнику должны разъяснить какую меру пресечения ему выдвигают и в чём состоит суть претензий. Все подобные дела рассматриваются в районном суде.

        Есть ли разногласия?

        Следующий важный момент заключается в том, есть ли между водителями разногласия по поводу того, кто стал виновником ДТП. Если участники аварии не могут самостоятельно определиться, кто виноват, а также прийти к общему мнению по каким-то другим обстоятельствам происшествия, то обязанности водителей при ДТП без пострадавших – записать контактную информацию и данные друг друга и свидетелей, сообщить в ГИБДД. Так же нужно поступать, если ваш оппонент ведет себя неадекватно, например находится в состоянии опьянения.

        Сотрудник полиции примет решение, где будет проходить оформление ДТП: в отделении дорожной полиции или на месте происшествия.

        • Самостоятельно доехать до ближайшего отделения ГИБДД для оформления всех необходимых документов. При этом обязательно наличие фото или видео, подтверждающих происшествие.
        • Заполнить европротокол. Так разрешается поступить, если в аварии не более двух участников. Также стоит помнить, что при оформлении европротокола максимальная компенсация не может превышать сумму в 50 000 рублей. Исключения сделаны только для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. На этих территориях при фиксации аварии с помощью системы ГЛОНАСС, а также наличии подтверждающих аварию фото и видео потолок выплаты установлен в размере 400 000 рублей.
        • Никаких официальных документов можно вообще не оформлять. Нужна будет только расписка с обещанием возместить ущерб от виновника или расписка об отсутствии претензий у сторон друг к другу.

        Служебное расследование ДТП на предприятии

        ДТП при любых обстоятельствах требует выяснения причин его совершения. При осуществлении проверки, организация пользуется Положением о службе расследований ДТП на ведомственном транспорте и Методикой проведения расследований.

        Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации дает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, минимальный срок пять суток на составление акта, произошедших с принадлежащими им транспортными средствами ДТП.

        Если погибло 3 и более человек и пострадало больше 5, проверка должна завершится в течение 7 суток.

        В Случае гибели 7 и более лиц или с пострадавшими от 15 человек, срок проведения до 10 суток.

        Каждое транспортное предприятие имеет службу безопасности движения, которая и занимается подобными случаями. Кроме того, руководителем утверждаются План мероприятий по предупреждению ДТП, а так же Положение о служебном расследовании ДТП.

        В процессе участвуют представители транспортного предприятия, следственных органов, ответственных за состояние дорожного полотна учреждений, профсоюзной организации (при ранении и гибели работников).

        Гражданско-правовая ответственность

        Носит компенсационный характер и предусматривает выплату денег для того, чтобы пострадавший мог восстановить здоровье и вернуться к полноценной работе.

        Поскольку страхование гражданско-правовой ответственности владельца автомобиля носит обязательный характер (ОСАГО), то обязанность по выплате денег пострадавшему в результате аварии берёт на себя не водитель, а его страховая организация. Управление машиной без оформления ОСАГО запрещено.

        Если водитель без страховки (с просроченным полисом) совершит наезд на пешехода или столкнётся с машиной, причинив людям травмы, возмещать вред будет он. Плюс заплатит 800 рублей суммы штрафа по части 2 статьи 12.37 КоАП.

        Лимит выплат по ОСАГО составляет 500 000 рублей. Страховая организация выплатит эти деньги. Если реальная сумма окажется больше, то оставшуюся часть будет возмещать водитель автомобиля.

        Что включается в денежный эквивалент вреда, причинённого здоровью?

        • платное лечение в медицинском учреждении: пребывание в палате, лечебные и реабилитационные процедуры, сдача анализов, хирургические операции, инъекции;
        • лекарства;
        • приобретение специального оборудования для лечения и восстановления (костыли, инвалидная коляска, тренажёры, предметы ЛФК);
        • косметические процедуры по восстановлению прежней внешности;
        • расходы на проезд до медицинского учреждения, в том числе на временный переезд в другую страну для лечения;
        • услуги сиделки;
        • временная нетрудоспособность (неполученный заработок за время вынужденного пребывания на больничном);
        • расходы на переобучение другой специальности, если по состоянию здоровья работать на прежней работе не получается.

        Также в судебном порядке потерпевший может потребовать компенсацию морального вреда, ссылаясь на то, что он столкнулся с сильными психическими страданиями и физической болью. Всё перечисленное выльется для водителя в кругленькую сумму.

        Также в судебном порядке потерпевший может потребовать компенсацию морального вреда, ссылаясь на то, что он столкнулся с сильными психическими страданиями и физической болью. Всё перечисленное выльется для водителя в кругленькую сумму.

