Штраф за знак шипы, точнее за его отсутствие

Знак “Шипы” отменили – это правда?

Действующие ПДД утратили данную обязанность с 8 декабря 2018 года – соответствующий закон принят, то есть знак отменили, и в указанную дату он вступил в законную силу.

Обязанность была прописана в пункте 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации (Приложение Правил дорожного движения):

8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:
.
“Шипы” – в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква “Ш” чёрного цвета сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины.

Таким образом, актуальные новости на 28 Декабря 2020 года – знак “Шипы” на сегодняшний день отменён.

8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:
.
“Шипы” – в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква “Ш” чёрного цвета сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины.

Почему отменили знак «Шипы»?

Когда знак «Шипы» объявляли обязательным для обозначения машин на шипованной резине, логика законодателей состояла в том, что автомобиль с такой резиной тормозит намного резче. Поэтому водитель, следующий за вами, должен знать о ваших шипах, чтобы соблюдать достаточно большую дистанцию.

На самом же деле, вопреки этой логике, тормозной путь автомобиля зависит в первую очередь от его массы, наличия электронных систем безопасности и погодных условий. Само по себе наличие или отсутствие шипов на покрышке если и оказывает влияние, то далеко не первостепенное.

Возможно лет 30 назад знак «Шипы» и имел какой-то смысл, когда все ездили на всесезонной резине и шипы встречались достаточно редко. Тогда, наверное, автомобили с шипами действительно тормозили заметно резче, чем все остальные машины. Но в наше время это уже не так.

Знак «Шипы» потерял свой первоначальный смысл, так как сегодня на шипованной резине ездит уже более 70% автомобилистов, то есть – подавляющее большинство. Поэтому если и нужно обозначать в потоке какие-то машины на зимней резине, то логичнее было бы клеить знак на автомобили с «липучкой», а не с шипами.

  • Почему отменили обязательное использование знака «Шипы»?
  • Для чего стоит продолжать использовать знак «Шипы»?
  • Какого размера должен быть знак «Шипы» и куда его лучше клеить?
  • Дополнительная информация об отмене штрафа за отсутствие знака «Шипы».

Что доказывает данную норму

Для начала нужно вспомнить, что все подобные нормы прописаны в ПДД. Поэтому и обязанность по установке шины была прописана в ПДД. Для того, чтобы какая-то норма из этого документа перестала действовать, нужно Постановление Правительства РФ. Если его нет, то и поправки в ПДД, в том числе и по отмене не действительны. Такое постановление имеет статус таких, что вносят изменения в действующий нормативно-правовой акт, в нашем случае – в ПДД.

Было ли такое постановление в РФ? Конечно, было, если учесть, что знак «Шины» отменен. Если изучить историю, то впервые Постановление об отмене элемента «Шины» на рассмотрение было внесено еще в 2018 году, а именно 01.06.2018 года. Законодательный акт прошел все предусмотренные слушанья и внес поправки, хотя были и некоторые коллизии. В СМИ появилась информация о вступлении в силу нормы об отмене знака еще тогда, когда по факту такая норма не действовала. Например, на официальном сайте Правительства документ был опубликован только 30.11.2018 года. Если учесть, что он вступил в силу через неделю после опубликования, то это 08.12.2018 года. Но никак ни ноябрь 2018 года, как было представлено во многих изданиях.

Внесенные поправки еще раз подтвердили, что Правительство прислушивается к народу. Ведь абсурдность установки данного знака очевидна. Зачем другому водителю или пешеходу знать о том, что автомобиль имеет шипованную резину? Вопрос вообще не понятный, вызывавший ранее много споров и непоняток.

Было ли такое постановление в РФ? Конечно, было, если учесть, что знак «Шины» отменен. Если изучить историю, то впервые Постановление об отмене элемента «Шины» на рассмотрение было внесено еще в 2018 году, а именно 01.06.2018 года. Законодательный акт прошел все предусмотренные слушанья и внес поправки, хотя были и некоторые коллизии. В СМИ появилась информация о вступлении в силу нормы об отмене знака еще тогда, когда по факту такая норма не действовала. Например, на официальном сайте Правительства документ был опубликован только 30.11.2018 года. Если учесть, что он вступил в силу через неделю после опубликования, то это 08.12.2018 года. Но никак ни ноябрь 2018 года, как было представлено во многих изданиях.

Штраф за отсутствие знака

В соответствии с ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ:

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Таким образом, наказание за отсутствие знака “Шипы” представляет собой предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Согласно действующего законодательства предупреждение выноситься только при первом нарушении, при последующих фактах автолюбителя ждет штраф.

