Порядок оформления и расследования ДТП

Порядок оформления и расследования ДТП

водитель и Закон

В соответствии с требованиям нормативных документов по учёту ДТП все они подразделяются по своим последствиям на отчётные и неотчётные происшествия. К отчётным происшествиям относятся те, каковые стали причиной смерти либо причинению ущерба здоровью участников ДТП. Такие события подлежат учёту в национальном масштабе и фигурируют в разных сводках и периодических отчётных материалах официальных властей.

Неотчётными считаются дорожные происшествия, каковые обошлись без ранений и жертв, независимо от того, был либо не был нанесён материальный ущерб.

  • 1 Оформление ДТП при неотчётном происшествии
  • 2 Главные этапы расследования
  • 2.0.1 1. Составление схемы происшествия
  • 2.0.2 Видео: Оформление ДТП по новым правилам
  • 2.0.3 2. Выяснение обстоятельств ДТП
  • 2.0.4 3. Оформление протокола о ДТП
  • 2.0.5 4. Вынесение распоряжения о ДТП
  • 3 Порядок оформления ДТП при отчётном происшествии

    Оформление ДТП при неотчётном происшествии

    В случае если нет погибших и раненых, то на место аварии прибывает инспектор ДПС, что обязан выполнить следующие действия:

    • собрать показания свидетелей участников и письменные объяснения аварии;
    • сделать осмотр их столкновения повреждений и места автомобилей;
    • составить схему ДТП;
    • составить протокол о нарушении ПДД и справку о ДТП с описанием всех повреждений;
    • в зависимости от событий дела и выяснения подлинного виновника ДТП инспектором выносится распоряжение о правонарушении либо распоряжение по предстоящему расследованию уголовного дела.
      К делу должны прилагаться вещественные доказательства. В случае если у инспектора появятся подозрения по поводу трезвого состояния участников ДТП, то он может направить их на медицинское освидетельствование. Эта процедура не есть необходимым действием для разбирательства дела.

    На данном этапе громадное значение имеет полнота и правильность составления документов, информация в которых будет основанием для определения виновника ДТП и назначения административного наказания за совершённое правонарушение. Исходя из этого участникам происшествия принципиально важно проконтролировать, дабы инспектор полностью внёс все события столкновения и верно истолковал событие, не допуская искажений и ошибок.

    Главные этапы расследования

    1. Составление схемы происшествия

    Оформление ДТП начинается с того, что составляется схема происшествия, которая представляет собой нарисованный от руки чертёж, где отмечается:

    • место происшествия с указанием основных ориентиров и улиц;
    • размещение знаков, разметки, светофоров, регулирующих перемещение;
    • место встречи автомобилей с указанием расстояний от местных ориентиров и их размещение по окончании столкновения.Измерения должны проводиться не шагами, а посредством рулетки или других измерительных средств. С составленной схемой должны ознакомиться участники ДТП под роспись. Инспектор ДПС обязан внести в схему все дополнения и изменения, каковые отмечены участниками аварии. Ставя собственную подпись под схемой, обе стороны происшествия признают правильность её составления.

    Видео: Оформление ДТП по новым правилам

    В случае если инспектор игнорирует обоснованные замечания одной из сторон столкновения, то это есть основанием для обжалования его решения. Не считая участников ДТП схема подписывается кроме этого двумя осознанными. Затем проезжая часть улицы освобождается для свободного движения транспорта.

    2. Выяснение обстоятельств ДТП

    Следующий этап – письменное изложение обстоятельств случившегося столкновения сторонами конфликта и свидетелями аварии. Для водителей столкнувшихся автомобилей принципиально важно грамотное и логическое объяснение собственных действий, основанных на положениях ПДД. Это разрешит в какой-то мере убедить инспектора в правильности собственной версии случившегося и уменьшить долю ответственности за произошедшее событие.

    3. Оформление протокола о ДТП

    Оформление справок и протокола происшествия о ДТП, экземпляры которых предоставляются обоим водителям столкнувшихся автомобилей. В справках должны быть указаны все видимые повреждения, полученные машинами в следствии произошедшей аварии. На базе данной справки будет определяться страховая сумма компенсации, выделяемая страховой компанией на восстановление автомобиля, исходя из этого принципиально важно не потерять какие-то недостатки незаметные с первого взора, но нельзя приписывать ко мне ветхие неисправности.

    4. Вынесение распоряжения о ДТП

    Венцом оформления и расследования ДТП есть вынесение распоряжения о нарушении ПДД, где определяются виновник происшествия и потерпевший, мера ответственности на основании статей КоАП. Часто видятся случаи, в то время, когда оба водителя становятся виновниками столкновения и в отношении каждого из них определяется собственная мера ответственности. Ответ, выносимое инспектором в распоряжении, должно быть основано конкретных пунктах ПДД, каковые были нарушены виновником происшествия, и подтверждаться конкретными фактическими данными и показателями.

    В случае если шофер, что выяснен в протоколе и постановлении в качестве виновника ДТП, не согласен с ответом инспектора ДПС в части установления вины либо меры ответственности, он в праве обжаловать его действия в соответствии с правилами в десятидневный срок с момента получения распоряжения. Для этого он обязан записать собственный несогласие с распоряжением в протоколе о ДТП, обосновывая собственные претензии положениями и существенными доводами нормативных документов.

    Составление протокола при дтп

    За нарушение большинства пунктов ПДД законом предусмотрено наказание в виде административного штрафа. Он обязан выплачиваться не в руки инспектора, а в казну через отделение Сберегательного банка. Единая база данных, в которую заносятся все назначенные административные штрафы, разрешают оперативно отслеживать их уплату и выявлять неплательщиков, в отношении которых используются дополнительные меры и удвоенные штрафы принудительного взыскания.

    направляться не забывать, что выплата штрафа погашает лишь факт нарушения Правил, но не освобождает от долга перед пострадавшей стороной по возмещению причинённого ущерба. Более строгие виды наказания, такие как лишение прав, административный арест, конфискация транспортного средства, предусмотренные статьями КоАП за нарушение соответствующих пунктов ПДД, в праве назначать лишь суд, куда отправляются все материалы дела в случаях, подпадающих под такие нарушения. На совещание суда участники ДТП вызываются судебной повесткой.

    Срок рассмотрения дела в суде не должен быть больше трёх месяцев.

    В случае если инспектор не известно почему не имеет возможности на месте выяснить подлинного виновника ДТП, то он отправляет все материалы дела в ГИБДД, выдав участникам происшествия предписания с указанием даты, времени и адреса прибытия в отделение для ознакомления с ответом. Наряду с этим срок рассмотрения дела в ГИБДД не должен быть больше 15 дней.