        Оформление ДТП при неотчётном происшествии

        В случае если нет погибших и раненых, то на место аварии прибывает инспектор ДПС, что обязан выполнить следующие действия:

        • собрать показания свидетелей участников и письменные объяснения аварии;
        • сделать осмотр их столкновения повреждений и места автомобилей;
        • составить схему ДТП;
        • составить протокол о нарушении ПДД и справку о ДТП с описанием всех повреждений;
        • в зависимости от событий дела и выяснения подлинного виновника ДТП инспектором выносится распоряжение о правонарушении либо распоряжение по предстоящему расследованию уголовного дела.
          К делу должны прилагаться вещественные доказательства. В случае если у инспектора появятся подозрения по поводу трезвого состояния участников ДТП, то он может направить их на медицинское освидетельствование. Эта процедура не есть необходимым действием для разбирательства дела.

        На данном этапе громадное значение имеет полнота и правильность составления документов, информация в которых будет основанием для определения виновника ДТП и назначения административного наказания за совершённое правонарушение. Исходя из этого участникам происшествия принципиально важно проконтролировать, дабы инспектор полностью внёс все события столкновения и верно истолковал событие, не допуская искажений и ошибок.


        1. Составление схемы происшествия

        Можно ли продлить срок расследования

        В особых ситуациях срок, в течение которого проводится дознание при ДТП, продлевается. Однако это возможно только при возникновении проблем, мешающих закончить разбор за положенный период.

        Чтобы продлить срок расследования, необходимо получить визу у руководства. В документе в обязательном порядке указываются причины и обоснования продления разбирательства по делу, проставляется дата окончания разбора. Оформленную бумагу необходимо вручить потерпевшему лично либо переслать по почте.


        Однако юристы рекомендуют водителям не игнорировать процедуру разбора. Нередко автолюбители, уверенные в своей правоте и невиновности, не приходят на группу разбора при ДТП, а потом бывают неприятно удивлены результатом расследования. Бывает, что ранее невиновный участник признается виновной стороной и привлекается к ответственности.

        Порядок разбора ДТП с пострадавшими

        Если в результате дорожного происшествия есть пострадавшие, то об этом факте необходимо сообщить дежурному оператору при вызове сотрудника ГИБДД для оформления аварии. Он обеспечит вызов представителей судмедэкспертной организации для оказания медицинской помощи и проведения экспертизы по определению тяжести нанесенного телесного вреда. Дальнейшее расследование проводится в соответствии с алгоритмом:

        1. Составление схемы происшествия.
        2. Выяснение причин ДТП.
        3. Проведение контроля водителей на наличие следов алкоголя и наркотиков в крови.
        4. Оформление протокола.
        5. Подача оформленных на месте происшествия документов в отделение ГИБДД.
        6. Вынесение решения дознавателем о квалификации дела как уголовного или административного на основании анализа поданной документации.
        7. Расследование по схеме административного или уголовного дела.

        При выявлении сложностей определения обстоятельств происшествия, после оформления регламентированного пакета документов, все участники ДТП приглашаются в отделение ГИБДД для проведения процедуры по схеме «группа разбора ДТП». В ходе мероприятия проводится анализ всех факторов для выявления истинных причин аварии и определения степени вины каждого водителя. Для компетентного подхода к решению проблемы, участники обычно прибегают к услугам юриста, которые могут представлять их интересы на мероприятии.

        Расследование дорожного происшествия проводится с целью выявления виновного в аварии лица и привлечения его к административной или уголовной ответственности. Виновник ДТП может быть также привлечен к материальному ответу, выраженному в компенсации нанесенного ущерба транспортному средству потерпевшему или здоровью пострадавших. Порядок проведения расследования зависит от обстоятельств происшествия и наличия отягчающих факторов.

        Как снять ограничения и запрет на регистрационные действия автомобиля?

        Ограничения, наложенные на регистрацию транспортного средства – одно из самых неприятных происшествий, которое может произойти с автолюбителем. Порой ситуация проявляется неожиданно, например, в момент покупки машины все было в норме, а спустя какое-то время оказалось, что никакие действия с автомобилем невозможны. Одно дело, если владелец знает о причинах и согласен с ними, но совершенно иной случай, если запреты становятся крайне неприятным сюрпризом. Способам снятия ограничений на регистрацию ТС и посвятим данный материал.

        • Арест. ТС изымается (или предписан к изъятию) у владельца по решению суда и/или в рамках исполнительного производства.
        • Розыск. Автомобиль значится в угоне.
        • Залог. Распоряжение машиной временно невозможно в силу соответствующих договоренностей с финансовым учреждением.
        • Наличие долгов. Самый частый случай, причем распространяющийся на массу различных вариантов. Применяется в рамках исполнительного производства, как альтернатива аресту.
Ссылка на основную публикацию