На штрафстоянку машину не заберут – это слухи. При отсутствии наклейки “Ш” движение автомобиля не запрещено:

В соответствии с ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ:

Нужен ли знак «Ш» на машине

Законодательством было установлено, что все автотранспортные средства должны иметь наклейку «Ш» на задней части. Действует законодательная норма, согласно которой, если не выполнить требование закона РФ, нарушители могут быть оштрафованы в размере 500 руб. (КоАП статья 12.5) либо по отношению к ним будет применена иная административная мера ̶ предупреждение.

Итак, автоинспектор сам решает вопрос, какую меру наказания применить по отношению водителя, нарушившего ПДД. Чтобы избегать наказания, рекомендуется приобрести наклейку (стоимость наклейки составляет 100 руб.) заранее, наклеить и ездить спокойно.

Читайте также:  Процедура снятия автомобиля с учета в ГИБДД


У автотранспортных средств, имеющих зимнюю резину, тормозной путь короче. Если водитель такой машины решит резко тормознуть, то водитель машины, которая находится сзади, не сможет вовремя среагировать. В таком случае, если произойдет автоавария, виновниками считались оба водители, один из которых не наклеил на машине знак «Ш», а другой не смог правильно рассчитать дистанцию. После этого у обоих автомобилистов могут возникнуть различные проблемы, связанные с возмещением компенсационной выплаты за нанесенный ущерб.

Клеить или нет знак «Шипы» в 2020 году: в ГИБДД все объяснили

Сменившие летние шины на зимние автомобилисты в очередной раз задались вопросом: обязательно ли сейчас клеить знак «Шипы» на машину, штрафуют ли за его отсутствие и вообще насколько он полезен. В ГИБДД разъяснили свою позицию по этому поводу еще осенью 2018 года с опубликованием постановления правительства о внесении изменений в ПДД. Согласно документу, с 8 декабря 2018 г. знак «Шипы» не считается обязательным для нанесения на автомобили, оборудованные зимними шинами.

Ранее обязательство иметь такой знак на автомобиле с шипами было закреплено в пункте №8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения с момента их издания в 1993 году и до 2018 года эта норма не менялась. Теоретически водителей таких автомобилей инспекторы ГИБДД могли оштрафовать на 500 рублей. Однако в ведомстве негласно признавали, что сотрудники ГИБДД таких постановлений не оформляли, а потом и прямо заявили о том, что в силу развития технологий наклейка утратила свою актуальность.

«Внесенными изменениями исключена обязанность водителя устанавливать опознавательный знак «Шипы» на транспортные средства, имеющие шипованные шины. Знак «Шипы» потерял свою актуальность в связи с тем, что в настоящее время динамические характеристики движения транспортного средства в значительной мере определяются другими факторами: конструкцией транспортного средства, степенью его загруженности, наличием современных электронных систем, способствующих торможению/стабилизации», — рассказывали в ГИБДД.

Таким образом, по оценке ведомства, установка этого знака на современных автомобилях не позволяет другим участникам движения однозначно судить о вероятном характере их движения, особенно в условиях неоднородного дорожного покрытия, характерного для зимних условий.

Знак «Шипы» был обязательным ровно один сезон, в 2017 году, но многие россияне были настолько перепуганы шансом получить штраф 500 рублей, что испытывают потребность клеить его и в 2020 году, отметил в разговоре с Autonews.ru президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

«Эта наклейка давно стала элементом декора без дополнительной смысловой нагрузки. Поэтому приобретать их могут разве что любители таких акцентов в дизайне своих автомобилей или желающие финансово поддержать производителей таких наклеек, — объяснил Шапарин. — Предупреждать в потоке о том, что используешь шипы, не имеет смысла, равно как и обсуждать этот вопрос с инспектором ДПС, ведь штраф за отсутствие наклейки уже много лет как отменен».

В феврале 2020 года в ГК «Автодор» предлагали сделать знак «Шипы» снова обязательном. Инициатива прозвучала в контексте обсуждения вариантов контроля за водителями, которые используют шипованную резину не по сезону и тем самым наносят серьезный вред дорожному покрытию. Дорожники предложили ввести штраф за неправильное использование покрышек и дать руководству регионов право самостоятельно определять сезон для «переобувки» автомобиля.

Идею тогда поддержали ведущие специалисты по дорожному строительству. К примеру, в РосдорНИИ высказали мнение, что разрешенную скорость для автомобилей с шипованными шинами на автомагистралях нужно снизить до 90 км/ч. Замглавы департамента ЖКХ Москвы Владимир Островский заявлял, что шипованная резина в Москве вовсе не нужна, так как дороги в городе хорошо убирают, а во влажную погоду их износ от шипов сильно увеличивается. По его словам, в связи с этим раз в три года в столице приходится менять верхний слой дорог.