    Порядок оформления ДТП при отчётном происшествии

    В случае если в следствии ДТП имеются жертвы либо повреждён здоровье людей, то место аварии приезжает опергруппа, складывающаяся из инспектора ГИБДД, эксперта по розыску и криминалистике, следователя. Оперативная группа проводит осмотр места аварии и готовит следующие документы:

    • протоколы результатов состояния места автомобилей и осмотра происшествия участников ДТП;
    • схему ДТП;
    • объяснительные записки участников ДТП и свидетелей аварии;
    • справку о ДТП;
    • акт тестирования водителей на приём спиртного и наркотических веществ.

    В будущем собранные материалы дела передаются дознавателю ГИБДД, что разбирает присутствие показателей правонарушения в действиях виновника ДТП и по их итогам выносит ответ о квалификации дела как административного либо уголовного. В первом случае происходит оформление ДТП, как административного нарушения с вынесением распоряжения о привлечении к ответственности по определённой статье КоАП. Во втором — дело передаётся органам прокуратуры либо следственным органам с целью проведения уголовно-процессуальных действий в соответствии со ст.

    Ответ об открытии уголовного производства принимает прокурор либо глава следственного отдела. Как мы знаем, что не все заведённые уголовные дела доходят до суда. При отсутствии людских жертв и примирении сторон с выплатой морального и материального ущерба потерпевшим следователь может прекратить открытое дело в ходе расследования.

    Такое же ответ может вынести и судья на протяжении судебного слушания, в случае если потерпевший подаст ходатайство о прекращении уголовного преследования в отношении виновника ДТП.

    Привлечение к административной ответственности машинально отменяет уголовную ответственность и напротив. Границу между ними определяет тяжесть понесённых пострадавшим телесных повреждений, которая по уголовному законодательству подразделяется на лёгкую, среднюю и тяжёлую степень. При наличии тяжёлой степени телесных повреждений наступает уголовная ответственность.

    Осмотр взятых потерпевшей стороной телесных повреждений производится судмедэкспертом, что и определяет степень их тяжести и показывает её в собственном заключении. Заключение судебно-медицинских экспертиз в обязательном порядке должно быть приложено к уголовному делу. Каждая ответственность настояща лишь по окончании вынесения соответствующего распоряжения ГИБДД либо решения суда и начинает функционировать по окончании окончания 10-дневного срока на их обжалование.

    В обязательном порядке к прочтению:

    Оформление ДТП по новым правилам

    Статьи как раз той тематики,которой Вы интересуетесь:

    Сейчас опубликован приказ Минтранса РФ №320 от 19.12.2011, конкретно связанный с проведением техосмотра с 01 января 2012 года. Речь заходит о таком документе, как диагностическая карта и…

    водитель и Закон С 1.07.15 действует упрощённая совокупность оформления небольших ДТП без прибытия инспекторов ГИБДД на место аварии при отсутствии физически пострадавших лиц. Для этого необходимо позвонить…

    Ежедневно на дорогах происходит много ДТП, но, к счастью, не все из них заканчиваются непоправимым ущербом и летальным исходом для самого транспортного средства . В соответствии с…

    водитель и Закон В соответствии с страховому соглашению, в случае если случилось ДТП не по вашей вине, из-за которого вы понесли ущерб, то приобретаете право на его возмещение в пределах страховой суммы….

    В помощь автолюбителю Пристегнутый ремень безопасности – серьёзная составляющая безаварийной езды. Но дабы на дороге одинаково с уверенностью ощущали себя как умелые водители, так и те, кто…

    Оформление ДТП с ГИБДД по новым правилам в 2020 году

    В августе 2017 года был принят новый Административный Регламент, сильно изменивший процедуру оформления ДТП. Теперь сотрудники ГИБДД не обязаны выдавать справку о ДТП. Внесение корректив запутало водителей и страховщиков. Вследствие этого появилась актуальная необходимость разбираться в том, как происходит процедура оформления ДТП с учетом новых правил.

    Когда нужно вызывать ГИБДД

    Потребность в вызове сотрудников ГИБДД присутствует не всегда. Порядок действий при ДТП регламентирует п. 2.6.1 ПДД РФ. В нем говорится, что водитель может:

    оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия.

    Если все вышеуказанные условия выполняются, оформление ДТП может быть осуществлено по Европротоколу. Его бланк обычно прилагается к полису ОСАГО вместе с извещением о ДТП. Не стоит загружать бланк из непроверенных источников. Его форма не всегда соответствует установленным требованиям. Заполнить документ можно самостоятельно или обратиться за помощью к аварийному комиссару. Его услуги могут быть включены в купленный пакет страхования или предоставляться отдельно.

    Если у участников аварии присутствуют разногласия, в происшествии пострадали люди, стороны не могут разобраться, кто является виновником случившегося, или в результате ДТП нанесли ущерб госимуществу, без вызова сотрудников ГИБДД не обойтись. Водитель должен связаться с представителями уполномоченного органа, не покидая места аварии.

    Порядок оформления ДТП по новым правилам в 2020 году

    23 августа 2017 года МВД РФ утвердило новый Административный регламент. Он зафиксировал обязанности сотрудников ГАИ при оформлении аварии. Принятие нового регламента изменило порядок действий, который должны соблюдать представители ГИБДД, получив сообщение о ДТП. В частности, исчезла потребность в составлении справки о дорожно-транспортном происшествии.

    Теперь документ отдельно не предоставляется. А правильное оформление ДТП сотрудниками ГИБДД по новому регламенту происходит по следующей схеме:

    1. Участник происшествия вызывает ГИБДД – для этого необходимо позвонить по телефону в отделение службы. В зависимости от мобильного оператора номер может меняться. Если водитель является клиентом Билайн, нужно позвонить по номеру 002; МТС, U-tel, ТЕЛЕ2 и Мегафон – 020; Skylink и Мотив – 902. Существует и общий номер, позволяющий вызвать полицию, скорую помощь, пожарных или спасателей. Для этого необходимо позвонить по номеру 112 (911 для абонентов Билайн). Плата за звонок не взимается. Вызвать вышеуказанные службы можно даже при отрицательном балансе.
    2. Прибыв на место происшествия, инспекторы ГИБДД обязаны осмотреть его, попытавшись учесть все детали аварии. Если требуется, площадка, на которой произошло ДТП, ограждается.
    3. Представители уполномоченного органа определяют количество пострадавших, оказывают им первую помощь, если требуется, и организовывают доставку раненых в медицинские учреждения. Инспектор имеет право остановить проезжающий мимо автомобиль и потребовать отвезти пострадавшего в больницу.
    4. Представитель ГИБДД определяет, кто является участниками аварии, и записывает личные данные водителей. Дополнительно выявляется наличие свидетелей. Если они присутствуют, осуществляется опрос. Показания и личные данные свидетелей записываются.
    5. Проводится фото- и видеосъемка места аварии и автомобилей.
    6. Если один из участников аварии скрылся, устанавливается вероятное направление движения, а также информация об автомобиле. Сведения незамедлительно передаются в дежурную часть.
    7. Производятся необходимые замеры. На их основании составляется схема ДТП.
    8. Осуществляется заполнение протокола. Документ предоставляется участникам происшествия для ознакомления. Если водители согласны с указанными сведениями, они проставляют подписи.
    9. Каждый из водителей сообщает свою версию произошедшего. Информация фиксируется в письменном виде.