В ГК «Автодор» говорили о проблеме шипов и ранее — в 2019 году госкомпания разработала и направила в Минтранс предложения по снижению негативного эффекта от шипов. Дорожники рассказывали, что считают нужным продлить запрет езды на шипах примерно на 75 дней. Речь идет исключительно о Центральном федеральном округе. В Южном и Северном федеральных округах такую практику предлагается внедрять отдельно. В зимний период «Автодор» предлагал задуматься об ограничении максимальной скорости движения транспорта с шипованными шинами до 70–80 км/ч на дорогах всех категорий.

Однако дальше предложений с тех пор не дошло. Так, Минтрансе посчитали невозможным продлить срок действия запрета на использование шипованной резины. Это объяснили значительной долей транзитных перевозок — грузовики во время поездки пересекают несколько климатических регионов и переобуваться каждый раз для них просто невозможно.

«Увеличение периода запрета использования шипованных шин не представляется возможным из-за наличия в транспортном потоке значительной доли транзитного автомобильного транспорта, пересекающего несколько климатических регионов. Разные погодно-климатические условия в таких регионах делают нецелесообразной установку единых жестких ограничений в части запрета на шипованные шины, а наличие различных требований влечет значительные издержки владельцев ТС», — рассказывали в Минтрансе.

Также в ведомстве называли нецелесообразным введение жестких ограничений по эксплуатации шипованной резины, поскольку во многих регионах ее применение полностью оправдано. «Зимой многие участки региональных дорог имеют уплотненный снежный покров, и коэффициент сцепления на нем ниже, чем на мокром асфальте. Движение на таких участках дорог без использования шипованной зимней резины будет существенно снижать безопасность и увеличивать риск возникновения аварийных ситуаций», — объясняли в Минтрансе.

Единых требований к смене резины с летней на зимнюю в России по понятной причине не существует. В ГИБДД начинают заранее предупреждать водителей о необходимости задуматься о «переобувке» с учетом климатических особенностей каждого региона. Однако в законодательстве указан крайней срок, после которого не летней резине ездить уже нельзя. Так, согласно Техническому регламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», с 1 декабря все автомобилисты в России должны сменить летнюю резину на зимнюю — это могут быть шипованные покрышки или «липучки».

Читайте также:  Процедура и стоимость восстановления ПТС на автомобиль

В России нельзя ездить на летней резине три месяца: в декабре, январе и феврале. При этом фактически никакого штрафа за нарушение этого правила в России нет. Однако в КоАП есть ст. 12.5. «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена» — штраф за такое нарушение составляет 500 рублей.

Знак «Шипы» был обязательным ровно один сезон, в 2017 году, но многие россияне были настолько перепуганы шансом получить штраф 500 рублей, что испытывают потребность клеить его и в 2020 году, отметил в разговоре с Autonews.ru президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Штраф за отсутствие знака “Шипы”

С 4 апреля 2017 года по 8 декабря 2018 года сотрудники ГИБДД могли наложить штраф за отсутствие знака “Шипы” по части 1 статьи 12.5 КоАП:

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 – 7 настоящей статьи, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Обратите внимание, в данной статье речь идет о наличии неисправностей или условий, при которых запрещается эксплуатации транспортных средств. Пункт 8, в котором до 2019 года говорилось об установке знака “Шипы”, относится к подобным неисправностям.

Поэтому наказание за отсутствие знака “Шипы” представляло собой предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

При желании Вы можете изучить данный раздел полностью, однако упоминания о знаке “Шипы” Вы там не найдете.

Зачем нужно это нововведение?

Многие спрашивают — какая вообще польза от этой таблички, всегда ездили без неё и всё было хорошо. На самом деле польза есть, хоть и не очевидная. Если у водителя, который едет впереди вас стоит резина на шипах, то и тормозной путь у него будет короче, чем на липучке. Этот знак поможет вам выбрать оптимальную дистанцию, чтобы избежать столкновения.

Можно ли ездить летом с этим знаком?
В данный момент это не как не регулируется законом. Никаких запретов на этот счет нет, поэтому наклейку можно оставлять. А вот если знак у вас держится на присосках, тогда конечно его лучше открепить, это займет несколько секунд. Да и знак в бардачке лучше сохранится до следующей зимы.


Можно ли ездить летом с этим знаком?
В данный момент это не как не регулируется законом. Никаких запретов на этот счет нет, поэтому наклейку можно оставлять. А вот если знак у вас держится на присосках, тогда конечно его лучше открепить, это займет несколько секунд. Да и знак в бардачке лучше сохранится до следующей зимы.

Как было до 4-го апреля 2017 года

До 4-го апреля 2017 года штраф за знак «Шипы», выписываемый инспекторами ГИБДД в сумме 500 рублей на основании ст.12.5 ч.1 КоАП РФ был неправомерен. В данном пункте закона буквально указано, за что можно применить предупреждение или штраф размером в 500 рублей. А именно, он применяется, когда имеется факт вождения автомобиля, эксплуатация которого запрещена.

В прилагаемом к Положению подробном Перечне неисправностей и условий, которые запрещают эксплуатацию транспорта, не было такого пункта, как запрет выезда без установленного знака «Шипы». Получается, что закон обязывал водителей устанавливать на машину знак «Ш» при наличии шипованных шин на колёсах, но не запрещал её эксплуатацию без данного знака. Следовательно, ссылка инспекторов на ст.12. ч.1 КоАП и начисление административного взыскания в 500 рублей была необоснованна, и его можно было опротестовать установленным порядком. По сути раньше необходимость наклейки «Ш» носила рекомендательный характер.

Вдобавок можно отметить, что ни в одном законодательном акте конкретно не были указаны требования к порядку и месту установки знака. Существовало только его описание и общее требование, что он должен находиться сзади машины. В магазинах автомобильных аксессуаров продаются готовые знаки-наклейки, которые продавцы рекомендуют наклеивать на верхний или нижний угол заднего стекла с внутренней стороны. Однако следует заметить, что в сложных метеоусловиях эти места как раз то чаще всего залеплены снегом, грязью и находятся вне зоны доступа стеклоочистителя. То есть это не лучшие места для установки знака. К тому же, если заднее стекло тонированное, то знак следует наклеивать с внешней стороны стекла, что значительно сокращает срок его службы.

Место на заднем стекле, где можно установить знак «Шипованная резина»


Вдобавок можно отметить, что ни в одном законодательном акте конкретно не были указаны требования к порядку и месту установки знака. Существовало только его описание и общее требование, что он должен находиться сзади машины. В магазинах автомобильных аксессуаров продаются готовые знаки-наклейки, которые продавцы рекомендуют наклеивать на верхний или нижний угол заднего стекла с внутренней стороны. Однако следует заметить, что в сложных метеоусловиях эти места как раз то чаще всего залеплены снегом, грязью и находятся вне зоны доступа стеклоочистителя. То есть это не лучшие места для установки знака. К тому же, если заднее стекло тонированное, то знак следует наклеивать с внешней стороны стекла, что значительно сокращает срок его службы.

Различные ситуации


Некоторые водители не меняют шины по сезону. Если водителя остановят летом на шипах и без таблички, то наказание последует. Наказание такое же как и зимой.

Читайте также:  Сдача экзамена в ГИБДД в 2020 году

Для чего нужен знак, и обязателен ли он?

Необходимость клеить знак на автомобиль, который ездит на шипованной резине, зафиксирована в правилах дорожного движения. В нормативно-правовом акте отражены и требования, предъявляемые к знаку.

Чтобы наклейка не вызвала дополнительных вопросов у инспекторов ГИБДД, она должна:

  • представлять собой равносторонний треугольник белого цвета вершиной вверх;
  • по сторонам треугольника должна идти красная кайма;
  • в центре должна располагаться буква Ш черного цвета;
  • стороны треугольника не должны быть меньше 20 см;
  • ширина каймы обязательно составляет одну десятую от стороны.

Наклейка должна быть размещена на транспортных средствах, на которых установлена шипованная резина. Потребность в наличии знака связана с тем, что автомобильные покрышки с шипами тормозят резче. Водители, движущиеся за транспортным средством, должны учитывать этот факт при планировании дистанции. Если автомобиль врезается во впереди стоящее транспортное средство, виновным признается лицо, въехавшее в машину. Здесь действует принцип “держи дистанцию”. Однако отсутствие символа “Шипы” приведет к тому, что вина будет распределена между всеми участниками происшествия.

Водитель, следующий сзади, не сможет адекватно оценивать дистанцию. Шипы имеют свойство вылетать на неровной дороге. Это также стоит принять во внимание, особенно в ситуации, если движение осуществляется на мотоцикле.

Скачать шаблон знака «Шипы» в формате PDF для печати:

Запрет в действующем законодательстве не присутствует. За сам факт наличия наклейки гражданина остановить для проверки не смогут.