    Если в результате аварии никто не пострадал, один из водителей не отрицает своей вины, и госимущество не повреждено, сотрудник ГИБДД может зафиксировать только факт возникновения аварии. В этом случае документы не оформляются, однако участники ДТП должны будут посетить отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения для того, чтобы оформление аварии осуществила группа разбора. Такой порядок нередко применяется для того, чтобы пострадавшие в аварии автомобили не мешали движению других транспортных средств.

    Если человек стал участником ДТП, ему предстоит пройти процедуру освидетельствования на наличие алкогольного опьянения. В п.2 Постановления Правительства РФ №475 от 26.06.2008 говорится:

    Освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, а также водитель, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Процедура может быть выполнена непосредственно на месте аварии. Для этого сотрудники ГИБДД предложат участникам аварии «подышать в трубку». Если требуется более серьезная проверка, водителей направляют в медицинское учреждение. Если по каким-либо причинам проверка на наличие опьянения не была осуществлена сразу, ее проведут позднее.

    Читайте также:  Передача руля пьяному водителю

    Документы для оформления ДТП

    Факт происшествия должен быть зафиксирован документально. Если оформлением ДТП занимаются представители ГИБДД, они подготовят большую часть бумаг самостоятельно. Все действия будут осуществляться в соответствии с Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нем же отражен перечень документов, которые должны быть заполнены. Документация оформляется в присутствии водителя и при его непосредственном участии.

    Участники происшествия также обязаны подготовить ряд бумаг. На их плечи ложится заполнение извещения о дорожно-транспортном происшествии. Такое правило закреплено в статье 7 ФЗ №40 от 25.04.2002 – этот нормативно-правовой акт фиксирует порядок действий при оформлении аварии по ОСАГО.

    Схема ДТП

    Прибыв на место правонарушения, сотрудники ГИБДД обязаны составить схему ДТП. Особенности ее заполнения закреплены в п. 280-282 Административного Регламента, утв. Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. Документ составляется в графическом виде. В соответствии с п. 280 Регламента, в схеме должны присутствовать следующие данные:

    • место ДТП (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
    • ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожного движения;
    • ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
    • положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
    • направление движения участников ДТП до момента его наступления, место столкновения со слов каждого из участников ДТП, очевидцев.

    Схема составляется при помощи начертания линий. Дополнительно наносятся надписи. Они должны быть аккуратными и разборчивыми. Сотрудники ГИБДД имеют право использовать автоматизированную схему составления документа. Готовая бумага предоставляется на подпись участникам аварии. Если они не согласны с информацией, содержащейся в документе, осуществляется видеофиксация случившегося.

    Протокол осмотра места происшествия

    Документ оформляется в соответствии с нормами ст. 28.1.1 КоАП РФ. Он заполняется после того, как выявлен факт наличия административного правонарушения. Чтобы упростить составление протокола, был разработан образец. Он содержится в Приложении №17 к Административному Регламенту.

    Осмотр места происшествия осуществляет сотрудник ГИБДД в присутствии двух понятых или с проведением видеосъемки. Протокол заполняется на основании собранной на месте происшествия информации. Когда осмотр завершен, в документ вносятся следующие данные:

    • действия сотрудника ГИБДД в том порядке, в котором они были выполнены;
    • состояние дороги;
    • наличие дорожной разметки;
    • освещенность участка, на котором произошла авария;
    • тип перекрестка;
    • наличие светофора и его исправность;
    • наличие знаков;
    • иные обстоятельства, способные оказать влияние на произошедшее.

    Составляя протокол, сотрудник ГИБДД должен разъяснить лицам, участвующим в осмотре места ДТП, их права и обязанности. Этот факт отражается в документе. Дополнительно указывается, выполнялась ли фото- или видеофиксация места аварии. Записи и иные вещественные доказательства прилагаются к протоколу.

    Когда оформление документа завершено, он заверяется подписями лиц, участвовавших в осмотре, и сотрудника ГИБДД, составившего бумагу. Копии протокола предоставляются гражданам, которые находились за рулем автомобилей в момент происшествия.

    Документы, предоставляемые участникам аварии

    Став участником аварии, гражданин, ранее купивший полис ОСАГО или КАСКО, может рассчитывать на возмещение. Однако человек должен будет подтвердить факт возникновения страхового случая. Для этого предстоит собрать и подготовить пакет бумаг. Потому для многих актуально ознакомиться с предметной информацией о том, какие именно документы составляют и выдают сотрудники ГАИ при оформлении аварии.

    Представитель ГИБДД действует в соответствии с Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нем отражен перечень документов, обязательных к заполнению, однако не указывается, какие бумаги инспектор обязан предоставить участникам аварии. Если выявлен факт наличия административного правонарушения, составляется протокол. Документ должен быть оформлен в соответствии с требованиями ст. 28.1 КоАП РФ. А вот о том, когда выдается протокол о ДТП, конкретно говорится п.6 ст. 28.2 КоАП РФ:

    Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

    Ранее участники аварии могли получить справку о ДТП. Сейчас потребность в оформлении документа отсутствует.

    Как быть со страховой

    До августа 2017 года в дополнение к вышеуказанному перечню бумаг оформляясь справка о ДТП. Она не была документом строгой отчетности. Однако страховщики с охотой использовали бумагу. Справка о ДТП содержала всю значимую информацию о происшествии, включая сведения о наличии полиса у второго участника аварии.

    Документ оформлялся в соответствии с приказом МВД РФ №154 от 01.04.2011. Получить готовую бумагу можно было, обратившись в подразделение ГИБДД.