Но ГИБДД обещали не штрафовать

Между тем, в ГИБДД прокомментировали, хотя и неофициально, что штрафовать зимой 2020 года за отсутствие знака Шипы не будут ещё до того, как его отменили.

Таким заявлением правоохранители дорожной безопасности якобы ссылаются на указанный выше проект закона – пока он находился на рассмотрении, и до тех пор, пока не будет принят, МВД не собиралось штрафовать водителей за отсутствие этой таблички.

Если в отношении Вас всё же вынесли штраф, просим оставить соответствующий комментарий ниже.


Между тем, в ГИБДД прокомментировали, хотя и неофициально, что штрафовать зимой 2020 года за отсутствие знака Шипы не будут ещё до того, как его отменили.

Если нарушитель попал в ДТП

Неприятным моментом, помимо денежного взыскания, при отсутствии наклейки с буквой «Ш» будет, если автомобиль «догонит» другая машина. По приезду на место аварии сотрудников ГИБДД владелец машины может получить не только штраф за езду без знака «Шипы», но и неожиданный результат ДТП. Поскольку тормозной путь ТС, оснащенного резиной с шипами, короче. Если оповещающего знака нет, то водитель врезавшегося сзади авто не мог достаточно объективно оценить обстановку и избежать ДТП. Следовательно, вина в аварии может быть признана обоюдной.


Неприятным моментом, помимо денежного взыскания, при отсутствии наклейки с буквой «Ш» будет, если автомобиль «догонит» другая машина. По приезду на место аварии сотрудников ГИБДД владелец машины может получить не только штраф за езду без знака «Шипы», но и неожиданный результат ДТП. Поскольку тормозной путь ТС, оснащенного резиной с шипами, короче. Если оповещающего знака нет, то водитель врезавшегося сзади авто не мог достаточно объективно оценить обстановку и избежать ДТП. Следовательно, вина в аварии может быть признана обоюдной.

Ответственность

В 2019 году знак Ш (шипы) не является обязательным к установке и нет никакой ответственности за его отсутствие.

До ноября 2018 года могли применять ст.12.5 КоАП. Так как законодатель растолковал ситуацию с отсутствием знака, как основание прекратить движение, то соответственно, предусмотрел и штраф за отсутствие наклейки «шипы».

Размер санкций установлен в ст. 12.5 КоАП, где сказано, что отсутствие информирования предлагает альтернативную ответственность: предупреждение или наложение ареста на сумму 500 рублей.

Кроме того, должностное лицо, призванное обеспечить безопасность на дороге, может запретить продолжить движение до момента устранения нарушений. То есть, вам придется отправиться в магазин, приобрести необходимый знак, и лишь после продолжить маршрут.

Обратите внимание, что рассматривать дела, возникающие по данному нарушению, могут сотрудники ГИБДД, а также руководитель Центра фиксации административных правонарушений в сфере дорожного движения, и его зам, командир ДПС и его заместитель.

Кроме того, так как вы не предусмотрели размещение знака, а соответственно, не оповестили движущихся за вами водителей о сокращении тормозного пути, в связи с использованием «шипов», то, в случае дорожно — транспортного происшествия, ответственность за его наступление может быть поделена между вами и врезавшимся в вас.

Если вы используете обычную наклейку, то можно не отрывать ее после «переобувки». Штраф за наличие знака в летний период, при использовании соответсвующей сезону резине, не предусмотрен.

Обратите внимание, что рассматривать дела, возникающие по данному нарушению, могут сотрудники ГИБДД, а также руководитель Центра фиксации административных правонарушений в сфере дорожного движения, и его зам, командир ДПС и его заместитель.

Пробиваются ли по базе ГИБДД?

Сотрудники ГИБДД при остановке водителя за рулём авто или принимая в МРЭО, всегда требуют предъявить страховку. И, если раньше можно было просто показать бумажный бланк полиса, то теперь так просто не отделаться. Сотрудники получили доступ и возможность пробивать наличие действующего договора по базе. Ведь о каждом заключенном договоре страховщик обязан вносить сведения в базу страховщиков не позднее одного рабочего дня с момента его заключения.

Пока доподлинно не известно, как именно недобросовестные продавцы страховок создают видимость регистрации липового договора в базе, но на практике какое-то время после покупки фальшивого полиса информация о его заключении сохраняется.

Ключевой момент в том, что информация имеется какое-то время, причем непродолжительное.

Ключевой момент в том, что информация имеется какое-то время, причем непродолжительное.

Ссылка на основную публикацию