    После отмены справки процедура оформления ДТП по КАСКО или ОСАГО вызывает ряд вопросов. Единого подхода к оформлению аварии в подобной ситуации нет. Страховщиков заверили, что проблем не возникнет. Все данные, которые ранее содержались в справке, теперь будут отражены в приложениях процессуальных документов. При этом существует несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание:

    1. Представители страховых компаний советуют автомобилистам оформлять извещение о ДТП на месте аварии. Оно заполняется в соответствии с нормами ФЗ № 40 от 25.04.2002. Обычно бланк документа предоставляется в качестве приложения к полису ОСАГО. Если бумага отсутствует, ее можно скачать на сайте РСА.
    2. Если произошло столкновение транспортных средств, каждый из участников происшествия должен заполнить бумагу. Оформление извещения осуществляется перекрестно – часть информации предстоит внести в чужой бланк. При этом предоставлять данные всегда нужно только в полном объеме. Если присутствуют разногласия, бумагу все равно придется заполнить. Однако подписи, подтверждающие отсутствие разногласий в сложившейся ситуации, не ставятся.
    3. Сценарии ДТП и поведение участников происшествия может быть очень разнообразным. Отсутствие четких критериев оформления заставляет страховщиков опасаться возможного всплеска мошенничества. Автомобилисты между тем не могут быть уверены, что предоставили документы в необходимом количестве. Потому эксперты рекомендуют предварительно обратиться к страховщику и узнать, какие бумаги требуются для получения выплаты.

    Отсутствие обязанности в выдаче справки не означает, что представители ГИБДД не могут её предоставить. Принятие нового Регламента не отменило приказ МВД РФ №154 от 01.04.2011, утвердивший форму справки. Потому в отдельных случаях бумага все же может быть предоставлена. Если страховая компания отказывается выплачивать возмещение, гражданин имеет право обратиться в суд.

    Сроки оформления ДТП в ГИБДД

    На практике водители не всегда обращаются в ГИБДД незамедлительно. Обычно срок откладывают, если произошла небольшая авария без пострадавших. Хотя теоретически происшествие можно оформить и через несколько дней после ДТП, лучше не откладывать процедуру на потом. Срок обращения в ГИБДД после ДТП нигде не зафиксирован. Однако в п. 2.5 ПДД РФ говорится:

    При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

    Покидая место происшествия без оформления ДТП, водитель нарушает вышеуказанную норму. За это его могут привлечь к ответственности. В ст.12.27 КоАП РФ говорится:

    Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    Чтобы не столкнуться с проблемами, оформить аварию нужно в течение ближайших нескольких часов с момента её возникновения.

    Отказ в оформлении

    Сотрудники ГИБДД действуют строго в соответствии с Административным Регламентом, утв. Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нормативно-правовом акте отсутствуют положения, позволяющие инспектору отказаться оформлять аварию. Если водитель вызвал ГИБДД, происшествие должно быть зафиксировано даже в случае нанесения незначительного ущерба. Представители уполномоченного органа не являются экспертами в области оценки и не могут определить точную стоимость повреждений. Так, незначительная вмятина может скрывать серьезные внутренние повреждения авто. Определить точный размер нанесенного ущерба способен только профессиональный оценщик.

    Многие автомобилисты теряются и не знают, что делать, если ГАИ отказывается оформлять ДТП. Между тем в этой ситуации все предельно просто – давая отрицательный ответ, сотрудник уполномоченного органа нарушает Административный Регламент. Водитель в этом случае может написать жалобу на инспектора. Право на оформление бумаги отражено в ФЗ №59 от 02.05.2006. Форма документа законодательно не закреплена. Жалоба оформляется в письменном виде. Бумага направляется в адрес вышестоящего руководства сотрудника ГИБДД, отказавшегося оформлять ДТП. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней с момента регистрации письменного обращения.

    Получите ответ в течение 5 минут!

    Ваша заявка была принята и в ближайшее время с Вами свяжется наш юрист.

    Расследование ДТП на предприятии

    Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя статья посвящена не очень приятной, но очень нужной теме в жизни специалиста по БДД – расследованию дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП).

    Немного поясню, почему эта тема не очень приятна для специалиста по БДД. Служба организована, профилактикой занимаемся регулярно – все идет, «как по маслу», все довольны и собой, и своей работой. Но в один прекрасный момент мы получаем информацию о произошедшем с автомобилем вашей организации ДТП. В этот момент в голове крутится много вопросов: как так? В чем причина? Почему? Где недоработка в профилактической работе? Что нужно делать, чтобы этого больше не произошло?

    Закон (196-ФЗ) обязывает нас, специалистов, «анализировать и устранять причины ДТП». Но чтобы «анализировать и устранять», нужно провести его всестороннее расследование.

    Расследование начинается на месте ДТП. Необходимо собрать максимум информации о данном происшествии. Можете поверить моему опыту: в зависимости от увиденного не только у начинающего специалиста по БДД, но даже у «видавшего виды» волосы на голове встают дыбом. Начинается мандраж до такой степени, что тут же забываешь, зачем приехал.

    Поэтому, приехав на место, не стоит судорожно бегать, пытаясь поговорить со всеми участниками ДТП, выяснить какие-то детали происшествия, что-то запомнить. Как говорится, «тупой карандаш лучше острой памяти». Поэтому все, что увидели, все, что узнали, необходимо записать на бумагу ту информацию, которая в дальнейшем пригодится при расследовании.

    А чтобы облегчить сбор информации о ДТП, предлагаю Карточку осмотра места ДТП. Она разработана мной (для собственного пользования), но, как показала практика, бланк очень удобен. Писанины в нем минимум, зато излагается самая суть. Можете свободно скачивать бланк, использовать его в работе при расследовании.

    Первая страница карточки не вызывает никаких вопросов, все интуитивно понятно. Но к заполнению оборотной стороны нужно отнестись серьезно. От грамотного составления схемы ДТП зависит правильная оценка действий его участников. Желательно поговорить со всеми участниками происшествия, выяснить детали происшествия, изложить их в разделе «Подробные обстоятельства ДТП».

    Кроме сбора информации, относящейся к ДТП, нужно сделать максимальное количество фотографий. Что нужно снять: расположение транспортных средств на проезжей части; повреждения, неповрежденные части транспортных средств-участников ДТП; расположение относительно линий разметки, дорожных знаков; следы торможения; осыпи грязи или снега с транспортных средств, ближе-дальше; общий вид всех транспортных средств, участвовавших в ДТП; не забыть, чтобы в кадр попали регистрационные знаки транспортных средств-участников происшествия и т. п..

    При сложных, с точки зрения расследования, ДТП нужно проводить видеосъемку. В дальнейшем может оказаться так, что незначительная с виду фотография может потом оказать помощь при разборе дорожного происшествия в органах ГИБДД или суде. На ней могут быть зафиксированы определенные доказательства невиновности (или вины) водителя вашего предприятия.

    На месте аварии также будут работать и сотрудники ГИБДД, которые тоже будут составлять схему ДТП, опрашивать его участников, составлять Протоколы осмотра и т. п. Советую вам лично присутствовать при составлении Схемы ДТП сотрудниками ГИБДД, чтобы вы могли проверить правильность ее составления. Второй участник дорожного происшествия может быть их знакомым, рулетка у них может начинаться не с «нуля» и т. д.

    Если что-либо для вас будет не ясно в их Схеме, нужно потребовать исправить неточности. Только после этого разрешаете водителю вашего предприятия расписываться в ней.

    Если самостоятельное передвижение автомобиля вашего предприятия невозможно, нужно организовать либо техническую помощь по устранению неисправностей, либо буксировку на место дислокации автомобиля (база, гараж) с соблюдением установленных ПДД требований при буксировке.

    Следующий этап расследования — сбор документации, составленной сотрудниками ГИБДД на месте аварии. Для этого составляется письмо на имя начальника ГИБДД с просьбой предоставить копии документов по дорожному происшествию, мотивируя тем, что данные документы необходимы для внутреннего расследования и проведения профилактической работы с водительским составом.

    Когда собрана необходимая документация (как составленная вами, так и сотрудниками ГИБДД) приступают непосредственно к расследованию ДТП. Для этого нужно проанализировать действия каждого из участников в момент, предшествующий ДТП, оценить эти действия с точки зрения соблюдения Правил дорожного движения, сделать выводы относительно причин, способствовавших дорожному происшествию, и вынести заключение о виновности того или иного участника аварии.

    Результаты расследования должны быть оформлены Актом служебного расследования, который составляется комиссионно, подписывается членами комиссии. Пример оформления Акта вы можете посмотреть здесь.

    Не стоит предвзято относиться к оформлению Акта расследования, т. к. в определенных случаях (когда имели место тяжелые последствия или у работников ГИБДД вызывает сомнение определение степени виновности участников) ваш Акт могут потребовать органы следствия.

    Акт расследования может послужить серьезным аргументом, доказывающим невиновность водителя вашего предприятия. Сотрудники ГИБДД могут не заметить каких-либо доказательств, деталей, а вы в ходе своего расследования их обнаружите.

    Читайте также:  Куда звонить и что делать если эвакуировали машину

    Но не стоит откладывать расследование надолго. Срок расследования всех дорожно-транспортных происшествий, произошедших с принадлежащими предприятию (ИП) транспортными средствами, установленный законодательством, составляет не более 5 суток.

    На сегодня всё. До новых встреч. Комментируйте. Задавайте вопросы.

    Порядок оформления и расследования ДТП

    При ДТП с тяжелыми последствиями на место происшествия должна выезжать оперативная группа в составе сотрудников ГИБДД, следователя УВД, экспертов-криминалистов, а если водитель скрылся – сотрудника уголовного розыска. По прибытии опергруппы оформляются следующие документы:

    – протокол осмотра места ДТП;

    – протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

    – объяснения участников происшествия и свидетелей;

    – протокол контроля трезвости водителей.

    При ДТП без пострадавших дело, как правило, ограничивается прибытием инспектора дорожно-патрульной службы (ДПС). Он составляет схему ДТП, берет письменные объяснения с участников происшествия (а при необходимости – и со свидетелей), составляет протокол об административном правонарушении и приложение к протоколу – перечень повреждений всех транспортных средств, попавших в ДТП.

    Кроме того, к материалам дела о ДТП могут приобщаться вещественные доказательства. Проверка водителя на состояние опьянения выполняется в обязательном порядке при ДТП с пострадавшими или погибшими, при наличии внешних признаков опьянения, а также по требованию любого из участников ДТП – в отношении других участников происшествия.

    Качество и полнота оформления первичных документов имеют огромное значение, поскольку эти документы составляют основу для последующего грамотного рассмотрения дела. Поэтому главная задача сотрудника ГИБДД на месте происшествия – собрать, правильно истолковать и зафиксировать без каких-либо искажений все необходимые сведения, а главная задача участников ДТП – предельно внимательно и в полном объеме проконтролировать этот процесс.

    При ДТП без пострадавших оформление происшествия начинается с составления схемы ДТП – чертежа с указанием участка дороги, на котором произошло происшествие, имеющихся ориентиров, дорожных знаков и разметки; места столкновения, положения транспортных средств после удара; всех необходимых привязок к неподвижным объектам и расстояний до них. На этом этапе участники ДТП вносят замечания, пояснения и дополнения, контролируют выполнение замеров (они могут делаться только рулеткой, линейкой или другими измерительными средствами), а после составления схемы ДТП – проверяют и подписывают ее. Кроме того, начерченная схема должна быть подписана лицом, составившим ее, и двумя понятыми.

    Любой участник происшествия имеет полное право требовать внесения в схему ДТП исправлений и добавлений, которые могут, по его мнению, повлиять на принятие решения о виновности. Схему следует подписывать только после того, как все противоречия устранены. Отказ сотрудника ГИБДД внести обоснованные исправления и дополнения является нарушением служебной дисциплины и может быть обжалован.

    После того как схема ДТП составлена, проверена и подписана, автоинспектор дает команду на освобождение проезжей части. Следующий этап – написание объяснения, текст которого лучше продумать заранее. Сопоставляя между собой объяснения всех участников происшествия, сотрудник ГИБДД получает недостающую информацию, которая может повлиять на решение по делу о ДТП. Если при написании объяснения вы не сумели внятно изложить свою версию произошедшего или продемонстрировали явное незнание основных пунктов ПДД, то для автоинспектора это хороший повод задуматься о степени вашей виновности в данном происшествии.

    Пока водители и очевидцы пишут объяснения, инспектор ГИБДД оформляет справки о повреждениях, причиненных каждому транспортному средству в результате ДТП. Проверяя написанное, необходимо убедиться, что зафиксированы все, даже самые незначительные повреждения, а также скрытые дефекты. В противном случае впоследствии можно недосчитаться существенной части страхового возмещения.

    Венчает процедуру оформления протокол об административном правонарушении (мы по-прежнему рассматриваем ДТП без пострадавших). Собственно, и схема ДТП, и перечень повреждений, и объяснения участников ДТП – это не что иное, как приложения к его величеству Протоколу. Перед тем как оформить протокол об административном правонарушении, инспектор ГИБДД должен принять решение, кто из участников происшествия является его виновником. Это решение принимается не произвольно, а на основании всестороннего изучения обстоятельств ДТП и в строгом соответствии с ПДД и КоАПом. Протокол выписывается на имя того, кто, по мнению автоинспектора, является виновником данного ДТП. В обязательном порядке в протоколе указывается, какой пункт ПДД нарушен, и приводится краткое, но четкое обоснование принятого решения. Копия протокола вручается виновнику ДТП под расписку, а еще одна копия – другому участнику происшествия по его требованию. Если в полученной вами копии стоит не ваша фамилия, это означает, что в данном ДТП вы признаны потерпевшим и можете претендовать на возмещение ущерба.

    Если инспектор ГИБДД обвиняет в происшествии вас, а вы с его решением не согласны, то есть несколько вариантов дальнейших действий. Первый – не подписывать протокол вообще (в этом случае двое понятых подтвердят, что обвиняемый от подписи отказался). Второй – протокол подписать, но на обороте или на отдельном листе (с отметкой об этом в протоколе) изложить свое мнение, объясняющее, почему вы не согласны с решением инспектора ГИБДД. В таком случае рекомендуется, хотя это и необязательно, зачеркнуть в бланке слова “подпись нарушителя” и вписать вместо них “подпись водителя”. Ну и конечно, действия автоинспектора в таком случае необходимо обжаловать в установленном порядке – сначала у его вышестоящего начальника (командира соответствующего подразделения ДПС или начальника отделения ГИБДД), а если это не помогло – в суде. Только имейте в виду, что, обжалуя действия инспектора (фактически – обвиняя его в принятии ошибочного решения), вы сами должны будете доказывать неправомерность его действий, а для этого заранее запасайтесь доводами, аргументами и уликами.

    На основании протокола об административном правонарушении выписывается еще один документ – постановление по делу об административном правонарушении, где указывается, как должен быть наказан виновный по соответствующей случаю статье КоАП. Если за данное нарушение предусмотрен штраф, то следующая “бумажка” – квитанция на его оплату в банке – заполняется водителем самостоятельно. Если же соответствующая статья КоАП предусматривает лишение прав, конфискацию орудия совершения правонарушения или административный арест, то принять такое решение может только мировой судья или судья районного суда (последний рассматривает более сложные дела). В таком случае все материалы дела об административном правонарушении направляются в суд, куда виновный будет вызван повесткой.

    Бывает, что инспектор ГИБДД не может установить виновного и вручить ему копию протокола на месте происшествия из-за сложности дела или по каким-то иным причинам. В таком случае составление протокола откладывается, а материалы дела направляются в группу разбора того подразделения ГИБДД, на территории которого произошло данное ДТП. Участникам происшествия назначается дата и время разбора и сообщается адрес и номер кабинета, куда они должны прибыть для восстановления полной картины и ознакомления с вынесенным решением. Разумеется, в ходе разбора все участники ДТП имеют право давать объяснения, приводить доказательства и обращать внимание сотрудников ГИБДД, ведущих разбор, на существенные обстоятельства, свидетельствующие в их пользу.

    Решение по делу должно быть принято сотрудниками группы разбора не позднее 15 дней с момента поступления материалов, судьей – не позднее двух месяцев. Если материалы дела пересылаются по месту жительства обвиняемого, то время пересылки в указанный срок не входит, и срок для принятия решения соответственно продлевается. На обжалование принятого решения в вышестоящем органе или в суде дается 10 дней. Решение суда по поданной жалобе является окончательным.

    Еще раз подчеркнем, что вся описанная процедура распространяется на ДТП без пострадавших, поскольку в этом случае нарушитель совершает АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. Если же допущено ДТП с пострадавшими или погибшими, то в действиях водителя может быть (а может и отсутствовать) состав преступления, наказуемого в соответствии с Уголовным кодексом. В таких случаях протокол об административном правонарушении на месте не составляется, а оформленные материалы поступают сначала в орган дознания ГИБДД, который в течение 10 суток либо выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, либо направляет материал в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При поступлении материалов в следственные органы или в прокуратуру следователь принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела, либо, при наличии признаков состава преступления, возбуждается уголовное дело по ст. 264 УК РФ, регламентирующей уголовную ответственность водителей транспортных средств.

    Но даже если уголовное дело возбуждено, это еще не значит, что оно дойдет до приговора. Если потерпевшие в ДТП не жаждут возмездия (а это бывает, как правило, если виновник в добровольном порядке возместил им причиненный ущерб), то они могут ходатайствовать о прекращении уголовного дела в отношении лица, совершившего ДТП. Правда, такое ходатайство еще не означает автоматического освобождения от уголовной ответственности – удовлетворить его или нет, решает суд.

    Необходимо знать, что нашим законодательством исключена ситуация, когда за одно и то же деяние нарушитель несет одновременно и уголовную, и административную ответственность. Поэтому даже если протокол об административном правонарушении выписан на ваше имя (то есть вас признали виновником ДТП), то это как минимум означает, что вас за совершенное деяние уже не посадят. Видимо, это должно послужить немалым утешением, однако возникает вопрос: где проходит граница между уголовной и административной ответственностью? Граница эта очерчена совершенно четко – исход дела зависит от тяжести наступивших последствий для потерпевших. Если в результате ДТП им причинены ЛЕГКИЕ или СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ телесные повреждения, то наступает административная ответственность, если ТЯЖКИЕ телесные повреждения или смерть – уголовная. При этом погибшими считаются лица, скончавшиеся на месте ДТП или от их последствий в течение семи суток с момента происшествия.

    Решение о степени тяжести телесных повреждений принимает судебно-медицинская экспертиза, акт которой в обязательном порядке подшивается к материалам дела. В зависимости от того, что будет написано в этом акте, уголовное расследование либо продолжается, либо прекращается, и тогда дело переходит в разряд административных и рассматривается по ст. 1 2.24 КоАП.

    Разумеется, необходимо помнить и о том, что любой из двух видов ответственности наступает только в том случае, если вина водителя будет ДОКАЗАНА – органом ГИБДД или судом, если речь идет об административном правонарушении, и только судом, если водитель подозревается в совершении уголовного преступления. Постановление по административному делу и приговор суда вступают в силу по истечении установленного срока их обжалования (10 суток), либо после того как жалоба была оставлена вышестоящим органом без удовлетворения.

    Новые правила оформления ДТП 2020. Памятка по ДТП (схема ДТП, ОСАГО, вызов ГАИ)

    Данную памятку советуем всегда иметь в бардачке, поскольку в случае ДТП человек обычно находится в состоянии шока и не всегда может адекватно действовать. Между тем, неправильные показания участников ДТП, незаполнение нужных документов и т.п. нюансы могут сильно повлиять на последствия ДТП. Новые правила оформления ДТП вступили в силу в 2015 году.

    Итак, согласно п. 2.5 ПДД водитель в случае ДТП обязан остановится, оказать помощь пострадавшим, потом сообщить о ДТП в ГАИ, записать фамилии очевидцев, обозначить положение ТС на дороге и дожидаться прибытия машины ГАИ.

    Дальнейшие действия водителей, участвующих в ДТП, прописаны в пунктах 2.6.1 и 2.6 ПДД. Чтобы не быть голословными, процитируем пункты закона, и ниже разберем их подробнее.

    2.6.1 Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

    Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

    Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:

    • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
    • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;
    • не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии — если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

    Итак, пункт 2.6.1 предписывает действия по оформлению ДТП, если нет пострадавших лиц. Если же какому-либо человеку причинен физический вред здоровью, оформлять такое ДТП следует согласно п. 2.6 Правил дорожного движения (ниже).

    Читайте также:  Для чего за границей нужны международные водительские права

    Оформление ДТП без пострадавших по новым правилам 2017 г.

    В отличие от ранее действующих правил, теперь первым делом следует зафиксировать на фотоаппарат или камеру мобильного телефона положение автомобилей и причастных к происшествию предметов со всех возможных ракурсов, и освободить проезжую часть. Таким образом, теперь не должно быть ситуаций, когда два слегка соприкоснувшихся автомобиля собирают за собой многокилометровую пробку, так как перегораживают проезд. Не убирать автомобили с дороги можно только в том случае, если они не создают никаких помех движению других транспортных средств. В противном случае приехавший наряд ГИБДД оштрафует обоих водителей за невыполнение ПДД.

    Далее, водителям следует выяснить, сходятся ли их взгляды в обстоятельствах ДТП, повреждениях автомобилей. Если они согласны друг с другом — они записывают очевидцев проишествияи либо отправляются в ГИБДД для оформления ДТП, либо оформляют извещения для страховой компании (если выполнены требования к ДТП, по которым допускается оформление так называемого европротокола, без справки ГИБДД), либо договариваются о возмещении ущерба «на месте», без ГИБДД. Как видите, обязанность обязательно сообщать о ДТП в ГИБДД теперь отсутствует. Ранее водители боялись покидать место даже мелкого ДТП без вызова ГИБДД, т.к. за оставление места ДТП предполагалось лишение прав. Теперь же можно договориться в соответствии с п. 2.6.1. ПДД и разъехаться, все будет законно. Если виновник передает пострадавшему деньги на ремонт, это обязательно должно фиксироваться распиской.

    Если взгляды водителей в обстоятельствах ДТП или повреждениях автомобилей не сходятся, им надлежит связаться с ближайшим отделением полиции, где они получат инструкции, куда им следует прибыть для оформления ДТП. Определять виновного и ущерб будет уже группа разбора ДТП ГИБДД.

    Оформление ДТП с пострадавшими по новым правилам 2020 г.

    Оформление дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими производится в соответствии с п. 2.6 ПДД РФ.

    2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

    • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
    • в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
    • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
    • записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

    Как видите, порядок оформления ДТП с ранеными иной: первым делом, оказываем помощь пострадавшим, или даже отправляем их на попутке в больницу, или даже отвозим на своей машине. Далее: убирать с проезжей части транспортные средства можно только если объезд участвующих в ДТП машин невозможен, не забыв при этом зафиксировать на фото и видео положение авто и всех причастных предметов. Если есть свободная полоса или обочина для движения — оставляем машины неподвижными до приезда ГИБДД.

    Иногда вызывать и ждать сотрудников на месте ДТП не представляется возможным (отдаленность места ДТП, отсутствие свободных экипажей ГАИ). Рассмотрим вариант самостоятельного оформления ДТП без пострадавших.

    Если Вы решили оформить схему ДТП без участия ГИБДД

    Запишите данные свидетелей происшествия

    Обсудите с другими участниками обстоятельства ДТП. Все мнения должны совпадать.

    Составьте и подпишите схему ДТП

    Как самому составить схему ДТП

    Не нужно, наверное, объяснять. что от правильности и понятности схемы ДТП будет зависеть решение ГАИ о виновности того или иного участника. Поэтому:

    • Рисуем схему понятную и четкую.
    • Обязательна привязка положения ТС к объектам на местности (перекресткам, километровым столбам и т.п.)
    • Указываем длину тормозного пути
    • Обязательно указание даты и времени ДТП
    • Если участник ДТП только один (вид ДТП — наезд на препятствие и т.п.), необходимо указать двух свидетелей ДТП, они должны подписать схему.

    На схеме следует обязательно зафиксировать:

    • ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газона, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
    • положения транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным дорожным объектам, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
    • направление движения участников ДТП до момента его наступления

    Если ДТП оформляется сотрудниками ГАИ, они фиксируют следующие сведения:

    Сотрудник ГИБДД должен подготовить:

    • Сведения о водителях и автомобилях, участвующих в ДТП;
    • объяснения участников и свидетелей ДТП;
    • перечень повреждений автомобилей в ходе ДТП;
    • рапорт, в котором указываются дополнительные сведения, которые могут иметь значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия решения по делу;
    • всем участникам ДТП должна быть выдана справка об участии в ДТП, вне зависимости от наличия вины;
    • если имело место административное правонарушение — возбуждается производство по делу об административном правонарушении (выносится определение или составляется протокол);
    • в некоторых случаях сразу может быть вынесено постановление об административном нарушении.

    К материалам дела должны быть приложены путевой лист и/или договор аренды автомобиля, доверенность — если автомобилем управлял не собственник.

    Добавим, что обычно экипаж приезжает к месту ДТП и составляет схему ДТП, затем участники отправляются в ведомственный отдел ГИБДД, где в спокойной обстановке фиксируются их объяснения, чуть позже (иногда на следующий день) на руки выдается справка о ДТП.

    Не лишним будет самостоятельно записать данные свидетелей происшествия, даже если второй участник ДТП признает свою вину. Также запишите все возможные данные об участниках ДТП: ФИО, адреса и телефоны, номера ОСАГО и наименования страховых компаний.

    Чтобы не проворонить возмещение ущерба по «ОСАГО»

    Составление бланка извещения о ДТП

    По Правила ОСАГО для получения возмещения по ОСАГО обязательно должен быть заполнен бланк извещения о ДТП. Такие бланки выдаются при заключении договоров об ОСАГО. Бланк заполняется либо один при двух участниках ДТП, либо каждый участник заполняет свою копию бланка.

    В течение пяти рабочих дней эти бланки должны быть отправлены заказным письмом страховщику. Потерпевший одновременно с этим бланком направляет заявление о страховой выплате. К заявлению необходимо приложить справку о ДТП, выданную органами милиции, копию протокола и постановления об административном правонарушении, если таковое было в действиях виновника ДТП.

    Расследование ДТП на предприятии

    В большинстве случаев ответственность за дорожно-транспортное происшествие возлагается на автомобилиста, который, находясь за рулем транспортного средства, нарушил правила дорожного движения. Но в некоторых случаях ситуация может быть осложнена различными обстоятельствами.

    К примеру, если автолюбитель попал в ДТП на служебном автомобиле, помимо обычного разбирательства с сотрудником дорожной инспекции, может потребоваться проведение служебного расследования.

    Когда проводится служебное расследование

    Когда же необходимо проведение служебного расследования? Для многих водителей этот вопрос остается загадкой, равно как и то, зачем проводить дополнительное расследование, если ДТП уже было рассмотрено сотрудниками ГИБДД.

    Практически каждая компания, имеющая на своем балансе единицы транспортной техники, имеет и свою систему безопасности. Поэтому в таких организациях есть внутренние инспекторы, которые обучают водителей, как правильно действовать, чтобы не допустить аварийной ситуации на дороге.

    Служебное расследование на предприятии необходимо для того, чтобы установить, виновен ли автомобилист в дорожно-транспортном происшествии, и нужно ли привлекать его к ответственности.

    Сроки для проведения расследования ДТП на предприятии

    Второй важный вопрос – в какие сроки должно проводиться служебное расследование ДТП на предприятии.

    В соответствии с нормами законодательства, на проведение такой проверки проводиться всего 5 дней. В случае если в дорожно-транспортном происшествии есть пострадавшие, то срок для проведения расследования может быть увеличен.

    Началом отсчета этого времени считается день, когда автомобиль попал в аварию. Чтобы начать расследование по факту ДТП, руководитель предприятия должен издать соответствующий приказ. В документе должна содержаться следующая информация:

    1. Ответственное лицо, которое будет отвечать за проведение проверки.
    2. Срок завершения расследования.

    Несмотря на то, что сотрудники дорожной инспекции также проводят всевозможные проверки и экспертизы, чтобы установить виновника дорожно-транспортного происшествия, в большинстве случаев на предприятии все равно проводиться свое расследование.

    Если будет установлено, что в ДТП был виноват работник предприятия, то организация сможет привлечь его к материальной ответственности и обязать возместить причиненный ущерб. Если же расследование будет проведено неправильно, то предприятия не сможет получить средства на восстановление поврежденного транспортного средства.

    Порядок расследования ДТП

    В каком порядке проводится расследование ДТП на предприятии?

    1. Прежде всего, на место дорожно-транспортного происшествия должен приехать сотрудник предприятия, который отвечает за безопасность. Поэтому в интересах водителя сразу же сообщить о столкновении руководству своей организации.
    2. Далее сотрудник предприятия составляет свои документы об аварии. Акт расследования ДТП может быть составлен как на месте происшествия, так и позднее. Главное, чтобы уполномоченное лицо внесло все данные об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия на месте аварии.
      Составление этого документа обязательно, даже не смотря на то, что у сотрудника ГИБДД будет готов аналогичный акт.
    3. Представитель компании имеет право опросить свидетелей произошедшего об обстоятельствах ДТП. Подобная проверка показаний позволит определить виновность водителя в случившемся, чтобы в дальнейшем привлечь его к ответственности или, напротив, снять с него все подозрения.
    4. Следующий шаг – съемка места происшествия. Как правило, сотрудник ограничивается фотографиями, однако для расследования сложных аварий может потребоваться видеозапись, чтобы в дальнейшем иметь полную картину случившегося.
    5. Представитель предприятия имеет право обращаться к сотрудникам ГИБДД для уточнения необходимой информации.

    По окончании составления документов сотрудниками дорожной инспекции, копии постановления, протокола и справки о ДТП выдаются представителю компании работника, попавшего в аварию. Документы передаются сотруднику под роспись, но в некоторых случаях может потребоваться проставление дополнительного штампа «копия верна» (если данное обстоятельство предусмотрено внутренним регламентом юридического лица).

    Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:

    +7 (812) 407-34-78 (Санкт-Петербург)

    Это быстро и бесплатно!

    Решение комиссии

    По результатам служебного расследования ДТП на предприятии собирается комиссия, состоящая из работников, уполномоченных решить, виновен ли водитель в случившемся.

    Перед тем, как принять решение, комиссия рассматривает обстоятельства произошедшего, к примеру:

    1. Состояние дорожного покрытия на месте ДТП.
    2. Погодные условия в день аварии.
    3. Качество транспортного средства, срок его эксплуатации.
    4. Состояние водителя в момент ДТП.

    Основные обстоятельства, на которые обращается наибольшее внимание проверяющих – соблюдение водителем правил дорожного движения, наличие нарушений при эксплуатации транспортного средства. Также имеет значение, привлекался ли автомобилист раньше к ответственности за несоблюдение ПДД, были ли в его практике иные аварийные случаи.

    Акт служебного расследования ДТП на предприятии может быть составлен только после установления всех обстоятельств произошедшего. В противном случае, он будет признан неполным и может быть бесполезен, если дело дойдет до суда.

    Расследование ДТП со смертельным исходом

    Служебное расследование дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом проводиться по той же схеме, что и ДТП без жертв. В этом случае уполномоченный сотрудник предприятия также должен осуществить сбор документов об аварии, подготовить все необходимые бумаги, описывающие обстоятельства столкновения.

    В случае если сотруднику организации, равно как и дорожному инспектору, удастся установить виновность автомобилиста, водитель будет привлечен не только к материальной, но и к уголовной ответственности. Каждый отдельный случай рассматривается следователем в индивидуальном порядке, по результатам чего специалистом выносится решение.

    Акт расследования ДТП

    Основной документ, подтверждающий проведение служебного расследования на предприятии – акт расследования ДТП на предприятии. Данный документ состоит из нескольких отдельных частей, каждая из которых содержит исчерпывающую информацию о случившемся:

    1. Первая часть содержит сведения о членах комиссии, уполномоченных рассматривать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия и действий водителя. Эта же часть содержит информацию обо всех участниках ДТП, транспортных средствах. Желательно здесь же в общих чертах описать обстоятельства произошедшего.
    2. Вторая часть документа должна содержать сведения о состоянии водителя. В качестве доказательства может быть приложена справка о прохождении комиссии перед выездом в рейс или документ о медицинском освидетельствовании по направлению сотрудников ГИБДД. При наличии должна быть прикреплена карта маршрута.
      Во второй части акта можно указать, нарушил ли водитель правила дорожного движения.
    3. Третья часть акта служебного расследования содержит сведения о состояние дорожного покрытия на участке трассы, где произошло ДТП. На этом же этапе можно указать, в каком состоянии находились знаки дорожного движения, была ли у участников аварии возможность рассмотреть указатели.
    4. В четвертой части акта содержится информация о водителе, который находился за рулем транспортного средства. В частности, в документе должна быть информация о возрасте автомобилиста, его стаже вождения (на этом конкретном авто и в целом), состояние работника в момент ДТП (психическое и физическое), сведения о прохождении медицинского освидетельствования, попадал ли он ранее в дорожно-транспортные происшествия.
    5. Пятая часть акта расследования ДТП содержит сведения о транспортном средстве. В документе обязательно должен быть указан год выпуска авто, номерные знаки и прочие технические характеристики автомобиля.
    6. Шестая часть документа – выводы, сделанные по результатам расследования, рекомендации по повышению уровня безопасности.
    7. Заключительная часть документа содержит общие выводы по расследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.

    Составление документа должно проводиться с учетом всех обязательных частей.

  • Ссылка на основную публикацию